Ураза-байрам
























































Ид аль-Фитр араб. عيد الفطر
Sultan Ahmed Mosque mahya3.jpg
Празднование в Турции
Тип
Исламский
Иначе
Ураза-Байрам
Также
Праздник разговения
Значение
Окончание священного месяца Рамадан
Установлен
Пророк Мухаммед
Отмечается
Мусульманами
В период с
1-го Шавваль
Дата
1-й шавваль[d]
В 2018 году
15 июня
Празднование
Мечеть
Традиции
Молитва в мечети, ифтар, запрет работы, приветствие «Ид мубарак»
Связан с
окончанием месяца поста Рамадан
Commons-logo.svg Ураза-байрам на Викискладе

Ураза́-байра́м, известен также как Пра́здник разгове́ния, Ид-аль-Фитр (араб. عيد الفطر‎ — «Праздник прекращения поста») — исламский праздник, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан. Отмечается в первый день месяца Шавваль.




Содержание






  • 1 История праздника


  • 2 Ритуал празднования


  • 3 Дни празднования


  • 4 Дни празднования по григорианскому календарю


  • 5 Цитаты о празднике


  • 6 Ураза-байрам в России


  • 7 Примечания


  • 8 Литература





История праздника |


Ураза-байрам — один из 2 главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца рамадан. Традиция празднования дня разговения ведёт своё начало со времён пророка Мухаммеда, с 624 года.



Ритуал празднования |


Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (благословенного праздника!). Накануне и в день праздника собирается обязательная милостыня (закят аль-фитр). Собранные средства идут в пользу общины (малоимущим, путникам и др.) в виде сухих продуктов питания, либо денежного эквивалента этих продуктов (в ханафитском мазхабе).


В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву (ид-намаз), надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.


В счастливый для всех мусульман день праздника дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.



Дни празднования |


Праздничным днём считается первый день месяца шавваль[1], но по традиции школы, учреждения и магазины в мусульманских странах обычно не работают ещё на протяжении двух или трёх дней[2].



Дни празднования по григорианскому календарю |


Начало празднования в различные годы:



  • 2015: 17—18 июля[3]

  • 2016: 5 июля

  • 2017: 25 июня

  • 2018: 15 июня

  • 2019: 4 июня



Цитаты о празднике |


.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}




Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто выстаивал ночную молитву в ночь на ‘Идуль-фитр (Ураза-байрам) и в ночь на ‘Идуль-адха (Курбан-байрам), веря в воздаяние от Всевышнего, сердце того не умрёт в день, когда сердца [многих] умрут»[4].mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


— Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8903





Рассказал нам Муса ибн Исмаил, рассказал нам Хаммад ибн Хумейд от Анаса, что он сказал: «Когда прибыл посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Медину, у её жителей было два (праздничных) дня, которые они отмечали играми. Он спросил их: „Что это за два дня?“ Ему ответили: „Эти два дня мы отмечали играми ещё во времена язычества“. Тогда сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: „Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днём Жертвоприношения и днём Разговения“»[1].


— Сборники хадисов Абу Дауда (1134), ан-Насаи (1556), Ахмада (3/178), Абдурраззака (15566)





От Укбы ибн Амира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «День Арафа, день Жертвоприношения и три дня ташрика — это наши дни Ида (праздники), о мусульмане»[1].


— Сборники хадисов Абу Дауда (2419), ат-Тирмизи (773), ан-Насаи (5/252)



Ураза-байрам в России |


Ураза-байрам официально является нерабочим днём в республиках (кроме федеральных органов): Адыгея, Башкортостан[5], Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан[6], Чеченская республика[7][8], Крым[9].


В Москве главное богослужение проходит в Соборной мечети. К мусульманам обращается верховный муфтий. В Соборную мечеть на утреннюю службу приходят тысячи человек[10].



Примечания |





  1. 123 Шейх Махир ибн Зафир Аль-Кахтани. «Ураза-Байрам (Ид Аль-Фитр) — один день или три дня?»


  2. Наступление Рамадана


  3. Ураза-Байрам встречали сегодня не во всех странах мира (неопр.). IslamNews (17 июля 2015). Проверено 17 июля 2015.


  4. Шамиль Аляутдинов «Ураза-Байрам — Праздник окончания поста»


  5. В Башкирии определили выходные на Курбан-байрам и Ураза-Байрам в 2014 году // UFA.KP.RU Комсомольская правда в Уфе


  6. Ураза-байрам в Татарстане объявлен выходным днём


  7. Ураза-Байрам объявлен выходным днем в республиках Северного Кавказа (неопр.). REGNUM (7 сентября 2010). Проверено 4 декабря 2013.


  8. Ураза-байрам в 2013 году — выходной в Татарстане, Дагестане, Чечне и других регионах / Агрегатор / monavista.ru


  9. УКАЗ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ О нерабочем праздничном дне (неопр.) (24 июля 2014).


  10. УРАЗА-БАЙРАМ В МОСКВЕ (неопр.). Проверено 9 ноября 2013.




Литература |


на русском языке


  • Ислам / И. Л. Алексеев, Д. Ю. Арапов, В. О. Бобровников, Т. К. Ибрагим; Т. Х. Стародуб // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 741. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2.

  • Байрам // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  • Мец А. Мусульманский ренессанс. 2-е изд., М., 1977. — С. 186.


  • Лэйн Э. У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. М., 1982. — С. 373—379.

  • Резван Е.А. Ид ал-Фитр // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
    ГРВЛ,
    1991. — С. 89.

  • Курбан-байрам / Рощин М. Ю. // Крещение Господне — Ласточковые. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 382. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7.

  • Ураза-байрам // Уланд — Хватцев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 65. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5.


на других языках



  • Griinebaum G. E. Muhammadan Festivals. N.Y., 195. — pp. 62-65.


  • Mittwoch Е. М. 'Id al-Fitr // The Encyclopaedia of Islam. New ed. Leiden-London. —3, 1008.










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск