Ан-24




















































Ан-24
Ryazanaviatrans Antonov An-24 Pavel.jpg
Тип
пассажирский самолёт
Разработчик
Союз Советских Социалистических Республик АНТК имени О. К. Антонова
Производитель
Союз Советских Социалистических Республик Киевский авиационный завод,
Союз Советских Социалистических Республик Иркутский авиазавод,
Союз Советских Социалистических Республик Улан-Удэнский авиационный завод

Главный конструктор
Олег Константинович Антонов[1]
Первый полёт
20 октября 1959 года
Начало эксплуатации
1962 год
Статус
эксплуатируется
Эксплуатанты
Белоруссия[2]
Годы производства
1962 — 1979
Единиц произведено
1 367
Варианты
Ан-26
Ан-30
Ан-32
Ан-34
Xian Y-7[en]
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Ан-24 (по кодификации НАТО: Coke — «Кокс») — турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости. Оснащён двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 2 серии, АИ-24Т (Ивченко) с воздушным винтом АВ-72, АВ-72Т изменяемого шага. Ан-24 выпускался с 1959 по 1979 год. Было выпущено более 1200 таких самолётов. На конец 2011 года 101[3] эксплуатируются. С начала 1960-х годов и вплоть до настоящего времени[когда?] остаётся основным самолётом, летающим на местных авиалиниях в СССР/России и странах СНГ.




Содержание






  • 1 История создания и развития


  • 2 Аэродинамическая схема


  • 3 Техническое описание


  • 4 Характеристики


  • 5 Модификации


  • 6 Аварии и катастрофы


  • 7 Операторы


    • 7.1 Военные операторы


    • 7.2 Гражданские операторы




  • 8 Памятники


  • 9 См. также


  • 10 Примечания


  • 11 Ссылки


  • 12 Литература





История создания и развития |


Разработка нового двухдвигательного пассажирского самолёта Ан-24, предназначенного для эксплуатации на местных авиалиниях, началась в ГСОКБ-473 имени О. К. Антонова в 1958 году в соответствии с постановлением СМ СССР № 1417—656 от 18 декабря 1957 года. Согласно заданию самолёт должен был перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4000 кг на расстояние до 400 км с крейсерской скоростью 450 км/ч. Предусматривалось применение двигателей АИ-24.


Первый полёт Ан-24 совершил 20 октября 1959 года, за его штурвалом находился экипаж лётчика-испытателя Г. И. Лысенко. В 1961 году проходили заводские и государственные испытания. Серийное производство самолёта началось в начале 1962 года на заводе № 473 в Киеве. В сентябре 1962 года состоялся первый технический рейс с пассажирами. 31 октября 1962 года началась эксплуатация самолёта на трассе Киев — Херсон.


Средний расчётный технический ресурс на одну машину на этапе ввода самолёта в эксплуатацию оценивался О. К. Антоновым в 30 тыс. лётных часов, соответственно чему срок службы самолёта в условиях мирного времени оценивался им в 10—15 лет эксплуатации[4].


В советское время Ан-24 был одним из самых востребованных самолетов и обеспечивал треть пассажирооборота в стране. Причина высокого спроса на лайнер заключалась в его возможности совершать посадку на небольшие неподготовленные аэродромы и грунт.[5]


Производство самолёта продолжалось до 1979 года. С 1962 по 1979 год было выпущено более 1200 машин, из них 1028 выпустил Киевский авиационный завод «Авиант». Также Ан-24 производился в Китае под названием Xian Y-7.



Аэродинамическая схема |




Военная модификация Ан-24 румынских ВВС


Двухмоторный турбовинтовой высокоплан нормальной аэродинамической схемы с прямым крылом (угол стреловидности 6° 50' по линии 25 % хорд) и однокилевым оперением.



Техническое описание |


Подробное описание конструкции приведено в статье по самолёту Ан-26, в целом, за исключением конструкции хвостовой части с рампой и интерьера грузовой кабины, аналогичному по конструкции Ан-24.


Фюзеляж герметичный, типа полумонокок. Силовая конструкция состоит из набора стрингеров и балок. Вместо клёпки применены клеесварные соединения. Сечение фюзеляжа образовано двумя дугами разного диаметра. В носовой части фюзеляжа расположена кабина экипажа. За ней размещён передний багажный отсек, пассажирский салон, буфет, туалет, гардероб и задний багажный отсек.


Крыло — трапециевидной формы в плане, кессонного типа, большого удлинения. Крыло состоит из двух лонжеронов. На центроплане располагаются два отклоняющихся однощелевых закрылка, а на консолях — два выдвижных двухщелевых закрылка. Также на консолях размещены два разрезных элерона. Хвостовое оперение — традиционное, дополненное подфюзеляжным килем.


Шасси самолёта — трёхопорное: две главных опоры и одна передняя. Двойные колёса на каждой стойке. Давление внутри пневматиков регулируется на земле.


Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко с четырёхлопастными воздушными винтами АВ-72, АВ-72Т и агрегата автономного запуска ТГ-16 (на самолёте Ан-24РВ в правой мотогондоле установлен дополнительный турбореактивный двигатель РУ-19А300 тягой 800 кгс).

Диаметр винтов 3,9 м. Мощность каждого двигателя на взлётном режиме — 2550 л. с. Топливо размещается в четырёх мягких баках в центроплане общей ёмкостью 1420 л (при доработке — в восьми мягких баках общей ёмкостью 2500 л) и в двух баках-кессонах в средних частях крыла общей ёмкостью 3680 л.



Характеристики |




В кабине пилотов








(аудио)


Sound_of_AN-24_airplane

Звук пролетающего АН-24

Помощь по воспроизведению

Источник данных: [6]


Технические характеристики



  • Экипаж: 3—5 человека

  • Пассажировместимость: 48—52 человек


  • Грузоподъёмность: 6500 кг


  • Длина: 23,53 м

  • Размах крыла: 29,20 м




  • Высота: 8,32 м

  • Площадь крыла: 74,98 м² с однощелевым центропланным закрылком, 72,46 м² с двухщелевым центропланным закрылком


  • Масса пустого: 13 350 кг

  • Масса снаряжённого: 13 489 кг

  • Нормальная взлётная масса: 21 000 кг


  • Максимальная взлётная масса: 21 000 кг (для самолёта Ан-24РВ — 21 800 кг, на доработанных самолётах (по условию прочности шасси) — 22 500 кг)

  • Масса топлива во внутренних баках: 4850 кг


  • Силовая установка: 2 × ТВД АИ-24


  • Мощность двигателей: 2 × 2550 (2 × 1876)


  • Воздушный винт: АВ-72 серии 02

  • Диаметр винта: 3,90 м


Лётные характеристики


  • Максимально допустимая скорость: 460 км/ч (приборная скорость)

  • Максимальная скорость: 540 км/ч (приборная скорость при экстренном снижении)


  • Крейсерская скорость: 460 км/ч (на высоте 6000 м)

  • Скорость сваливания: 191 км/ч (приборная скорость, закрылки убраны, масса 21 000 кг)

  • Практическая дальность: 1850 км

  • Перегоночная дальность: 2820 км


  • Практический потолок: 7700 м


  • Скороподъёмность: 5—15 м/сек

  • Длина разбега: взлётная масса 21 000 кг, ИВПП: закрылки = 15—850 м, закрылки = 5—1000 м

  • Длина пробега: посадочная масса 20 000 кг — 580 м





Модификации |




Ан-24РВ в аэропорту Талаги




Почтовая марка ГДР с изображением Ан-24































































































































Название модели Краткие характеристики, отличия.
Ан-24 Первый серийный вариант. Выпускался в 1962 году.
Ан-24 «Нить» Самолёт для исследований природных ресурсов Земли и Мирового океана. Изготовлен в 1978 году.
Ан-24 «Троянда» Летающая лаборатория для отработки оборудования для поиска подводных лодок. В 1968 году переоборудован 1 Ан-24Т.
Ан-24А Пассажирский вариант, рассчитанный на 44 места. В 1962—1963 годах изготовлено 200 самолётов.
Ан-24АТ Проект военно-транспортного самолёта на базе Ан-24А. Отличался с двигателями ТВ2-117ДС с соосными винтами диаметром 4 м.
Ан-24АТ-У Проект самолёта укороченного взлёта и посадки на базе Ан-24АТ (предлагалась установка пороховых ускорителей ПРД-63 и тормозных парашютов).
Ан-24АТ-РД Проект самолёта на базе Ан-24АТ с двумя разгонными двигателями Р27Ф-300.
Ан-24Б Пассажирский вариант с увеличенной до 21 т взлётной массы, рассчитанный на 48—52 мест. Выпускался с 1964 года. Изготовлено 400 самолётов.
Ан-24В Экспортный вариант Ан-24Б. Выпускался с 1964 года.
Ан-24Д Проект пассажирского варианта, рассчитанный 60 мест и дальность полёта до 2700 км.
Ан-24К Проект административного (служебного) самолёта, рассчитанный на 16-18 мест.
Ан-24ЛП Лесопожарный. В 1971 году переоборудовано 3 самолёта.
Ан-24ЛР «Торос» Самолёт ледовой разведки. В 1967 году изготовлено 5 самолётов.
Ан-24ПС Поисково-спасательный на базе Ан-24Т.
Ан-24ПРТ Вариант Ан-24ПС с упрощённым составом оборудования.
Ан-24Р Самолёт радиоразведки и радиоконтроля.
Ан-24РВ Вариант Ан-24Б (В) с установленной в правой мотогондоле ТВД вспомогательной силовой установкой РУ-19А-300.
Ан-24РР Самолёт-лаборатория для радиационной разведки. В 1967—1968 годах переоборудовано 4 самолёта.
Ан-24РТ
Военно-транспортный с дополнительным двигателем РУ-19А-300. В 1969—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 62 самолёта.

Ан-24РТ (Ан-24РТР)
Самолёт-радиоретранслятор.

Ан-24Т (Ан-34)

Военно-транспортный самолёт на базе Ан-24Б (В). Имел большую грузовую дверь в правом борту в передней части фюзеляжа и дверь в левом борту в хвостовой части, грузовой люк в хвосте. Разработан в 1961—1965 годах. Первый полёт 16 ноября 1965 года. В 1967—1971 годах на Иркутском авиазаводе изготовлено 164 самолёта.
Ан-24УШ Учебно-штурманский вариант Ан-24. Отличался 5 рабочими местами штурманов. В 1970 году переоборудованы 7 самолётов.

Ан-24ФК (Ан-30)
Фотокартографический вариант (совместная работа ОКБ Бериева и ОКБ Антонова). В 1975-1980 годах на Киевском авиационном заводе изготовлено 115 самолётов.
Ан-24ШТ Штабной вариант Ан-24. В 1968 году переоборудовано 36 самолётов.
Ан-26
Военно-транспортный самолёт. Отличается наличием грузовой рампы в задней части фюзеляжа, кран-балки и другого погрузочно-разгрузочного оборудования. В 1968-1986 годах изготовлено 1398 самолётов.
Ан-44 Проект транспортного самолёта. Отличался большой грузовой дверью в левом борту.
Ан-50 Проект с 4 ТРД АИ-25. Разработан в 1972 году.
Xian Y-7 Китайский вариант Ан-24РВ. Первый полёт 25 декабря 1970 года. В 1984—2000 годах изготовлено 70 самолётов.
Палубный самолёт ДРЛО на базе Y-7
Летающий радар.[7].
Xian MA60 Модернизированный вариант Y-7. Выпускается с 2000 года Сианьской авиастроительной компанией.


Аварии и катастрофы |



По неофициальным данным[8] на 14 февраля 2013 года, в результате катастроф, аварий и уничтожения на земле в ходе боевых действий было потеряно 162 самолёта типа Ан-24. В результате катастроф погибло (по состоянию на 2012 год) 2120 человек, включая 29 человек на земле. Кроме того, 4 человека погибло в результате 33 попыток захвата или угона самолётов Ан-24[9].



Операторы |



Военные операторы |

Указаны операторы только варианта Ан-24 и Ан-24РВ, операторы иных модификаций указаны в соответствующих им статьях.




  • БелоруссияFlag of Belarus.svg Белоруссия — Военно-воздушные силы и войска ПВО Республики Беларусь — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год[10]


  • КамбоджаFlag of Cambodia.svg Камбоджа — 2 Ан-24РВ, по состоянию на 2016 год[11]


  • КНДРFlag of North Korea.svg КНДР — Военно-воздушные силы Корейской Народно-Демократической Республики — 6 Ан-24, по состоянию на 2016 год[12]


  • Республика КонгоFlag of the Republic of the Congo.svg Республика Конго — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год[13]


  • КубаFlag of Cuba.svg Куба — ВВС и ПВО Кубы — 3 Ан-24, по состоянию на 2016 год[14]


  • МалиFlag of Mali.svg Мали — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год[15]


  • МонголияFlag of Mongolia.svg Монголия — 2 Ан-24, по состоянию на 2016 год[16]


  • РоссияFlag of Russia.svg Россия — 1 Ан-24РВ и несколько Ан-24, по состоянию на 2016 год[17]


  • СирияFlag of Syria.svg Сирия — Военно-воздушные силы Сирии — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год[18]


  • УзбекистанFlag of Uzbekistan.svg Узбекистан — 1 Ан-24, по состоянию на 2016 год[19]


  • УкраинаFlag of Ukraine.svg Украина — 3 Ан-24, по состоянию на 2016 год[20]



Гражданские операторы |



  • КазахстанFlag of Kazakhstan.svg Казахстан — "Южное небо" (3 Ан-24Б и 4 Ан-24РВ)


  • КНДРFlag of North Korea.svg КНДР — Air Koryo (2 Ан-24Б и 3 Ан-24РВ)


  • РоссияFlag of Russia.svg Россия — "Турухан" (16 Ан-24РВ); ИрАэро (9 Ан-24РВ); Алроса - Мирнинское АП (3 Ан-24РВ); Якутия (6 Ан-24РВ); Хабаровск Авиа (3 Ан-24РВ); Псков Авиа (2 Ан-24РВ)



Памятники |




Ан-24Б в парке отдыха Самарканда (Узбекистан)




Ан-24РВ на въезде в аэропорт города Южно-Сахалинск




AN-24B EK-47835 in Jesada Technic Museum



  • В городе Луцк (Украина) находится возле кинотеатра по пр. Молодёжи (в советское время использовался в качестве детского кафе).

  • В Курганском авиационном музее находится Ан-24Б, бортовой № СССР-46296[21].

  • В городе Уфа установлен самолёт-памятник Ан-24Б, бортовой № RA-46447[22].

  • В городе Слободской установлен самолёт-памятник Ан-24Б, бортовой № СССР-46758[23].

  • В посёлке Коктебель самолёт Ан-24 стоит на территории гостиницы «Голубой залив».

  • В городе Якутск самолёт Ан-24Б стоит на территории аэропорта «Туймаада».

  • В городе Пермь в сквере имени Миндовского самолёт Ан-24, бортовой № RA-47773 переоборудован в кафе.

  • 20 декабря 2013 установлен самолёт-памятник Ан-24РВ, бортовой № RA-47198 на въезде к аэропорту Южно-Сахалинск[24].

  • 13 июля 2014 года в городе Саратов около аэровокзала установлен самолёт-памятник Ан-24Б, бортовой № RA-46331.

  • В городе Нижневартовск (ХМАО) самолёт Ан-24 (макет) установлен на Аллее почёта авиации (ул. Авиаторов, ~200-300 метрах от здания аэровокзала).

  • В авиамузее Национального аэропорта Минск установлен Ан-24РВ

  • В городе Темрюк самолёт Ан-24 стоит в музее под открытым небом «Военная горка», бортовой № СССР-46791.

  • В городе Лыткарино на развилке на Мячково.

  • В селе Кушнаренково самолёт Ан-24Б бортовой № RA-46568 стоит на девичьей горе над рекой Белой.

  • В городе Самарканд (Узбекистан) находится на территории парка отдыха «Согдиана».

  • На трассе М-4 Дон у села Конь-Колодезь установлен Ан-24Б с надписью Аэрофлот, бортовой № RA-46243. Самолёт частично встроен в помещение кафе так, что хвостовое оперение и задняя часть фюзеляжа как бы находится в здании.

  • В городе Санкт-Петербург, на территории военного аэродрома «Левашово» в качестве памятника установлен Ан-24Б, бортовой номер «33-красный», 1970 года выпуска.

  • В Jesada Technic Museum в Таиланде самолёт АN-24B, бортовой номер EK-47835[25].



См. также |



  • Fokker F27

  • Handley Page Dart Herald



Примечания |





  1. Ганстон Б. The Osprey Encyclopedia of Russian Aircraft 1875-1995 — Osprey Publishing, 1995. — С. 27. — ISBN 978-1-85532-405-3
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q2697821"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4909245"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q15048646"></a>



  2. World Air Forces 2014
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17372480"></a>



  3. Ян НАЛИМОВ. «Производство самолётов может позволить себе только сильное государство», РегионСамара.ру (20 декабря 2011). Проверено 7 мая 2017.


  4. Airline Observer. // Aviation Week & Space Technology, January 28, 1963, v. 78, no. 4, p. 50.


  5. Самолет АН-24. Фото, схема салона, отзывы, характеристики


  6. Ан-24


  7. Летающий радар для китайского авианосца


  8. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > Aircraft type index > Antonov 24


  9. Список потерянных самолётов (англ.)


  10. The Military Balance 2016,p.182


  11. The Military Balance 2016,p.239


  12. The Military Balance 2016,p.266


  13. The Military Balance 2016,p.438


  14. The Military Balance 2016,p.394


  15. The Military Balance 2016,p.456


  16. The Military Balance 2016,p.275


  17. The Military Balance 2016,p.193,200


  18. The Military Balance 2016,p.355


  19. The Military Balance 2016,p.208


  20. The Military Balance 2016,p.206


  21. Антонов Ан-24Б. Бортовой №: CCCP-46296 (рус.). russianplanes.net. Проверено 4 апреля 2014.


  22. Самолёт-памятник Ан-24


  23. Ещё полетает (рус.). kirovnet.ru (14 ноября 2011). Проверено 28 января 2014.


  24. На въезде в Южно‐Сахалинск установили памятник самолету (рус.). ОАО «Аэропорт Южно-Сахалинск» (23 декабря 2013). Проверено 28 января 2014.


  25. АN-24B EK-47835 В реестре russianplanes.net




Ссылки |




  • Ан-24 на страницах портала Авиа-Мир.

  • Фотографии Ан-24Т с аэродрома Саки (Украина)

  • Список потерянных самолётов

  • An-26.com

  • КОНСТРУКЦИЯ И ЛЕТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ САМОЛЕТА Ан-26

  • АИ-24ВТ РУКОВОДСТВО по эксплуатации

  • РУ19А-300 Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию



Литература |



  • Беляев В. В., Ильин В. Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 212—215.

  • История конструкций самолётов в СССР 1951—1965. — М.: «Машиностроение», 2002. — С. 77-87.

  • Коряка В. Ан-24 и его «братья». // Крылья Родины. — 1980. — № 11. — С. 25-27.

  • Сафонов С. Негражданские варианты пассажирского лайнера: О самолёте Ан-24. // Крылья Родины. — 1999. — № 10. — С. 1-3.

  • Якубович Н. В. Все самолёты О. К. Антонова. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 110—117.










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус