Ан-2




















































Ан-2
Antonov An-2R on ski Ryabtsev.jpg
Ан-2Р на лыжном шасси, 2009 год
Тип
лёгкий многоцелевой
Разработчик
Союз Советских Социалистических Республик ОКБ-153
Производитель
Союз Советских Социалистических Республик Киевский авиазавод
Союз Советских Социалистических Республик ДМЗ
Польша PZL Mielec[pl]
Китайская Народная Республика SAMC
Китайская Народная Республика HAIG

Главный конструктор
О. К. Антонов
Первый полёт
31 августа 1947 года
Начало эксплуатации
с 1947 года
Статус
эксплуатируется, производится (в КНР)
Эксплуатанты
СССР (бывший)
Россия
КНР
см. эксплуатанты

Годы производства
СССР: 1947 — 1971
КНР: с 1957
Польша: 1960 — 2002
Единиц произведено
≈ 18 тыс.[1]
Варианты
Ан-2М, Ан-2СХ, Ан-3, Ан-4, Ан-6
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Ан-2 (по кодификации НАТО: Colt[2], разг. — «Аннушка», «Кукурузник»,«Дырдолет») — советский лёгкий многоцелевой самолёт. Представляет собой поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом. Оборудован двигателем АШ-62ИР конструкции А. Д. Швецова.


Ан-2 используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолёт и состоит на вооружении ВВС многих стран. Многие самолёты летают более 40 лет и налёт некоторых из них достигает 20 тыс. часов[3][4].


Ан-2 производился в СССР, Польше и продолжает выпускаться в КНР. Всего было построено более 18 тыс. Ан-2[1]. Экспортировался в 26 стран мира. До появления самолёта Ан-3 был самым большим в мире одномоторным бипланом. Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 60 лет[1].




Содержание






  • 1 История


  • 2 Эксплуатация


  • 3 Модификации


    • 3.1 Советские, российские и украинские


    • 3.2 Иностранные




  • 4 Модернизация


  • 5 Лётно-технические характеристики


  • 6 Эксплуатанты


    • 6.1 Военные


    • 6.2 Гражданские




  • 7 Участие в вооружённых конфликтах


  • 8 Аварии и катастрофы


  • 9 Ан-2 польского производства


  • 10 Аналоги


  • 11 В культуре


    • 11.1 Памятные монеты


    • 11.2 Почтовые марки


    • 11.3 Почтовые конверты


    • 11.4 В кино


    • 11.5 Песни




  • 12 В модельной индустрии


  • 13 Авиапамятники и экспонаты музеев


  • 14 См. также


  • 15 Примечания


  • 16 Литература


  • 17 Ссылки





История |


6 марта 1946 года было образовано ОКБ-153 по гражданским и транспортным самолётам при Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова. Его главным конструктором стал Олег Константинович Антонов. Первым заданием ОКБ стал сельскохозяйственный самолёт СХА-1, позднее переименованный в Ан-2.


31 августа 1947 года лётчик-испытатель П. Н. Володин впервые поднял в небо первый прототип Ан-2, обозначенный СХА. Самолёт выполнил два больших круга на высоте 1200 метров и после 30 минут полёта совершил посадку. В декабре 1947 года в НИИ ВВС начались Государственные испытания, которые продолжались до марта 1948 года. 23 августа 1948 года самолёт под обозначением Ан-2 был принят на вооружение ВВС и на снабжение ГВФ. Серийное производство было организовано на заводе № 473 в Киеве. 9 сентября 1949 года лётчик-испытатель Г. И. Лысенко поднял в небо первый серийный Ан-2 (в транспортном варианте).


Серийное производство самолёта Ан-2 велось:[5]




  • 1949—1952 — на авиационном заводе № 473 в Киеве, выпущено 185 машин.


  • 1953—1963 — на авиационном заводе № 473 в Киеве, выпущено 3164 машин.


  • 1959—2002 — на авиационном заводе WSK PZL-Mielec в Польше, выпущено 11 915 машин.


  • 1966—1971 — на Долгопрудненском машиностроительном заводе (г. Долгопрудный, Московская область), выпущено 506 машин модификации Ан-2М.


  • 1956—1968 — на авиационном заводе № 320 в г. Наньчан (ныне NAMC — Nanhang Aircraft Manufacturing Corporation) в Китае, выпущено 727 машин под названием 安-2 («Фонг Шу-2»).


  • 1970 — по настоящее время (2013) — на авиационном заводе в Шицзячжуан (ныне SAMC — Shijiazhuang Aircraft Manufacturing Corporation) в Китае, выпущено более 300 машин под названием 运-5 («Юншучжи-5», Y-5). Темп производства Y-5 в настоящее время составляет 10—20 машин в год.


До вступления СССР в ИКАО воздушные суда, разработанные в СССР не получали сертификат типа, вместо него выдавался Аттестат о годности к эксплуатации. В 1999 году завод PZL-Mielec получил сертификаты типа на Ан-2 и Aн-2Т[6]. По некоторым данным, сертификат типа ныне принадлежит Airbus Military[7].



Эксплуатация |


В СССР самолёт очень широко эксплуатировался на местных воздушных линиях для перевозки пассажиров и грузов (часто на линиях, связывавших областные центры с районными, а также сёлами), выполнения различных народнохозяйственных, в частности, авиационных химических работ. Применялся так же и в ДОСААФ, для десантирования парашютистов-любителей.




Ан-2 на аэродроме «Сиворицы».


Будучи простым в эксплуатации, пригодным для работы с неподготовленных грунтовых площадок и обладая малым разбегом и пробегом, самолёт был незаменим для работ на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, где применялся повсеместно. Порой путают Ан-2 с самолётом По-2, который назывался «кукурузником», это название досталось ему от самолётов сельскохозяйственной авиации У-2АП, применявшихся для обработки полей, в том числе кукурузных в Бессарабии и Украине.


На 2012 год, в мире эксплуатируется 2271 Ан-2; в России имеется 1580 самолётов Ан-2, из них 322 пригодны к эксплуатации. На Украине имеется 135 самолётов Ан-2, из них в состоянии лётной годности 54. В Казахстане эксплуатируются 290 Ан-2, в Узбекистане — 143, в Туркменистане — 89, в Белоруссии — 82, в Азербайджане — 63, в Киргизии — 30, в Молдавии — 13 и в Армении — четыре[8].


По данным ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина», на середину 2017 года 90 % задач малой авиации в России всё ещё выполнялось самолётами Ан-2[9].



Модификации |




Флот Ан-2 авиакомпании Оренбургские авиалинии





Экраноплан Ан-2Э




Ан-2 на лыжах. Дроп-зона Волосово, Московская обл.




Ан-2, кустарно переделанный в экраноплан



Советские, российские и украинские |




  • Ан-2П — пассажирский (10 мягких кресел)


  • Ан-2М — модернизированный (одноместный, сельскохозяйственный)


  • Ан-2МС (ТВС-2МС)[10] — турбовинтовой самолёт (ТВС), глубоко модернизированный (в СибНИА) вариант Ан-2 с турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-12UAN и пятилопастным воздушным винтом (Проектные работы начаты в 2011 г., первый полёт 5 сентября 2011 г.)[11][12], самолёт-демонстратор (ТВС-2ДТ) для отработки элементов перспективного лёгкого многоцелевого самолёта (ЛМС) и его вариант ТВС-2ДТС с композитным крылом и корпусом.


  • Ан-2ПП — противопожарный, с поплавковым шасси (гражданский)


  • Ан-2C — санитарный. Салон оборудован местами на шесть лежачих больных, с двумя сопровождающими медработниками


  • Ан-2СХ — сельскохозяйственный (гражданский)


  • Ан-2Т — транспортный (1,5 тонны груза), почтовый, грузовой. Простейший вариант, без отделки салона и пассажирских сидений.


  • Ан-2ТП — транспортно-пассажирский. Вдоль бортов фюзеляжа расположены жёсткие откидные сиденья на 12 пассажиров. В начале 1960-х годов в Лейпциге было переоборудовано 7 самолётов, которые отличались прямоугольными иллюминаторами, пассажирским салоном с отделкой и мягкими креслами


  • Ан-2ТД — транспортно-десантный. Салон оборудован для 12 парашютистов и их грузов, со скамейками вдоль бортов и с приспособлениями для десантирования и сброса грузов


  • Ан-2Ф — аэрофотосъёмочный. Гражданский вариант с обычным фюзеляжем и автопилотом


  • Ан-2Ф — экспериментальный артиллерийский корректировщик с застеклённой средней секцией фюзеляжа, надфюзеляжным пулемётом и двухкилевым вертикальным оперением (1948 год)


  • Ан-2Л — лесопожарный вариант, снабжённый грузом химикалий в стеклянных контейнерах под крыльями и фюзеляжем


  • Ан-2ЗА — вариант для зондирования атмосферы с турбокомпрессором и дополнительной кабиной впереди киля для наблюдателя


  • Ан-2 Геофиз (An-2 Geofiz) — для геофизических исследований


  • Ан-2ПК (An-2PK) — пятиместный, для служебных перевозок


  • Ан-2НАК — фоторазведчик и ночной артиллерийский разведчик. Двухкилевой с остеклённой хвостовой частью. Вооружался пулемётом УБТ или автоматической пушкой НС-23. Первый полёт — в апреле 1949 года (лётчик-испытатель А. Е. Пашкевич). Серийно не строился


  • Ан-3 — вариант с турбовинтовым двигателем ТВД-20


  • Ан-2В, Ан-4 (гражданский) — гидросамолёт на поплавковом шасси


  • Ан-2П — противопожарная модификация Ан-2В, усовершенствованная в 1964 году. Способен поднять 1240 л воды


  • Ан-6 — высотный разведчик погоды. Самолёт для полёта в горных районах и выполнения высотных, метеорологических, геофизических исследований. Перед килем была оборудована кабина наблюдателя для достижения наилучшего кругового обзора. На Ан-6 установлено два международных рекорда высоты. Первый полёт: 21 марта 1948 года


  • Ан-2 «перехватчик» — со сдвоенной пулемётной турелью за центропланом и прожектором для перехвата разведывательных аэростатов (1960-е годы)


  • Ан-2Э — опытный экраноплан (или экранолёт?).


  • Ан-2-100 — модернизированный, с турбовинтовым двигателем МС-14 разработки Мотор Сич[13]. 11 апреля 2017 года самолёт Ан-2-100 поднял груз с рекордным для своего класса весом — 3202 кг на высоту 2700 м[14].



Иностранные |


ПольшаFlag of Poland.svg Польша[15]:



  • An-2 Geofiz

  • An-2LW

  • An-2P/PK/PR

  • An-2R

  • An-2S

  • An-2T/TD/TP




Yunshuji Y-5


КНРFlag of the People's Republic of China.svg КНР: «Фонг Шу-2»



  • Shijiazhuang Y-5


  • Nanchang Y-5


    • Y-5A — китайский вариант Ан-2Т


    • Y-5B — китайский вариант Ан-2СХ


    • Y-5C — китайский вариант Ан-2ТД. Отличается концевыми аэродинамическими поверхностями на верхнем крыле


    • Y-5K — «салон»





Модернизация |


В 2011 году по заказу Минпромторга в России начались работы по ремоторизации Ан-2. Из-за отсутствия в стране производства конкурентоспособных двигателей для малой авиации в 2012 году СибНИА подписал меморандум с компанией Honeywell о локализации американских моторов при спросе более 40 машин в год. Двигатели Honeywell были установлены на первые 25 самолётов, подвергшихся ремоторизации. Но локализация не стала массовой из-за слабого спроса[9].


В 2012 году Министерство транспорта РФ сообщило о разработке программы глубокой модернизации от 500 до 800 самолётов Ан-2, включающей замену двигателей и аэронавигационной аппаратуры. Модернизация одного самолёта будет стоить от $600 тыс. до $850 тыс. Начало реализации программы намечено на 2015 год[16].


В июле 2013 года киевское авиационное производственное объединение «Антонов» объявило о начале лётных испытаний самолёта Ан-2-100 с турбовинтовым двигателем МС-14 производства украинской компании «Мотор Сич». Самолёт заправляется керосином, а не бензином, что повышает его рентабельность. Планируется переоборудование ряда самолётов Ан-2 из стран СНГ в вариант Ан-2-100.


В 2017 году в рамках глубокой модернизации Ан-2 СибНИА разработал новый цельнокомпозитный лёгкий самолёт ТВС-2ДТС «Байкал». В июле 2017 года опытный экземпляр нового воздушного судна совершил первый испытательный полёт[17]. Серийное производство самолёта «Байкал» должно начаться в 2021 году на Улан-Удэнском авиационном заводе, а первым эксплуатантом станет якутская авиакомпания «Полярные авиалинии»[18]



Лётно-технические характеристики |




Ан-2 в трёх проекциях




Кабина Ан-2




Жёсткие откидные сиденья на 12 пассажиров


Ан-2 построен по аэродинамической схеме расчалочного биплана. Фюзеляж цельнометаллический полумонокок балочно-стрингерного типа с работающей обшивкой. Крылья прямые, двухлонжеронные, образованы двояковыпуклым несимметричным профилем Р-II-ЦАГИ. Коробка крыльев одностоечная с I-образными стойками. Верхнее крыло снабжено автоматическими предкрылками по всему размаху, щелевыми нависающими закрылками и элерон-закрылками. На нижнем крыле установлены только щелевые закрылки. Обшивка крыльев и оперения — полотняная. Шасси — неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. В зимнее время предусмотрена установка лыжного шасси. Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения АШ-62ИР с четырёхлопастным воздушным винтом.


На самолётах первых 129 серий устанавливался деревянный винт В-509А-Д7 диаметром 3,6 метра с саблевидными лопастями. Позже он был заменён винтом В-509А-Д9. На некоторых экземплярах ВС типа Ан-2 применялся трёхлопастной винт, ранее использовавшийся на самолётах типа Ли-2. Начиная с 57 серии польского производства устанавливался металлический винт AB-2 с прямыми лопастями.


Источник данных: Руководство по лётной эксплуатации самолёта Ан-2. М.: Воздушный транспорт, 1984[19]


Технические характеристики



  • Экипаж: 2

  • Пассажировместимость: 12


  • Грузоподъёмность: 1500 кг


  • Длина: 12,4 м (в стояночном положении)

  • Размах крыльев:




  • Размах верхнего крыла: 8,425 м (от оси стыковых узлов до края законцовки)


  • Размах нижнего крыла: 5,795 м






  • Высота: 5,35 м (в линии полёта)

  • Площадь крыла: 71,52 м2

  • Размеры грузовой кабины:




  • Длина: 4,1 м


  • Высота: 1,8 м


  • Ширина: 1,6 м




  • Масса пустого: 3400—3690 кг


  • Максимальная взлётная масса: в зависимости от варианта



  • в пассажирском и грузовом вариантах:

    • при температуре воздуха у земли до +15°С: 5500 кг

    • при температуре воздуха у земли свыше +15°С: 5250 кг



  • в сельскохозяйственном варианте: 5250 кг




  • Объём топлива: 1240 л


  • Силовая установка: 1 × звёздообразный поршневой АШ-62ИР


  • Мощность двигателей: 1 × 1000 л.с. (1 × 735,45 кВт)


  • Воздушный винт: АВ-2

  • Диаметр винта: 3,6 м


Лётные характеристики


  • Максимально допустимая скорость: 300 км/ч

  • Максимальная скорость: 236 км/ч (при максимальной взлётной массе)


  • Крейсерская скорость: 180 км/ч (при максимальной взлётной массе)

  • Практическая дальность: 990 км


  • Практический потолок: 4200 м (при максимальной взлётной массе)


  • Скороподъёмность: 2,4 м/с (при максимальной взлётной массе)

  • Длина разбега: 235 м (при максимальной взлётной массе)

  • Длина пробега: 225 м


Вооружение



  • Неуправляемые ракеты: 2 блока РО, 16 неуправляемых снарядов С-5М или С-5К


  • Бомбы: один балочный держатель БДЗ-57КУ или БДЗ-57КР с бомбой весом до 250 кг



Эксплуатанты |



Военные |




Ан-2 ВВС Эстонии, 2007 год




Nanchang Y-5 ВВС Албании, 2006 год




Ан-2 в Vietnam Air Services Co., 2005 год


Состоит на вооружении



  • АрменияFlag of Armenia.svg Армения — 6 Ан-2ТД, по состоянию на 2012 год[20]


  • БолгарияFlag of Bulgaria.svg Болгария — 1 Ан-2Т, по состоянию на 2016 год[21]


  • ВьетнамFlag of Vietnam.svg Вьетнам — 6 Ан-2, по состоянию на 2016 год[22]


  • ГвинеяFlag of Guinea.svg Гвинея — некоторое количество Ан-2, по состоянию на 2016 год<[23]


  • ГрузияFlag of Georgia.svg Грузия — 6 Ан-2, по состоянию на 2016 год<[24]


  • КиргизияFlag of Kyrgyzstan.svg Киргизия — 4 Ан-2, по состоянию на 2016 год<[25]


  • КНРFlag of the People's Republic of China.svg КНР:


    • Китайская Народная Республика ВВС КНР — некоторое количество Y-5 (китайская копия Ан-2), по состоянию на 2012 год[26]


    • Китайская Народная Республика ВМС КНР — некоторое количество Y-5, по состоянию на 2012 год[26]




  • КНДРFlag of North Korea.svg КНДР — около 200—300 Ан-2/Y-5 на хранении, по состоянию на 2016 год[27][28]


  • Республика КореяFlag of South Korea.svg Республика Корея — 10 Ан-2, по состоянию на 2012 год[29]


  • КубаFlag of Cuba.svg Куба — 1 в эксплуатации парашютного клуба Варадеро, 8 Ан-2 на хранении, по состоянию на 2016 год[30]


  • ЛаосFlag of Laos.svg Лаос — 4 Ан-2, по состоянию на 2016 год[31]


  • ЛатвияFlag of Latvia.svg Латвия — 4 Ан-2, по состоянию на 2016 год[32]


  • МакедонияFlag of Macedonia.svg Македония — 1 Ан-2, по состоянию на 2016 год[33]


  • МалиFlag of Mali.svg Мали — некоторое количество Ан-2, по состоянию на 2012 год[34]


  • Республика МолдоваFlag of Moldova.svg Республика Молдова — 2 Ан-2, по состоянию на 2016 год[35]


  • НикарагуаFlag of Nicaragua.svg Никарагуа — 2 Ан-2, по состоянию на 2012 год[36]


  • РоссияFlag of Russia.svg Россия — некоторое количество Ан-2 (авиация ВДВ), по состоянию на 2012 год[37]


  • РумынияFlag of Romania.svg Румыния — 8 Ан-2, по состоянию на 2012 год[38]


  • СербияFlag of Serbia.svg Сербия — 1 Ан-2, по состоянию на 2016 год[39]


  • УзбекистанFlag of Uzbekistan.svg Узбекистан — некоторое количество Ан-2, по состоянию на 2012 год[40]


  • УкраинаFlag of Ukraine.svg Украина — 1 Ан-2Т на вооружении авиации ВМС Украины, по состоянию на 2012 год


  • ЭстонияFlag of Estonia.svg Эстония — 2 Ан-2, по состоянию на 2016 год[41]


Состоял на вооружении







  • СССРFlag of the Soviet Union.svg СССР:

    • ДОСААФ


    • Союз Советских Социалистических Республик ВВС СССР


    • Союз Советских Социалистических Республик Авиация ВМФ СССР




  • АзербайджанFlag of Azerbaijan.svg Азербайджан


  • АлбанияFlag of Albania.svg Албания


  • АнголаFlag of Angola.svg Ангола


  • АфганистанFlag of Afghanistan.svg Афганистан


  • Республика БеларусьFlag of Belarus.svg Республика Беларусь


  • Босния и ГерцеговинаFlag of Bosnia and Herzegovina.svg Босния и Герцеговина


  • ВенгрияFlag of Hungary.svg Венгрия


  • Гвинея-БисауFlag of Guinea-Bissau.svg Гвинея-Бисау


  • ГДРFlag of East Germany.svg ГДР


  • ГерманияFlag of Germany.svg Германия


  • ЕгипетFlag of Egypt.svg Египет


  • ИракFlag of Iraq.svg Ирак





  • ЙеменFlag of Yemen.svg Йемен


  • КазахстанFlag of Kazakhstan.svg Казахстан


  • КамбоджаFlag of Cambodia.svg Камбоджа


  • ЛитваFlag of Lithuania.svg Литва — 3 Ан-2, по состоянию на 2012 год[42]


  • МонголияFlag of Mongolia.svg Монголия


  • ПольшаFlag of Poland.svg Польша


  • СирияFlag of Syria.svg Сирия


  • СомалиFlag of Somalia.svg Сомали


  • СуданFlag of Sudan.svg Судан


  • ТаджикистанFlag of Tajikistan.svg Таджикистан


  • ТанзанияFlag of Tanzania.svg Танзания


  • ТунисFlag of Tunisia.svg Тунис


  • ТуркменияFlag of Turkmenistan.svg Туркмения


  • ХорватияFlag of Croatia.svg Хорватия


  • ЧехословакияFlag of the Czech Republic.svg Чехословакия


  • ЮгославияFlag of Yugoslavia (1946-1992).svg Югославия




Гражданские |




  • Флаг Монголии Монголия — 30 Ан-2 на хранении


  • РоссияFlag of Russia.svg Россия — около 1500 Ан-2 различных модификаций



Участие в вооружённых конфликтах |




  • Корейская война (1950—1953)


  • Первый кризис в Тайваньском проливе (1954)

  • Венгерское восстание (1956)


  • Второй кризис Тайваньского пролива (1958)


  • Война во Вьетнаме (1959—1975)


  • Гражданская война в Лаосе (1960—1973)


  • Война за независимость Анголы (1961—1974)


  • Сентябрьское восстание в Иракском Курдистане (1961—1975)


  • Война за независимость Эритреи (1961—1991)


  • Война в Дофаре (1962—1976)


  • Гражданская война в Северном Йемене (1962—1970)


  • Индонезийско-малайзийская конфронтация (1962—1966)


  • Шестидневная война (1967)


  • Война на истощение (1967—1970)


  • Гражданская война в Нигерии (1967—1970)


  • Гражданская война в Камбодже (1967—1975)


  • Третья индо-пакистанская война (1971)


  • Война Судного дня (1973)


  • Гражданская война в Эфиопии (1974—1991)[источник не указан 1060 дней]


  • Кампучийско-вьетнамский конфликт (1975—1989)


  • Гражданская война в Анголе (1975—2002)


  • Гражданская война в Мозамбике (1976—1992)


  • Война за Огаден (1977—1978)


  • Гражданская война в Афганистане (1979—2001)


    • Афганская война (1979—1989)


    • Гражданская война в Афганистане (1989—1992)


    • Гражданская война в Афганистане (1992—1996)


    • Гражданская война в Афганистане (1996—2001)




  • Гражданская война в Сальвадоре (1980—1992)


  • Гражданская война в Никарагуа (1981—1990)


  • Вторжение США на Гренаду (1983)[43][источник не указан 913 дней]

  • Гражданская война в Южном Йемене (1986—1987)


  • Гражданская война в Грузии (1990—1993)


  • Карабахская война (1991—1994)


  • Война в Хорватии (1991—1995)


  • Война в Абхазии (1992—1993)


  • Гражданская война в Таджикистане (1992—1997)


  • Боснийская война (1992—1995)

  • Гражданская война в Чечне (1992—1994)


  • Гражданская война в Иракском Курдистане (1994—1998)


  • Косовская война (1998—1999)


  • Война НАТО против Югославии (1999)


  • Конфликт в Македонии (2001)


  • Конфликт в дельте Нигера (2004 — настоящее время)


  • Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)


  • Гражданская война в Ливии (2011)



Аварии и катастрофы |



В онлайн базе проекта Aviation Safety Network имеются записи о 622 авиационных происшествиях и катастрофах, в ходе которых произошли потери самолётов, потери по другим причинам составили ещё 67 машин, погибло 781 человек (на 19 декабря 2017 года)[44].



Ан-2 польского производства |















































































Производство самолётов Ан-2 на заводе PZL-Mielec в 1960—1991 гг.
Обозначение модификации Расшифровка обозначения Всего в том числе для СССР в том числе для других стран
R
СХ
rolnicza
сельскохозяйственный
7786 7075 711
TP
ТП
transportowo-pasażerska
транспортно-пассажирский
1586 1537 49
TD
ТД
transportowo-desantowa
транспортно-десантный
1405 1028 377
P
П
pasażerska
пассажирский
837 821 16
M
В
morska
водный (гидросамолёт)
148 122 26
T
Т
transportowa
транспортный
69 0 69
RTD

rolniczo-transportowo-desantowa
сельскохозяйственный-транспортно-десантный
19 0 19
F
Ф
fotogrametryczna
аэрофотосъёмочный
5 0 5
Прочие 26 0 26
Итого 11881 10583 1298

















































































































Поставка самолётов Ан-2 производства PZL-Mielec

п/п
Государство Объём, шт.
1.
СССРFlag of the Soviet Union.svg СССР
10583
2.
ПНРFlag of Poland.svg ПНР
460
3.
НРБFlag of Bulgaria (1971 – 1990).svg НРБ
222
4.
СР РумынияFlag of Romania (1965-1989).svg СР Румыния
132
5.
ВНРFlag of Hungary.svg ВНР
119
6.
КНДРFlag of North Korea.svg КНДР
115
7.
ЮгославияFlag of Yugoslavia (1946-1992).svg Югославия
63
8.
ЧехословакияFlag of the Czech Republic.svg Чехословакия
49
9.
МНРFlag of the People's Republic of Mongolia (1940-1992).svg МНР
47
10.
ГДРFlag of East Germany.svg ГДР
20
11.
ТурцияFlag of Turkey.svg Турция
15
12.
ВьетнамFlag of Vietnam.svg Вьетнам
14
13.
ИракFlag of Iraq (1963–1991); Flag of Syria (1963–1972).svg Ирак
13
14. ВеликобританияFlag of the United Kingdom.svg Великобритания 10
15.
ВенесуэлаFlag of Venezuela (1954–2006).svg Венесуэла
9
16.
КубаFlag of Cuba.svg Куба
4
17.
НикарагуаFlag of Nicaragua.svg Никарагуа
2
18.
КолумбияFlag of Colombia.svg Колумбия
2
19.
ФранцияFlag of France.svg Франция
1
20.
НидерландыFlag of the Netherlands.svg Нидерланды
1
Итого 11881

Большинство Ан-2 выпущено на польском заводе PZL Mielec[pl], где производился планер и сборка самолёта. Двигатели выпускали 2 польских завода: PZL Kalisz[pl] и PZL Rzeszów[pl]. Хвостовое оперение, лыжи, поплавковое шасси и химаппаратура выпускались на заводе WSK Okęcie.



Аналоги |



  • Bellanca AirCruiser — пассажирский моноплан производства Bellanca Aircraft Corporation, совершивший первый полёт в 1930 году, выглядит похожим на АН-2


В культуре |



Памятные монеты |




Почтовые марки |


Ан-2 — популярный сюжет в филателии. В мире изданы почтовые марки с изображением Ан-2 в таких странах как Ирак, ГДР, Казахстан, СССР, Китай, КНДР, Куба, Мальдивы, Россия, Румыния, Украина.




Почтовые конверты |


Неоднократно были выпущены почтовые художественные маркированные конверты.




В кино |


О работе лётчиков Ан-2 в 1971 году киностудией «Ленфильм» снят советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм «Разрешите взлёт!»


В фильме «Неудержимые 2» Барни получает его в качестве подарка от Храма


В фильме «Индиана Джонс: Королевство Хрустального Черепа» Индиана Джонс приземляется в городе Куско, Перу на Ан-2


В сериале «Спецназ», серия «Взлётная полоса» герои сериала в конце серии взлетали на нём с аэродрома Сар-Аб



Песни |



  • «А мы летаем на Ан-2». Авторы: музыка — Валентин Левашов, слова — Гольцев. Исполняет — Владимир Трошин.[46]

  • «Ан-2 в атмосфере „Северов“». Автор — Михаил Кучин.[46]

  • «Аннушка и „Антон“». Автор — Борис Вахнюк.[46]

  • «Песня пилотов самолёта Ан-2» — «Капитан Гастелло»

  • «АН-2» песня группы LaScala

  • «Песня о самолёте Ан-2». Автор — Анвар Исмагилов.[47]



В модельной индустрии |


Сборные масштабные модели Ан-2 из пластмассы выпускались и выпускаются до сих пор многими фирмами, в частности:




  • VEB Plasticart, вариант с прямоугольными иллюминаторами, масштаб 1:75;


  • Trumpeter, масштаб 1:72;


  • Italeri, масштаб 1:72;


  • Revell, масштаб 1:72;

  • «Моделист», масштаб 1:72;

  • Hobby Boss, Ан-2, Ан-2 на лыжном шасси, Ан-2В, масштаб 1:48;

  • Valom, масштаб 1:48;

  • Eastern Express, масштаб 1:144.



Авиапамятники и экспонаты музеев |


Самолёты-памятники АН-2 установлены в следующих странах:



  • Украина — список авиапамятников на Украине

  • Россия — Ульяновск (Головной отраслевой музей истории гражданской авиации), Иваново[48], Владимир (аэропорт Семязино)[49] , Барнаул[50], (аэропорт имени Германа Степановича Титова) и др.



См. также |


Перспективный лёгкий многоцелевой самолёт — проект создания турбовинтового самолёта (ТВС) для замещения Ан-2 в рамках Государственной программы по развитию малой авиации.



Примечания |





  1. 123 Лётно-технические характеристики самолёта Ан-2


  2. List of Designations for Soviet/Russian Aircraft


  3. Ан-2 на сайте ГП Антонов


  4. ГП «Антонов» планирует сертифицировать самолёт Ан-2-100 предстоящей зимой


  5. Антонов АН-2


  6. Samoloty — zestawienie certyfikatów typu dla SP w RCSP. sierpień 2007


  7. ООО Деловая газета «Взгляд», Роман Крецул: Улетел в Европу Права на производство Ан-2 оказались даже не в Киеве


  8. Самолёт Ан-2-100 выполнил первый полёт


  9. 12 Елизавета Кузнецова. В России кончаются «кукурузники» // Коммерсантъ, № 184 (6178), 04 октября 2017


  10. Модернизация самолёта Ан-2


  11. Директор СибНИА: легендарный "кукурузник" Ан-2 получит вторую жизнь (неизв.). Архивировано 13 августа 2013 года.


  12. Авиация и время № 3, 2013, стр. 26-28.


  13. Коробец, Максим Ан-2 – есть второе дыхание! (неизв.). Позиция (17 июля 2013). Проверено 21 июля 2013. Архивировано 25 июля 2013 года.


  14. Видео дня: Украинский самолёт Ан-2-100 побил мировой рекорд (неизв.). ukranews.com. Украинские новости (11 апреля 2017).


  15. справочники Jane Архивировано 6 марта 2005 года. 1983—1984 годов и ранее


  16. «Кукурузник» вернется на российские заводы в 2015 году


  17. Наталья Решетникова. Первый композитный // Российская газета, № 158 (7324), 19 июля 2017


  18. Статья на РИА-НОВОСТИ «Самолет, который заменит Ан-2, получил название «Байкал» (08.06.2018)


  19. Руководство по лётной эксплуатации самолёта Ан-2 / А. Г. Майоров. — М.: Воздушный транспорт, 1984. — 95 с.


  20. Order of Battle — Armenia


  21. The Military Ballance 2016,p.83


  22. The Military Ballance 2016,p.298


  23. The Military Ballance 2016,p.449


  24. The Military Ballance 2016,p.184


  25. The Military Ballance 2016,p.187


  26. 12 Order of Battle — China


  27. Oil price 'grounds' N Korea fleet


  28. The Military Ballance 2016,p.266


  29. Order of Battle — South Korea


  30. The Military Ballance 2016,p.394


  31. The Military Ballance 2016,p.271


  32. The Military Ballance 2016,p.115


  33. The Military Ballance 2016,p.119


  34. Order of Battle — Mali


  35. The Military Ballance 2016,p.188


  36. Order of Battle — Nicaragua


  37. Order of Battle — Russia


  38. Order of Battle — Romania


  39. The Military Ballance 2016,p.135


  40. Order of Battle — Uzbekistan


  41. The Military Ballance 2016,p.91


  42. Lithuanian Armed Forces (MINISTRY OF NATIONAL DEFENCE REPUBLIC OF LITHUANIA)


  43. Владислав Морозов. Неизвестная война."Гренадская волость - три дня в октябре" (рус.) // Арсенал Коллекция. — М., 2012. — № 4. — С. 2—14.


  44. ASN Aviation Safety Database. Antonov 2


  45. 12 Почтовые марки с изображением Ан-2


  46. 123 Песни о самолёте Ан-2


  47. Песня о самолёте ростовского авиаотряда АН-2 бортовой номер 96824, на котором автор боролся с морской болезнью и победил (сл.А.Исмагилов, муз.А.Исмагилов) - Bard.ru.com (неизв.). www.bard.ru.com. Проверено 7 мая 2018.


  48. Фотоблог Безрукова Павла


  49. У аэропорта «Семязино» поставили памятник легендарному «Кукурузнику»


  50. Легендарный АН-2 установили перед аэропортом в Барнауле. Проверено 2 сентября 2018.




Литература |




  • Самолёт Ан-2. Инструкция по эксплуатации, 2 изд., Оборонгиз, 1959, 178 с.

  • Потапенко Павел. Ан-2-100 — украинская программа ремоторизации Ан-2 (рус.) // Авиация и Время. — Киев, 2013. — № 4. — С. 35.

  • В. Барсук. Этот единственный и неповторимый (рус.) // Гражданская авиация. — М., 2012. — № 5. — С. 14—17.



Ссылки |



  • an2plane.ru — сайт о самолёте Ан-2, самый полный и подробный

  • Список потерянных самолётов Ан-2 (с 1958 года)

  • Фотоальбом об испытаниях Ан-2В на пластиковых поплавках

  • Фотографии Ан-2 из Соколовой Балки, Полтавская обл.

  • Фотографии Ан-2СХ из Кыргызского Авиационного колледжа

  • Запуск двигателя и рулёжка Ан-2. Видео










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус