Автомобильные дороги России федерального значения
Автомоби́льные доро́ги федера́льного значе́ния России — автомобильные дороги, соединяющие: столицу Российской Федерации — России со столицами республик и важнейшими промышленными и культурными центрами государства, республиканские и административные центры краев и областей; курорты, заповедники, исторические и культурные памятники, научные центры и подобные объекты федерального значения со столицами республик и административными центрами краев и областей, с ближайшими железнодорожными станциями, аэропортами, морскими и речными портами.
Обеспечивают также транспортные связи с зарубежными государствами и странами, объединяют все другие автомобильные дороги в единую сеть. Автомобильные дороги общего пользования федерального значения являются государственной собственностью и финансируются из бюджета Российской Федерации, за счет иных предусмотренных российским законодательством источников, а также средств юридических и физических лиц, в том числе привлеченных в порядке и на условиях заключения концессионных соглашений.
Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к федеральной дорожной сети относятся автодороги:
- соединяющие Москву со столицами сопредельных иностранных государств и административными центрами субъектов РФ;
- включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями РФ;
- соединяющие между собой административные центры российских субъектов;
- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автодороги федерального значения между собой, и имеющие крупнейшие транспортные узлы: морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции, а также специальные объекты федерального значения;
- являющиеся подъездными дорогами, которые соединяют административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие дорожной связи с Москвой и ближайшие морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения".
Протяженность федеральной дорожной сети за исключением автодорог, переданных в доверительное управление Государственной компании «Автодор» (платные дороги), составляет 50 133,822 км. Согласно данным на начало 2017 года 86,1% федеральной дорожной сети – это асфальтобетонные дороги, 7,6% трасс имеют щебеночно-гравийное покрытие, 3,1% - цементобетонное, 2,7% - из черного щебня, 0,5% - грунтовые. На трассах расположены 5938 мостов и путепроводов, 46 автодорожных тоннелей, 286 пешеходных переходов в разных уровнях.
Содержание
1 История создания дорожной сети в России
2 Характеристики и классификация
3 Автомобильные дороги общего пользования федерального значения
4 Автомобильные дороги, планируемые к передаче в федеральную собственность
5 Управление автомобильными дорогами федерального значения
6 Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в управлении Росавтодора, в разрезе федеральных округов и областей
7 Международные маршруты на территории России
7.1 Европейские маршруты
7.2 Азиатские маршруты
8 См. также
9 Примечания
10 Литература
11 Ссылки
11.1 Учреждения
11.2 Документы
История создания дорожной сети в России |
Этот раздел статьи следует викифицировать. |
Первое упоминание о дорогах Древней Руси встречается в Лаврентьевской летописи, где значится призыв киевского князя Владимира (980-1015): «Требите пути и мостите мосты». Примерно тогда же появляются документы, касающиеся дорожного строительства. В X-XII веках существовало два типа дорог: местные «проселки» и «великие гостиницы» — большие торговые пути в степной полосе. «Прямоезжих» дорог на Руси было крайне мало.
Начавшийся при Иване Калите (1325 — 1340) на русских землях объединительный процесс способствовал бурному развитию торговых связей, формировалась единая система сухопутных путей Русского государства с центром в Москве. Дороги играли все большую политическую и экономическую роль в становлении единой государственности. Превратившись в центр важнейших сухопутных и речных путей, Москва дала начало важнейшим дорогам России. Улицы стольного града переходили в большие тракты к отдаленным окраинам: Тверская вела на Тверь и Великий Новгород, Сретенская переходила в Ярославский тракт, от Рогожской слободы начинался путь на Нижний Новгород и Казань, от пригородного села Коломенского - дорога в Тулу, а через Арбат выходила Можайская дорога к городу Смоленску. В 1595 году по указу царя Федора Иоанновича начались поиски кратчайшего пути от Соликамска к Тюмени, Тобольску и другим городам через Уральские горы.
В XVI веке появились законодательные акты, которые уточняли некоторые вопросы, касающиеся содержания и строительства дорог. Они были прописаны в специальной книге «Судебник» (1589 году). В ней впервые устанавливалась ширина проезжей части дороги – полторы сажени. Следить за их состоянием и поддерживать в исправности вменялось в обязанности местных жителей. Они несли ответственность перед государством за происшествия с проезжающими, вызванные плохим состоянием дороги, мостов.
Существенную роль в улучшении российских трактов сыграло учреждение в 1665 году почтовой службы. В XVII веке зафиксированы также первые факты применения научных методов при проектировании и строительстве дорожных сооружений. Они относятся к начальному этапу постройки Большого каменного моста в Москве в 1643 году.
Временем перемен в развитии дорожного дела стала эпоха петровских преобразований. Одно из важных начинаний Петра I стало создание так называемой «перспективной дороги» - прямой трассы, связывающей Санкт-Петербург с Москвой. Из книги «Точное известие… крепости и городе Сантк-Петербург, о крепостце Кроншлот и их окрестностях» (1713): «…однажды слышал: его величество по собственному побуждению вознамерился проложить новую дорогу из города Москвы до С.-Петербурга протяженностью свыше 200 миль; она не только должны быть очень широкой, но пройти по прямой линии обширными девственными местами через заросли, горы и долины, болота и воду и быть настолько возможно ровной. Кроме того, на ней предполагается поставить от одной почтовой станции до другой трактиры и деревни, с тем чтобы путешественники могли находить гораздо большие удобства и следовать дальше».
Первый участок грунтовой дороги стал сооружаться от Петербурга до Волхова. Указ Петра I от 11 января 1720 года обязывал заготавливать лес «для починки и строения перспективной дороги до Волхова», в 1723 году работы по созданию «перспективной дороги» возлагались на местных крестьян. Замысел Петра I полностью не был реализован, был построен только первый отрезок пути до Волхова, после дорога пошла через Новгород на Москву. В 1746 году началось движение по ней, появилась первая дорога протяженностью 728 верст (порядка 770 км).
В правление Екатерины II начинаются работы по сооружению дороги через Главный Кавказский Хребет. Потом эта трасса получила название Военно-Грузинской дороги, постоянное движение по ней открыто в 1799 году.
В 1760 — 1790 годах происходят важные изменения в технике дорожного строительства. В указе Екатерины II 28 мая 1785 года говорилось: «Ее императорское величество высочайше указать изволила: впредь дорог бревнами, бревешками и плахами не мостить, вместо того делать оные, где есть удобность, каменные, где же камня нет, там намащивать плотинами фашинными…»
Первая половина XIX в. стала принципиально новым этапом в развитии дорожного дела в России. На это время приходится переход от сооружения грунтовых дорог к шоссейным, создается единый центральный орган управления и строительства путей сообщения. В ноябре 1809 года было образовано Управление водяными и сухопутными сообщениями во главе с принцем Г. Ольденбургским - генерал-губернатором Тверской, Новгородской и Ярославской губерний. В 1810 году оно переименовано в Главное управление путей сообщения, ставшее единственным ведомством, которое находилось вне столицы – в Твери (с 1809 по 1816 годы, затем в Петербурге).
В 1817-1834 годах построена шоссейная дорога между Москвой и Петербургом по системе французского инженера Трезаге. Наряду с Московским появляются шоссе в западных губерниях страны, а также Петербургско-Ковенское, Московско-Нижегородское. Тульское, Смоленское, Рязанское, Ярославской и др. В начале 1830-х годах завершился очередной этап строительства Военно-Грузинской дороги.
В 1860-1870-е годы шоссейные дороги потеряли значение главных путей и рассматривались как второстепенные, предпочтение отдавалось железным дорогам.
Позже в 1885-1890 годах усилиями Военного министерства были построены шоссейные дороги Петербург-Псков-Варшава, Москва – Брест – Варшава и некоторые др. Крупное по масштабам и государственной важности строительство в конце XIX – начале XX вв. проводилось в Крыму: были построены шоссе Ялта-Бахчисарай, Симферополь – Феодосия, Севастополь – Алушта. Продолжалось строительство Южно-бережного шоссе. Эти трассы проектировались по особо утвержденным заданиям, так как они проходили в очень трудных топографических условиях.
В 1920-е годы основным типом дорог в стране оставались грунтовые. Их улучшали методом профилирования и применением различных добавок: глины и песка, шлаков и гравия, жерствы и торфа, жидкого стелка и дефекационной грязи. В 1927 году в Ленинградской области на тракте Псков-Шимск проведен опыт улучшения грунтовой дороги органическими вяжущими материалами (полугудроном и гудроном). В это же время на Волоколамском шоссе дорожники уложили первые 80 м асфальтобетонного покрытия. Вскоре асфальтобетонные, бетонные и железобетонные участки появились под Ленинградом, в Баку, Ялте и Туапсе. Однако первые асфальтовые покрытия возникли в России еще в 1866 г, раньше, чем в Лондоне. В 1869 году было организовано «Товарищество по производству асфальтовых дорог». Но из-за недостаточности средств и квалифицированных кадров это начинание не получило тогда развитие.
В советское время за период с 1922 по 1928 год построено и перестроено 3,8 тыс. км дорог, однако почти половина из них - грунтовые. Развернулось строительство больших трактов Чуйского, Кяхтинского, Усинского, Тункинского, Амуро-Якутской магистрали, дан старт созданию Черноморского шоссе. К концу 1932 года действовали уже 5822 автомобильные линии протяженностью 35 тыс. км. В 1930-х годах широко развернулось строительство усовершенствованных дорог. Были построены асфальтированные подъезды к Москве, Ленинграду и др. крупным городам, начались работы по созданию крупнейшей в стране автомагистрали Москва — Минск. Полтора года шли изыскания и ее первоначальное проектирование. На почти 700-километровом протяжении она должна была в 13 местах пересечь железнодорожные линии, пройти через 115 рек и речушек. Предстояло соорудить 627 транспортных развязок и 9 путепроводов. В числе техники имелось только два с половиной десятка устаревших тракторов и три экскаватора. Потом - в апреле 1937 года - сюда направили 70 машин, но основной объем работы выполнен силами людей – 105 тыс. человек фактически вручную построили магистраль к концу 1938 г.
На начало 1941 года в РСФСР 67,8 тыс. км дорожной сети или 7,8% от общей протяженности имели твердые покрытия.
Дорожное строительство не прекращалось и в годы Великой Отечественной войны. Были организованы дорожные войска, которые проложили более 5 тыс. км дорог с твердым покрытием, восстановили и построили более 1 тыс. км мостов. При этом в ходе войны было разрушено и повреждено порядка 13,8 тыс. км дорог, которые до 1948 г. затем были восстановлены. В послевоенный период (1946 — 1958 годы) дорожная сеть с твердым покрытием была доведена до 106,2 тыс. км. За эти годы построены и реконструированы крупные автомобильные магистрали, создавшие основу для развития дорожной инфраструктуры страны: Москва-Ленинград, Москва-Симферополь, Москва-Куйбышев, Харьков-Ростов, Ростов-Орджоникидзе, Ленинград-Таллин, Ярославль-Вологда и др. Кроме того, были реконструированы подъезды к крупным городам – Москве, Ленинграду и др.
К 1970 году доля дорог с твердым покрытием выросла до 36,6%, а к 1980 – до 64%. К этому времени на карте России появились новые магистральные дороги Москва – Волгоград – Астрахань, Вологда – Ленинград, Москва – Брянск – Киев, Куйбышев – Челябинск – Курган, Иркутск – Улан-Удэ – Чита и многие др. Построены большие капитальные мосты, в том числе через реки Днепр, Дон, Волгу, Неву, Обь, Енисей, первый автодорожный мост через Амур. К концу 1990 года протяженность дорожной сети общего пользования с твердым покрытием увеличилась на 36 тыс. км и составила 87,8%, из них усовершенствованные покрытия составили 63,5%. В начале 1990-х дорожное хозяйство претерпевает радикальные структурные изменения, в управлении во взаимосвязи с изменениями классификации дорог как объектов собственности.
Постановлением Правительства РСФСР с конца 1991 года введено понятие федеральных дорог, утверждены их перечни. В их числе 21 «магистральная» и 47 «прочих федеральных дорог».
Государственное управление дорожным хозяйством возложили на Министерство транспорта России. Для осуществления управленческих функций в его составе был образован Федеральный дорожный департамент, а с 1996 года Федеральная автомобильно-дорожная служба России, в управление которой отданы 40 тыс. км основных автомагистралей, оставленных в федеральной собственности. Остальная часть дорожной сети передана в ведение субъектов Федерации.
Учитывая важность автомобильных дорог в развитии экономики страны, в 1994 году Правительством РФ утверждена программа совершенствования и развития автомобильных дорог на 1995-2000 гг. «Дороги России». Дальнейшее развитие отрасли связано с программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010). С 2004 года она реализуется при участии Федерального дорожного агентства (Росавтодор), образованного для оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета федеральных автомобильных дорог.
В 2008 году появляется Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. На решение заложенных в ней задач направлена Федеральная целевая, а далее государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» на период до 2021 года, где «дорожному хозяйству» отведена отдельная подпрограмма. В числе главных направлений - увеличение протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям; развитие сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог общего пользования федерального значения; увеличение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров; повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам федерального значения.
Большой объем работ проведен в период с 2013 по 2017 годы. За пять лет после строительства и реконструкции введено в эксплуатацию почти 1,9 тыс. км федеральных дорог, Росавтодором отремонтировано (в том числе капитально) свыше 44,5 тыс. км дорожной сети. За 2017 год объем работ составил 8,9 тыс. км. В числе значимых проектов - капитальный ремонт девятикилометрового участка автодороги Р-21 «Кола» Санкт-Петербург-Петрозаводск – Мурманск – Печенга – граница с Королевством Норвегия (подъезд к г. Петрозаводску). Капитально отремонтированы участки протяженностью 13 км трассы М-10 «Россия», протяженностью 7 км автодороги А-108 «Московское большое кольцо», 14 км трассы А-134 «Подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Воронежу». Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт в интервью одному из российских телеканалов в ноябре 2017 года отметил:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
В год мы ремонтируем примерно 9 тыс. км федеральных автомобильных дорог. Это тот недоремонт, который накопился за долгие годы. В новой истории никогда такого показателя по федеральным автомобильным дорогам не было.
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
В 2017 году были построены и реконструированы более 200 км дорог, причем каждый десятый километр введен в эксплуатацию раньше намеченных сроков. В 2017 году завершено строительство транспортных развязок на автодорогах М-7 «Волга» в Московской области (на км 18, км 21 и км 22) и М-10 «Россия» в Тверской области (на 198 км). Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, подводя итоги 2017 года в преддверии «Транспортной недели», отметил:
Бюджетные возможности и профессионализм федеральных дорожников и подрядных организаций позволяют успешно реализовывать крупнейшие проекты. Ярким событием стало открытие после реконструкции одного из ключевых для страны объектов – участка федеральной трассы Р-23 «Псков» под Санкт-Петербургом. Значительно раньше был введен в эксплуатацию 15-километровый участок федеральной автодороги А-121 «Сортавала» в районе Карельского перешейка, связавший жемчужину карельского перешейка – озеро Вуокса – современной и безопасной трассой с системой Санкт-Петербургского транспортного узла. Еще один значимый объект – 52-километровый подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга от федеральной трассы А-180 «Нарва».
В последние годы ведется активное внедрение инновационных решений в дорожное хозяйство для повышения эффективности дорожных работ, создания усовершенствованных типов покрытия, увеличения межремонтного срока эксплуатации автодорог. Благодаря комплексу мероприятий, направленных на повышение безопасности движения на федеральных трассах аварийность на них с 2013 года снизилась на 12%.
За 2017 год количество аварий на федеральных трассах удалось сократить на 1,2 %. Это удалось достичь благодаря мероприятиям на 78 объектах, в том числе установке барьерных, разделительных ограждений, линий искусственного освещения, строительству надземных переходов.
Мероприятие | Количество | Протяжённость, км | |
---|---|---|---|
Устройство | Искусственное электроосвещение | 54 объекта | 387,38 |
Пешеходные переходы в разных уровнях | 20 объектов | ||
Итого | 74 объекта | ||
Установка | Осевое барьерное ограждение | 44,42 | |
Разделительное тросовое ограждение | 26 | ||
Разделительное металлическое ограждение | 180 | ||
Общая протяженность установленных ограждений | 250,2 | ||
Дорожные знаки | 1365 шт. | ||
Шумозащитный экран | 1 шт. | ||
Строительство площадки отдыха | 1 шт. |
В 2017 году проведено устройство 20 пешеходных переходов в разных уровнях, а также искусственного электроосвещения на 54 объектах - протяженность новых линий составила 387,38 км. Кроме того, установлено 44,42 км осевого барьерного, 26 км тросового и 180 км металлического разделительного ограждений, 1 365 дорожных знаков, построена площадка отдыха.
К концу 2017 года федеральная дорожная сеть насчитывает 120 дорог общей протяженностью более 53 тыс. км. По итогам дорожного сезона 2017 года Федеральному дорожному агентству удалось довести долю протяженности подведомственных федеральных трасс в нормативном состоянии до 77,9%. По итогам 2019 года планируется увеличить этот показатель до 85%.
Характеристики и классификация |
Автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги, обычные автомобильные дороги (нескоростная автомобильная дорога). (Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года N767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации»).
В зависимости от основных показателей транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильные дороги делятся на следующие категории.
Параметры элементов автодороги | Класс автомобильной дороги | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Автомагистраль | Скоростная автодорога | Обычная автодорога (нескоростная автодорога) | |||||
Категории | |||||||
IА | IБ | IВ | II | III | IV | V | |
Общее число полос движения, штук | 4 и более | 4 и более | 4 и более | 4 или 2 | 2 | 2 | 1 |
Ширина полосы движения, м | 3,75 | 3,75 | 3,5 – 3,75 | 3,5 – 3,75 | 3,25 – 3,5 | 3,0 – 3,25 | 3,5 – 4,5 |
Ширина обочины (не менее), м | 3,75 | 3,75 | 3,25 – 3,75 | 2,5 – 3,0 | 2,0 – 2,5 | 1,5 – 2,0 | 1,0 – 1,75 |
Ширина разделительной полосы, м | 6 | 5 | 5 | - | - | - | - |
Пересечение с автодорогами | в разных уровнях | в разных уровнях | Допускается в одном уровне с автодорогами со светофорами не чаще чем через 5 км | в одном уровне | в одном уровне | в одном уровне | в одном уровне |
Пересечение с железными дорогами | в разных уровнях | в разных уровнях | в разных уровнях | в разных уровнях | в разных уровнях | в одном уровне | в одном уровне |
Доступ к дороге с примыкающей дороги в одном уровне | не допускается | допускается не чаще, чем через 5 км | допускается не чаще, чем через 5 км | допускается | допускается | допускается | допускается |
Максимальный уровень загрузки дороги движением | 0,6 | 0,65 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
На начало 2017 года протяженность федеральных дорог I категории составила 8 106,66 км, II категории – 21 192,485 км, III категории – 16 994,538 км, IV – 4 629,768 км, V - 868,95 км.
Автомобильным дорогам общего пользования федерального значения присваивается учетный номер, который включает в себя заглавную букву русского алфавита и арабские цифры (в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 февраля 2007 г. № 16 "Об утверждении Правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров").
Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» были утверждены новые учетные номера автодорог федерального значения[1]. Переход к обязательному их использованию завершился 1 января 2018 года. Ранее действовал официальный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 № 62[2].
Учетный номер с заглавной буквой:
- «М» имеют автодороги федерального значения, соединяющие Москву со столицами иностранных государств и административными центрами субъектов РФ («Москва»);
- «Р» — автодороги федерального значения, соединяющие административные центры РФ («Регион»);
- «А» — автодороги федерального значения, являющиеся подъездом к крупнейшим транспортным узлам и специальным объектам либо подъездом от административного центра субъекта РФ, не имеющего дорожной связи с Москвой, к морским или речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям либо границам других государств; автодороги, соединяющие дороги федерального значения между собой («Автомагистраль»).
На дорожных знаках номер автомобильной дороги (маршрута) пишется слитно с префиксом: М1 (согласно иллюстрациям к правилам дорожного движения)[3] , в официальных документах - отделяется от префикса дефисом, а название дороги следует далее в кавычках: М-1 «Беларусь».
Некоторые федеральные автодороги являются частью европейской и(или) азиатской международных автодорожных сетей. Принадлежность к ним обозначается буквой E, если речь идет о международной Европейской сети дорог категории Е, и буквами AH для маршрутов Азиатских автомобильных дорог. За буквами следуют номер дороги, обозначенный арабскими цифрами. Данные обозначения применяются параллельно с национальными.
Автомобильные дороги общего пользования федерального значения |
№ п/п | Учётный номер а/д | Часть международного маршрута | Наименование автомобильной дороги | Примечание | Общая протяженность дороги, км |
---|---|---|---|---|---|
1 | М1 | E 30 AH6 | «Беларусь» Москва — граница с Республикой Белоруссия | С новым выходом на МКАД с М-1 «Беларусь», Молодогвардейской транспортной развязкой, подъездом к 1-му Успенскому шоссе, строящейся транспортной развязкой на пересечении Подушкинского шоссе со строящимся новым выходом на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» (не введена в эксплуатацию) | 476,605 |
2 | М2 | E 105 | «Крым» Москва — Тула — Орёл — Курск — Белгород — граница с Украиной | С подъездами к городам Тула, Орёл, Курск, Белгород, к историко-архитектурному комплексу «Одинцово» | 803,569 |
3 | М3 | E 101 | «Украина» Москва — Калуга — Брянск — граница с Украиной | С подъездами к городам Калуга, Брянск | 474,499 |
4 | М4 | E 50 E 97 E 115 E 592 | «Дон» Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск | 1838,303 | |
5 | М5 | E 30 AH6 AH7 | «Урал» Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск | С подъездами к городам Рязань, Саранск, Пенза, Ульяновск, Самара, Оренбург, Уфа, Екатеринбург | 2985,527 |
6 | М7 | E 017 E 22 | «Волга» Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа | С подъездами к городам Владимир, Иваново, Чебоксары, Ижевск и Пермь | 2023,117 |
7 | М8 | E 115 | «Холмогоры» Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск | С подъездами к городам Кострома, Северодвинск, обходом города Переславль-Залесский | 1372,022 |
8 | М9 | E 22 | «Балтия» Москва — Волоколамск — граница с Латвийской Республикой | 597,241 | |
9 | М10 | E 105 AH8 | «Россия» Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург | С подъездами к городам Тверь, Новгород | 737,394 |
10 | М11 | Строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург | От Бусиновской транспортной развязки на МКАД до примыкания к КАД вокруг Санкт-Петербурга, с подъездом от автодороги М10 «Россия» в районе Зеленограда, частично введена в эксплуатацию | 378 | |
11 | Р21 | E 105 | «Кола» Санкт-Петербург — Петрозаводск — Мурманск — Печенга — граница с Королевством Норвегией | С подъездами к аэропорту города Мурманск, г. Петрозаводску, аэропорту «Петрозаводск» | 1589,472 |
12 | Р22 | E 38 E 40 E 119 AH8 AH61 AH70 | «Каспий» Автомобильная дорога М4 «Дон» — Тамбов — Волгоград — Астрахань | С подъездами к городам Тамбов, Саратов, Элиста | 1767,082 |
13 | Р23 | E 95 | Санкт-Петербург — Псков — Пустошка — Невель — граница с Республикой Белоруссия | 545,598 | |
14 | Р56 | Великий Новгород — Сольцы — Порхов — Псков | 235,291 | ||
15 | Р92 | Калуга — Перемышль — Белёв — Орёл | 178,54 | ||
16 | Р119 | Орёл — Ливны — Елец — Липецк — Тамбов | 390,161 | ||
17 | Р120 | Орёл — Брянск — Смоленск — граница с Республикой Белоруссия | С подъездом к городу Смоленск | 497,854 | |
18 | Р132 | Калуга — Тула — Михайлов — Рязань | С обходом города Калуга от М3 «Украина» | 311,988 | |
19 | Р158 | Нижний Новгород — Арзамас — Саранск — Исса — Пенза — Саратов | 585 | ||
20 | Р176 | «Вятка» Чебоксары — Йошкар-Ола — Киров — Сыктывкар | С подъездом к городу Киров | 822,972 | |
21 | Р178 | Саранск — Сурское — Ульяновск | С обходом г. Саранск | 221,08 | |
22 | Р193 | Воронеж — Тамбов | 207,711 | ||
23 | Р208 | Тамбов — Пенза | 334,108 | ||
24 | Р215 | E 119 E 50 AH8 | Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала | 541,877 | |
25 | Р216 | Астрахань — Элиста — Ставрополь | 560,619 | ||
26 | Р217 | E 50 E 117 E 119 AH8 | «Кавказ» Автомобильная дорога М4 «Дон» — Владикавказ — Грозный — Махачкала — граница с Азербайджанской Республикой | С подъездами к городам Майкоп, Ставрополь, Черкесск, Владикавказ, Грозный, Махачкала, Магас | 1347,876 |
27 | Р228 | Сызрань — Саратов — Волгоград | 661,034 | ||
28 | Р239 | Казань — Оренбург — Акбулак — граница с Республикой Казахстан | с подъездом к аэропорту Казань | 863,27 | |
29 | Р240 | Уфа — Оренбург | 327,866 | ||
30 | Р241 | Казань — Буинск — Ульяновск | 182,169 | ||
31 | Р242 | E 22 | Пермь — Екатеринбург | 356,605 | |
32 | Р243 | Кострома — Шарья — Киров — Пермь | 876,017 | ||
33 | Р254 | E 30 AH6 | «Иртыш» Челябинск — Курган — Омск — Новосибирск | С подъездом к городу Тюмень | 1538,064 |
34 | Р255 | AH6 | «Сибирь» Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск | С подъездом к городу Томск, транзитным участком, проходящим по территории города Усолье-Сибирское | 2008,914 |
35 | Р256 | AH4 | «Чуйский тракт» Новосибирск — Бийск — Горно-Алтайск — граница с Монголией | С подъездами к городам Барнаул, Горно-Алтайск | 962,477 |
36 | Р257 | «Енисей» Красноярск — Абакан — Кызыл — Чадан — Хандагайты — граница с Монголией | 1104,167 | ||
37 | Р258 | AH6 | «Байкал» Иркутск — Улан-Удэ — Чита | 1082,253 | |
38 | Р297 | AH30 AH31 | «Амур» Чита — Невер — Свободный — Архара — Биробиджан — Хабаровск | С подъездом к городу Благовещенск | 2238,087 |
39 | Р298 | E 38 AH61 | Курск — Воронеж — автомобильная дорога Р22 «Каспий» | 391,495 | |
40 | Р351 | E 22 | Екатеринбург — Тюмень | 285,021 | |
41 | Р354 | Екатеринбург — Шадринск — Курган | 308,907 | ||
42 | Р402 | E 22 E 30 | Тюмень — Ялуторовск — Ишим — Омск | 600,86 | |
43 | Р404 | Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск | 932,654 | ||
44 | Р504 | Колыма Якутск — Магадан | 1961,226 | ||
45 | Р600 | Кострома — Иваново | С участком Приволжск — Плёс — Миловка — Усадьба Чернёвых (Усадьба Миловка)[4] | 111,291 | |
46 | А103 | «Щёлковское шоссе» Москва — автомобильная дорога А107 «Московское малое кольцо» | 44,84 | ||
47 | А104 | Москва — Дмитров — Дубна | 99,94 | ||
48 | А105 | Подъездная дорога от Москвы к аэропорту Домодедово | 22,65 | ||
49 | А106 | Рублёво-Успенское шоссе | 225,31 | ||
50 | А107 | «Московское малое кольцо» Икша — Ногинск — Бронницы — Голицыно — Истра — Икша | 319,787 | ||
51 | А108 | «Московское большое кольцо» Дмитров — Сергиев Посад — Орехово-Зуево — Воскресенск — Михнево — Балабаново — Руза — Клин — Дмитров | 707,159 | ||
52 | А109 | Ильинское шоссе | 19,903 | ||
53 | А110 | Подъездная дорога от а/д А108 «Московское большое кольцо» к объекту «Семёновское» | 15,202 | ||
54 | А111 | Подъездная дорога от автомобильной дороги М10 «Россия» к государственному комплексу «Завидово» | 309,035 | ||
55 | А112 | Чепелёво — Вельяминово | 46,658 | ||
56 | А113 | Строящаяся Центральная кольцевая автомобильная дорога | Введён в эксплуатацию один участок — обход Звенигорода | 3,6 | |
57 | А114 | Вологда — Тихвин — автомобильная дорога Р21 «Кола» | 552,282 | ||
58 | A118 | Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга | 115,908 | ||
59 | А119 | Вологда — Медвежьегорск — автомобильная дорога Р21 «Кола» | 612,248 | ||
60 | А120 | «Санкт-Петербургское южное полукольцо» Кировск — Мга — Гатчина — Большая Ижора | 148,951 | ||
61 | А121 | «Сортавала» Санкт-Петербург — Сортавала — автомобильная дорога Р21 «Кола» | 553,396 | ||
62 | А130 | Москва — Малоярославец — Рославль — граница с Республикой Белоруссия | 374,268 | ||
63 | А132 | Подъездная дорога от автодороги М1 «Беларусь» к г. Смоленску | 7,608 | ||
64 | А133 | Подъездная дорога от автодороги М4 «Дон» к г. Липецку | 58,294 | ||
65 | А134 | Подъездная дорога от автодороги М4 «Дон» к г. Воронежу | 12,652 | ||
66 | А135 | Подъездная дорога от автодороги М4 «Дон» к г. Ростову-на-Дону | 27,07 | ||
67 | А136 | Подъездная дорога от автодороги М4 «Дон» к г. Краснодару | 17,87 | ||
68 | А142 | E 391 | Тросна — Калиновка | 108,71 | |
69 | А146 | E 115 | Краснодар — Верхнебаканский | 149,438 | |
70 | А147 | E 97 | Джубга — Сочи — граница с Республикой Абхазия[5]/Грузией[6] | 253,425 | |
71 | А148 | «Дублёр Курортного проспекта» от 172-го километра федеральной автомобильной дороги А147 Джубга — Сочи — граница с Республикой Абхазия[5]/Грузией[6] до обхода г. Сочи | 27,082 | ||
72 | А149 | Адлер — Красная Поляна | 93,05 | ||
73 | А151 | Цивильск — Ульяновск | 199 | ||
74 | А153 | Нытва — Кудымкар | 126 | ||
75 | А154 | Урвань — Верхняя Балкария — Уштулу | 83,6 | ||
76 | А155 | Черкесск — Домбай — граница с Республикой Абхазия[5]/Грузией[6] | 149,4 | ||
77 | А156 | Подъездная дорога от А155 Черкесск — Домбай — граница с Республикой Абхазия[5]/Грузией[6] к международному центру отдыха «Архыз» и специализированной астрофизической обсерватории Российской АН | 92,4 | ||
78 | А157 | Минеральные Воды (аэропорт) — Кисловодск | 48,4 | ||
79 | А158 | Прохладный — Баксан — Эльбрус | 154,44 | ||
80 | А159 | Подъездная дорога от г. Майкопа к Кавказскому государственному биосферному заповеднику | 77,15 | ||
81 | А160 | Майкоп — Усть-Лабинск — Кореновск | 122,466 | ||
82 | А161 | E 117 | Владикавказ — Нижний Ларс — граница с Грузией | 26,1 | |
83 | А162 | Владикавказ — Алагир | 34,5 | ||
84 | А163 | Подъездная дорога от автодороги Р217 «Кавказ» к аэропорту г. Владикавказа | 4,5 | ||
85 | А164 | «Транскам» Карджин — Алагир — Нижний Зарамаг — граница с Республикой Южная Осетия[7]/Грузией[6] | 97,74 | ||
86 | А165 | Лермонтов — Черкесск | 88,8 | ||
87 | А167 | E 50 | Кочубей — Нефтекумск — Зеленокумск — Минеральные Воды | 369,036 | |
88 | А180 | E 20 | «Нарва» Санкт-Петербург — граница с Эстонской Республикой | С подъездом к морскому торговому порту Усть-Луга (через Керстово, Котлы, Косколово) | 197,294 |
89 | А181 | E 18 AH8 | «Скандинавия» Санкт-Петербург — Выборг — граница с Финляндской Республикой | 236,623 | |
90 | А212 | E 77 | Псков — Изборск — граница с Эстонской Республикой | 55,205 | |
91 | А216 | E 77 | Гвардейск — Неман — граница с Литовской Республикой | 61,4 | |
92 | А217 | «Приморское полукольцо»[8] Калининград — Светлогорск | С подъездами к аэропорту Храброво, Зеленоградску, Пионерскому и Светлогорску | 52,36 | |
93 | А229 | E 28 E 77 | Калининград — Черняховск — Нестеров — граница с Литовской Республикой | 142,4 | |
94 | А240 | Брянск — Новозыбков — граница с Республикой Белоруссия | 216,14 | ||
95 | А260 | E 40 AH70 | Волгоград — Каменск-Шахтинский — граница с Украиной | 361,51 | |
96 | А270 | E 50 | автомобильная дорога М4 «Дон» — Новошахтинск — граница с Украиной | 31,57 | |
97 | А280 | E 58 | Ростов-на-Дону — Таганрог — граница с Украиной | 113,33 | |
98 | А289 | Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — автодорога А290 | 151,712 | ||
99 | А290 | E 97 E 115 | Новороссийск — Керчь | С подъездами к портам «Кавказ» и «Тамань» | 175,215 |
100 | А295 | Йошкар-Ола — Зеленодольск — автомобильная дорога М7 «Волга» | 121,286 | ||
101 | А298 | E 38 AH61 | автомобильная дорога Р228 «Сызрань-Саратов-Волгоград» — Пристанное — Ершов — Озинки — граница с Республикой Казахстан | ||
102 | А300 | E 121 AH63 | Самара — Большая Черниговка — граница с Республикой Казахстан | 185,9 | |
103 | А305 | Оренбург — Илек — граница с Республикой Казахстан | 125,348 | ||
104 | А310 | E 123 AH7 | Челябинск — Троицк — граница с Республикой Казахстан | 129,858 | |
105 | А320 | E 127 AH60 | Омск — Черлак — граница с Республикой Казахстан | 177,86 | |
106 | А322 | AH64 | Барнаул — Рубцовск — граница с Республикой Казахстан | 321,005 | |
107 | А331 | «Вилюй» Тулун — Братск — Усть-Кут — Мирный — Якутск | 2032,551 | ||
108 | А333 | Култук — Монды — граница с Монголией | 218,3 | ||
109 | А340 | AH3 | Улан-Удэ — Кяхта — граница с Монголией | 227,6 | |
110 | А350 | AH6 | Чита — Забайкальск — граница с Китайской Народной Республикой | 484,533 | |
111 | А360 | «Лена» Невер — Якутск | 1157 | ||
112 | А361 | Подъездная дорога от автодороги А360 «Лена» к границе с Китайской Народной Республикой | 78,6 | ||
113 | А370 | AH6 AH30 | «Уссури» Хабаровск — Владивосток | 768,158 | |
114 | А371 | Владивосток — остров Русский | 3,1 | ||
115 | А375 | «Восток» Хабаровск — Красный Яр — Ариадное — Чугуевка — Находка | 244,3 | ||
116 | А381 | Подъездная дорога от г. Нарьян-Мара к аэропорту Нарьян-Мара | 4 | ||
117 | А382 | Подъездная дорога от г. Дудинки к аэропорту Алыкель | 53,4 | ||
118 | А383 | Подъездная дорога от посёлка городского типа Тура к аэропорту Тура (Горный) | |||
119 | А384 | Подъездная дорога от г. Анадыря к аэропорту Анадыря (Угольный) | 23 | ||
120 | А391 | Южно-Сахалинск — Корсаков | 31 | ||
121 | А392 | Южно-Сахалинск — Холмск | 8 | ||
122 | А401 | Подъездная дорога от морского порта Петропавловск-Камчатский к аэропорту П-Камчатский Елизово | 38 | ||
Итого | 53226,206 |
Автомобильные дороги, планируемые к передаче в федеральную собственность |
№ п/п | Наименование транспортного коридора | Наименование автомобильной дороги[9] | Субъект РФ | Планируемый год передачи | Общая протяженность дороги, км |
---|---|---|---|---|---|
1 | Западная хорда | Ольша — Велиж — Усвяты — Невель | Смоленская и Псковская области | 2020 | 200,0 |
2 | Белгород — Павловск | Белгородская и Воронежская области | 2020 | 311,3 | |
3 | Северо-западная хорда | А215 Лодейное Поле — Вытегра — Прокшино — Плесецк — Брин-Наволок | Ленинградская, Вологодская и Архангельская области | 1 января 2019[10] | 655,3 |
4 | «Магистральная» (глубокий обход Санкт-Петербурга) | Ленинградская область | 2018 | 130,0 | |
5 | Золотое кольцо | Обход города Михайлов | Рязанская область | 2019 | 5,0 |
6 | Тверь — Калязин — Ярославль | Тверская и Ярославская области | 2019 | 330,0 | |
7 | 28К-0576 Тверь — Ржев | Тверская область | 2019 | 115,0 | |
8 | Р144 Вязьма — Сычёвка — Зубцов | Тверская и Смоленская области | 2019 | 115,0 | |
9 | Вязьма — Калуга | Смоленская и Калужская области | 2019 | 165,0 | |
10 | Р73 Р123 Рязань — Гусь-Хрустальный — Владимир | Рязанская и Владимирская области | 2019 | 225,0 | |
11 | Север — Юг | автодорога М8 «Холмогоры» — Котлас (часть автодороги Киров — Котлас — Архангельск) | Архангельская область | 2023 | 286,0 |
12 | Нижний Новгород — Шарья — Великий Устюг | Нижегородская, Костромская и Вологодская области | 2024 | 575,0 | |
13 | Сыктывкар — Ухта — Печора — Усинск — Нарьян-Мар | Республика Коми и Ненецкий автономный округ | 2025 | 1085,0 | |
14 | Брин-Наволок — Онега — автодорога Р21 «Кола» | Архангельская область и Республика Карелия | 2029 | 336,0 | |
15 | 86К-6 автодорога Р21 «Кола» — Тикша — Ледмозеро — Костомукша — граница с Финляндской Республикой | Республика Карелия | 2020 | 270,0 | |
16 | Азов — Каспий | Северный обход города Элиста | Республика Калмыкия | 2019 | 6,8 |
17 | 12А-235 Астрахань — граница с Республикой Казахстан | Астраханская область | 2018 | 54,8 | |
18 | Ростов-на-Дону — Элиста | Ростовская область и Республика Калмыкия | 2024 | 420,0 | |
19 | Северный Урал | Нефтеюганск — Мамонтово | Ханты-Мансийский автономный округ | 2018 | 20,0 |
20 | Нефтеюганск — Сургут с мостовым переходом через реку Обь | Ханты-Мансийский автономный округ | 2018 | 20,0 | |
21 | Сургут — Новый Уренгой — Надым — Салехард | Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа | 2021 | 1300,0 | |
22 | Обход города Камышлов | Свердловская область | 2019 | 29,3 | |
23 | Южный широтный коридор | Макушино — Частоозерье — Бердюжье — Ишим | Курганская и Тюменская области | 2020 | 190,0 |
24 | Орск — Сибай — Магнитогорск — Южноуральск — Челябинск | Оренбургская и Челябинская области | 2028 | 510,0 | |
25 | Обход города Оренбург | Оренбургская область | 2022 | 20,7 | |
26 | Северный широтный коридор | А376 Хабаровск — Лидога — Ванино — Комсомольск-на-Амуре | Хабаровский край | 1 января 2019[10] | 678,3 |
27 | Подъезд к аэропорту города Чита | Забайкальский край | 2020 | 7,6 | |
28 | Обход города Чита | Забайкальский край | 2020 | 7,2 | |
29 | Крестцы — Окуловка — Боровичи — Устюжна | Новгородская и Вологодская области | 2019 | 255,0 | |
30 | Сургут — Нижневартовск — Томск | Ханты-Мансийский автономный округ и Томская область | 2022 | 1080,0 | |
31 | автодорога М10 — Невель | Псковская и Новгородская области | 2023 | 390,0 | |
32 | Чекшино — Тотьма — Котлас — Куратово | Республика Коми, Вологодская и Архангельская области | 2020 | 670,0 | |
33 | Сыктывкар — Кудымкар | Республика Коми и Пермский край | 2023 | 410,0 | |
34 | Пермь — Ханты-Мансийск | Пермский край, Свердловская область и Ханты-Мансийский автономный округ | 2030—2031 | 1180,0 | |
35 | Р400 Томск — Мариинск | Кемеровская и Томская области | 2027 | 220,0 | |
36 | Обход города Вологда | Вологодская область | 2022 | 28,0 | |
37 | Новосибирск — Колывань — Кожевниково — Томск | Новосибирская и Томская области | 2026 | 307,0 | |
38 | Обход города Уссурийск | Приморский край | 2018 | 11,0 | |
39 | Обход города Юрга | Кемеровская область | 2021 | 6,3 | |
40 | А115 Чудово — Кириши — Волхов | Новгородская и Ленинградская области | 2018 | 122,0 | |
41 | Приморское полукольцо | Калининградская область | 2019 | 34,0 | |
42 | Обход города Советск | Калининградская область | 2022 | 15,0 | |
43 | автодорога А217 — Взморье — Кострово — Приморск | Калининградская область | 2023 | 44,0 | |
44 | Грозный — Кизляр | Республики Дагестан и Чеченская | 2019 | 113,4 | |
45 | Нестеровская — Алхасты — Алкун — Джейрах | Республики Ингушетия и Северная Осетия | 2019 | 99,0 | |
46 | Западный обход Краснодара | Краснодарский край | 2020 | 11,0 | |
47 | Майкоп — Туапсе | Краснодарский край и Республика Адыгея | 2028 | 140,0 | |
48 | Подъезд к аэропорту Ростов-на-Дону | Ростовская область | 2022 | 2,0 | |
49 | автодорога М4 «Дон» — Щепкин — Чалтырь (обход города Ростов-на-Дону) | Ростовская область | 2023 | 35,0 | |
50 | Обход города Шацк | Рязанская область | 2020 | 22,0 | |
51 | Кирсанов — Ртищево — Саратов | Тамбовская, Пензенская и Саратовская области | 2021 | 270,0 | |
52 | Обход города Чебоксары | Чувашская Республика | 2019 | 14,5 | |
53 | Обход города Нижний Новгород | Нижегородская область | 2019 | 42,0 | |
54 | Обход города Каменск-Уральский | Свердловская область | 2020 | 45,0 | |
55 | Обход города Усть-Кут | Иркутская область | 2020 | 9,2 | |
56 | Участок подъезда к городу Североморск | Мурманская область | 2020 | 14,0 | |
57 | Тамбов — Шацк | Тамбовская и Рязанская области | 2021 | 153,5 | |
58 | Горно-Алтайск — Артыбаш (Телецкое озеро) | Республика Алтай | 2021 | 157,6 | |
59 | Владивосток — Находка | Приморский край | 2023 | 180,0 | |
60 | Екатеринбург — Нижний Тагил — Верхняя Тура | Свердловская область | 2029 | 190,0 | |
61 | Йошкар-Ола — Озерки — Копорулиха — Воскресенское — Боковая — Нижний Новгород | Республика Марий Эл и Нижегородская область | 2024 | 360,0 | |
62 | Яковлево — Прохоровка — Скородное | Белгородская область | 2020 | 32,3 | |
63 | Хасавюрт — Бабаюрт | Республика Дагестан | 2018 | 45,1 | |
64 | Ново-Гапцах — Тагиркент — Ялама | Республика Дагестан | 2019 | 31,9 | |
65 | Махачкала — аэропорт Махачкалы с подъездом к городу Каспийск | Республика Дагестан | 2019 | 22,3 | |
66 | Ульяновск — Димитровград — Самара | Ульяновская и Самарская области | 2020 | 200,0 | |
67 | Барнаул — Павловск — граница с Республикой Казахстан | Алтайский край | 2027 | 382,0 | |
68 | Кемерово — Новокузнецк | Кемеровская область | 2026 | 220,0 | |
69 | Подъезд к аэропорту Магас | Республика Ингушетия | 2020 | 3,8 | |
70 | Р260 «Таврида» Керчь — Феодосия — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь | Республика Крым | 2021 | 360,0 | |
71 | Алушта — Симферополь — Красноперекопск — Армянск — граница с Украиной | Республика Крым | 2021 | 145,0 | |
72 | Симферополь — Джанкой — граница с Украиной | Республика Крым | 2021 | 105,0 | |
73 | Симферополь — Евпатория — Черноморское | Республика Крым | 2021 | 140,0 | |
74 | Феодосия — Судак — Алушта — Ялта — Севастополь | Республика Крым | 2021 | 275,0 | |
75 | Феодосия — Джанкой — Раздольное — Черноморское | Республика Крым | 2021 | 280,0 | |
76 | Севастополь — Евпатория | Республика Крым | 2021 | 80,0 | |
77 | Евпатория — Мирный | Республика Крым | 2021 | 25,0 | |
Итого | 17 046,2 |
Управление автомобильными дорогами федерального значения |
Автомобильные дороги общего пользования федерального значения находятся в управлении Федерального дорожного агентства (Росавтодор), более 50 тыс. км, за исключением тех, которые переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор», порядка 3 тыс. км): М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Москва-Санкт-Петербург», участки автодороги А-107 «Московское малое кольцо» (от границы Наро-Фоминского района по направлению к автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-3 «Украина» до автомобильной дороги М-10 «Россия»)[11].
Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в управлении Росавтодора, в разрезе федеральных округов и областей |
Наименование субъектов Российской Федерации | Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, км (на начало 2018 года) | Протяженность автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, км (на начало 2018 года) | Доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, % (на начало 2018 года) |
---|---|---|---|
Итого по России: | 50 082,23 | 39 044,23 | 77,96 |
Дальневосточный федеральный округ | 7 178,71 | 4 731,45 | 65,91 |
Амурская область | 1483,28 | 958,83 | 64,64 |
Еврейская автономная область | 353,92 | 20,64 | 5,83 |
Камчатский край | 38,00 | 11,94 | 31,42 |
Магаданская область | 834,00 | 293,80 | 35,23 |
Приморский край | 562,51 | 354,15 | 62,96 |
Республика Саха (Якутия) | 3312,89 | 2 656,96 | 80,20 |
Сахалинская область | 112,00 | 45,50 | 40,63 |
Хабаровский край | 458,61 | 367,12 | 80,05 |
Чукотский автономный округ | 23,50 | 22,51 | 95,79 |
Приволжский федеральный округ | 8 490,63 | 6 452,95 | 76,00 |
Кировская область | 793,01 | 477,34 | 60,19 |
Нижегородская область | 472,57 | 345,42 | 73,09 |
Оренбургская область | 977,32 | 784,85 | 80,31 |
Пензенская область | 719,73 | 671,69 | 93,33 |
Пермский край | 520,92 | 226,56 | 43,49 |
Республика Башкортостан | 795,32 | 517,45 | 65,06 |
Республика Марий-Эл | 229,22 | 198,77 | 86,72 |
Республика Мордовия | 398,75 | 372,41 | 93,39 |
Республика Татарстан | 1074,09 | 831,60 | 77,42 |
Самарская область | 707,03 | 669,29 | 94,66 |
Саратовская область | 725,73 | 675,18 | 93,03 |
Удмуртская Республика | 320,48 | 170,41 | 53,17 |
Ульяновская область | 430,09 | 324,75 | 75,51 |
Чувашская Республика | 326,37 | 187,23 | 57,37 |
Северо-Западный федеральный округ | 6 800,11 | 6 439,02 | 94,69 |
Архангельская область | 606,18 | 531,85 | 87,74 |
Вологодская область | 1005,13 | 989,15 | 98,41 |
Калининградская область | 256,16 | 250,62 | 97,84 |
Ленинградская область (включая остатки от ДСТО) | 1481,27 | 1 444,48 | 97,52 |
Мурманская область | 561,09 | 540,51 | 96,33 |
Ненецкий автономный округ | 4,00 | 4,00 | 100,00 |
Новгородская область | 400,50 | 335,26 | 83,71 |
Псковская область | 751,97 | 737,96 | 98,14 |
Республика Карелия | 1375,76 | 1 287,32 | 93,57 |
Республика Коми | 283,63 | 243,76 | 85,94 |
г. Санкт-Петербург | 74,41 | 74,11 | 99,5 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 2 629,13 | 2 065,72 | 78,57 |
Республика Дагестан | 643,98 | 479,80 | 74,51 |
Республика Ингушетия | 42,76 | 15,14 | 35,41 |
Республика Северная Осетия-Алания | 271,12 | 218,12 | 80,45 |
Ставропольский край | 830,77 | 693,48 | 83,47 |
Чеченская Республика | 135,27 | 94,24 | 69,67 |
Кабардино-Балкарская Республика | 379,63 | 302,42 | 79,66 |
Карачаево-Черкесская Республика | 325,60 | 262,52 | 80,63 |
Сибирский федеральный округ | 9 258,05 | 6 269,88 | 67,72 |
Алтайский край | 637,11 | 626,43 | 98,32 |
Забайкальский край | 1722,61 | 994,94 | 57,76 |
Иркутская область | 1680,10 | 949,31 | 56,50 |
Кемеровская область | 454,36 | 291,63 | 64,18 |
Красноярский край | 1241,89 | 1 012,60 | 81,54 |
Новосибирская область | 795,83 | 619,68 | 77,87 |
Омская область | 729,46 | 587,07 | 80,48 |
Республика Алтай | 539,96 | 396,29 | 73,39 |
Республика Бурятия | 835,80 | 458,88 | 54,90 |
Республика Тыва | 414,61 | 179,31 | 43,25 |
Республика Хакасия | 171,55 | 137,76 | 80,30 |
Томская область | 34,77 | 15,98 | 45,96 |
Уральский федеральный округ | 3 347,31 | 2 546,52v76,08 | |
Курганская область | 729,80 | 435,25 | 59,64 |
Свердловская область | 588,33 | 476,20 | 80,94 |
Тюменская область | 1023,80 | 927,01 | 90,55 |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 401,67 | 372,31 | 92,69 |
Челябинская область | 603,71 | 335,75 | 55,61 |
Центральный федеральный округ | 8 803,69 | 7 871,53 | 89,41 |
Белгородская область | 112,88 | 100,61 | 89,13 |
Брянская область | 406,09 | 365,89 | 90,10 |
Владимирская область | 428,94 | 425,16 | 99,12 |
Воронежская область | 485,42 | 459,67 | 94,70 |
г. Москва | 21,00 | 21,00 | 100,00 |
Ивановская область | 118,99 | 116,01 | 97,50 |
Калужская область | 594,98 | 572,41 | 96,21 |
Костромская область | 431,84 | 300,28 | 69,54 |
Курская область | 421,80 | 402,48 | 95,42 |
Липецкая область | 208,56 | 203,53 | 97,59 |
Московская область | 1954,89 | 1 878,76 | 96,11 |
Орловская область | 464,64 | 426,73 | 91,84 |
Рязанская область | 522,82 | 496,37 | 94,94 |
Смоленская область | 389,66 | 385,32 | 98,89 |
Тамбовская область | 611,13 | 395,84 | 64,77 |
Тверская область | 830,69 | 596,78 | 71,84 |
Тульская область | 474,76 | 443,82 | 93,48 |
Ярославская область | 324,60 | 280,87 | 86,53 |
Южный федеральный округ | 3 574,60 | 2 667,16 | 74,61 |
Астраханская область | 577,89 | 510,40 | 88,32 |
Волгоградская область | 811,51 | 590,70 | 72,79 |
Краснодарский край | 1021,21 | 729,32 | 71,42 |
Республика Адыгея | 187,19 | 107,29 | 57,32 |
Республика Калмыкия | 629,02 | 430,73 | 68,48 |
Ростовская область | 347,78 | 298,72 | 85,89 |
Международные маршруты на территории России |
Европейские маршруты |
Номер | Маршрут в России |
---|---|
E 18 | А181 граница с Финляндией — Санкт-Петербург |
E 20 | А180 граница с Эстонией — Санкт-Петербург |
E 22 | М9 граница с Латвией — Волоколамск — Москва М7 Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань — Елабуга — Ижевск — Игра — Пермь Р242 Пермь — Екатеринбург Р351 Екатеринбург — Тюмень Р402 Тюмень — Ишим |
E 28 | 27А-021 граница с Польшей — Мамоново — Калининград 27А-008 Южный обход Калининграда А229 Калининград — граница с Литвой |
E 30 | М1 граница с Белоруссией — Смоленск — Москва М5 Москва — Рязань — Пенза — Тольятти — Самара — Уфа — Челябинск Р254 Челябинск — Курган — Макушино 37А-0001 Макушино — Частоозерье — граница Курганской и Тюменской областей 71А-414 граница Курганской и Тюменской областей — Бердюжье 71А-404 Бердюжье — Ишим Р402 Ишим — Омск |
E 38 | 38К-017 граница с Украиной — Рыльск — Льгов — Курск Р298 Курск — Воронеж — Борисоглебск Р22 Борисоглебск — Саратов А298 Саратов — Пристанное — Ершов — Озинки — граница с Казахстаном |
E 40 | А260 граница с Украиной — Каменск-Шахтинский — Волгоград Р22 Волгоград — Астрахань 12А-235 Астрахань — Красный Яр — граница с Казахстаном |
E 50 | А270 граница с Украиной — Новошахтинск М4 Новошахтинск — Ростов-на-Дону — Павловская Р217 Павловская — Армавир — Минеральные Воды — Пятигорск — Нальчик — Назрань — Грозный — Махачкала |
E 58 | А280 граница с Украиной — Таганрог — Ростов-на-Дону |
E 77 | А212 Псков — Изборск — граница с Эстонией А216 граница с Литвой — Талпаки А229 Талпаки — Калининград 27А-007 Северный обход Калининграда 27А-002 Калининград — Балтийск |
E 95 | Р23 Санкт-Петербург — Псков — Пустошка — Невель — граница с Белоруссией |
E 97 | 35А-001 граница с Украиной — Джанкой — Феодосия — Керчь А290 Керчь — Новороссийск М4 Новороссийск — Джубга А290 Джубга — Сочи — граница с Абхазией[5]/Грузией[6] |
E 017 | М7 Елабуга — Уфа |
E 101 | М3 граница с Украиной — Брянск — Калуга — Москва |
E 105 | Р21 граница с Норвегией — Печенга — Мурманск — Петрозаводск — Санкт-Петербург М10 Санкт-Петербург — Великий Новгород — Тверь — Москва М2 Москва — Тула — Орёл — Курск — Белгород — граница с Украиной 35А-002 граница с Украиной — Джанкой — Симферополь — Алушта — Ялта |
E 115 | М8 Ярославль — Москва М4 Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар А146 Краснодар — Верхнебаканский А290 Верхнебаканский — Новороссийск |
E 117 | Р217 Минеральные Воды — Нальчик — Владикавказ А161 Владикавказ — Нижний Ларс — граница с Грузией |
E 119 | М4 Москва — Кашира Р22 Кашира — Тамбов — Волгоград — Астрахань Р215 Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала Р217 Махачкала — граница с Азербайджаном |
E 121 | А300 Самара — Большая Черниговка — граница с Казахстаном |
E 123 | А310 Челябинск — Троицк — граница с Казахстаном |
E 125 | 71А-1011 71А-1109 Ишим — Казанское — граница с Казахстаном |
E 127 | А320 Омск — Черлак — граница с Казахстаном |
E 262 | 58К-306 граница с Латвией — Вышгородок — Остров |
E 391 | А142 Тросна — Калиновка М3 Калиновка — граница с Украиной |
E 592 | М4 Краснодар — Джубга |
Азиатские маршруты |
Номер | Маршрут в России |
---|---|
AH3 | А340 Улан-Удэ — Кяхта — граница с Монголией |
AH4 | Р256 Новосибирск — Бийск — Ташанта — граница с Монголией |
AH6 | М1 граница с Белоруссией — Москва М5 Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск Р254 Челябинск — Курган — Омск — Новосибирск Р255 Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск Р258 Иркутск — Улан-Удэ — Чита А350 Чита — Забайкальск — граница с Китайской Народной Республикой 05А-215 граница с Китайской Народной Республикой — Пограничный — Уссурийск 05А-612 подъезд к станции Сосновая Падь А370 Уссурийск — Владивосток 05А-608 Артём — Находка — порт Восточный 05А-214 Раздольное — Хасан — граница с КНДР |
AH7 | М5 Екатеринбург — Челябинск А310 Челябинск — Троицк — граница с Казахстаном |
AH8 | А181 граница с Финляндией — Выборг — Санкт-Петербург М10 Санкт-Петербург — Москва М4 Москва — Кашира Р22 Кашира — Тамбов — Волгоград — Астрахань Р215 Астрахань — Кочубей — Кизляр — Бабаюрт 82К-003 Бабаюрт — Хасавюрт Р217 Хасавюрт — Махачкала — граница с Азербайджаном |
AH30 | Р297 Чита — Невер — Свободный — Архара — Биробиджан — Хабаровск А370 Хабаровск — Уссурийск |
AH31 | Р297 Белогорск — Благовещенск — граница с Китайской Народной Республикой |
AH60 | А320 Омск — Черлак — граница с Казахстаном |
AH61 | 38К-017 граница с Украиной — Рыльск — Льгов — Курск Р298 Курск — Воронеж — Борисоглебск Р22 Борисоглебск — Саратов А298 Саратов — Пристанное — Ершов — Озинки — граница с Казахстаном |
AH63 | А300 Самара — Большая Черниговка — граница с Казахстаном |
AH64 | А322 Барнаул — Рубцовск — граница с Казахстаном |
AH70 | А260 граница с Украиной — Каменск-Шахтинский — Волгоград Р22 Волгоград — Астрахань 12А-235 Астрахань — Красный Яр — граница с Казахстаном |
См. также |
- Автомобильные дороги России
- Панъевропейский транспортный коридор
- Список европейских автомобильных маршрутов
- Международная азиатская сеть
- Автомобильные дороги России регионального значения
- Список автомагистралей России
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Автомобильные дороги России федерального значения на Викискладе | |
Проект «Дороги России» |
Примечания |
↑ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17.11.10 N 928. О ПЕРЕЧНЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ (неизв.). В помощь бухгалтеру. Проверено 26 мая 2013. Архивировано 27 мая 2013 года.
↑ ПРАВИТЕЛЬСТВО РСФСР. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24.12.91 N 62. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОРОГ В РСФСР. (неизв.). В помощь бухгалтеру. Проверено 26 мая 2013. Архивировано 27 мая 2013 года.
↑ Правила дорожного движения Российской Федерации
↑ Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 года № 868 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
↑ 12345 Согласно юрисдикции Республики Абхазия.
↑ 123456 Согласно юрисдикции Грузии.
↑ Согласно юрисдикции Республики Южная Осетия.
↑ Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2014 года № 702 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Архивировано 18 октября 2014 года..
↑ План перспективного развития сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения до 2031 года (неизв.). Росавтодор.
↑ 12 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 года № 726 "О внесении изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения" (неизв.). Проверено 1 сентября 2018.
↑ Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 №928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения»
Литература |
- Фролов В.Н. Дороги России: Страницы истории дорожного дела/В.Н. Фролов [и др.] — Москва - Санкт-Петербург: "Лики России", 1996. — 197 с. — 100 экз. — ISBN 5-87417-029-4.
- Главный атлас автомобильных дорог России. Гл. редактор Артемьев Ю.М. - СПб.: ЗАО "Карта", 2008. - 580 с. ISBN 978-5-903819-03-4
Ссылки |
Учреждения |
- Правительство РФ
- Минтранс РФ
- Федеральное дорожное агентство
Документы |
Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 (ред. от 21.02.2018) «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения».
Приказ Минтранса РФ от 07.02.2007 N 16 «Об утверждении правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров».
Позиция, автомобильной дороги Казань — Оренбург — Акбулак до границы с Республикой Казахстан.
Карта европейских автомобильных маршрутов. Европейская экономическая комиссия ООН.
Карта азиатских автомобильных маршрутов. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана.
Каталог федеральных и региональных трасс России.