Junkers Ju 88
























































Ju 88
Junkers Ju88.jpg
Бомбардировщик Ju 88
Тип
бомбардировщик, торпедоносец,
тяжёлый истребитель
разведчик

Разработчик
Junkers
Производитель
Junkers
Arado, Henschel, AEG,
Heinkel, Dornier, ATG, Sybel

Главный конструктор
Альфред Гасснер
Первый полёт
21 декабря 1936 года
Начало эксплуатации
сентябрь 1939
Конец эксплуатации
1951 (Франция)
Статус
снят с вооружения
Эксплуатанты
Люфтваффе
Годы производства
август 1939 — 1945
Единиц произведено
15001[1]
Варианты
Junkers Ju 188
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Юнкерс Ju 88 — многоцелевой самолёт люфтваффе времен Второй мировой войны. Один из самых универсальных самолётов войны: использовался как бомбардировщик, скоростной бомбардировщик, разведчик, торпедоносец, ночной истребитель и как часть летающей бомбы в проекте Mistel.




Содержание






  • 1 Разработка


  • 2 Боевое применение


    • 2.1 Битва за Британию


    • 2.2 Пикирующий бомбардировщик


    • 2.3 Истребитель-бомбардировщик


    • 2.4 Ночной истребитель




  • 3 Использовался


  • 4 Тактико-технические характеристики


  • 5 Сохранившиеся экземпляры


  • 6 См. также


  • 7 Примечания


  • 8 Литература


  • 9 Ссылки





Разработка |


Во время первого полёта прототип Ju 88 V-1, имевший гражданский номер D-AQEN, развил скорость 580 км/ч, что было выше, чем у большинства истребителей того времени. Герман Геринг, глава люфтваффе, был в восторге. Пятый прототип установил рекорд, пролетев 1000-километровый круг с 2000 кг нагрузки на борту со средней скоростью 517 км/ч. Однако после удовлетворения всех запросов люфтваффе, включая возможность бомбометания с пикирования, максимальная скорость упала до 450 км/ч.


Проблемы разработки сильно сказывались на производстве, и к 1 сентября 1939 года — дню нападения на Польшу — в части было поставлено только 12 самолётов. Производственные темпы были очень низкими: всего один самолёт в неделю.


В работе над Ju 85 и Ju 88 участвовали А. Гасснер (Gassner) и В. Х. Эверс (Ewers), которые перед этим работали в Соединённых Штатах (в 1936 году Гасснер возвратился в США и стал работать на фирме Northrop).



Боевое применение |


Первые боевые вылеты Ju 88 A-1 были против кораблей рядом с Норвегией. Атака на Росайт 16 октября 1939 года была успешной — повреждено три корабля. Но соединение было атаковано «Спитфайрами» из 602 и 603 эскадрилий RAF и два Ju 88 были сбиты. В налете на Скапа-Флоу на Оркнейских островах на следующий день один Ju 88 был сбит зенитным огнём.


Все боеспособные Ju 88 (133 самолёта) участвовали в блицкриге, однако их боевые и небоевые потери были очень высоки. Приходилось тратить значительное время на переобучение экипажей. В это время недостаточная грузоподъёмность привела к необходимости сильной переработки конструкции. Был увеличен размах крыла, и модернизация получила обозначение A-5. Все находящиеся на службе A-1 в скорейшем порядке модифицировались до A-5.



Битва за Британию |




Два Ju-88 из KG1 во Франции.


Битва за Британию стоила Ju 88 дорого. Высокая скорость не предотвратила потери, превосходящие относительные потери Dornier Do 17 и Heinkel He 111, хотя в абсолютном значении они были меньше, чем у обоих. Была произведена серия полевых модификаций, призванных уменьшить уязвимость самолёта, включающая замену заднего пулемёта на более мощный и усиленное бронирование кабины.


К заключительным дням Битвы за Британию в боевые части начал поступать Ju 88A-4. Хотя он был медленнее A-1, но все «детские болезни» были решены и Ju 88 превратился в грозную боевую машину, каким и проектировался. Ко всему прочему, на A-4 ставились более мощные двигатели.



Пикирующий бомбардировщик |


Как бомбардировщик Ju 88 обладал способностью к точечной доставке бомб, однако, несмотря на все модификации, бомбометание с пикирования оказывало большую нагрузку на каркас самолёта. В 1943 году тактика была изменена, и бомбы могли сбрасываться с пикирования под углом 45°. Самолёт и прицел были соответствующим образом модифицированы, воздушные тормоза убраны. С улучшенным бомбовым прицелом «Stuvi» точность оставалась на очень хорошем уровне. Максимальная бомбовая загрузка для A-4 составляла 2800 кг, но на практике стандартная загрузка составляла 1500—2000 кг.



Истребитель-бомбардировщик |


Стандартной истребительной версией Ju 88 стала модификация C-6, включающая в себя все улучшения, которые были сделаны для A-4 и с двигателями Jumo 211J. Модификация C-6 использовалась преимущественно как истребитель-бомбардировщик, поэтому стояла на вооружении бомбардировочных частей.


В ответ на увеличившееся количество атак на немецкие суда, особенно на подводные лодки в Бискайском заливе, KG40 начали совершать вылеты на противокорабельное патрулирование и эскорт с баз во Франции в феврале 1942. Они были значительной угрозой для противолодочных самолётов и действовали как истребители сопровождения для более уязвимых бомбардировщиков Focke-Wulf Fw200 «Condor».


После высадки союзников в Нормандии, KG40 понесло большие потери, атакуя высадившиеся войска на побережье, и было расформировано в июле 1944.



Ночной истребитель |




Junkers Ju 88 A-4


Первым ночным истребителем стала модификация C-2, основанная на A-1 и вооружённая одной 20-мм пушкой MG FF (англ.) и тремя 7,92-мм пулемётами MG 17, размещёнными в новом металлическом носу фюзеляжа. Эти самолёты поступили на вооружение в эскадрилью тяжёлых истребителей эскадры KG 30. В июле 1940 года эскадрилья была включена в состав II./NJG 1 и совершала ночные вылеты на Великобританию.


Оборудованная радаром FuG 202 Lichtenstein BC модификация C-6b проходила испытания в начале 1942 года в NJG 1. Испытания были признаны успешными, и модификация пущена в серийное производство. В октябре 1943 года многие C-6b были снабжены новым радаром FuG 212 Lichtenstein C-1. Позднее, в 1944 году — более совершенным FuG 220 Lichtenstein SN-2.


Серия Ju 88R, основанная на C-6b, оснащалась двигателями BMW 801 G-2.


Все предыдущие варианты ночного истребителя были переделаны из бомбардировщиков, но серия G являлась специально построенными ночными истребителями. Модификация G-1 имела квадратный руль, позаимствованный у Ju 188, более мощные звездообразные двигатели BMW 801 G-2 мощностью по 1700 л.с., также устанавливались пассивный радар FuG 350 Naxos Z и радиопеленгатор FuG 227 Flensburg в дополнение к уже ставшему стандартным радару FuG 220 Lichtenstein SN-2.


G-6, оснащённый рядными двигателями Jumo 213A мощностью 1750 л.с., увеличенными топливными баками и одной или двумя пушками MG 151/20 в установке неправильная музыка.


Некоторые из последних моделей серии G оснащались высотными двигателями Jumo 213E, радаром FuG 218 Neptun V/R или даже более совершенным сантиметровым радаром FuG 240 Berlin N-1. Однако всего один-два десятка были построены к концу войны.


Многие ночные асы, такие, как Гельмут Лент (110 побед) и князь Генрих цу Сайн-Виттгенштейн (87 побед), летали на Ju 88.


  • Ночные истребители ПВО Германии Ju 88 фигурируют в романе Лена Дейтона «Бомбардировщик».


Использовался |




Финский Junkers Ju 88 A-4




  • Flag of Bulgaria.svg Болгария


  • Флаг Финляндии Финляндия


  • Флаг Франции Франция (захваченные после войны), применялись в ряде колониальных войн начала 50-х.


  • Flag of Spain (1945–1977).svg Испания


  • Flag of the German Reich (1935–1945).svg Германия


  • Flag of Hungary (1915-1918, 1919-1946).svg Венгрия


  • Flag of Italy (1861–1946).svg Италия


  • Flag of Romania.svg Румыния


  • Флаг СССР СССР (захваченные)


  • Флаг Израиля Израиль



Тактико-технические характеристики |


  • Источник данных: Медведь А. Н., 2010, стр. 106; Грин У., 1995.



























































































































































ТТХ бомбардировочных и разведывательных модификаций Ju 88

Ju 88A-1
Ju 88A-4
Ju 88B-0
Ju 88S-1
Ju 88D-2
Ju 88D-5
Технические характеристики

Экипаж
4
3
4

Длина, м
14,35
14,45
14,85
14,35
14,45

Размах крыла, м
18,25
20,08

Высота, м
5,3
5,07
4,8
5,07

Площадь крыла, м²
52,5
54,7

Масса пустого, кг
7700
9860
9100
8290
8480
н/д

Масса нормальная взлётная, кг
8958
12 105
н/д
н/д
н/д
н/д

Масса максимальная взлётная, кг
10 360
14 000
12 470
13 800
11 490
11 300

Двигатель
2×Jumo 211B-1
2×Jumo 211J-1
2×BMW 801MA
2×BMW 801D-2
2×Jumo 211B-1
2×Jumo 211J-1

Мощность, л.с. (кВт)
2× 1200 (883)
2× 1410 (1037)
2× 1560 (1147)
2× 1700 (1250)
2× 1200 (883)
2× 1410 (1037)
Лётные характеристики

Максимальная скорость на высоте, км/ч (м)
450 (5500)
470 (5300)
540
545 (8000)
605 (8000) c GM-1
475
480

Практическая дальность, км
1700
1790
2850
н/д
2950
3100

Продолжительность полёта
н/д
н/д
н/д
5 ч 45 мин
н/д
н/д

Практический потолок, м
9800
8200
9050
10370
11600 c GM-1
8600
8700

Взлётная дистанция, м
н/д
1800
750
н/д
н/д
н/д
Вооружение

Стрелковое
3-4× 7,92 мм MG-15
4-5× 7,92 мм MG-15
2-4× 7,92 мм MG-81
1-3× 13 мм MG-131
3× 7,92 мм MG-81Z
1× 13 мм MG-131
3× 7,9 мм MG-15
3× 7,92 мм MG-15 или
2-4× 7,92 мм MG-81

Боевая нагрузка, кг
2400
2900
2500
2000
нет
нет








































































































































































ТТХ истребительных и штурмовых модификаций Ju 88

Ju 88C-6
Ju 88R-2
Ju 88G-1
Ju 88G-6
Ju 88G-7b
Ju 88P-4
Технические характеристики

Экипаж
3
4

Длина, м
14,96
15,50
14,45
16,35
14,90

Размах крыла, м
20,08
18,25

Высота, м
5,07
4,85
5,07

Площадь крыла, м²
54,7

Масса пустого, кг
9069
н/д
н/д
н/д
н/д
н/д

Масса нормальная взлётная, кг
11 450
н/д
н/д
н/д
13 120
н/д

Масса максимальная взлётная, кг
12 350
11 500
12 100
12 300
14 690
11 400

Двигатель
2×Jumo 211J-1
2×BMW 801D-2
2×BMW 801D-2
2×Jumo 213A
2×Jumo 213E
2×Jumo 211B-1

Мощность, л.с. (кВт)
2× 1410 (1037)
2× 1700 (1250)
2× 1700 (1250)
2× 1750 (1287)
2× 1725 (1269)
2× 1200 (883)
Лётные характеристики

Максимальная скорость на высоте, км/ч (м)
488 (5300)
580
540
538 (6000)
430 (0)
580 (10 200)
623 (9100) c MW-50
390

Практическая дальность, км
1980
3000
2800
2200
н/д
2000

Продолжительность полёта
н/д
н/д
н/д
н/д
5,2 ч (с ПТБ)
н/д

Практический потолок, м
9900
9200
9400
9550
н/д
8000

Скороподъёмность, м/с
9
н/д
н/д
н/д
8,4
н/д

Время набора высоты, м / время
6000 / 12,7 мин
н/д
н/д
н/д
9200 / 26,4 мин
н/д

Взлётная дистанция, м
875
750
750
720
н/д
н/д
Вооружение

Стрелковое
1× 7,92 мм MG-81Z
3× 7,92 мм MG-17
3× 20 мм MG-151/20
1× 7,92 мм MG-81Z
4× 20 мм MG-151/20
1× 13 мм MG-131
6× 20 мм MG-151/20
2× 7,92 мм MG-81Z
1× 50 мм BK-5

Боевая нагрузка, кг
500
нет
нет
нет
нет
нет


Сохранившиеся экземпляры |


В настоящее время известно около 20 сохранившихся самолётов, хотя многие из них являются просто наборами обломков. За последние годы несколько более-менее целых самолётов были подняты из-под воды.


Среди наиболее сохранившихся можно отметить:



  • Ju 88R-1, Werk Nr. 360043: из-за ошибки экипажа приземлившийся в Шотландии самолёт, демонстрируется в музее Королевских ВВС

  • Ju 88D-1/Trop, Werk Nr. 430650: демонстрируется в Национальном музее ВВС США. Румынский дальний фоторазведчик приземлился на Кипре в июле 1943 года в расположении британских войск, впоследствии был передан США для исследований, из-за чего получил имя «Бакшиш» (англ. Baksheesh).



См. также |


  • Junkers Ju 86


Примечания |





  1. Медведь А. Н., 2010, с. 106.




Литература |



  • Грин У. Крылья Люфтваффе. Боевые самолёты третьего Рейха = Wings of the Luftwaffe: Flying German Aircraft of the Second World War / Пер. Фирсова А. — М.: Отделение научно-технической информации ЦАГИ. Мемориальный музей Н. Е. Жуковского, 1995. — Т. 4. Хеншель. Юнкерс. — С. 309—329. — (История авиационной техники (приложение к бюллетеню «Техническая информация»). Выпуск № 4). — 1500 экз. Архивировано 27 июня 2009 года.

  • Медведь А. Н. «Юнкерс» Ju 88. От пикирующего бомбардировщика и ночного истребителя до самолёта - «самоубийцы». — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010. — 112 с. — ISBN 978-5-699-41280-8.

  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.



Ссылки |



  • www.Ju88.net

  • Многоцелевой самолет Юнкерс Ju 88

  • Средний бомбардировщик Junkers Ju 88A










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус