Ми-8
Ми-8 | |
---|---|
Ми-8 Чехословацкой армии в Музее авиации Кбели | |
Тип | многоцелевой вертолёт |
Разработчик | → МВЗ имени М. Л. Миля |
Производитель | → КВЗ УУАЗ |
Главный конструктор | М. Л. Миль |
Первый полёт | 9 июля 1961 года |
Начало эксплуатации | 1965 год |
Статус | производится, эксплуатируется |
Эксплуатанты | ВКС России Пограничная служба ФСБ России см. ниже |
Годы производства | с 1965 года |
Единиц произведено | > 12 000 (всех модификаций)[1] |
Стоимость единицы | около 252 млн. руб.[2] или от $14,75 млн.[3] до ~$17,5 млн.[4] (Ми-17В-5, экспортная) Ми-8АМТШ (для госзаказчиков): ~200 (на 2010 г.)[5] – 250 млн. руб. (на 2012 г.)[6] |
Варианты | Ми-8МСБ Ми-14 Ми-171 |
Изображения на Викискладе |
Ми-8 (В-8, изделие № «80», по кодификации НАТО: Hip — «Бедро») — советский/российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ имени М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире (построено более 12000 экземпляров), а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется во многих странах мира для выполнения множества гражданских и военных задач. Вертолёты МИ-8, как правило, имеют двойное назначение, о чём указывается в сертификате типа. В России вертолёты, имеющие военное назначение, могут быть проданы только Акционерным обществом «Рособоронэкспорт», входящее в корпорацию «Ростех». Все остальные вертолёты, находящиеся в свободной продаже, имеют только гражданское назначение[7].
Содержание
1 История
2 Конструкция
3 Модификации
3.1 Опытные
3.2 Пассажирские
3.3 Транспортные
3.4 Многоцелевые
3.5 Специального назначения
3.5.1 Воздушные командные пункты
3.5.2 Медицинские
3.5.3 Постановщики помех
3.5.4 Сельскохозяйственные
3.6 Военно-транспортные
4 Технические характеристики
5 Боевое применение
6 Эксплуатанты
6.1 Военные операторы
6.2 Бывшие военные операторы
6.3 Гражданские операторы
7 Происшествия
8 Авиасимуляторы
9 Вертолёты-памятники и музейные экспонаты
10 Галерея
11 Аналоги
12 Примечания
13 Литература
14 Ссылки
История |
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Разработка перспективного среднего многоцелевого вертолёта под обозначением В-8, призванного заменить выпускавшуюся модель вертолёта Ми-4, началась в ОКБ Миля во второй половине 1950-х годов. Прежде всего у новой машины должна была максимально рационально использоваться эргономика, поэтому радикально поменялась компоновка вертолёта, которая стала вагонного типа с продольно вытянутым фюзеляжем. Кабина пилотов располагалась в передней части фюзеляжа, двигатель (на первом прототипе один) находился над фюзеляжем. Всё остальное место занимала либо грузовая кабина, либо пассажирский салон, в зависимости от модификации вертолёта.
Первый прототип В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года, он имел один турбовинтовой двигатель АИ-24; второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года, он имел уже два турбовальных двигателя ТВ2-117, которые устанавливались уже и на серийные машины. После ряда доработок Ми-8 был запущен в производство в 1965 году и принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор[8]. Ми-8 используется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.
Модернизация вертолёта Ми-8, завершившаяся в 1980 году, привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины — Ми-8МТ (изделие «88», при поставках на экспорт — Ми-17), который отличается улучшенной силовой установкой (2 двигателя ТВ3-117) и наличием вспомогательной силовой установки. Ми-17 не столь широко распространены и используются примерно в 20 странах мира.
В 1991 году начато производство новой гражданской транспортной модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е), а в конце 1990-х — военной транспортно-штурмовой модификации Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).
В 2014 году был поставлен заказчику 3500-й вертолёт семейства Ми-17[9].
Конструкция |
Вертолёт одновинтовой схемы с 5-лопастным несущим и 3-лопастным рулевым винтами. Крепление лопастей несущего винта — шарнирное (вертикальный, горизонтальный и осевой шарниры), а лопастей рулевого винта — совмещённое (горизонтальный и осевой), карданного типа. Лопасти несущего винта цельнометаллические, состоят из полого лонжерона, прессованного из алюминиевого сплава, к задней кромке которого приклеен 21 отсек с сотовым заполнителем из алюминиевой фольги, образующий профиль. Все лопасти несущего винта оснащены пневматической сигнализацией повреждения лонжерона. На основном режиме несущий винт вращается на оборотах 192 мин−1, рулевой — 1124 мин−1.
Трансмиссия вертолёта Ми-8 аналогична вертолёту Ми-4. Основными агрегатами трансмиссии являются:
- Главный редуктор ВР-14 (для Ми-8МТ) или ВР-8А (для Ми-8Т)
- Промежуточный редуктор;
- Хвостовой редуктор;
- Хвостовой вал трансмиссии;
- Вал привода вентилятора;
- Тормоз несущего винта.
Фюзеляж вертолёта является основным силовым корпусом вертолёта и представляет собой цельнометаллический полумонокок переменного сечения с гладкой работающей обшивкой. Фюзеляж имеет три конструктивных разъёма и включает в себя:
- носовую часть;
- центральную часть;
- хвостовую балку;
- концевую балку с обтекателем.
Шасси вертолёта, трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся по полёту передней стойкой. Для предотвращения касания земли рулевым винтом имеется хвостовая опора.
Система внешней подвески позволяет перевозить грузы массой до 3000 кг (5000 кг). Ми-8 оборудован четырёхканальным автопилотом АП-34Б, обеспечивающим стабилизацию крена и тангажа, направления, а также высоты полёта (±50м). В пассажирском варианте в салоне могут устанавливаться до 18 кресел, в транспортном варианте применяются откидные скамейки на 24 места.
Системы вертолёта
Система управления предназначена для управления вертолётом относительно трёх осей, осуществляется путём изменения величины и направления силы тяги несущего винта и изменения силы тяги рулевого винта. Для управления вертолётом используются гидроусилители — три КАУ-30Б (комбинированный агрегат управления) в управлении несущим винтом и один РА-60Б (рулевой агрегат) в управлении рулевым винтом.
На Ми-8МТВ — четыре КАУ-115М.
Гидравлическая система предназначена для питания рабочей жидкостью:
- агрегатов управления вертолётом (РА-60Б управления рулевым винтом, КАУ-30Б общего шага несущего винта, двух КАУ-30Б продольного и поперечного управления);
- гидроцилиндров управления фрикционом «ШАГ-ГАЗ», переменным упором в продольном управлении вертолётом, (управления «форсажем» двигателей для вертолётов модификации «МТ») включается раздельными электромагнитными кранами ГА-192.
Гидросистема состоит из основной и дублирующей, давление в каждой создаётся отдельным насосом НШ-39М, установленным на главном редукторе. Давление регулируется в пределах 45±3 … 65+8-2 кгс/см2 автоматами ГА-77В разгрузки насосов, поддерживается гидроаккумуляторами — двумя в основной системе и одним в дублирующей.
Топливная система предназначена для размещения необходимого количества топлива на борту вертолёта и бесперебойной его подачи к насосам-регуляторам двигателей на всех режимах и высотах, а также для подачи топлива в керосиновый обогреватель КО-50.
Противопожарная система (ППС) предназначена для обнаружения, сигнализации и тушения пожара в защищаемых отсеках:
- левого и правого двигателей;
- керосинового обогревателя КО-50;
- главного редуктора и двигателя АИ-9В.
Противообледенительная система (ПОС) предназначена для защиты от обледенения лопастей несущего и рулевого винтов, двух передних стёкол кабины экипажа, входных устройств двигателей, пылезащитных устройств двигателей (ПЗУ).
Обогрев лопастей винтов и стёкол кабины экипажа — электротеплового действия. Обогрев обтекателей воздухозаборников и входных устройств двигателей — воздушнотеплового, а обогрев ПЗУ — смешанный (часть узлов обогревается горячим воздухом, а другая часть имеет электрообогрев). ПОС работает как в автоматическом, так и в ручном режимах. Лопасти НВ РВ, передние стёкла и ПЗУ получают питание от сети переменного тока напряжением 208 вольт. Для обогрева входного устройство двигателя и ПЗУ используется горячий воздух от компрессора.
Воздушная система предназначена для торможения колёс главных опор шасси и подзарядки камер колёс от бортовых баллонов во внеаэродромных условиях с помощью специального приспособления.
Система отопления и вентиляции предназначена для:
- подачи подогретого или атмосферного воздуха в кабину экипажа и в грузовую кабину для поддержания в них нормальных температурных условий;
- обдув передних стёкол и блистеров кабины экипажа;
- обогрев сливного крана дренажного бачка.
Для подогрева воздуха используется керосиновый обогреватель КО-50.
Кислородное оборудование предназначено для питания кислородом экипажа при полётах на высотах до 6000 м, а также раненых и больных при полётах на любых высотах.
Энергосистема.
Источники электроэнергии постоянного тока:
- два стартёра-генератора ГС-18, установленные на каждом из двигателей;
- шесть аккумуляторных батарей 12САМ-28.
Источники переменного тока:
- Однофазный переменный ток напряжением 208 В частотой 400 Гц выдаёт установленный на главном редукторе генератор СГО-30У. (Для питания элементов обогрева винтов и лобовых стёкол). Также от СГО-30У через однофазный трансформатор ТС/1-2 питаются радио- и навигационное оборудование, а от него — трансформатор Тр-115/36, питающий однофазным напряжением 36 В приборы контроля двигателей и трансмиссии, а через трансформатор 115/7.5 — питание контурных огней несущего винта. При отказе СГО-30У элементы обогрева лопастей отключаются, остальное оборудование автоматически переходит на питание от преобразователя ПО-750А.
- Трёхфазный переменный ток напряжение 36 В для питания гироскопических приборов даёт один из двух преобразователей ПТ-500Ц (основной или резервный).
Навигационно-пилотажные приборы и радиооборудование во всех модификациях вертолёта позволяют совершать полёты в любое время суток в простых и в сложных метеоусловиях.
Силовая установка вертолёта состоит из двух турбовальных двигателей ТВ2-117, (ТВЗ-117МТ модификация «МТ», ТВ3-117ВМ модификация Ми-8МТВ).
При отказе одного из двигателей в полёте другой двигатель автоматически выходит на повышенную мощность, при этом горизонтальный полёт выполняется без снижения высоты.
Вертолёты различных модификаций весьма существенно различаются по составу оборудования. Ранние вертолёты (Ми-8, Ми-8Т, Ми-8ТВ, Ми-8П, Ми-8ПС, Ми-8СМВ(ППА, Р) оснащены двумя двигателями ТВ2-117А взлётной мощностью 1500 л. с., с 10-ступенчатым компрессором и запуском от установленного на каждом двигателе стартёр-генератора ГС-18ТО. При запуске первого двигателя его стартёр-генератор питается от шести бортовых аккумуляторных батарей 12САМ-28 (стартёрная авиационная моноблочная ёмкостью 28 Ач) напряжением 24 В, второго двигателя — от стартёр-генератора уже запущенного двигателя и трёх аккумуляторов. При работающих двигателях ГС-18ТО выдают напряжение 27 вольт в основную систему электроснабжения. Четыре аккумулятора установлены в пилотской кабине под этажерками электро- и радиооборудования, по два с каждой стороны, остальные два за пилотской кабиной в грузовой кабине, в пассажирском варианте в задней части за перегородкой салона. Несмотря на относительно небольшую ёмкость, они способны обеспечить 5 запусков двигателей подряд на земле и в воздухе на высотах до 3000 м, при этом отдают ток 600—800 ампер, при работе двигателей заряжаются от генераторов постоянного тока и автоматически выключаются при достижении номинальной ёмкости или включаются при падении напряжения в бортовой сети (при отказе генераторов) при помощи дифференциально-минимальных реле ДМР-600Т, системы контроля работы генераторов.
Вертолёты поздних серий (Ми-8МТ, Ми-17 и др.) значительно модернизированы. Двигатели заменены на более мощные (взлётная мощность — 2200 л. с.) ТВ3-117 с 12-ступенчатым компрессором и воздушным запуском, для подачи воздуха к воздушным стартёрам двигателей установлена ВСУ АИ-9В.
Основная система электроснабжения переменного тока:
- Источники трёхфазного тока напряжением 208 В частотой 400 Гц 2 генератора СГС-40ПУ, расположенные на главном редукторе.
От первого генератора питаются:
- выпрямительное устройств ВУ № 1;
- элементы ПОС винтов;
- трансформатор ТС-310С04Б (мощностью 1 кВт) для питания трёхфазной сети 36 В;
От второго генератора питаются:
- выпрямительное устройств ВУ № 2 и № 3;
- обогрев стёкол и пылезащитного устройства (ПЗУ) двигателей;
- трансформатор ТС/1-2 для питания однофазной сети 115 В;
- после ТС/1-2 напряжением 115 В, питаются также два трансформатора Тр115/36, (основной и запасной) осуществляющие питание однофазным переменным током 36 В приборы контроля работы двигателей и трансмиссии.
Резервными источниками по переменному току служат два преобразователя: ПО-500А и ПТ-200Ц.
При отказе генератора № 1 ТС310С04Б переключается на генератор № 2, при отказе обоих генераторов или самого тр-ра запускается преобразователь ПТ-200Ц. При отказе генератора № 2 ТС/1-2 переключается на генератор № 1, при отказе обоих генераторов или самого тр-ра запускается преобразователь ПО-500А. Также при отказе генератора № 2 на генератор № 1 переключается ВУ-6А № 3.
Система постоянного тока (вторичная):
Источники электроэнергии постоянного тока:
- основные источники — три выпрямительных устройства выпрямительных устройства ВУ-6А;
- стартёр-генератор СТГ-3, который может при запущенной ВСУ выдавать в бортсеть напряжение 27 вольт мощностью 3 кВт в течение 30 минут;
- 2 аккумуляторных батареи 12САМ-28 или 20НКБН-28 (для запуска ВСУ и аварийного питания сети).
Модификации |
Опытные |
В-8 — Первый опытный экземпляр с одним ГТД АИ-24В конструкции А. Г. Ивченко. Первый полёт 24 июня 1961 года.
В-8А — Второй опытный экземпляр с двумя ГТД ТВ2-117.
В-8АТ — Третий опытный экземпляр.
В-8АП — Четвёртый опытный экземпляр.
Пассажирские |
Ми-8П — пассажирский вертолёт на 28 мест. Имеет иллюминаторы прямоугольной формы.- 'Ми-8Г'
Ми-8ПА — модификация Ми-8П с двигателями ГТД ТВ2-117Ф.
Ми-8ПС — пассажирский вертолёт с салоном повышенного комфорта: два больших кожаных кресла возле стола, диван, на столе — телефонный аппарат; предусмотрены небольшой буфет, гардеробный отсек и туалет, увеличенные иллюминаторы прямоугольной формы, а также дверь-трап.
Ми-8ТП — пассажирский вертолёт, построенный по заказу Министерства обороны специально для перевозки международных инспекторских групп по контролю за мероприятиями по ограничению вооружений. Имеет салон несколько более скромный, чем Ми-8ПС.
Ми-172 — вертолёт, созданный на конструктивной основе многоцелевого вертолёта Ми-8МТВ-1. На начало 2017 года является единственным вертолётом из семейства Ми-8, сертифицированным для коммерческой перевозки пассажиров.
Транспортные |
Ми-8Т — транспортный вертолёт.
Ми-8ТС — экспортный вариант Ми-8Т для ВВС Сирии, доработанный для условий сухого климата.
Многоцелевые |
- Ми-8ТБ
Ми-8ТВ — «Транспортный, вооружённый». Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году. Отличался установкой направляющих для 4 ПТУР 9M14M «Малютка», пулемёта А-12,7, бронированием кабины пилотов, капотов редуктора и двигателей, бронестёклами кабины пилотов (в основном лобовых).
Ми-8АТ — вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.
Ми-8АВ — воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Устанавливался миноукладчик ВМР-1. Мог устанавливать от 64 (в первых модификациях) до 200 мин.
Ми-8АД — модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск, предназначенный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.
Ми-8ТГ — модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г.
Ми-14 — многоцелевой вертолёт-амфибия. См. также: Модификации Ми-14.
Ми-8МТ — модификация с двигателями ТВ3-117 от вертолёта Ми-14 с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники, хвостовой винт был перенесён на левый борт. Для борьбы с ракетами типа «земля-воздух» имеются системы рассеивания горячих газов двигателей, отстрела ложных тепловых целей и генерации импульсных ИК-сигналов. В 1979—1988 гг. вертолёт Ми-8МТ принимал участие в военном конфликте в Афганистане.
Ми-17 — экспортный вариант Ми-8МТ.
Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 — модернизированный высотный транспортный вертолёт с двигателями ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ВК-2500-03. Динамический потолок увеличен до 6000 м. Разработана в 1985—1987 гг. и запущена в серийное производство в Казани в 1988 году. Имеет только гражданское назначение.
Ми-17-1В — экспортный вариант Ми-8МТВ-1.
Ми-8МТВ-2 — модернизированный Ми-8МТВ. Имеет военное назначение. Отличается усиленным бронированием, новым рулевым винтом, повышенной жёсткостью проводки управления, системой беспарашютного десантирования, бортовой стрелой большей грузоподъёмности, составом оборудования. Количество десантников увеличено до 30.
Ми-8МТВ-3 — доработанный Ми-8МТВ-2. Расширена номенклатура вооружения, число узлов подвески сокращено до 4.
Ми-8МТО — ночной.
Ми-8МТКО — вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.
Ми-8АМТ (экспортное обозначение — Ми-171Е) — вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на Улан-Удэнском авиационном заводе (с 1991 года). Имеются различные модификации: пассажирский. транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и д.р. Имеет только гражданское назначение.
Ми-171 — модификация вертолёта Ми-8АМТ, имеет сертификат, выданный Межгосударственным авиационным комитетом. Имеет только гражданское назначение.
Ми-171А1 — модификация вертолёта Ми-8АМТ, соответствующая Нормами лётной годности винтокрылых аппаратов США FAR-29. Имеет только гражданское назначение.
Ми-17КФ — модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Разработан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полёт 3 августа 1997.
Ми-18 — удлинённый вариант Ми-8МТ. Серийно не производился.
Ми-8МСБ — не сертифицированная в России собственная украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, пассажирско-транспортный вариант для гражданской авиации[10].
Ми-8МСБ-В — не сертифицированная в России собственная украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, для ВВС (принят на вооружение в апреле 2014[11], до конца 2014 года в войска передали 3 шт.[12]) и на экспорт[13].
Специального назначения |
Ми-8ТЭЧ-24 — летающая технико-эксплуатационная часть. Оборудовалась слесарным, электротехническим, контрольно-поверочным и другим оборудованием используемым в процессе эксплуатации и ремонта вертолётной техники.
Ми-8ТЗ — заправщик и транспортировщик топлива.
Ми-8БТ — буксировщик трала.
Ми-8СП — специальный морской спасательный.
Ми-8СПА — поисково-спасательный вертолёт для поиска космонавтов и экипажей летательных аппаратов в случае приводнения.
Ми-8ТЛ — лесопожарная модификация, оснащённая системой массированного сброса воды и водяной пушкой.
Ми-8С — штабной вертолёт с круглыми иллюминаторами.
Ми-8ПС — штабной вертолёт с квадратными иллюминаторами.
Ми-8КП — специальный командный пункт для проведения широкомасштабных комплексных поисково-спасательных операций.
Ми-8ГР или Ми-8Р — разведчик предназначенный для визуального наблюдения и фотографирования в прифронтовой полосе.
Ми-8К — артиллерийский корректировщик.
Ми-8ТАКР — вертолёт с комплексом телевизионного наблюдения.
Ми-8ВД — радиационно-химический разведчик.
Ми-8С — модификация с комбинированной силовой установкой из турбовальных двигателей, работающих на несущий винт, и тягового турбореактивного.
Ми-8МТ «Летающий кран» — отличается кабиной оператора крана на месте грузовых створок.
Ми-8МТ «Метео» — летающая метеостанция. В 1990 году переоборудовано 12 Ми-8МТ.
Ми-8МТА — вертолёт ближней тактической разведки.
Ми-8МТС — вертолёты радиационной разведки. Разработан в 1986 году.
Ми-8МТТ — вертолёт для поиска спускаемых космических аппаратов.
Ми-8МТЛ — разведчик с возможностью одновременного применения тепловизионной разведки и радиоперехвата с точным определением координат цели.
Ми-8МТФ — аэрофоторазведчик. Разработан в 1984 году.
Ми-8МТФ (II) — постановщик дымовых завес. Разработан в 1987 году.
Ми-8МТЮ — Был построен в единственном экземпляре. Предназначен для обнаружения спускаемых аппаратов, малоразмерных надводных целей, в носу антенна РЛС. Используется Украинскими ВВС.
Ми-8АМТ-1 — салон повышенной комфортности (VIP-салон) для правительственного авиаотряда Президента РФ.
Ми-8АМТШ-ВА — версия для выполнения задач Министерства обороны России в условиях Арктики. Ми-8АМТШ-ВА созданная на основе последней модификации военно-транспортного вертолёта Ми-8АМТШ-В, которая отличается новыми газотурбинными двигателями «Климов» ВК-2500-03, более мощной вспомогательной силовой установкой ТА-14 и обновлённым комплектом авионики[14], дополнительно оборудован системой обогрева основных агрегатов силовой установки. Для работы над водной поверхностью вертолёт оборудован системой кондиционирования морских спасательных костюмов (МСК), в которых работает экипаж.
Воздушные командные пункты |
Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ — воздушный командный пункт.
Ми-8ИВ или Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров дивизий, серийная модификация.
Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1977 году на базе Ми-8Т.
Ми-9Р — воздушный командный пункт для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8Т.
Медицинские |
Ми-8МБ — воздушный госпиталь (медицинский «биссектриса). Создан на базе Ми-8Т в 1978 году.
Ми-8МТБ — бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.
Ми-8МТВМ — медицинская модификация Ми-8МТВ.
Ми-8МТВ-3Г — воздушный госпиталь на базе Ми-8МТВ-3.
Ми-8МТВ-МПС — медицинский поисково-спасательный вертолёт на базе Ми-8МТВ.
Ми-8МТД — поисково-спасательный вертолёт. Предназначен для поиска космонавтов и терпящих бедствие экипажей летательных аппаратов.
Ми-8МТМ — воздушный госпиталь
Ми-8МТН — вертолёт оказания медицинской помощи космонавтам. Разработан в 1979 году.
Ми-17Г — экспортный вариант воздушного госпиталя.
Ми-17-1ВА „Амбулатория“ — экспортный вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте. Показан на Парижском авиасалоне в 1989 г., оснащён более мощными двигателями ТВ3-117ВМ.
Постановщики помех |
Ми-8СМВ — первая модификация вертолёта Ми-8, в качестве вертолёта РЭБ. Модификация Ми-8СМВб созданная в 1971 году, предназначалась для защиты фронтовой авиации от поражения зенитно-ракетными комплексами противника. В грузовой кабине был установлен вертолётный вариант комплекса радиоэлектронной борьбы „Смальта-В“ („Смальта-3“) с пультом управления, а на борту фюзеляжа смонтированы приёмопередающие антенны.
Ми-8ПП — вертолёт РЭБ (радиоэлектронной борьбы), созданный в 1974 г. По некоторым источникам оборудован комплексом „Поле“, но в 70-80 гг. комплексы РЭБ принято было именовать названиями растений, возможно, этот вариант просто путают с ранними версиями Ми-8ППА. Предназначался для постановки помех наземным РЛС обнаружения, наведения и целеуказания. Размещённые на вертолёте станции подавления позволяли также использовать Ми-8ПП в качестве радиоразведчика. Вертолёт легко отличить по контейнерам и крестообразными дипольными антеннами по бокам фюзеляжа.
Ми-8ППА — вертолёт РЭБ, оснащённый станциями „Азалия“ и „Фасоль“, по некоторым источникам — доработанная в 1980—1982 гг. версия Ми-8ПП.
Ми-8МТИ (Ми-13) — постановщик помех.
Ми-8МТП — постановщик помех на базе Ми-8МТ.
Ми-8МТПБ — постановщик помех.
Ми-8МТПИ — постановщик помех.
Ми-8МТПШ — постановщик помех.
Ми-8МТПР-1 — постановщик помех на базе Ми-8МТВ-5-1. От серийных Ми-8МТВ-5-1, модификация отличается отсутствием рампы и бронеплит на кабине экипажа, зауженной левой сдвижной дверью и отсутствием части иллюминаторов, дополнительной антенной на хвостовой балке. Вертолёт оборудован комплексом РЭБ „Рычаг-АВ“.
Ми-8МТД — постановщик помех.
Ми-8МТР1 — постановщик помех.
Ми-8МТР2 — постановщик помех.
Ми-8МТС — постановщик помех.
Ми-8МТШ1 — постановщик помех.
Ми-8МТШ2 — постановщик помех.
Ми-8МТШ3 — постановщик помех.
Ми-8МТЯ — постановщик помех.
Ми-8МТ-1С — постановщик помех.
Сельскохозяйственные |
Ми-8АТС — сельскохозяйственный вариант с устройствами распыления удобрений. Создан на базе Ми-8Т.
Ми-8МТСх — сельскохозяйственный вертолёт. Создан на базе Ми-8МТ.
Военно-транспортные |
Ми-8АМТШ (экспортное обозначение — Ми-171Ш) и Ми-8МТВ-5 (экспортное обозначение — Ми-17В-5) — современные многоцелевые военно-транспортные вертолёты, предназначенные для перевозки личного состава, а также груза внутри кабины и на внешней подвеске. Могут оснащаться комплектом вооружения, эквивалентным Ми-24, комплексом броневой защиты экипажа и адаптироваться под применение техники ночного видения. Эти вертолёты созданы с учётом всестороннего анализа опыта применения российской вертолётной техники в боевых действиях в различных „горячих точках“.[15] В ноябре 2015 года военные должны получить первую арктическую версию (Ми-8АМТШ-ВА) „Терминатор“, который создан на основе последней модификации вертолёта Ми-8АМТШ-В. Он оснащён новыми газотурбинными двигателями ВК-2500-03, более мощной вспомогательной силовой установкой ТА-14 и обновлённой авионикой. Вертолёт создан с учётом специфики применения в условиях низких температур (от минус 40—50 градусов по Цельсию и ниже) и ограниченной видимости при выполнении полётов, в том числе во время полярной ночи. Опытная партия из 5 вертолётов была заказана в феврале 2014 года. Тогда же военные заявили, что общая их потребность в „Терминаторах“ может достичь 100 единиц.[16]
Защита: ЭВУ, бронеплиты стальные, автомат выброса ЛЦ, постановщик помех, защищённые топливные баки.
Возможности: спуск на лебёдке до 4-х человек одновременно, рампа, поисковой прожектор ИК, очки ночного видения, ИК камера.
Вооружение[17]:
до двух 7,62-мм пулеметов в носовой и кормовой установках, два 12.7-мм пулемета, до двух управляемых пушечных контейнеров с 23-мм пушками ГШ-23Л, С-8 ракеты в блоках, Штурм-В или Атака (ПТУР) (до восьми штук), Игла-С или 4 250-кг бомбы.
Ми-8АМТШ-1 — модификация Ми-8АМТШ, оснащённая комплексом вооружения в сочетании с салоном повышенной комфортности (VIP-салон)
Ми-8МНП-2 — модификация Ми-8АМТШ для Пограничной службы РФ. Переоборудовано 6 вертолётов.
Технические характеристики |
В-8 | Ми-8П | Ми-8Т | Ми-8МТ (Ми-17) | Ми-18 | Ми-8МТВ-1 (Ми-17-1В) | Ми-8АМТ (Ми-171) | Ми-172 | Ми-8МСБ | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год постройки | 1961 | 1965 | 1965 | 1975 | 1980 | 1987 | 1991 | 1991 | 2014 |
Экипаж | 3 человека | 3 человека | 3 человека | 3 человека | 3 человека | 3 человека | 3 человека | 2 человека | |
Число пассажиров (десантников) | 18 человек | 28 человек | 24 человека | 24 человека | 30 человек | 24 человека | 27 человек | 26 человек | |
Длина (с вращ. винтами) | 25,31 м | 25,31 м | 25,31 м | 25,31 м | 25,31 м | 25,31 м | 25,31 м | 25,31 м | |
Высота (с вращ. рулевым винтом) | 5,54 м | 5,54 м | 5,54 м | 5,54 м | 5,54 м | 5,54 м | 5,54 м | 5,54 м | |
Диаметр несущего винта | 21 м | 21,3 м | 21,3 м | 21,3 м | 21,3 м | 21,3 м | 21,3 м | 21,3 м | 21,3 м |
Масса пустого | 5726 кг | 7000 кг | 6934 кг | 7200 кг | 7550 кг | 7381 кг | 6913 кг | 7514 кг | |
Нормальная взлётная масса | — | 11 570 кг | 11 100 кг | 11 100 кг | 11 500 кг | 11 100 кг | 11 100 кг | 11 878 кг | |
Максимальная взлётная масса | — | 12 000 кг | 12 000 кг | 13 000 кг | 13 000 кг | 13 000 кг | 13 000 кг | н/д | 12 500 кг |
Двигатели | 1 × АИ-24В | 2 × ТВ2-117 | 2 × ТВ2-117 | 2 × ТВ3-117МТ | 2 × ТВ3-117МТ | 2 × ТВ3-117ВМ | 2 × ТВ3-117ВМ | 2 × ТВ3-117ВМ | 2 × ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е |
Мощность двигателей (на взлётном режиме) | 1 × 1900 л. с. | 2 × 1500 л. с. | 2 × 1500 л. с. | 2 × 1900 л. с. | 2 × 1900 л. с. | 2 × 2000 л. с. | 2 × 2000 л. с. | 2 × 2000 л. с. | 2 × 1500 л. с. |
Максимальная скорость | — | 250 км/ч | 260 км/ч | 250 км/ч | 270 км/ч | 250 км/ч | 250 км/ч | 250 км/ч | 260 км/ч |
Крейсерская скорость | — | 225 км/ч | 225 км/ч | 220 км/ч | 240 км/ч | 240 км/ч | 230 км/ч | 230 км/ч | 225 км/ч |
Динамический потолок | — | 4200 м | 4500 м | 5000 м | 5550 м | 6000 м | 6000 м | 6000 м | 9150 м |
Практическая дальность | н/д | 425 км | 480 км | 520 км | 580 км | 590 км | 570 км | 715 км | 885 км |
- Дальность полёта, км:
- при дополнительных топливных баках — 1300[18]
- при максимальном запасе авиатоплива — 800
- при максимальной загрузке — 550
- Расход авиатоплива, т/час — 0,72
Боевое применение |
Шестидневная война (1967) — по крайней мере 3 египетских Ми-8 уничтожены израильской авиацией на аэродромах[19].
Война Судного дня (1973) — очень активно использовались Египтом и Сирией в десантных операциях. Группы по несколько вертолётов сбрасывали коммандос в израильском тылу. Вооружение египетских коммандос включало винтовки M16, АКМ и гранатомёты РПГ-7. 6 октября группа сирийских коммандос, сброшенная с 4 Ми-8 захватила гору Хермон (при этом один вертолёт был потерян). Утром 7 октября одна рота 183-го батальона египетских коммандос смогла два раза остановить наступление 217-й бронетанковой бригады Израиля[20].
Эфиопо-сомалийская война (1977—1978)
Война в Ливане — использовались сирийской армией. 21 апреля 1981 года десант с двух Ми-8 захватил у фалангистов вершину горы Джабаль-Саннин, при этом серьёзно потеснив вражеские отряды. 27 апреля десант с пары Ми-8 захватил старый французский форт в этом районе. По некоторым данным, 28 апреля два Ми-8 были сбиты израильскими истребителями F-16 (по другим данным был сбит лишь один из двух атакованных Ми-8Тс, его экипаж 4 человека погиб) и ещё три в июне 1982 года (по другим данным летом сирийские Ми-8 летом 1982 года в зоне боевых действий не использовались вообще и никаких потерь не понесли). Таким образом боевые потери сирийских Ми-8 в Ливане составили 1 или 5 вертолётов, ещё один вертолёт пострадал в аварии 19 декабря 1981 года[21]. После лета 1982 года в Сирию был отправлен советский 100-й отдельный вертолётный отряд РЭБ в составе 4 Ми-8ППА и 4 Ми-8СМВ[22].
Афганская война (1979—1989) — самые большие потери Ми-8 понесли на этой войне. Только советская 40-я армия потеряла 174 вертолёта Ми-8; потери вертолётов пограничных войск, САВО и афганской армии неизвестны[23][24][25].
Война в Персидском заливе (1990—1991) — десантные Ми-8 активно использовались Ираком во время захвата Кувейта.
Грузино-абхазская война (1992—1993).
Ирано-иракская война (1980—1988) — в воздухе иранскими истребителями были сбиты 6 иракских Ми-8. Общие потери иракских вертолётов неизвестны[26][27].
Война Пакиша (1981) — в конце января 1981 года группа из 240 эквадорских солдат вторглась на территорию Перу. В ходе разгрома этой группировки значительную роль сыграли перуанские Ми-8Т с блоками неуправляемых ракет С-5. 19 февраля при высадке коммандос с пары Ми-8Т был потерян один перуанский Ми-8 (сбит огнём из винтовок FAL), однако десанту со второго вертолёта удалось разгромить эквадорцев[28].
Карабахский конфликт — применялся обеими сторонами. И Азербайджан, и Армения потеряли от огня противника по 3 вертолёта Ми-8[29].
Первая чеченская война (1994—1996)
Эфиопо-эритрейская война (1998—2000)
Вторжение боевиков в Республику Дагестан (1999) — российская армия потеряла не менее трёх Ми-8[30].
Каргильская война (1999)
Операция НАТО против Югославии (1999) — В 1999 году сербский Ми-8 одержал воздушную победу, сбив из пулемёта американский БПЛА «Хантер». В 2000 году Ми-8 сбили ещё один БПЛА[31][32].
Вторая чеченская война (1999) — 13 декабря 1999 года в районе «волчьих ворот» вертолёт Ми-8 п-ка Владимира Алимова под шквальным огнём крупнокалиберных пулемётов и стрелкового оружия спас жизнь 38-ми окружённым солдатам и офицерам. По возвращению в Моздок в перегруженном вертолёте насчитали около 90 пробоин. За свои действия В. Алимов был награждён звездой Героя России[33].
Война в Афганистане (с 2001)- Иракская война
- Операция Бутана против ассамского сопротивления 2003
Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
Гражданская война в Сирии (с 2011)
Вооруженный конфликт на востоке Украины (с 2014)[34]
- 4 Ми-8АМТШ-В ВС РФ было развёрнуто в Сирии (2015), 1 Ми-8АМТШ-В уничтожен боевиками при спасательных действиях на месте падения Су-24М, сбитого Турцией 24 ноября 2015 при помощи ракеты TOW на земле[35].
- 1 августа 2016 года в сирийской провинции Идлиб был сбит вертолёт Ми-8АМТШ, возвращавшийся на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо. Судя по многочисленным фотографиям обломков, опубликованным в сети, речь идёт о машине RF-95585 (бортовой номер «212 жёлтый»), до начала сирийской кампании сфотографированной в расположении 562-й авиабазы армейской авиации в Толмачёво (под Новосибирском). На борту, по данным военного ведомства, находились три члена экипажа и двое офицеров российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии. Все они погибли[36].
Эксплуатанты |
Военные операторы |
Азербайджан — 13 Ми-8 и более 70 единиц Ми-17-1В , по состоянию на 2016 год[37]
Алжир — 75 Ми-8/Ми-17, по состоянию на 2016 год[38]
Ангола — 27 Ми-8/Ми-17, по состоянию на 2016 год[39]
Аргентина — 2 Ми-171Е, по состоянию на 2016 год[40]
Армения — 10 Ми-8МТ и 2 Ми-9, по состоянию на 2016 год[37]
Афганистан — 82 Ми-17 (30 из них использует воздушный спецназ), по состоянию на 2016 год[41]
Бангладеш — 12 Ми-17, 2 Ми-17-1В и 2 Ми-171Ш по состоянию на 2016 год[42] В 2015 году заказаны 6 Ми-171Ш и 1 Ми-171Е[43]
Белоруссия — 8 Ми-8, 18 Ми-8МТВ-5, по состоянию на 2016 год[37][44][45]
Болгария — 6 Ми-17, по состоянию на 2016 год[46]
Босния и Герцеговина — 8 Ми-8, 4 Ми-8МТВ и 1 Ми-17, по состоянию на 2016 год[37]
Буркина-Фасо — 1 Ми-8 и 2 Ми-17, по состоянию на 2016 год[47]
Бурунди — 2 Ми-8 в нерабочем состоянии, по состоянию на 2016 год[48]
Венесуэла:
Сухопутные войска Венесуэлы — 21 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год[49]
Военно-морской флот Венесуэлы — 6 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год[49]
Военно-воздушные силы Венесуэлы — 8 Ми-17-ВС и 2 Ми-172 (VIP), по состоянию на 2016 год[50]
Национальная гвардия Венесуэлы — 5 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год[50]
Венгрия — 13 Ми-8 и 7 Ми-17, по состоянию на 2016 год[37]
Вьетнам — 14 Ми-8, 6 Ми-17 и 3 Ми-171, по состоянию на 2016 год[51]
Гана — 3 Ми-17-В5 и 4 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[52]
Гвинея — 2 Ми-17-1В, по состоянию на 2016 год[53]
Грузия — 17 Ми-8Т, по состоянию на 2016 год[37]
Джибути — 1 Ми-8Т и 1 Ми-17, по состоянию на 2016 год[54]
Демократическая Республика Конго — 2 Ми-8, по состоянию на 2016 год[55]
Замбия — 4 Ми-17, по состоянию на 2016 год[56] В 2015 году заключен контракт на поставку 5 Ми-17 для полиции[57]
Египет — 40 Ми-8, по состоянию на 2016 год[58]
Индия — 30 Ми-8, 80 Ми-17/Ми-17-1В и 151 Ми-17-В5 по состоянию на 2016 год[59]
Индонезия — 17 Ми-17-В5 по состоянию на 2016 год[60]
Ирак — не менее 20 Ми-17/Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[61]
Иран — 25 Ми-171, по состоянию на 2016 год[62]
Йемен — некоторое количество Ми-17, по состоянию на 2016 год[63]
Казахстан — 20 Ми-17В5, 1 Ми-171 и некоторое количество Ми-8, по состоянию на 2016 год[37]
Камбоджа — 4 Ми-8 и 3 Ми-17, по состоянию на 2016 год[64]
Камерун — 2 Ми-17 по состоянию на 2016 год[65] в 2013 году подписан договор на поставку партии Ми-17[66].
Кения — 3 Ми-17 и 2 Ми-171, по состоянию на 2016 год[67]
Киргизия — 8 Ми-8, по состоянию на 2016 год[37]
КНР
Народно-освободительная армия Китая — 50 Ми-8Т, 3 Ми-17-1В, 22 Ми-17, 38 Ми-17-В5, 25 Ми-17-В7 и 140 Ми-171 по состоянию на 2016 год[68]
Военно-морские силы Китайской Народной Республики — 8 Ми-8, по состоянию на 2016 год[37]
Военно-воздушные силы Китая — 2 Ми-17-В5 и более 4 Ми-171 по состоянию на 2016 год[69]
КНДР — 15 Ми-8/Ми-17, по состоянию на 2016 год[70]
Колумбия — 8 Ми-17-1В, 8 Ми-17МД и 5 Ми-17-В5 по состоянию на 2016 год[71]
Республика Конго — 3 Ми-8 на хранении, по состоянию на 2016 год[72]
Куба — 2 Ми-8П, 8 Ми-17 и более 12 Ми-17 на хранении, по состоянию на 2016 год[73]
Лаос — 9 Ми-8 и 11 Ми-17, по состоянию на 2016 год[74]
Латвия — 4 Ми-17, по состоянию на 2016 год[75]
Ливия — более 5 единиц Ми-8Т/Ми-17, по состоянию на 2016 год[76]
Литва — 8 Ми-8, по состоянию на 2016 год[37]
Македония — 4 Ми-8МТВ и 2 Ми-17, по состоянию на 2016 год[37]
Мали — 1 Ми-8, по состоянию на 2016 год[77]
Мексика — 2 Ми-8Т, 19 Ми-17, 19 Ми-17-1В и 4 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год[78]
Мозамбик — 2 Ми-8 в нерабочем состоянии, по состоянию на 2016 год[79]
Молдавия — 2 Ми-8ПС и 4 Ми-8-МТВ-1, по состоянию на 2016 год[37]
Монголия — 11 Ми-8 и 2 Ми-171, по состоянию на 2016 год[80]
Мьянма — 11 Ми-17, по состоянию на 2016 год[81]
Нагорно-Карабахская Республика — 5 Ми-8, по состоянию на 2016 год[82];
Намибия — 1 Ми-8, по состоянию на 2016 год[83]
Непал — 3 Ми-17-1В и 2 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год[84]
Нигер — 2 Ми-17, по состоянию на 2016 год[85]
Нигерия — в 2012 году заключен контракт на поставку более 6 Ми-171Ш, в 2014 году заключен контракт на поставку 6 Ми-8/Ми-17, первые поставки должны были начаться в 2015 году[57]
Никарагуа — 7 Ми-17 в небоеспособном состоянии и 2 Ми-171Е, по состоянию на 2016 год[86]
Пакистан:
Сухопутные войска Пакистана — более 39 Ми-17, 4 Ми-171 и 1 Ми-172, по состоянию на 2016 год[87]
Военно-морские силы Пакистана — 4 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[88]
Перу — 2 Ми-8, 17 Ми-17 и 11 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[89]. Выполняются поставки по контракту от 2013 года на 56 единиц Ми-171Ш, поставки начались в 2014 году[90]. В 2010 закуплено 6 Ми-171Е и Ми-171Ш[91].
Польша
Сухопутные войска Польши — 7 Ми-8МТ, 3 Ми-17, 1 Ми-17АЕ, 5 Ми-17-1В и 7 Ми-8Т, по состоянию на 2016 год[37]
Воздушные силы Польши — 8 Ми-17 и 9 Ми-8, по состоянию на 2016 год[92]
Военно-морские силы Польши — 2 Ми-17, по состоянию на 2016 год[92]
Россия
Военно-воздушные силы Российской Федерации — 304 Ми-8/Ми-8МТ/Ми-8МТШ/Ми-8МТВ-5, 20 Ми-8ППА и 7 Ми-8МТРП-1 по состоянию на 2016 год[37]
Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 8 Ми-8, 4 Ми-8Т и 4 Ми-8МТ,1 Ми-8АМТШ-ВА по состоянию на 2016 год[37]
Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации — некоторое количество Ми-8, по состоянию на 2016 год[93]
Войска национальной гвардии России — 60 единиц Ми-8, по состоянию на 2016 год[94]
Руанда — 4 Ми-17, 1 Ми-17МД, 1 Ми-17-В5 и 5 Ми-17-1В, по состоянию на 2016 год[95]
Сирия — 27 Ми-8 и 27 Ми-17, по состоянию на 2016 год[96]
Сенегал — 2 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[97]
Сербия — 8 Ми-8Т и 3 Ми-17в-5, по состоянию на 2016 год[37]
Словакия — 1 Ми-8 и 13 Ми-17, по состоянию на 2016 год[37]
Судан — не менее 5 единиц Ми-17, 21 Ми-8 и 2 Ми-171, по состоянию на 2016 год[98]. 6 шт поставлено в 2012 году, в 2013 году подписан контракт на поставку 16 транспортных Ми-8[99].
Сьерра-Леоне — 2 Ми-8/Ми-17 в нерабочем состоянии, по состоянию на 2016 год[100]
Таджикистан — 11 Ми-8/Ми-17ТМ, по состоянию на 2016 год[37]
Таиланд — 3 Ми-17-В5, по состоянию на 2016 год[101]
Туркмения — 8 Ми-8, по состоянию на 2016 год[102]
Турция — 19 Ми-17, по состоянию на 2016 год[103]
Уганда — 3 Ми-17 из них 1 в нерабочем состоянии и 1 Ми-172 (VIP), по состоянию на 2016 год[104]
Узбекистан — 52 Ми-8, по состоянию на 2016 год[105]
Украина
Сухопутные войска Украины — 30 Ми-8, по состоянию на 2016 год[106]
Воздушные силы Украины — 30 Ми-8 и 4 Ми-9, по состоянию на 2016 год[107]
Национальная гвардия Украины — 7 Ми-8, по состоянию на 2016 год[107]
Филиппины — 4 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[108]
Чад — 3 Ми-17 и 2 Ми-171, по состоянию на 2016 год[109]
Чехия — 4 Ми-8, 5 Ми-17 и 16 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[110]
Хорватия — 11 Ми-8МТВ, 10 Ми-171Ш и 3 Ми-8Т, по состоянию на 2016 год[37]
Шри-Ланка — 10 Ми-17 и 4 Ми-171Ш, по состоянию на 2016 год[111]
Эквадор — 6 Ми-17-1В и 2 Ми-171Е, по состоянию на 2016 год[112]
Экваториальная Гвинея — 1 Ми-17, по состоянию на 2016 год[113]
Эритрея — 4 Ми-17, по состоянию на 2016 год[114]
Эфиопия — 12 Ми-8/Ми-17, по состоянию на 2016 год[115]
Республика Корея
Национальное агентство полиции (Республика Корея) — 3 Ми-172, по состоянию на февраль 2014 года.[116]
Южный Судан — 9 Ми-17 и 1 Ми-172 (VIP), по состоянию на 2016 год[117]
Бывшие военные операторы |
Румыния — в 1968 году поставлено 25 шт. Ми-8Т и 14 шт. Ми-8ПС, в 1985 году — ещё 3 шт. Ми-17; в 1990-е годы для полиции закуплены ещё два Ми-17, один Ми-17-1В и один Ми-17-1ВА; в 2001 году сняты с вооружения армии (поставлены на хранение и переданы в МВД)[118].- СССР
США — некоторое количество Ми-8, по состоянию на 2013 год[119]. 21 поставлено и 12 шт Ми-17В5 заказано для миссий в Афганистане[120].
Финляндия[121]
Черногория — 1 Ми-8Т в нерабочем состоянии, по состоянию на 2013 год[122]
Эстония — последний в Эстонии советский вертолёт Ми-8 стал музейным экспонатом[123].
Югославия — 120 Ми-8Т поставлено в 1968—1982 годы[124]
Гражданские операторы |
2-й Архангельский объединённый авиаотряд — 14
Происшествия |
В общей сложности изготовлено более 12 000 вертолётов Ми-8, некоторое число которых было потеряно в ходе военных конфликтов. В частности, с начала конфликта в Чечне российские вооружённые силы потеряли по меньшей мере 31 машину[125].
Авиасимуляторы |
Модуль для Digital Combat Simulator является крайне точным и проработанным авиасимулятором Ми-8.
Вертолёты-памятники и музейные экспонаты |
Тип | Бортовой номер | Местонахождение | Изображение |
---|---|---|---|
Ми-8Т | 33 | Парк Патриотов, Воронеж | |
Ми-8 | 3 | Cквер Памяти и Славы, Ибреси, Чувашская Республика |
Галерея |
Ми-8 МТВ-5:
Аналоги |
- AgustaWestland AW101
- Boeing Vertol CH-46 Sea Knight
- Aérospatiale AS.332 Super Puma
- Aérospatiale AS.532
- Eurocopter EC725 Cougar
- NHI NH90
- Sikorsky S-92
- Sud-Aviation SA.330 Puma
Примечания |
↑ Казанский вертолётный завод выпустил 7500-й вертолёт семейства Ми-8/17 (неизв.). Aviation Explorer (23 мая 2014). Проверено 23 мая 2014.
↑ Сведения заказа
↑ 80 новых вертолётов Ми-17В-5 постепенно должны заменить вертолёты Ми-8 в ВВС Индии
↑ ВВС Афганистана переданы первые 9 вертолётов Ми-17В-5
↑ Поставка Ми-8АМТШ и «Ансат-У» — лёгких многоцелевых вертолётов. (economics.tech.itendersru.samoleti) : Рассылка : Subscribe.Ru
↑ Сведения заказа
↑ Сайт производителя. (неизв.).
↑ Минобороны дополнительно закупило в этом году на сэкономленные средства 5 боевых самолётов и 5 вертолётов (рус.). ИТАР-ТАСС (08.10.2009 // 16:23). Проверено 30 октября 2009. Архивировано 1 июня 2012 года.
↑ «Юбилейный» Ми-17 выпустили «Вертолёты России», его передадут Индии | РИА Новости
↑ Ми-8: история с продолжением (неизв.). Проверено 3 октября 2016.
↑ На вооружение Вооруженных Сил Украины принят десантно-транспортный вертолёт Ми-8МСБ-В // «Украина промышленная» от 25 апреля 2014
↑ Біла книга 2014: Збройні сили України. «Міністерство оборони України», 2015. стр. 77
↑ Белоруссия и Украина займутся модернизацией вертолётов Ми-8 // «Военно-промышленный курьер» от 17 сентября 2014
↑ Ми-8АМТШ-ВА на сайте АО «Вертолёты России» (неизв.).
↑ Военно-транспортные вертолёты Ми-8/17 на сайте АО «Вертолёты России» (неизв.).
↑ Военные в ноябре получат первый арктический „Терминатор“
↑ http://www.arms-expo.ru/armament/samples/1001/65179/ Ми-8АМТШ, транспортно-штурмовой вертолет
↑ RIA. // РИА Новости. — 2014. — С. [1].
↑ Operation Moked: Destruction of Arab Air Forces
↑ The 1973 Arab-Israeli War: The Albatross Of Decisive Victory [Illustrated Edition]. Dr. George W. Gawrych. Pickle Partners Publishing, 2015
↑ Ильин В. Многоцелевые истребители зарубежных стран, М., Астрель, АСТ, 2000, стр.18, 20
↑ Сирийские вертолеты над Ливаном
↑ Статистика потерь в Афганистане
↑ »…последняя потеря в шиндандской зоне имела место два года назад, когда поисково-спасательный Ми-8 7 октября 1986 г был сбит снайперским выстрелом из «бура» в 180 км от базы и, после эвакуации экипажа, уничтожен с воздуха". В. Марковский. Афганский дебют МиГ-27
↑ Потери советской авиации в 1986 году
↑ Iranian Air-to-Air Victories 1976—1981
↑ Iranian Air-to-Air Victories, 1982 — today
↑ Перуано-Эквадорский конфликт — Авиация в локальных конфликтах — skywar.ru
↑ Инциденты в Карабахе
↑ Страничка Памяти 1999—2007
↑ European Air-to-Air Victories
↑ Military Mi-8 HIP helicopter to fly alongside a Hunter UAV and then have the Door Gunner blast the UAV with his 7.62 mm machine gun
↑ МУЖЕСТВО: «Мне этот бой не забыть нипочем…»
↑ Морозов В. Авиация в боевых действиях на Юго-Востоке Украины, весна — лето 2014 г. // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2014. — № 10. — С. 39. — ISSN 0373-9821.
↑ Российский вертолёт уничтожен переданной из Турции американской ракетой — Оружие России — информационное агентство
↑ Сбитые в Сирии
↑ 12345678910111213141516171819 International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 321. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 430. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 377. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 231. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 236—237. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 299. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ Министр обороны рассказал о состоянии белорусской армии (рус.), TUT.BY. Проверено 28 ноября 2016.
↑ Фоторепортаж: Беларусь получила шесть новейших вертолётов Ми-8МТВ-5 - Технологии onliner.by (неизв.). Onliner.by. Проверено 28 ноября 2016.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 83. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 433. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 434. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ 12 International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 416. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ 12 International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 417. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 298. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 449. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 450. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 442. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 441. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 477. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ 12 International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 480. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 326. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 254. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 257. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 332. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 328. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 360. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 239. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 435. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ Россия поставит в Камерун партию вертолётов Ми-17
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 452. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 244. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 245. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 266. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 390. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 438. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 394. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 271. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 115. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 342. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 456. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 405. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 458. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 275. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 276. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ The Military Balance 2016. p.181
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 459. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 277. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 460. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 407. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 280. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 282. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 410—411. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 420. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ Перу закупит в РФ вертолёты для борьбы с наркоторговцами и мятежниками — РИА Новости, 05:56 23/04/2010
↑ 12 International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 128. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 200. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 201. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 463. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 355. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 464. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 471. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ Россия поставит в Судан вертолёты на 200 млн долларов
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 465. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 293. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 204. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 150. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 475. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 208. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 205. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ 12 International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 206. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 284. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 437. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 88. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 289. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 396. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 443. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 445. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 446. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ ИТАР-ТАС: Южнокорейская полиция получила третий российский вертолёт Ми-172
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 469. — 504 с. — ISBN 9781857438352.
↑ Светозар Йоканович Ми-8/14/17/171 на Балканах // журнал «Авиация и космонавтика», № 1, 2013. стр. 21—33
↑ The Military Balance 2013. — P. 82.
↑ США заказали очередную партию вертолётов Ми-17
↑ Участвовавший в спасательной операции парома «Estonia» вертолёт отправляется в Карельский музей авиации (эст.)
↑ The Military Balance 2013. — P. 157.
↑ Последний в Эстонии советский вертолёт Ми-8 стал музейным экспонатом
↑ Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database
↑ См. статьи: Список потерь российской авиации в Первой чеченской войне и Список потерь российской авиации в Чечне (с 1999 г.)
Литература |
Helicopter Overhaul Using Integral Dye Penetrant Plant // Aircraft Engineering and Aerospace Technology. — 1979-07. — Т. 51, вып. 7. — С. 11–12. — ISSN 0002-2667. — DOI:10.1108/eb035543. // Вертолёт Ми-8. Техническое описание. Внешторгиздат- Вертолёт Ми-8МТ. Руководство по технической эксплуатации 8МТ-0007-00 РЭ. Авиаэкспорт, СССР, Москва
Ссылки |
- МИ 8 на сайте холдинга «Вертолёты России»
- МИ 8 на сайте компании вертолётов МИ LTD Helitage — описание и фотографии
- Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ Бюллетень № Т2775-БЭ-Г
- Ми-8, Ми-8П, Ми-8ПСТ Бюллетень № M2674-БЭ-Г
- МИ 8 на сайте Авиастар
- «Ми-8. Великолепная восьмёрка» — документальный фильм (части 1 и 2)
- https://www.linkedin.com/in/overhaul-helicopter-мi-8-hip-h-09496680/