Ан-2
Ан-2 | |
---|---|
Ан-2Р на лыжном шасси, 2009 год | |
Тип | лёгкий многоцелевой |
Разработчик | ОКБ-153 |
Производитель | Киевский авиазавод ДМЗ PZL Mielec[pl] SAMC HAIG |
Главный конструктор | О. К. Антонов |
Первый полёт | 31 августа 1947 года |
Начало эксплуатации | с 1947 года |
Статус | эксплуатируется, производится (в КНР) |
Эксплуатанты | СССР (бывший) Россия КНР см. эксплуатанты |
Годы производства | СССР: 1947 — 1971 КНР: с 1957 Польша: 1960 — 2002 |
Единиц произведено | ≈ 18 тыс.[1] |
Варианты | Ан-2М, Ан-2СХ, Ан-3, Ан-4, Ан-6 |
Изображения на Викискладе |
Ан-2 (по кодификации НАТО: Colt[2], разг. — «Аннушка», «Кукурузник»,«Дырдолет») — советский лёгкий многоцелевой самолёт. Представляет собой поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом. Оборудован двигателем АШ-62ИР конструкции А. Д. Швецова.
Ан-2 используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолёт и состоит на вооружении ВВС многих стран. Многие самолёты летают более 40 лет и налёт некоторых из них достигает 20 тыс. часов[3][4].
Ан-2 производился в СССР, Польше и продолжает выпускаться в КНР. Всего было построено более 18 тыс. Ан-2[1]. Экспортировался в 26 стран мира. До появления самолёта Ан-3 был самым большим в мире одномоторным бипланом. Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 60 лет[1].
Содержание
1 История
2 Эксплуатация
3 Модификации
3.1 Советские, российские и украинские
3.2 Иностранные
4 Модернизация
5 Лётно-технические характеристики
6 Эксплуатанты
6.1 Военные
6.2 Гражданские
7 Участие в вооружённых конфликтах
8 Аварии и катастрофы
9 Ан-2 польского производства
10 Аналоги
11 В культуре
11.1 Памятные монеты
11.2 Почтовые марки
11.3 Почтовые конверты
11.4 В кино
11.5 Песни
12 В модельной индустрии
13 Авиапамятники и экспонаты музеев
14 См. также
15 Примечания
16 Литература
17 Ссылки
История |
6 марта 1946 года было образовано ОКБ-153 по гражданским и транспортным самолётам при Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова. Его главным конструктором стал Олег Константинович Антонов. Первым заданием ОКБ стал сельскохозяйственный самолёт СХА-1, позднее переименованный в Ан-2.
31 августа 1947 года лётчик-испытатель П. Н. Володин впервые поднял в небо первый прототип Ан-2, обозначенный СХА. Самолёт выполнил два больших круга на высоте 1200 метров и после 30 минут полёта совершил посадку. В декабре 1947 года в НИИ ВВС начались Государственные испытания, которые продолжались до марта 1948 года. 23 августа 1948 года самолёт под обозначением Ан-2 был принят на вооружение ВВС и на снабжение ГВФ. Серийное производство было организовано на заводе № 473 в Киеве. 9 сентября 1949 года лётчик-испытатель Г. И. Лысенко поднял в небо первый серийный Ан-2 (в транспортном варианте).
Серийное производство самолёта Ан-2 велось:[5]
1949—1952 — на авиационном заводе № 473 в Киеве, выпущено 185 машин.
1953—1963 — на авиационном заводе № 473 в Киеве, выпущено 3164 машин.
1959—2002 — на авиационном заводе WSK PZL-Mielec в Польше, выпущено 11 915 машин.
1966—1971 — на Долгопрудненском машиностроительном заводе (г. Долгопрудный, Московская область), выпущено 506 машин модификации Ан-2М.
1956—1968 — на авиационном заводе № 320 в г. Наньчан (ныне NAMC — Nanhang Aircraft Manufacturing Corporation) в Китае, выпущено 727 машин под названием 安-2 («Фонг Шу-2»).
1970 — по настоящее время (2013) — на авиационном заводе в Шицзячжуан (ныне SAMC — Shijiazhuang Aircraft Manufacturing Corporation) в Китае, выпущено более 300 машин под названием 运-5 («Юншучжи-5», Y-5). Темп производства Y-5 в настоящее время составляет 10—20 машин в год.
До вступления СССР в ИКАО воздушные суда, разработанные в СССР не получали сертификат типа, вместо него выдавался Аттестат о годности к эксплуатации. В 1999 году завод PZL-Mielec получил сертификаты типа на Ан-2 и Aн-2Т[6]. По некоторым данным, сертификат типа ныне принадлежит Airbus Military[7].
Эксплуатация |
В СССР самолёт очень широко эксплуатировался на местных воздушных линиях для перевозки пассажиров и грузов (часто на линиях, связывавших областные центры с районными, а также сёлами), выполнения различных народнохозяйственных, в частности, авиационных химических работ. Применялся так же и в ДОСААФ, для десантирования парашютистов-любителей.
Будучи простым в эксплуатации, пригодным для работы с неподготовленных грунтовых площадок и обладая малым разбегом и пробегом, самолёт был незаменим для работ на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, где применялся повсеместно. Порой путают Ан-2 с самолётом По-2, который назывался «кукурузником», это название досталось ему от самолётов сельскохозяйственной авиации У-2АП, применявшихся для обработки полей, в том числе кукурузных в Бессарабии и Украине.
На 2012 год, в мире эксплуатируется 2271 Ан-2; в России имеется 1580 самолётов Ан-2, из них 322 пригодны к эксплуатации. На Украине имеется 135 самолётов Ан-2, из них в состоянии лётной годности 54. В Казахстане эксплуатируются 290 Ан-2, в Узбекистане — 143, в Туркменистане — 89, в Белоруссии — 82, в Азербайджане — 63, в Киргизии — 30, в Молдавии — 13 и в Армении — четыре[8].
По данным ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина», на середину 2017 года 90 % задач малой авиации в России всё ещё выполнялось самолётами Ан-2[9].
Модификации |
Советские, российские и украинские |
Ан-2П — пассажирский (10 мягких кресел)
Ан-2М — модернизированный (одноместный, сельскохозяйственный)
Ан-2МС (ТВС-2МС)[10] — турбовинтовой самолёт (ТВС), глубоко модернизированный (в СибНИА) вариант Ан-2 с турбовинтовым двигателем Honeywell TPE331-12UAN и пятилопастным воздушным винтом (Проектные работы начаты в 2011 г., первый полёт 5 сентября 2011 г.)[11][12], самолёт-демонстратор (ТВС-2ДТ) для отработки элементов перспективного лёгкого многоцелевого самолёта (ЛМС) и его вариант ТВС-2ДТС с композитным крылом и корпусом.
Ан-2ПП — противопожарный, с поплавковым шасси (гражданский)
Ан-2C — санитарный. Салон оборудован местами на шесть лежачих больных, с двумя сопровождающими медработниками
Ан-2СХ — сельскохозяйственный (гражданский)
Ан-2Т — транспортный (1,5 тонны груза), почтовый, грузовой. Простейший вариант, без отделки салона и пассажирских сидений.
Ан-2ТП — транспортно-пассажирский. Вдоль бортов фюзеляжа расположены жёсткие откидные сиденья на 12 пассажиров. В начале 1960-х годов в Лейпциге было переоборудовано 7 самолётов, которые отличались прямоугольными иллюминаторами, пассажирским салоном с отделкой и мягкими креслами
Ан-2ТД — транспортно-десантный. Салон оборудован для 12 парашютистов и их грузов, со скамейками вдоль бортов и с приспособлениями для десантирования и сброса грузов
Ан-2Ф — аэрофотосъёмочный. Гражданский вариант с обычным фюзеляжем и автопилотом
Ан-2Ф — экспериментальный артиллерийский корректировщик с застеклённой средней секцией фюзеляжа, надфюзеляжным пулемётом и двухкилевым вертикальным оперением (1948 год)
Ан-2Л — лесопожарный вариант, снабжённый грузом химикалий в стеклянных контейнерах под крыльями и фюзеляжем
Ан-2ЗА — вариант для зондирования атмосферы с турбокомпрессором и дополнительной кабиной впереди киля для наблюдателя
Ан-2 Геофиз (An-2 Geofiz) — для геофизических исследований
Ан-2ПК (An-2PK) — пятиместный, для служебных перевозок
Ан-2НАК — фоторазведчик и ночной артиллерийский разведчик. Двухкилевой с остеклённой хвостовой частью. Вооружался пулемётом УБТ или автоматической пушкой НС-23. Первый полёт — в апреле 1949 года (лётчик-испытатель А. Е. Пашкевич). Серийно не строился
Ан-3 — вариант с турбовинтовым двигателем ТВД-20
Ан-2В, Ан-4 (гражданский) — гидросамолёт на поплавковом шасси
Ан-2П — противопожарная модификация Ан-2В, усовершенствованная в 1964 году. Способен поднять 1240 л воды
Ан-6 — высотный разведчик погоды. Самолёт для полёта в горных районах и выполнения высотных, метеорологических, геофизических исследований. Перед килем была оборудована кабина наблюдателя для достижения наилучшего кругового обзора. На Ан-6 установлено два международных рекорда высоты. Первый полёт: 21 марта 1948 года
Ан-2 «перехватчик» — со сдвоенной пулемётной турелью за центропланом и прожектором для перехвата разведывательных аэростатов (1960-е годы)
Ан-2Э — опытный экраноплан (или экранолёт?).
Ан-2-100 — модернизированный, с турбовинтовым двигателем МС-14 разработки Мотор Сич[13]. 11 апреля 2017 года самолёт Ан-2-100 поднял груз с рекордным для своего класса весом — 3202 кг на высоту 2700 м[14].
Иностранные |
Польша[15]:
- An-2 Geofiz
- An-2LW
- An-2P/PK/PR
- An-2R
- An-2S
- An-2T/TD/TP
КНР: «Фонг Шу-2»
- Shijiazhuang Y-5
Nanchang Y-5
Y-5A — китайский вариант Ан-2Т
Y-5B — китайский вариант Ан-2СХ
Y-5C — китайский вариант Ан-2ТД. Отличается концевыми аэродинамическими поверхностями на верхнем крыле
Y-5K — «салон»
Модернизация |
В 2011 году по заказу Минпромторга в России начались работы по ремоторизации Ан-2. Из-за отсутствия в стране производства конкурентоспособных двигателей для малой авиации в 2012 году СибНИА подписал меморандум с компанией Honeywell о локализации американских моторов при спросе более 40 машин в год. Двигатели Honeywell были установлены на первые 25 самолётов, подвергшихся ремоторизации. Но локализация не стала массовой из-за слабого спроса[9].
В 2012 году Министерство транспорта РФ сообщило о разработке программы глубокой модернизации от 500 до 800 самолётов Ан-2, включающей замену двигателей и аэронавигационной аппаратуры. Модернизация одного самолёта будет стоить от $600 тыс. до $850 тыс. Начало реализации программы намечено на 2015 год[16].
В июле 2013 года киевское авиационное производственное объединение «Антонов» объявило о начале лётных испытаний самолёта Ан-2-100 с турбовинтовым двигателем МС-14 производства украинской компании «Мотор Сич». Самолёт заправляется керосином, а не бензином, что повышает его рентабельность. Планируется переоборудование ряда самолётов Ан-2 из стран СНГ в вариант Ан-2-100.
В 2017 году в рамках глубокой модернизации Ан-2 СибНИА разработал новый цельнокомпозитный лёгкий самолёт ТВС-2ДТС «Байкал». В июле 2017 года опытный экземпляр нового воздушного судна совершил первый испытательный полёт[17]. Серийное производство самолёта «Байкал» должно начаться в 2021 году на Улан-Удэнском авиационном заводе, а первым эксплуатантом станет якутская авиакомпания «Полярные авиалинии»[18]
Лётно-технические характеристики |
Ан-2 построен по аэродинамической схеме расчалочного биплана. Фюзеляж цельнометаллический полумонокок балочно-стрингерного типа с работающей обшивкой. Крылья прямые, двухлонжеронные, образованы двояковыпуклым несимметричным профилем Р-II-ЦАГИ. Коробка крыльев одностоечная с I-образными стойками. Верхнее крыло снабжено автоматическими предкрылками по всему размаху, щелевыми нависающими закрылками и элерон-закрылками. На нижнем крыле установлены только щелевые закрылки. Обшивка крыльев и оперения — полотняная. Шасси — неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. В зимнее время предусмотрена установка лыжного шасси. Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения АШ-62ИР с четырёхлопастным воздушным винтом.
На самолётах первых 129 серий устанавливался деревянный винт В-509А-Д7 диаметром 3,6 метра с саблевидными лопастями. Позже он был заменён винтом В-509А-Д9. На некоторых экземплярах ВС типа Ан-2 применялся трёхлопастной винт, ранее использовавшийся на самолётах типа Ли-2. Начиная с 57 серии польского производства устанавливался металлический винт AB-2 с прямыми лопастями.
Источник данных: Руководство по лётной эксплуатации самолёта Ан-2. М.: Воздушный транспорт, 1984[19]
- Технические характеристики
Экипаж: 2- Пассажировместимость: 12
Грузоподъёмность: 1500 кг
Длина: 12,4 м (в стояночном положении)- Размах крыльев:
Размах верхнего крыла: 8,425 м (от оси стыковых узлов до края законцовки)
Размах нижнего крыла: 5,795 м
Высота: 5,35 м (в линии полёта)- Площадь крыла: 71,52 м2
- Размеры грузовой кабины:
Длина: 4,1 м
Высота: 1,8 м
Ширина: 1,6 м
Масса пустого: 3400—3690 кг
Максимальная взлётная масса: в зависимости от варианта
- в пассажирском и грузовом вариантах:
- при температуре воздуха у земли до +15°С: 5500 кг
- при температуре воздуха у земли свыше +15°С: 5250 кг
- в сельскохозяйственном варианте: 5250 кг
- в пассажирском и грузовом вариантах:
Объём топлива: 1240 л
Силовая установка: 1 × звёздообразный поршневой АШ-62ИР
Мощность двигателей: 1 × 1000 л.с. (1 × 735,45 кВт)
Воздушный винт: АВ-2- Диаметр винта: 3,6 м
- Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: 300 км/ч
- Максимальная скорость: 236 км/ч (при максимальной взлётной массе)
Крейсерская скорость: 180 км/ч (при максимальной взлётной массе)- Практическая дальность: 990 км
Практический потолок: 4200 м (при максимальной взлётной массе)
Скороподъёмность: 2,4 м/с (при максимальной взлётной массе)- Длина разбега: 235 м (при максимальной взлётной массе)
- Длина пробега: 225 м
- Вооружение
Неуправляемые ракеты: 2 блока РО, 16 неуправляемых снарядов С-5М или С-5К
Бомбы: один балочный держатель БДЗ-57КУ или БДЗ-57КР с бомбой весом до 250 кг
Эксплуатанты |
Военные |
- Состоит на вооружении
Армения — 6 Ан-2ТД, по состоянию на 2012 год[20]
Болгария — 1 Ан-2Т, по состоянию на 2016 год[21]
Вьетнам — 6 Ан-2, по состоянию на 2016 год[22]
Гвинея — некоторое количество Ан-2, по состоянию на 2016 год<[23]
Грузия — 6 Ан-2, по состоянию на 2016 год<[24]
Киргизия — 4 Ан-2, по состоянию на 2016 год<[25]
КНР:
ВВС КНР — некоторое количество Y-5 (китайская копия Ан-2), по состоянию на 2012 год[26]
ВМС КНР — некоторое количество Y-5, по состоянию на 2012 год[26]
КНДР — около 200—300 Ан-2/Y-5 на хранении, по состоянию на 2016 год[27][28]
Республика Корея — 10 Ан-2, по состоянию на 2012 год[29]
Куба — 1 в эксплуатации парашютного клуба Варадеро, 8 Ан-2 на хранении, по состоянию на 2016 год[30]
Лаос — 4 Ан-2, по состоянию на 2016 год[31]
Латвия — 4 Ан-2, по состоянию на 2016 год[32]
Македония — 1 Ан-2, по состоянию на 2016 год[33]
Мали — некоторое количество Ан-2, по состоянию на 2012 год[34]
Республика Молдова — 2 Ан-2, по состоянию на 2016 год[35]
Никарагуа — 2 Ан-2, по состоянию на 2012 год[36]
Россия — некоторое количество Ан-2 (авиация ВДВ), по состоянию на 2012 год[37]
Румыния — 8 Ан-2, по состоянию на 2012 год[38]
Сербия — 1 Ан-2, по состоянию на 2016 год[39]
Узбекистан — некоторое количество Ан-2, по состоянию на 2012 год[40]
Украина — 1 Ан-2Т на вооружении авиации ВМС Украины, по состоянию на 2012 год
Эстония — 2 Ан-2, по состоянию на 2016 год[41]
- Состоял на вооружении
|
|
Гражданские |
Монголия — 30 Ан-2 на хранении
Россия — около 1500 Ан-2 различных модификаций
Участие в вооружённых конфликтах |
Корейская война (1950—1953)
Первый кризис в Тайваньском проливе (1954)- Венгерское восстание (1956)
Второй кризис Тайваньского пролива (1958)
Война во Вьетнаме (1959—1975)
Гражданская война в Лаосе (1960—1973)
Война за независимость Анголы (1961—1974)
Сентябрьское восстание в Иракском Курдистане (1961—1975)
Война за независимость Эритреи (1961—1991)
Война в Дофаре (1962—1976)
Гражданская война в Северном Йемене (1962—1970)
Индонезийско-малайзийская конфронтация (1962—1966)
Шестидневная война (1967)
Война на истощение (1967—1970)
Гражданская война в Нигерии (1967—1970)
Гражданская война в Камбодже (1967—1975)
Третья индо-пакистанская война (1971)
Война Судного дня (1973)
Гражданская война в Эфиопии (1974—1991)[источник не указан 1060 дней]
Кампучийско-вьетнамский конфликт (1975—1989)
Гражданская война в Анголе (1975—2002)
Гражданская война в Мозамбике (1976—1992)
Война за Огаден (1977—1978)
Гражданская война в Афганистане (1979—2001)
Афганская война (1979—1989)
Гражданская война в Афганистане (1989—1992)
Гражданская война в Афганистане (1992—1996)
Гражданская война в Афганистане (1996—2001)
Гражданская война в Сальвадоре (1980—1992)
Гражданская война в Никарагуа (1981—1990)
Вторжение США на Гренаду (1983)[43][источник не указан 913 дней]
- Гражданская война в Южном Йемене (1986—1987)
Гражданская война в Грузии (1990—1993)
Карабахская война (1991—1994)
Война в Хорватии (1991—1995)
Война в Абхазии (1992—1993)
Гражданская война в Таджикистане (1992—1997)
Боснийская война (1992—1995)- Гражданская война в Чечне (1992—1994)
Гражданская война в Иракском Курдистане (1994—1998)
Косовская война (1998—1999)
Война НАТО против Югославии (1999)
Конфликт в Македонии (2001)
Конфликт в дельте Нигера (2004 — настоящее время)
Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
Гражданская война в Ливии (2011)
Аварии и катастрофы |
В онлайн базе проекта Aviation Safety Network имеются записи о 622 авиационных происшествиях и катастрофах, в ходе которых произошли потери самолётов, потери по другим причинам составили ещё 67 машин, погибло 781 человек (на 19 декабря 2017 года)[44].
Ан-2 польского производства |
Производство самолётов Ан-2 на заводе PZL-Mielec в 1960—1991 гг. | ||||
---|---|---|---|---|
Обозначение модификации | Расшифровка обозначения | Всего | в том числе для СССР | в том числе для других стран |
R СХ | rolnicza сельскохозяйственный | 7786 | 7075 | 711 |
TP ТП | transportowo-pasażerska транспортно-пассажирский | 1586 | 1537 | 49 |
TD ТД | transportowo-desantowa транспортно-десантный | 1405 | 1028 | 377 |
P П | pasażerska пассажирский | 837 | 821 | 16 |
M В | morska водный (гидросамолёт) | 148 | 122 | 26 |
T Т | transportowa транспортный | 69 | 0 | 69 |
RTD | rolniczo-transportowo-desantowa сельскохозяйственный-транспортно-десантный | 19 | 0 | 19 |
F Ф | fotogrametryczna аэрофотосъёмочный | 5 | 0 | 5 |
Прочие | 26 | 0 | 26 | |
Итого | 11881 | 10583 | 1298 |
Поставка самолётов Ан-2 производства PZL-Mielec | ||
---|---|---|
№ п/п | Государство | Объём, шт. |
1. | СССР | 10583 |
2. | ПНР | 460 |
3. | НРБ | 222 |
4. | СР Румыния | 132 |
5. | ВНР | 119 |
6. | КНДР | 115 |
7. | Югославия | 63 |
8. | Чехословакия | 49 |
9. | МНР | 47 |
10. | ГДР | 20 |
11. | Турция | 15 |
12. | Вьетнам | 14 |
13. | Ирак | 13 |
14. | Великобритания | 10 |
15. | Венесуэла | 9 |
16. | Куба | 4 |
17. | Никарагуа | 2 |
18. | Колумбия | 2 |
19. | Франция | 1 |
20. | Нидерланды | 1 |
Итого | 11881 |
Большинство Ан-2 выпущено на польском заводе PZL Mielec[pl], где производился планер и сборка самолёта. Двигатели выпускали 2 польских завода: PZL Kalisz[pl] и PZL Rzeszów[pl]. Хвостовое оперение, лыжи, поплавковое шасси и химаппаратура выпускались на заводе WSK Okęcie.
Аналоги |
Bellanca AirCruiser — пассажирский моноплан производства Bellanca Aircraft Corporation, совершивший первый полёт в 1930 году, выглядит похожим на АН-2
В культуре |
Памятные монеты |
Серебряная монета НБ Украины, номинал 10 гривен, реверс, 2003 год
Серебряная монета ЦБ России «100-летие со дня рождения О. К. Антонова», номинал 2 рубля, реверс, 2006 год
Почтовые марки |
Ан-2 — популярный сюжет в филателии. В мире изданы почтовые марки с изображением Ан-2 в таких странах как Ирак, ГДР, Казахстан, СССР, Китай, КНДР, Куба, Мальдивы, Россия, Румыния, Украина.
Румыния, 1960 год[45]
ГДР, 1966 год[45]
Украина, 1996 год
Киргизия, 2008 год
Почтовые конверты |
Неоднократно были выпущены почтовые художественные маркированные конверты.
СССР, 1969 год
СССР, 1970 год
СССР, 1975 год
СССР, 1976 год
СССР, 1989 год
В кино |
О работе лётчиков Ан-2 в 1971 году киностудией «Ленфильм» снят советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм «Разрешите взлёт!»
В фильме «Неудержимые 2» Барни получает его в качестве подарка от Храма
В фильме «Индиана Джонс: Королевство Хрустального Черепа» Индиана Джонс приземляется в городе Куско, Перу на Ан-2
В сериале «Спецназ», серия «Взлётная полоса» герои сериала в конце серии взлетали на нём с аэродрома Сар-Аб
Песни |
- «А мы летаем на Ан-2». Авторы: музыка — Валентин Левашов, слова — Гольцев. Исполняет — Владимир Трошин.[46]
- «Ан-2 в атмосфере „Северов“». Автор — Михаил Кучин.[46]
- «Аннушка и „Антон“». Автор — Борис Вахнюк.[46]
- «Песня пилотов самолёта Ан-2» — «Капитан Гастелло»
- «АН-2» песня группы LaScala
- «Песня о самолёте Ан-2». Автор — Анвар Исмагилов.[47]
В модельной индустрии |
Сборные масштабные модели Ан-2 из пластмассы выпускались и выпускаются до сих пор многими фирмами, в частности:
VEB Plasticart, вариант с прямоугольными иллюминаторами, масштаб 1:75;
Trumpeter, масштаб 1:72;
Italeri, масштаб 1:72;
Revell, масштаб 1:72;- «Моделист», масштаб 1:72;
- Hobby Boss, Ан-2, Ан-2 на лыжном шасси, Ан-2В, масштаб 1:48;
- Valom, масштаб 1:48;
- Eastern Express, масштаб 1:144.
Авиапамятники и экспонаты музеев |
Самолёты-памятники АН-2 установлены в следующих странах:
- Украина — список авиапамятников на Украине
- Россия — Ульяновск (Головной отраслевой музей истории гражданской авиации), Иваново[48], Владимир (аэропорт Семязино)[49] , Барнаул[50], (аэропорт имени Германа Степановича Титова) и др.
См. также |
Перспективный лёгкий многоцелевой самолёт — проект создания турбовинтового самолёта (ТВС) для замещения Ан-2 в рамках Государственной программы по развитию малой авиации.
Примечания |
↑ 123 Лётно-технические характеристики самолёта Ан-2
↑ List of Designations for Soviet/Russian Aircraft
↑ Ан-2 на сайте ГП Антонов
↑ ГП «Антонов» планирует сертифицировать самолёт Ан-2-100 предстоящей зимой
↑ Антонов АН-2
↑ Samoloty — zestawienie certyfikatów typu dla SP w RCSP. sierpień 2007
↑ ООО Деловая газета «Взгляд», Роман Крецул: Улетел в Европу Права на производство Ан-2 оказались даже не в Киеве
↑ Самолёт Ан-2-100 выполнил первый полёт
↑ 12 Елизавета Кузнецова. В России кончаются «кукурузники» // Коммерсантъ, № 184 (6178), 04 октября 2017
↑ Модернизация самолёта Ан-2
↑ Директор СибНИА: легендарный "кукурузник" Ан-2 получит вторую жизнь (неизв.). Архивировано 13 августа 2013 года.
↑ Авиация и время № 3, 2013, стр. 26-28.
↑ Коробец, Максим Ан-2 – есть второе дыхание! (неизв.). Позиция (17 июля 2013). Проверено 21 июля 2013. Архивировано 25 июля 2013 года.
↑ Видео дня: Украинский самолёт Ан-2-100 побил мировой рекорд (неизв.). ukranews.com. Украинские новости (11 апреля 2017).
↑ справочники Jane Архивировано 6 марта 2005 года. 1983—1984 годов и ранее
↑ «Кукурузник» вернется на российские заводы в 2015 году
↑ Наталья Решетникова. Первый композитный // Российская газета, № 158 (7324), 19 июля 2017
↑ Статья на РИА-НОВОСТИ «Самолет, который заменит Ан-2, получил название «Байкал» (08.06.2018)
↑ Руководство по лётной эксплуатации самолёта Ан-2 / А. Г. Майоров. — М.: Воздушный транспорт, 1984. — 95 с.
↑ Order of Battle — Armenia
↑ The Military Ballance 2016,p.83
↑ The Military Ballance 2016,p.298
↑ The Military Ballance 2016,p.449
↑ The Military Ballance 2016,p.184
↑ The Military Ballance 2016,p.187
↑ 12 Order of Battle — China
↑ Oil price 'grounds' N Korea fleet
↑ The Military Ballance 2016,p.266
↑ Order of Battle — South Korea
↑ The Military Ballance 2016,p.394
↑ The Military Ballance 2016,p.271
↑ The Military Ballance 2016,p.115
↑ The Military Ballance 2016,p.119
↑ Order of Battle — Mali
↑ The Military Ballance 2016,p.188
↑ Order of Battle — Nicaragua
↑ Order of Battle — Russia
↑ Order of Battle — Romania
↑ The Military Ballance 2016,p.135
↑ Order of Battle — Uzbekistan
↑ The Military Ballance 2016,p.91
↑ Lithuanian Armed Forces (MINISTRY OF NATIONAL DEFENCE REPUBLIC OF LITHUANIA)
↑ Владислав Морозов. Неизвестная война."Гренадская волость - три дня в октябре" (рус.) // Арсенал Коллекция. — М., 2012. — № 4. — С. 2—14.
↑ ASN Aviation Safety Database. Antonov 2
↑ 12 Почтовые марки с изображением Ан-2
↑ 123 Песни о самолёте Ан-2
↑ Песня о самолёте ростовского авиаотряда АН-2 бортовой номер 96824, на котором автор боролся с морской болезнью и победил (сл.А.Исмагилов, муз.А.Исмагилов) - Bard.ru.com (неизв.). www.bard.ru.com. Проверено 7 мая 2018.
↑ Фотоблог Безрукова Павла
↑ У аэропорта «Семязино» поставили памятник легендарному «Кукурузнику»
↑ Легендарный АН-2 установили перед аэропортом в Барнауле. Проверено 2 сентября 2018.
Литература |
Самолёт Ан-2. Инструкция по эксплуатации, 2 изд., Оборонгиз, 1959, 178 с.- Потапенко Павел. Ан-2-100 — украинская программа ремоторизации Ан-2 (рус.) // Авиация и Время. — Киев, 2013. — № 4. — С. 35.
- В. Барсук. Этот единственный и неповторимый (рус.) // Гражданская авиация. — М., 2012. — № 5. — С. 14—17.
Ссылки |
- an2plane.ru — сайт о самолёте Ан-2, самый полный и подробный
- Список потерянных самолётов Ан-2 (с 1958 года)
- Фотоальбом об испытаниях Ан-2В на пластиковых поплавках
- Фотографии Ан-2 из Соколовой Балки, Полтавская обл.
- Фотографии Ан-2СХ из Кыргызского Авиационного колледжа
- Запуск двигателя и рулёжка Ан-2. Видео