Ан-24
Ан-24 | |
---|---|
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | АНТК имени О. К. Антонова |
Производитель | Киевский авиационный завод, Иркутский авиазавод, Улан-Удэнский авиационный завод |
Главный конструктор | Олег Константинович Антонов[1] |
Первый полёт | 20 октября 1959 года |
Начало эксплуатации | 1962 год |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты | Белоруссия[2] |
Годы производства | 1962 — 1979 |
Единиц произведено | 1 367 |
Варианты | Ан-26 Ан-30 Ан-32 Ан-34 Xian Y-7[en] |
Изображения на Викискладе |
Ан-24 (по кодификации НАТО: Coke — «Кокс») — турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости. Оснащён двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 2 серии, АИ-24Т (Ивченко) с воздушным винтом АВ-72, АВ-72Т изменяемого шага. Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год. Было выпущено более 1200 таких самолётов. На конец 2011 года 101[3] эксплуатируются. С начала 1960-х годов и вплоть до настоящего времени[когда?] остаётся основным самолётом, летающим на местных авиалиниях в СССР/России и странах СНГ.
Содержание
1 История создания и развития
2 Аэродинамическая схема
3 Техническое описание
4 Характеристики
5 Модификации
6 Аварии и катастрофы
7 Операторы
7.1 Военные операторы
7.2 Гражданские операторы
8 Памятники
9 См. также
10 Примечания
11 Ссылки
12 Литература
История создания и развития |
Разработка нового двухдвигательного пассажирского самолёта Ан-24, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, началась в ГСОКБ-473 имени О. К. Антонова в 1958 году в соответствии с постановлением СМ СССР № 1417—656 от 18 декабря 1957 года. Согласно заданию самолёт должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450 км/ч. Предусматривалось применение двигателей АИ-24.
Первый полёт Ан-24 совершил 20 октября 1959 года, за его штурвалом находился экипаж лётчика-испытателя Г. И. Лысенко. В 1961 году проходили заводские и государственные испытания. Серийное производство самолёта началось в начале 1962 года на заводе № 473 в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолёта на трассе Киев — Херсон.
Средний расчётный технический ресурс на одну машину на этапе ввода самолёта в эксплуатацию оценивался О. К. Антоновым в 30 тыс. лётных часов, соответственно чему срок службы самолёта в условиях мирного времени оценивался им в 10—15 лет эксплуатации[4].
В советское время Ан-24 был одним из самых востребованных самолетов и обеспечивал треть пассажирооборота в стране. Причина высокого спроса на лайнер заключалась в его возможности совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунт.[5]
Производство самолёта продолжалось до 1979 года. С 1962 по 1979 год было выпущено более 1200 машин, из них 1028 выпустил Киевский авиационный завод «Авиант». Также Ан-24 производился в Китае под названием Xian Y-7.
Аэродинамическая схема |
Двухмоторный турбовинтовой высокоплан нормальной аэродинамической схемы с прямым крылом (угол стреловидности 6° 50' по линии 25 % хорд) и однокилевым оперением.
Техническое описание |
Подробное описание конструкции приведено в статье по самолёту Ан-26, в целом, за исключением конструкции хвостовой части с рампой и интерьера грузовой кабины, аналогичному по конструкции Ан-24.
Фюзеляж герметичный, типа полумонокок. Силовая конструкция состоит из набора стрингеров и балок. Вместо клёпки применены клеесварные соединения. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра. В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней размещён передний багажный отсек, пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и задний багажный отсек.
Крыло — трапециевидной формы в плане, кессонного типа, большого удлинения. Крыло состоит из двух лонжеронов. На центроплане располагаются два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях — два выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение — традиционное, дополненное подфюзеляжным килем.
Шасси самолёта — трёхопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колёса на каждой стойке. Давление внутри пневматиков регулируется на земле.
Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко с четырёхлопастными воздушными винтами АВ-72, АВ-72Т и агрегата автономного запуска ТГ-16 (на самолёте Ан-24РВ в правой мотогондоле установлен дополнительный турбореактивный двигатель РУ-19А300 тягой 800 кгс).
Диаметр винтов 3,9 м. Мощность каждого двигателя на взлётном режиме — 2550 л. с. Топливо размещается в четырёх мягких баках в центроплане общей ёмкостью 1420 л (при доработке — в восьми мягких баках общей ёмкостью 2500 л) и в двух баках-кессонах в средних частях крыла общей ёмкостью 3680 л.
Характеристики |
Sound_of_AN-24_airplane | |
Звук пролетающего АН-24 | |
Помощь по воспроизведению |
Источник данных: [6]
- Технические характеристики
Экипаж: 3—5 человека- Пассажировместимость: 48—52 человек
Грузоподъёмность: 6500 кг
Длина: 23,53 м- Размах крыла: 29,20 м
Высота: 8,32 м- Площадь крыла: 74,98 м² с однощелевым центропланным закрылком, 72,46 м² с двухщелевым центропланным закрылком
Масса пустого: 13 350 кг- Масса снаряжённого: 13 489 кг
- Нормальная взлётная масса: 21 000 кг
Максимальная взлётная масса: 21 000 кг (для самолёта Ан-24РВ — 21 800 кг, на доработанных самолётах (по условию прочности шасси) — 22 500 кг)- Масса топлива во внутренних баках: 4850 кг
Силовая установка: 2 × ТВД АИ-24
Мощность двигателей: 2 × 2550 (2 × 1876)
Воздушный винт: АВ-72 серии 02- Диаметр винта: 3,90 м
- Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: 460 км/ч (приборная скорость)
- Максимальная скорость: 540 км/ч (приборная скорость при экстренном снижении)
Крейсерская скорость: 460 км/ч (на высоте 6000 м)- Скорость сваливания: 191 км/ч (приборная скорость, закрылки убраны, масса 21 000 кг)
- Практическая дальность: 1850 км
- Перегоночная дальность: 2820 км
Практический потолок: 7700 м
Скороподъёмность: 5—15 м/сек- Длина разбега: взлётная масса 21 000 кг, ИВПП: закрылки = 15—850 м, закрылки = 5—1000 м
- Длина пробега: посадочная масса 20 000 кг — 580 м
Модификации |
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ан-24 | Первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году. |
Ан-24 «Нить» | Самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году. |
Ан-24 «Троянда» | Летающая лаборатория для отработки оборудования для поиска подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т. |
Ан-24А | Пассажирский вариант, рассчитанный на 44 места. В 1962—1963 годах изготовлено 200 самолётов. |
Ан-24АТ | Проект военно-транспортного самолёта на базе Ан-24А. Отличался с двигателями ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м. |
Ан-24АТ-У | Проект самолёта укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ (предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных парашютов). |
Ан-24АТ-РД | Проект самолёта на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями Р27Ф-300. |
Ан-24Б | Пассажирский вариант с увеличенной до 21 т взлётной массы, рассчитанный на 48—52 мест. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов. |
Ан-24В | Экспортный вариант Ан-24Б. Выпускался с 1964 года. |
Ан-24Д | Проект пассажирского варианта, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км. |
Ан-24К | Проект административного (служебного) самолёта, рассчитанный на 16-18 мест. |
Ан-24ЛП | Лесопожарный. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта. |
Ан-24ЛР «Торос» | Самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов. |
Ан-24ПС | Поисково-спасательный на базе Ан-24Т. |
Ан-24ПРТ | Вариант Ан-24ПС с упрощённым составом оборудования. |
Ан-24Р | Самолёт радиоразведки и радиоконтроля. |
Ан-24РВ | Вариант Ан-24Б (В) с установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установкой РУ-19А-300. |
Ан-24РР | Самолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967—1968 годах переоборудовано 4 самолёта. |
Ан-24РТ | Военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ-19А-300. В 1969—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 62 самолёта. |
Ан-24РТ (Ан-24РТР) | Самолёт-радиоретранслятор. |
Ан-24Т (Ан-34) | Военно-транспортный самолёт на базе Ан-24Б (В). Имел большую грузовую дверь в правом борту в передней части фюзеляжа и дверь в левом борту в хвостовой части, грузовой люк в хвосте. Разработан в 1961—1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 164 самолёта. |
Ан-24УШ | Учебно-штурманский вариант Ан-24. Отличался 5 рабочими местами штурманов. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов. |
Ан-24ФК (Ан-30) | Фотокартографический вариант (совместная работа ОКБ Бериева и ОКБ Антонова). В 1975-1980 годах на Киевском авиационном заводе изготовлено 115 самолётов. |
Ан-24ШТ | Штабной вариант Ан-24. В 1968 году переоборудовано 36 самолётов. |
Ан-26 | Военно-транспортный самолёт. Отличается наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов. |
Ан-44 | Проект транспортного самолёта. Отличался большой грузовой дверью в левом борту. |
Ан-50 | Проект с 4 ТРД АИ-25. Разработан в 1972 году. |
Xian Y-7 | Китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 1984—2000 годах изготовлено 70 самолётов. |
Палубный самолёт ДРЛО на базе Y-7 | Летающий радар.[7]. |
Xian MA60 | Модернизированный вариант Y-7. Выпускается с 2000 года Сианьской авиастроительной компанией. |
Аварии и катастрофы |
По неофициальным данным[8] на 14 февраля 2013 года, в результате катастроф, аварий и уничтожения на земле в ходе боевых действий было потеряно 162 самолёта типа Ан-24. В результате катастроф погибло (по состоянию на 2012 год) 2120 человек, включая 29 человек на земле. Кроме того, 4 человека погибло в результате 33 попыток захвата или угона самолётов Ан-24[9].
Операторы |
Военные операторы |
Указаны операторы только варианта Ан-24 и Ан-24РВ, операторы иных модификаций указаны в соответствующих им статьях.
Белоруссия — Военно-воздушные силы и войска ПВО Республики Беларусь — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год[10]
Камбоджа — 2 Ан-24РВ, по состоянию на 2016 год[11]
КНДР — Военно-воздушные силы Корейской Народно-Демократической Республики — 6 Ан-24, по состоянию на 2016 год[12]
Республика Конго — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год[13]
Куба — ВВС и ПВО Кубы — 3 Ан-24, по состоянию на 2016 год[14]
Мали — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год[15]
Монголия — 2 Ан-24, по состоянию на 2016 год[16]
Россия — 1 Ан-24РВ и несколько Ан-24, по состоянию на 2016 год[17]
Сирия — Военно-воздушные силы Сирии — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год[18]
Узбекистан — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год[19]
Украина — 3 Ан-24, по состоянию на 2016 год[20]
Гражданские операторы |
Казахстан — "Южное небо" (3 Ан-24Б и 4 Ан-24РВ)
КНДР — Air Koryo (2 Ан-24Б и 3 Ан-24РВ)
Россия — "Турухан" (16 Ан-24РВ); ИрАэро (9 Ан-24РВ); Алроса - Мирнинское АП (3 Ан-24РВ); Якутия (6 Ан-24РВ); Хабаровск Авиа (3 Ан-24РВ); Псков Авиа (2 Ан-24РВ)
Памятники |
- В городе Луцк (Украина) находится возле кинотеатра по пр. Молодёжи (в советское время использовался в качестве детского кафе).
- В Курганском авиационном музее находится Ан-24Б, бортовой № СССР-46296[21].
- В городе Уфа установлен самолёт-памятник Ан-24Б, бортовой № RA-46447[22].
- В городе Слободской установлен самолёт-памятник Ан-24Б, бортовой № СССР-46758[23].
- В посёлке Коктебель самолёт Ан-24 стоит на территории гостиницы «Голубой залив».
- В городе Якутск самолёт Ан-24Б стоит на территории аэропорта «Туймаада».
- В городе Пермь в сквере имени Миндовского самолёт Ан-24, бортовой № RA-47773 переоборудован в кафе.
- 20 декабря 2013 установлен самолёт-памятник Ан-24РВ, бортовой № RA-47198 на въезде к аэропорту Южно-Сахалинск[24].
- 13 июля 2014 года в городе Саратов около аэровокзала установлен самолёт-памятник Ан-24Б, бортовой № RA-46331.
- В городе Нижневартовск (ХМАО) самолёт Ан-24 (макет) установлен на Аллее почёта авиации (ул. Авиаторов, ~200-300 метрах от здания аэровокзала).
- В авиамузее Национального аэропорта Минск установлен Ан-24РВ
- В городе Темрюк самолёт Ан-24 стоит в музее под открытым небом «Военная горка», бортовой № СССР-46791.
- В городе Лыткарино на развилке на Мячково.
- В селе Кушнаренково самолёт Ан-24Б бортовой № RA-46568 стоит на девичьей горе над рекой Белой.
- В городе Самарканд (Узбекистан) находится на территории парка отдыха «Согдиана».
- На трассе М-4 Дон у села Конь-Колодезь установлен Ан-24Б с надписью Аэрофлот, бортовой № RA-46243. Самолёт частично встроен в помещение кафе так, что хвостовое оперение и задняя часть фюзеляжа как бы находится в здании.
- В городе Санкт-Петербург, на территории военного аэродрома «Левашово» в качестве памятника установлен Ан-24Б, бортовой номер «33-красный», 1970 года выпуска.
- В Jesada Technic Museum в Таиланде самолёт АN-24B, бортовой номер EK-47835[25].
См. также |
- Fokker F27
- Handley Page Dart Herald
Примечания |
↑ Ганстон Б. The Osprey Encyclopedia of Russian Aircraft 1875-1995 — Osprey Publishing, 1995. — С. 27. — ISBN 978-1-85532-405-3<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q2697821"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4909245"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q15048646"></a>
↑ World Air Forces 2014<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17372480"></a>
↑ Ян НАЛИМОВ. «Производство самолётов может позволить себе только сильное государство», РегионСамара.ру (20 декабря 2011). Проверено 7 мая 2017.
↑ Airline Observer. // Aviation Week & Space Technology, January 28, 1963, v. 78, no. 4, p. 50.
↑ Самолет АН-24. Фото, схема салона, отзывы, характеристики
↑ Ан-24
↑ Летающий радар для китайского авианосца
↑ Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > Antonov 24
↑ Список потерянных самолётов (англ.)
↑ The Military Balance 2016,p.182
↑ The Military Balance 2016,p.239
↑ The Military Balance 2016,p.266
↑ The Military Balance 2016,p.438
↑ The Military Balance 2016,p.394
↑ The Military Balance 2016,p.456
↑ The Military Balance 2016,p.275
↑ The Military Balance 2016,p.193,200
↑ The Military Balance 2016,p.355
↑ The Military Balance 2016,p.208
↑ The Military Balance 2016,p.206
↑ Антонов Ан-24Б. Бортовой №: CCCP-46296 (рус.). russianplanes.net. Проверено 4 апреля 2014.
↑ Самолёт-памятник Ан-24
↑ Ещё полетает (рус.). kirovnet.ru (14 ноября 2011). Проверено 28 января 2014.
↑ На въезде в Южно‐Сахалинск установили памятник самолету (рус.). ОАО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (23 декабря 2013). Проверено 28 января 2014.
↑ АN-24B EK-47835 В реестре russianplanes.net
Ссылки |
Ан-24 на страницах портала Авиа-Мир.- Фотографии Ан-24Т с аэродрома Саки (Украина)
- Список потерянных самолётов
- An-26.com
- КОНСТРУКЦИЯ И ЛЕТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ САМОЛЕТА Ан-26
- АИ-24ВТ РУКОВОДСТВО по эксплуатации
- РУ19А-300 Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию
Литература |
- Беляев В. В., Ильин В. Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 212—215.
- История конструкций самолётов в СССР 1951—1965. — М.: «Машиностроение», 2002. — С. 77-87.
- Коряка В. Ан-24 и его «братья». // Крылья Родины. — 1980. — № 11. — С. 25-27.
- Сафонов С. Негражданские варианты пассажирского лайнера: О самолёте Ан-24. // Крылья Родины. — 1999. — № 10. — С. 1-3.
- Якубович Н. В. Все самолёты О. К. Антонова. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 110—117.