Королевские военно-морские силы Италии































Королевские военно-морские силы Италии
(КВМС Италии)
Regia Marina
Emblem of the Regia Marina.svg
Эмблема Королевских ВМС Италии
Годы существования
1861—1946
Страна
Королевство ИталияFlag of Italy (1861-1946) crowned.svg Королевство Италия
Подчинение
Министерство обороны Италии
Входит в
Королевская итальянская армия
Тип
военно-морские силы
Участие в
Австро-прусско-итальянская война
Первая итало-эфиопская война
Итало-турецкая война
Первая мировая война
Вторая итало-эфиопская война
Гражданская война в Испании
Вторая мировая война


Короле́вские вое́нно-морски́е си́лы Ита́лии (итал. Regia Marina) — вид вооружённых сил в составе Королевской армии Итальянского королевства, существовавшего с 1861 по 1946 годы.




Содержание






  • 1 Создание


  • 2 История


    • 2.1 Австро-прусско-итальянская война 1866 года


      • 2.1.1 Боевой состав по состоянию на 20 июля 1866 года




    • 2.2 Первая мировая война


      • 2.2.1 Боевой состав по состоянию на 23 мая 1915 года




    • 2.3 Вторая мировая война


      • 2.3.1 Боевой состав по состоянию на 10 июня 1940 года


      • 2.3.2 Участие в боевых действиях против СССР в ходе Второй мировой войны






  • 3 Флаги военных кораблей и судов КВМС Италии


  • 4 Примечания


  • 5 Литература


  • 6 Ссылки





Создание |


Итальянские Королевские военно-морские силы (ВМС) были образованы 17 марта 1861 года, вскоре после провозглашения Королевства Италия.



История |



Австро-прусско-итальянская война 1866 года |





Боевой состав по состоянию на 20 июля 1866 года |




Первая мировая война |




Боевой состав по состоянию на 23 мая 1915 года |



  • Линкоры — 5:

    • «Данте Алигьери»

    • 4 типа «Конте ди Кавур»: «Конте ди Кавур», «Джулио Цезаре», «Леонардо да Винчи», «Кайо Дуилио»




  • Броненосцы — 8:

    • 2 типа «Аммиральо ди Сан-Бон»: «Аммиральо ди Сан-Бон», «Эммануэле Филиберто»

    • 2 типа «Реджина Маргерита»: «Реджина Маргерита», «Бенедетто Брин»

    • 4 типа «Реджина Елена»: «Реджина Елена», «Витторио Эмануэле», «Рома», «Наполи»





Вторая мировая война |




Боевой состав по состоянию на 10 июня 1940 года |




  • Линкоры[1]:

    • 2 типа «Конте ди Кавур» — «Конте ди Кавур» и «Джулио Цезаре»;

    • 2 типа «Андреа Дориа» — «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио».




  • Тяжёлые крейсера:

    • 2 типа «Тренто»;

    • 4 типа «Зара»;

    • 1 типа «Больцано».




  • Броненосный крейсер «Сан Джорджио» (перестроен в 1937—38 гг.).


  • Лёгкие крейсера:

    • 4 типа «Альберико да Барбиано»;

    • 2 типа типа «Дюка д’Аоста»;

    • 2 типа «Луиджи Кадорна»;

    • 2 типа «Раймондо Монтекуколли»;

    • 2 типа «Джузеппе Гарибальди».

    • 2 устаревших времён Первой мировой войны — «Таранто» (типа «Магдебург») и «Бари» (бывший «Пиллау»).




  • Эсминцы — 59 различных типов[2]:


    • «Карло Мирабелло» — 2;


    • «Леоне» — 3;


    • «Селла» — 2;


    • «Сауро» — 4;


    • «Турбине»— 8;


    • «Навигатори» — 12;


    • «Дардо» — 4;


    • «Фольгоре» — 4;


    • «Маэстрале» — 4;


    • «Ориани» — 4;


    • «Солдати» — 12.




  • Миноносцы — 69[3]:


    • «Индомито» — 1;


    • «Пило»— 7;


    • «Сиртори» — 4;


    • «Джузеппе ла Маса» — 7;


    • «Дженерате» — 6;


    • «Аудаче» (типа «Уракадзэ») — 1;


    • «Палестро» — 4;


    • «Куртатоне» — 4;


    • «Альбатрос» — 1;


    • «Спика» — 30;


    • «Пегасо» — 4.




  • Подводные лодки — 110:


    • «сверхмалые» (водоизмещение 13,3 т):

      • «СА» — 2.


    • «средние» (водоизмещение 600…1000 т) — 70:


      • «Арго» — 2;


      • «Аргонавт» — 7;


      • «Архимед» — 2;


      • «Адуа» — 17;


      • «Бандиера» — 4;


      • «Брагадин» — 2;


      • «Мамели» — 4.


      • «Перла» — 10;


      • «Пизани» — 4;


      • «Сирена» — 12;


      • «Скуало» — 4;


      • «Сеттебрини» — 2;




    • «крейсерские» (водоизмещение 1000…2000 т) — 38:


      • «Балилла» — 4;


      • «Брин» — 5;


      • «Глауко» — 2;


      • «Кальви» — 3;


      • «Люцци» — 4;


      • «Марчелло» — 9;


      • «Маркони» — 6;


      • «Микка» — 1;


      • «Фиерамоска» — 1;


      • «Фока» — 3.






В постройке:


  • Линкоры:
    • 4 типа «Литторио» — «Литторио», «Витторио Венето», «Рома», «Имперо».



Участие в боевых действиях против СССР в ходе Второй мировой войны |


Совместно с Экспедиционным итальянским корпусом в России (CSIR), включавшем в себя армейские и авиационные части, в первой половине 1942 года на Восточный фронт по железной дороге (через территории балканских и восточноевропейских стран) Италия перебросила две корабельные группы:



  • На Чёрное море[4]:

    • 10 торпедных катеров типа MAS-555 (MAS-566…573, плюс MAS-574 и MAS-575 прибывшие в октябре 1942 года на смену уничтоженным MAS-571 и MAS-573);

    • 5 малых торпедных катеров типа MTSM[it] (MTSM-204, 206, 208, 210 и 216);

    • 5 взрывающихся катеров типа MTM[it];

    • 6 сверхмалых подводных лодок типа CB (CB-1…6).



  • На Ладожское озеро:
    • 4 торпедных катера типа MAS-526 (MAS-526…529).





Итальянский торпедный катер MAS-528 на Ладожском озере (Лахденпохья, 18 июня 1942 года).
Фото из архива Сил обороны Финляндии (фин. SA-kuva-arkisto).


По понятным причинам эти более чем скромные силы вряд ли могли внести существенный вклад в ход боевых действий на советско-германском фронте. На Ладоге из катеров MAS сформировали 12-й отряд торпедных катеров[it] (итал. XIIa Squadriglia MAS), который в ходе боёв летом — осенью 1942 года, базируясь в Лахденпохья, участвовал в неудавшейся попытке захвата объединёнными немецко-итало-финскими силами острова Сухо 22 октября 1942 года. Кроме того за период пребывания под Ленинградом, итальянские катерники записали на свой счёт 2 уничтоженных советских корабля: канонерскую лодку (бывшую грунтоотвозную шаланду типа «Бира») и транспортную баржу, однако советскими данными эти факты не подтверждаются[5]. После ледостава и окончания судоходства на озере, 29 октября 1942 года катера MAS сухопутно-водным путём отбыли в Таллин, где находились до июня 1943 года. Затем итальянские экипажи и обслуживающий персонал возвратились на родину, передав катера Финляндии.




Итальянская сверхмалая подводная лодка типа CB в Крыму (предположительно Севастополь, 1942 год).
Фото из Федерального архива Германии (нем. Bundesarchiv).


На Чёрном море из итальянских сил сформировали 4-ю флотилию торпедных катеров[it] (итал. 4a Flottiglia MAS). Катера MAS и подводные лодки CB, базируясь в Ялте, в период боевых действий с лета 1942 по лето 1943 годов записали на свой счёт немало побед, однако согласно последующему анализу документов — как СССР так и его стран-противников, а также основываясь на послевоенных исследованиях обнаруженных кораблей и судов, потопленных в годы ВОВ — с большой долей вероятности на счёт КВМС Италии можно отнести лишь уничтожение катером MAS-571 и подлодкой CB-4 советских подводных лодок Щ-214 и Щ-203 соответственно[6]. Также одной из наиболее успешных операций итальянской 4-й флотилии стала совместная атака катеров MAS и немецкой авиации на крейсер «Молотов» 2—3 августа 1942 года, нанёсшая последнему значительные повреждения. Итальянские потери за весь период пребывания на Чёрном море составили 3 катера (MAS-571, MAS-572 и MAS-573) и 1 подводная лодка (CB-5)[4].


Малые торпедные катера MTSM и взрывающиеся катера MTM были сведены в отдельную группу — «Автоколонну Моккагатта» (итал. Autocolonna Moccagatta — в честь погибшего фрегат-капитана Витторио Моккагатта[it], «Автоколонна» — по причине транспортировки катеров на грузовиках). Базируясь в различные периоды в Форосе, Феодосии, Ялте, Мариуполе и др., катера MTSM и MTM в период с лета 1942 по зиму 1942—1943 годов ничем особым себя не проявили, хотя вероятно с их помощью итальянское командование рассчитывало на проведение диверсионных операций, аналогичных атаке в бухте Суда. Не добившись каких-либо успехов, в феврале — марте 1943 года малые катера вместе с экипажами были отправлены тем же путём на родину, хотя согласно итальянским источникам один взрывающийся катер MTM всё же был использован в боевых целях — направлен на берег и взорван в районе советской 18-й батареи береговой обороны Севастополя 29 июня 1942 года для поддержки немецкого десанта на участке между мысом Фиолент и Балаклавой, который советским войскам удалось отразить[7].


В мае 1943 года, в связи с неудачами гитлеровской коалиции на фронтах, итальянское командование принимает решение отозвать свои ВМС с Чёрного моря. 20 мая уцелевшие 7 катеров MAS были переданы немецкому флоту, а их экипажи убыли домой. Тем не менее подводные лодки CB ещё до августа продолжали совершать боевые выходы. Капитуляция Италии 8 сентября 1943 года застала их в Севастополе (куда они были переброшены из Ялты в конце 1942 года). Там лодки продолжали находиться в составе немецкого гарнизона до 29 ноября 1943 года, после чего были перебазированы в Констанцу и реквизированы Румынией, а их экипажи впоследствии репатриированы в Италию.



Флаги военных кораблей и судов КВМС Италии |





Примечания |





  1. Брагадин М. А. Битва за Средиземное море. Взгляд побежденных. — М.: АСТ, 2001. — С. 516—619.


  2. Дашьян А. В., Патянин С. В. и др. Флоты Второй мировой. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009. — С. 183—189. — ISBN 978-5-699-33872-6.


  3. Дашьян А. В., Патянин С. В. и др. Флоты Второй мировой. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009. — С. 190—194. — ISBN 978-5-699-33872-6.


  4. 12 Широкорад А. Б. Гл. 23 : Необычайные приключения итальянцев в России // Битва за Чёрное море. — М. : АСТ : Транзиткнига, 2005. — С. 347. — 554, [6] с., 32 л. ил. — (Неизвестные войны). — ISBN 5-17-029680-0. — ISBN 5-9578-2054-7.


  5. Чероков В. С. Всё одолеем! // Для тебя, Ленинград! — М. : Воениздат, 1978. — С. 108—111. — 205 с. : ил. — (Военные мемуары). — 65 000 экз.


  6. Боженко П. В. Судьбы подводных дуэлянтов. — В: Субмарины на войне : [подводный сб.] // Московский клуб истории флота. — М. : Техника — молодёжи ; Львов, 1996. — № 1. — ISSN 200001892843.


  7. Валерио Боргезе. Десятая флотилия MAS // Короли диверсий : [мемуары] / пер. и ред. Н. Н. Непомнящего. — М. : Прибой, 1997. — 414, [1] с. : ил. — (Неведомое, необъяснимое, невероятное). — ISBN 5-7735-0063-9.




Литература |



  • Брагадин М. А. Битва за Средиземное море. Взгляд побежденных. — М.: АСТ, 2001. — 624 с. — 8000 экз. — ISBN 5-17-002636-6.

  • Дашьян А. В., Патянин С. В. и др. Флоты Второй мировой. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009. — ISBN 978-5-699-33872-6.

  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. — London: Conway Maritime Press, 1979. — ISBN 0-85177-133-5.

  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906—1921. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1985. — ISBN 0-87021-907-3.

  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-146-7.



Ссылки |




  • Regia Marina Italiana.


  • С. А. Балакин. ВМС Италии и Австро-Венгрии 1914—1918 гг. Справочник по корабельному составу.


  • А. В. Дашьян. Корабли Второй мировой войны. ВМС Италии.

















Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск