Junkers Ju 88
Ju 88 | |
---|---|
Бомбардировщик Ju 88 | |
Тип | бомбардировщик, торпедоносец, тяжёлый истребитель разведчик |
Разработчик | Junkers |
Производитель | Junkers Arado, Henschel, AEG, Heinkel, Dornier, ATG, Sybel |
Главный конструктор | Альфред Гасснер |
Первый полёт | 21 декабря 1936 года |
Начало эксплуатации | сентябрь 1939 |
Конец эксплуатации | 1951 (Франция) |
Статус | снят с вооружения |
Эксплуатанты | Люфтваффе |
Годы производства | август 1939 — 1945 |
Единиц произведено | 15001[1] |
Варианты | Junkers Ju 188 |
Изображения на Викискладе |
Юнкерс Ju 88 — многоцелевой самолёт люфтваффе времен Второй мировой войны. Один из самых универсальных самолётов войны: использовался как бомбардировщик, скоростной бомбардировщик, разведчик, торпедоносец, ночной истребитель и как часть летающей бомбы в проекте Mistel.
Содержание
1 Разработка
2 Боевое применение
2.1 Битва за Британию
2.2 Пикирующий бомбардировщик
2.3 Истребитель-бомбардировщик
2.4 Ночной истребитель
3 Использовался
4 Тактико-технические характеристики
5 Сохранившиеся экземпляры
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
Разработка |
Во время первого полёта прототип Ju 88 V-1, имевший гражданский номер D-AQEN, развил скорость 580 км/ч, что было выше, чем у большинства истребителей того времени. Герман Геринг, глава люфтваффе, был в восторге. Пятый прототип установил рекорд, пролетев 1000-километровый круг с 2000 кг нагрузки на борту со средней скоростью 517 км/ч. Однако после удовлетворения всех запросов люфтваффе, включая возможность бомбометания с пикирования, максимальная скорость упала до 450 км/ч.
Проблемы разработки сильно сказывались на производстве, и к 1 сентября 1939 года — дню нападения на Польшу — в части было поставлено только 12 самолётов. Производственные темпы были очень низкими: всего один самолёт в неделю.
В работе над Ju 85 и Ju 88 участвовали А. Гасснер (Gassner) и В. Х. Эверс (Ewers), которые перед этим работали в Соединённых Штатах (в 1936 году Гасснер возвратился в США и стал работать на фирме Northrop).
Боевое применение |
Первые боевые вылеты Ju 88 A-1 были против кораблей рядом с Норвегией. Атака на Росайт 16 октября 1939 года была успешной — повреждено три корабля. Но соединение было атаковано «Спитфайрами» из 602 и 603 эскадрилий RAF и два Ju 88 были сбиты. В налете на Скапа-Флоу на Оркнейских островах на следующий день один Ju 88 был сбит зенитным огнём.
Все боеспособные Ju 88 (133 самолёта) участвовали в блицкриге, однако их боевые и небоевые потери были очень высоки. Приходилось тратить значительное время на переобучение экипажей. В это время недостаточная грузоподъёмность привела к необходимости сильной переработки конструкции. Был увеличен размах крыла, и модернизация получила обозначение A-5. Все находящиеся на службе A-1 в скорейшем порядке модифицировались до A-5.
Битва за Британию |
Битва за Британию стоила Ju 88 дорого. Высокая скорость не предотвратила потери, превосходящие относительные потери Dornier Do 17 и Heinkel He 111, хотя в абсолютном значении они были меньше, чем у обоих. Была произведена серия полевых модификаций, призванных уменьшить уязвимость самолёта, включающая замену заднего пулемёта на более мощный и усиленное бронирование кабины.
К заключительным дням Битвы за Британию в боевые части начал поступать Ju 88A-4. Хотя он был медленнее A-1, но все «детские болезни» были решены и Ju 88 превратился в грозную боевую машину, каким и проектировался. Ко всему прочему, на A-4 ставились более мощные двигатели.
Пикирующий бомбардировщик |
Как бомбардировщик Ju 88 обладал способностью к точечной доставке бомб, однако, несмотря на все модификации, бомбометание с пикирования оказывало большую нагрузку на каркас самолёта. В 1943 году тактика была изменена, и бомбы могли сбрасываться с пикирования под углом 45°. Самолёт и прицел были соответствующим образом модифицированы, воздушные тормоза убраны. С улучшенным бомбовым прицелом «Stuvi» точность оставалась на очень хорошем уровне. Максимальная бомбовая загрузка для A-4 составляла 2800 кг, но на практике стандартная загрузка составляла 1500—2000 кг.
Истребитель-бомбардировщик |
Стандартной истребительной версией Ju 88 стала модификация C-6, включающая в себя все улучшения, которые были сделаны для A-4 и с двигателями Jumo 211J. Модификация C-6 использовалась преимущественно как истребитель-бомбардировщик, поэтому стояла на вооружении бомбардировочных частей.
В ответ на увеличившееся количество атак на немецкие суда, особенно на подводные лодки в Бискайском заливе, KG40 начали совершать вылеты на противокорабельное патрулирование и эскорт с баз во Франции в феврале 1942. Они были значительной угрозой для противолодочных самолётов и действовали как истребители сопровождения для более уязвимых бомбардировщиков Focke-Wulf Fw200 «Condor».
После высадки союзников в Нормандии, KG40 понесло большие потери, атакуя высадившиеся войска на побережье, и было расформировано в июле 1944.
Ночной истребитель |
Первым ночным истребителем стала модификация C-2, основанная на A-1 и вооружённая одной 20-мм пушкой MG FF
Оборудованная радаром FuG 202 Lichtenstein BC модификация C-6b проходила испытания в начале 1942 года в NJG 1. Испытания были признаны успешными, и модификация пущена в серийное производство. В октябре 1943 года многие C-6b были снабжены новым радаром FuG 212 Lichtenstein C-1. Позднее, в 1944 году — более совершенным FuG 220 Lichtenstein SN-2.
Серия Ju 88R, основанная на C-6b, оснащалась двигателями BMW 801 G-2.
Все предыдущие варианты ночного истребителя были переделаны из бомбардировщиков, но серия G являлась специально построенными ночными истребителями. Модификация G-1 имела квадратный руль, позаимствованный у Ju 188, более мощные звездообразные двигатели BMW 801 G-2 мощностью по 1700 л.с., также устанавливались пассивный радар FuG 350 Naxos Z и радиопеленгатор FuG 227 Flensburg в дополнение к уже ставшему стандартным радару FuG 220 Lichtenstein SN-2.
G-6, оснащённый рядными двигателями Jumo 213A мощностью 1750 л.с., увеличенными топливными баками и одной или двумя пушками MG 151/20 в установке неправильная музыка.
Некоторые из последних моделей серии G оснащались высотными двигателями Jumo 213E, радаром FuG 218 Neptun V/R или даже более совершенным сантиметровым радаром FuG 240 Berlin N-1. Однако всего один-два десятка были построены к концу войны.
Многие ночные асы, такие, как Гельмут Лент (110 побед) и князь Генрих цу Сайн-Виттгенштейн (87 побед), летали на Ju 88.
- Ночные истребители ПВО Германии Ju 88 фигурируют в романе Лена Дейтона «Бомбардировщик».
Использовался |
Болгария
Финляндия
Франция (захваченные после войны), применялись в ряде колониальных войн начала 50-х.
Испания
Германия
Венгрия
Италия
Румыния
СССР (захваченные)
Израиль
Тактико-технические характеристики |
- Источник данных: Медведь А. Н., 2010, стр. 106; Грин У., 1995.
ТТХ бомбардировочных и разведывательных модификаций Ju 88 | ||||||
Ju 88A-1 | Ju 88A-4 | Ju 88B-0 | Ju 88S-1 | Ju 88D-2 | Ju 88D-5 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Технические характеристики | ||||||
Экипаж | 4 | 3 | 4 | |||
Длина, м | 14,35 | 14,45 | 14,85 | 14,35 | 14,45 | |
Размах крыла, м | 18,25 | 20,08 | ||||
Высота, м | 5,3 | 5,07 | 4,8 | 5,07 | ||
Площадь крыла, м² | 52,5 | 54,7 | ||||
Масса пустого, кг | 7700 | 9860 | 9100 | 8290 | 8480 | н/д |
Масса нормальная взлётная, кг | 8958 | 12 105 | н/д | н/д | н/д | н/д |
Масса максимальная взлётная, кг | 10 360 | 14 000 | 12 470 | 13 800 | 11 490 | 11 300 |
Двигатель | 2×Jumo 211B-1 | 2×Jumo 211J-1 | 2×BMW 801MA | 2×BMW 801D-2 | 2×Jumo 211B-1 | 2×Jumo 211J-1 |
Мощность, л.с. (кВт) | 2× 1200 (883) | 2× 1410 (1037) | 2× 1560 (1147) | 2× 1700 (1250) | 2× 1200 (883) | 2× 1410 (1037) |
Лётные характеристики | ||||||
Максимальная скорость на высоте, км/ч (м) | 450 (5500) | 470 (5300) | 540 | 545 (8000) 605 (8000) c GM-1 | 475 | 480 |
Практическая дальность, км | 1700 | 1790 | 2850 | н/д | 2950 | 3100 |
Продолжительность полёта | н/д | н/д | н/д | 5 ч 45 мин | н/д | н/д |
Практический потолок, м | 9800 | 8200 | 9050 | 10370 11600 c GM-1 | 8600 | 8700 |
Взлётная дистанция, м | н/д | 1800 | 750 | н/д | н/д | н/д |
Вооружение | ||||||
Стрелковое | 3-4× 7,92 мм MG-15 | 4-5× 7,92 мм MG-15 2-4× 7,92 мм MG-81 1-3× 13 мм MG-131 | 3× 7,92 мм MG-81Z | 1× 13 мм MG-131 | 3× 7,9 мм MG-15 | 3× 7,92 мм MG-15 или 2-4× 7,92 мм MG-81 |
Боевая нагрузка, кг | 2400 | 2900 | 2500 | 2000 | нет | нет |
ТТХ истребительных и штурмовых модификаций Ju 88 | ||||||
Ju 88C-6 | Ju 88R-2 | Ju 88G-1 | Ju 88G-6 | Ju 88G-7b | Ju 88P-4 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Технические характеристики | ||||||
Экипаж | 3 | 4 | ||||
Длина, м | 14,96 | 15,50 | 14,45 | 16,35 | 14,90 | |
Размах крыла, м | 20,08 | 18,25 | ||||
Высота, м | 5,07 | 4,85 | 5,07 | |||
Площадь крыла, м² | 54,7 | |||||
Масса пустого, кг | 9069 | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д |
Масса нормальная взлётная, кг | 11 450 | н/д | н/д | н/д | 13 120 | н/д |
Масса максимальная взлётная, кг | 12 350 | 11 500 | 12 100 | 12 300 | 14 690 | 11 400 |
Двигатель | 2×Jumo 211J-1 | 2×BMW 801D-2 | 2×BMW 801D-2 | 2×Jumo 213A | 2×Jumo 213E | 2×Jumo 211B-1 |
Мощность, л.с. (кВт) | 2× 1410 (1037) | 2× 1700 (1250) | 2× 1700 (1250) | 2× 1750 (1287) | 2× 1725 (1269) | 2× 1200 (883) |
Лётные характеристики | ||||||
Максимальная скорость на высоте, км/ч (м) | 488 (5300) | 580 | 540 | 538 (6000) | 430 (0) 580 (10 200) 623 (9100) c MW-50 | 390 |
Практическая дальность, км | 1980 | 3000 | 2800 | 2200 | н/д | 2000 |
Продолжительность полёта | н/д | н/д | н/д | н/д | 5,2 ч (с ПТБ) | н/д |
Практический потолок, м | 9900 | 9200 | 9400 | 9550 | н/д | 8000 |
Скороподъёмность, м/с | 9 | н/д | н/д | н/д | 8,4 | н/д |
Время набора высоты, м / время | 6000 / 12,7 мин | н/д | н/д | н/д | 9200 / 26,4 мин | н/д |
Взлётная дистанция, м | 875 | 750 | 750 | 720 | н/д | н/д |
Вооружение | ||||||
Стрелковое | 1× 7,92 мм MG-81Z 3× 7,92 мм MG-17 3× 20 мм MG-151/20 | 1× 7,92 мм MG-81Z 4× 20 мм MG-151/20 | 1× 13 мм MG-131 6× 20 мм MG-151/20 | 2× 7,92 мм MG-81Z 1× 50 мм BK-5 | ||
Боевая нагрузка, кг | 500 | нет | нет | нет | нет | нет |
Сохранившиеся экземпляры |
В настоящее время известно около 20 сохранившихся самолётов, хотя многие из них являются просто наборами обломков. За последние годы несколько более-менее целых самолётов были подняты из-под воды.
Среди наиболее сохранившихся можно отметить:
- Ju 88R-1, Werk Nr. 360043: из-за ошибки экипажа приземлившийся в Шотландии самолёт, демонстрируется в музее Королевских ВВС
- Ju 88D-1/Trop, Werk Nr. 430650: демонстрируется в Национальном музее ВВС США. Румынский дальний фоторазведчик приземлился на Кипре в июле 1943 года в расположении британских войск, впоследствии был передан США для исследований, из-за чего получил имя «Бакшиш» (англ. Baksheesh).
См. также |
- Junkers Ju 86
Примечания |
↑ Медведь А. Н., 2010, с. 106.
Литература |
- Грин У. Крылья Люфтваффе. Боевые самолёты третьего Рейха = Wings of the Luftwaffe: Flying German Aircraft of the Second World War / Пер. Фирсова А. — М.: Отделение научно-технической информации ЦАГИ. Мемориальный музей Н. Е. Жуковского, 1995. — Т. 4. Хеншель. Юнкерс. — С. 309—329. — (История авиационной техники (приложение к бюллетеню «Техническая информация»). Выпуск № 4). — 1500 экз. Архивировано 27 июня 2009 года.
- Медведь А. Н. «Юнкерс» Ju 88. От пикирующего бомбардировщика и ночного истребителя до самолёта - «самоубийцы». — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010. — 112 с. — ISBN 978-5-699-41280-8.
- Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.
Ссылки |
- www.Ju88.net
- Многоцелевой самолет Юнкерс Ju 88
- Средний бомбардировщик Junkers Ju 88A