Королевские военно-морские силы Италии
Королевские военно-морские силы Италии (КВМС Италии) Regia Marina | |
---|---|
Эмблема Королевских ВМС Италии | |
Годы существования | 1861—1946 |
Страна | Королевство Италия |
Подчинение | Министерство обороны Италии |
Входит в | Королевская итальянская армия |
Тип | военно-морские силы |
Участие в | Австро-прусско-итальянская война Первая итало-эфиопская война Итало-турецкая война Первая мировая война Вторая итало-эфиопская война Гражданская война в Испании Вторая мировая война |
Короле́вские вое́нно-морски́е си́лы Ита́лии (итал. Regia Marina) — вид вооружённых сил в составе Королевской армии Итальянского королевства, существовавшего с 1861 по 1946 годы.
Содержание
1 Создание
2 История
2.1 Австро-прусско-итальянская война 1866 года
2.1.1 Боевой состав по состоянию на 20 июля 1866 года
2.2 Первая мировая война
2.2.1 Боевой состав по состоянию на 23 мая 1915 года
2.3 Вторая мировая война
2.3.1 Боевой состав по состоянию на 10 июня 1940 года
2.3.2 Участие в боевых действиях против СССР в ходе Второй мировой войны
3 Флаги военных кораблей и судов КВМС Италии
4 Примечания
5 Литература
6 Ссылки
Создание |
Итальянские Королевские военно-морские силы (ВМС) были образованы 17 марта 1861 года, вскоре после провозглашения Королевства Италия.
История |
Австро-прусско-итальянская война 1866 года |
Театры военных действий Австро-прусско-итальянской войны § Другие театры военных действий и
Битва при Лиссе.
Боевой состав по состоянию на 20 июля 1866 года |
Первая мировая война |
Боевой состав по состоянию на 23 мая 1915 года |
- Линкоры — 5:
- «Данте Алигьери»
- 4 типа «Конте ди Кавур»: «Конте ди Кавур», «Джулио Цезаре», «Леонардо да Винчи», «Кайо Дуилио»
Броненосцы — 8:
- 2 типа «Аммиральо ди Сан-Бон»: «Аммиральо ди Сан-Бон», «Эммануэле Филиберто»
- 2 типа «Реджина Маргерита»: «Реджина Маргерита», «Бенедетто Брин»
- 4 типа «Реджина Елена»: «Реджина Елена», «Витторио Эмануэле», «Рома», «Наполи»
- 2 типа «Аммиральо ди Сан-Бон»: «Аммиральо ди Сан-Бон», «Эммануэле Филиберто»
Вторая мировая война |
Боевой состав по состоянию на 10 июня 1940 года |
Линкоры[1]:
- 2 типа «Конте ди Кавур» — «Конте ди Кавур» и «Джулио Цезаре»;
- 2 типа «Андреа Дориа» — «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио».
Тяжёлые крейсера:
- 2 типа «Тренто»;
- 4 типа «Зара»;
- 1 типа «Больцано».
Броненосный крейсер «Сан Джорджио» (перестроен в 1937—38 гг.).
Лёгкие крейсера:
- 4 типа «Альберико да Барбиано»;
- 2 типа типа «Дюка д’Аоста»;
- 2 типа «Луиджи Кадорна»;
- 2 типа «Раймондо Монтекуколли»;
- 2 типа «Джузеппе Гарибальди».
- 2 устаревших времён Первой мировой войны — «Таранто» (типа «Магдебург») и «Бари» (бывший «Пиллау»).
Эсминцы — 59 различных типов[2]:
«Карло Мирабелло» — 2;
«Леоне» — 3;
«Селла» — 2;
«Сауро» — 4;
«Турбине»— 8;
«Навигатори» — 12;
«Дардо» — 4;
«Фольгоре» — 4;
«Маэстрале» — 4;
«Ориани» — 4;
«Солдати» — 12.
Миноносцы — 69[3]:
«Индомито» — 1;
«Пило»— 7;
«Сиртори» — 4;
«Джузеппе ла Маса» — 7;
«Дженерате» — 6;
«Аудаче» (типа «Уракадзэ») — 1;
«Палестро» — 4;
«Куртатоне» — 4;
«Альбатрос» — 1;
«Спика» — 30;
«Пегасо» — 4.
Подводные лодки — 110:
«сверхмалые» (водоизмещение 13,3 т):
«СА» — 2.
- «средние» (водоизмещение 600…1000 т) — 70:
«Арго» — 2;
«Аргонавт» — 7;
«Архимед» — 2;
«Адуа» — 17;
«Бандиера» — 4;
«Брагадин» — 2;
«Мамели» — 4.
«Перла» — 10;
«Пизани» — 4;
«Сирена» — 12;
«Скуало» — 4;
«Сеттебрини» — 2;
«крейсерские» (водоизмещение 1000…2000 т) — 38:
«Балилла» — 4;
«Брин» — 5;
«Глауко» — 2;
«Кальви» — 3;
«Люцци» — 4;
«Марчелло» — 9;
«Маркони» — 6;
«Микка» — 1;
«Фиерамоска» — 1;
«Фока» — 3.
В постройке:
- Линкоры:
- 4 типа «Литторио» — «Литторио», «Витторио Венето», «Рома», «Имперо».
Участие в боевых действиях против СССР в ходе Второй мировой войны |
Совместно с Экспедиционным итальянским корпусом в России (CSIR), включавшем в себя армейские и авиационные части, в первой половине 1942 года на Восточный фронт по железной дороге (через территории балканских и восточноевропейских стран) Италия перебросила две корабельные группы:
- На Чёрное море[4]:
- 10 торпедных катеров типа MAS-555 (MAS-566…573, плюс MAS-574 и MAS-575 прибывшие в октябре 1942 года на смену уничтоженным MAS-571 и MAS-573);
- 5 малых торпедных катеров типа MTSM[it] (MTSM-204, 206, 208, 210 и 216);
- 5 взрывающихся катеров типа MTM[it];
- 6 сверхмалых подводных лодок типа CB (CB-1…6).
- 10 торпедных катеров типа MAS-555 (MAS-566…573, плюс MAS-574 и MAS-575 прибывшие в октябре 1942 года на смену уничтоженным MAS-571 и MAS-573);
- На Ладожское озеро:
- 4 торпедных катера типа MAS-526 (MAS-526…529).
- 4 торпедных катера типа MAS-526 (MAS-526…529).
По понятным причинам эти более чем скромные силы вряд ли могли внести существенный вклад в ход боевых действий на советско-германском фронте. На Ладоге из катеров MAS сформировали 12-й отряд торпедных катеров[it] (итал. XIIa Squadriglia MAS), который в ходе боёв летом — осенью 1942 года, базируясь в Лахденпохья, участвовал в неудавшейся попытке захвата объединёнными немецко-итало-финскими силами острова Сухо 22 октября 1942 года. Кроме того за период пребывания под Ленинградом, итальянские катерники записали на свой счёт 2 уничтоженных советских корабля: канонерскую лодку (бывшую грунтоотвозную шаланду типа «Бира») и транспортную баржу, однако советскими данными эти факты не подтверждаются[5]. После ледостава и окончания судоходства на озере, 29 октября 1942 года катера MAS сухопутно-водным путём отбыли в Таллин, где находились до июня 1943 года. Затем итальянские экипажи и обслуживающий персонал возвратились на родину, передав катера Финляндии.
На Чёрном море из итальянских сил сформировали 4-ю флотилию торпедных катеров[it] (итал. 4a Flottiglia MAS). Катера MAS и подводные лодки CB, базируясь в Ялте, в период боевых действий с лета 1942 по лето 1943 годов записали на свой счёт немало побед, однако согласно последующему анализу документов — как СССР так и его стран-противников, а также основываясь на послевоенных исследованиях обнаруженных кораблей и судов, потопленных в годы ВОВ — с большой долей вероятности на счёт КВМС Италии можно отнести лишь уничтожение катером MAS-571 и подлодкой CB-4 советских подводных лодок Щ-214 и Щ-203 соответственно[6]. Также одной из наиболее успешных операций итальянской 4-й флотилии стала совместная атака катеров MAS и немецкой авиации на крейсер «Молотов» 2—3 августа 1942 года, нанёсшая последнему значительные повреждения. Итальянские потери за весь период пребывания на Чёрном море составили 3 катера (MAS-571, MAS-572 и MAS-573) и 1 подводная лодка (CB-5)[4].
Малые торпедные катера MTSM и взрывающиеся катера MTM были сведены в отдельную группу — «Автоколонну Моккагатта» (итал. Autocolonna Moccagatta — в честь погибшего фрегат-капитана Витторио Моккагатта[it], «Автоколонна» — по причине транспортировки катеров на грузовиках). Базируясь в различные периоды в Форосе, Феодосии, Ялте, Мариуполе и др., катера MTSM и MTM в период с лета 1942 по зиму 1942—1943 годов ничем особым себя не проявили, хотя вероятно с их помощью итальянское командование рассчитывало на проведение диверсионных операций, аналогичных атаке в бухте Суда. Не добившись каких-либо успехов, в феврале — марте 1943 года малые катера вместе с экипажами были отправлены тем же путём на родину, хотя согласно итальянским источникам один взрывающийся катер MTM всё же был использован в боевых целях — направлен на берег и взорван в районе советской 18-й батареи береговой обороны Севастополя 29 июня 1942 года для поддержки немецкого десанта на участке между мысом Фиолент и Балаклавой, который советским войскам удалось отразить[7].
В мае 1943 года, в связи с неудачами гитлеровской коалиции на фронтах, итальянское командование принимает решение отозвать свои ВМС с Чёрного моря. 20 мая уцелевшие 7 катеров MAS были переданы немецкому флоту, а их экипажи убыли домой. Тем не менее подводные лодки CB ещё до августа продолжали совершать боевые выходы. Капитуляция Италии 8 сентября 1943 года застала их в Севастополе (куда они были переброшены из Ялты в конце 1942 года). Там лодки продолжали находиться в составе немецкого гарнизона до 29 ноября 1943 года, после чего были перебазированы в Констанцу и реквизированы Румынией, а их экипажи впоследствии репатриированы в Италию.
Флаги военных кораблей и судов КВМС Италии |
Военно-морской флаг Королевства Италия (1861—1925)
Военно-морской флаг Королевства Италия (1925—1946)
Гюйс Королевских ВМС Италии
(1879—1900)
Гюйс Королевских ВМС Италии
(1900—1946)
Вымпел военных кораблей Королевства Италия (1925—1946)
Примечания |
↑ Брагадин М. А. Битва за Средиземное море. Взгляд побежденных. — М.: АСТ, 2001. — С. 516—619.
↑ Дашьян А. В., Патянин С. В. и др. Флоты Второй мировой. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009. — С. 183—189. — ISBN 978-5-699-33872-6.
↑ Дашьян А. В., Патянин С. В. и др. Флоты Второй мировой. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009. — С. 190—194. — ISBN 978-5-699-33872-6.
↑ 12 Широкорад А. Б. Гл. 23 : Необычайные приключения итальянцев в России // Битва за Чёрное море. — М. : АСТ : Транзиткнига, 2005. — С. 347. — 554, [6] с., 32 л. ил. — (Неизвестные войны). — ISBN 5-17-029680-0. — ISBN 5-9578-2054-7.
↑ Чероков В. С. Всё одолеем! // Для тебя, Ленинград! — М. : Воениздат, 1978. — С. 108—111. — 205 с. : ил. — (Военные мемуары). — 65 000 экз.
↑ Боженко П. В. Судьбы подводных дуэлянтов. — В: Субмарины на войне : [подводный сб.] // Московский клуб истории флота. — М. : Техника — молодёжи ; Львов, 1996. — № 1. — ISSN 200001892843.
↑ Валерио Боргезе. Десятая флотилия MAS // Короли диверсий : [мемуары] / пер. и ред. Н. Н. Непомнящего. — М. : Прибой, 1997. — 414, [1] с. : ил. — (Неведомое, необъяснимое, невероятное). — ISBN 5-7735-0063-9.
Литература |
- Брагадин М. А. Битва за Средиземное море. Взгляд побежденных. — М.: АСТ, 2001. — 624 с. — 8000 экз. — ISBN 5-17-002636-6.
- Дашьян А. В., Патянин С. В. и др. Флоты Второй мировой. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009. — ISBN 978-5-699-33872-6.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. — London: Conway Maritime Press, 1979. — ISBN 0-85177-133-5.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906—1921. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1985. — ISBN 0-87021-907-3.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-146-7.
Ссылки |
Regia Marina Italiana.
С. А. Балакин. ВМС Италии и Австро-Венгрии 1914—1918 гг. Справочник по корабельному составу.
А. В. Дашьян. Корабли Второй мировой войны. ВМС Италии.
Это заготовка статьи о флоте. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |