Дубровник (эсминец)



































































































































































Дубровник
Дубровник / Dubrovnik
Destroyer at speed, Dubrovnik, 1 (Warships To-day, 1936).jpg
Эсминец «Дубровник» в 1936 году
Служба
ЮгославияNaval Ensign of the Kingdom of Yugoslavia.svg Югославия
Класс и тип судна эскадренный миноносец
Порт приписки Котор
Организация ВМС Югославии
Изготовитель Yarrow Shipbuilders
Заказан к постройке 1929 год
Строительство начато 10 июня 1930 года
Спущен на воду 11 октября 1931 года
Введён в эксплуатацию май 1932 года
Выведен из состава флота 17 апреля 1941 года
Статус захвачен итальянцами
Служба
ИталияFlag of Italy (1861-1946) crowned.svg Италия
Название Premuda
Организация ВМС Италии
Изготовитель Yarrow Shipbuilders
Введён в эксплуатацию февраль 1942 года
Выведен из состава флота 9 сентября 1943 года
Статус захвачен немцами
Служба
ГерманияWar ensign of Germany (1938–1945).svg Германия
Название TA-32
Организация Кригсмарине
Изготовитель Yarrow Shipbuilders
Введён в эксплуатацию 18 августа 1943 года
Выведен из состава флота 24 апреля 1945 года
Статус затоплен 24 апреля 1945
Основные характеристики
Водоизмещение 1910 т (стандартное), 2439 т (полное)
Длина 113,2 м
Ширина 10,67 м
Осадка 3,58—4,1 м
Двигатели 2 турбины Parsons
Мощность 36 670 кВт (48 000 л. с.)
Движитель 2 винта
Скорость хода 37 узлов
Дальность плавания 7 000 миль на 15 узлах
Экипаж 220 матросов и 20 офицеров
Вооружение
Радиолокационное вооружение РЛС обнаружения Seetakt (англ.), РЛС целеуказания Würzburg (англ.)
Артиллерия Югославия: 4 × 140-мм L/56 (англ.)

Италия: 4 × 135-мм, 1 × 120-мм L/15 (позднее демонтировано)


Германия: 4 × 105-мм SK L/45 (англ.)
Зенитная артиллерия Югославия: 2 × 84-мм Škoda L/55 (англ.)
6 × 40-мм Škoda L/67

Италия: 2×2 37-мм Breda 37, 4 × 20-мм Breda 35


Германия: 10 (4×2, 2×1) 37-мм Flak 37, 36 (7×4, 4×2) 20-мм FlaK 30/38/Flakvierling
Минно-торпедное вооружение два (позднее один) 533-мм трёхтрубных торпедных аппарата, 40 морских мин
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

«Дубровник» (сербохорв. Дубровник / Dubrovnik), в 1941—1943 годах — «Премуда» (итал. Premuda), в 1943—1945 годах — TA-32 (нем. Torpedoboot Ausland 32 [Иностранный миноносец (англ.) 32]) — югославский эскадренный миноносец (эсминец), построенный в 1930—1931 годах британской судостроительной компанией Yarrow Shipbuilders в Глазго. Считался одним из крупнейших эсминцев в мире на тот момент. «Дубровник», построенный по британским технологиям, являлся достаточно быстрым кораблём, вооружённым 140-мм корабельными орудиями производства фирмы Škoda. Планировалось построить всего три таких эсминца для югославского флота, но был построен только «Дубровник». За время своей службы в королевских ВМС Югославии «Дубровник» совершил несколько визитов в порты Средиземноморья, в Босфор и Дарданеллы и Чёрное море. В октябре 1934 года на нём отправлялся в Марсель король Александр I Карагеоргиевич, и это же судно доставило тело погибшего короля на родину.


В апреле 1941 года во время Югославской операции вермахта эсминец «Дубровник» был захвачен итальянцами. После ремонта, включавшего замену вооружения, укорачивания мачты и корабельных труб, корабль был принят в состав КВМС Италии под именем «Премуда», где занимался в основном конвоированием транспортных кораблей. В июне 1942 года он в составе итальянских сил атаковал британцев в разгар операции «Гарпун», не позволив им довести конвой до Мальты. В июле 1943 года корабль получил повреждения силовой установки и вынужден был встать на ремонт в Генуе. Для итальянцев это был крупнейший и важнейший трофей во Второй мировой войне.


После капитуляции Италии в сентябре 1943 года немцы захватили «Премуду» в Генуе. Изначально её хотели переоборудовать в плавучий радар для обнаружения вражеских ночных истребителей и ориентирования собственных, но эти планы были отменены. В августе 1944 года корабль был принят в состав кригсмарине под названием TA-32. Корабль участвовал в обстреле позиций союзников на Апеннинском полуострове и постановке морских минных заграждений. В марте 1945 года он участвовал в сражении в Лигурийском море (англ.) против эсминцев «Метеор» (англ.) и «Лукаут» (англ.), получив лёгкие повреждения. 24 апреля 1945 года немцы затопили корабль, отступая из Генуи.




Эсминец «Дубровник». 1933 год




Содержание






  • 1 Предпосылки к строительству


  • 2 Конструкция


  • 3 Служба


    • 3.1 Югославия


    • 3.2 Италия


    • 3.3 Германия




  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


    • 6.1 Книги


    • 6.2 Статьи




  • 7 Ссылки





Предпосылки к строительству |


Военно-морские силы Королевства сербов, хорватов и словенцев (ВМС КСХС) в качестве трофеев забрали себе часть кораблей ВМС Австро-Венгрии, что вызвало недовольство Италии, которая на правах победителя в Первой мировой войне также требовала свою долю от флота Австро-Венгрии. В итоге многие австро-венгерские суда, которые получили ВМС КСХС, оказались устаревшими, а современными на тот момент были лишь 12 миноносцев[1]. Вследствие этого Югославии пришлось собирать свой флот почти с нуля[2].


В 1920-е годы во многих флотах начала действовать концепция использования больших эсминцев (наследников лидеров эсминцев). Конструкция таких кораблей основывалась на британских эсминцах типов V и W (англ.)[3]. Во французском флоте межвоенных лет подобные корабли назывались «contre-torpilleurs» и предназначались для взаимодействия с эсминцами меньших размеров или отрядами из трёх кораблей размером с половину флотилии. Идея заключалась в том, что такая полуфлотилия могла справиться с кораблём наподобие итальянского лёгкого крейсера типа «Альберико да Барбиано» или «Луиджи Кадорна»[4]. Флот КСХС решил построить три эсминца, которые отличались бы высокой скоростью и дальностью хода. Югославское командование рассчитывало, что такие корабли при необходимости смогут достичь Центрального Средиземноморья и взаимодействовать с французскими и британскими кораблями[5].


В момент принятия Югославией решения о заказе кораблей все французские верфи уже были полностью загружены, так как на них велось строительство кораблей для французского флота. В связи с занятостью французов югославы обратились к британской компании «Yarrow Shipbuilders» в Глазго, чтобы построить корабли там. В отличие от французов, которые ставили на строящиеся для других стран корабли только французские орудия, компания «Yarrow» заказала орудия у чехословацкой компании Škoda. Конструкция эсминцев, заказанных Югославией, основывалась на конструкции лидеров эсминцев типа «Шекспир», но вооружённых пятью 140-мм орудиями Škoda L/56 (англ.). Однако общее водоизмещение выходило слишком большим, и одно из орудий сначала заменили катапультой для гидросамолёта, а затем и площадкой для установки зенитных орудий[5].


Решение построить три эсминца подтверждалось тем фактом, что компания «Yarrow» заказала 12 орудий у компании Škoda (по четыре на корабль). В июле—августе 1929 года Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 3 октября — Королевство Югославия) подписало с компанией контракт на строительство эсминца «Дубровник»[6]. В связи с последовавшей Великой депрессией этот эсминец так и остался единственным, который построила компания «Yarrow» для Югославии[5].



Конструкция |


«Дубровник» во многом походил на британские эсминцы, производившиеся в это же время: у него был мостик квадратной формы, полубак простирающийся на треть длины корпуса и резко наклонённый форштевень, как на супер-эсминцах типа «Ягуар» (он был характерен и для построенных позже эсминцев типа «Трайбл»). Закруглённая корма идеально подходила для того, чтобы корабль мог устанавливать минные заграждения[5]. В связи с его техническими характеристиками и статусом флагмана флота Югославии эсминец «Дубровник» часто называют лидером, хотя он таковым формально не числился[7].


Главные размерения были следующими: длина — 113,2 м, ширина — 10,67 м, минимальная осадка — 3,58 м, полная осадка — 4,1 м. Стандартное водоизмещение — 1910 т[8], полное — 2439 т[9]. Главную энергетическую установку составляли три паровые турбины. Две паровые турбины системы Parsons и паровая турбина Curtis обеспечивали работу двух гребных винтов, пар подавался из трёх водотрубных котлов Yarrow с нефтяным отоплением (рабочее давление пара — 20,3 кГс/см²), расположенных в отдельных котельных[10]. Расчётная мощность на валу составляла 42 000 л. с. (при форсировании — 48 000 л. с. или 36 000 кВт). Проектная максимальная скорость составляла 37 узлов[8], хотя в 1934 году в Адриатическом море при идеальных условиях корабль достиг скорости в 40,3 узла[10][7]. Также была установлена низкооборотная турбина экономического хода системы Кёртиса[7] мощностью на валу в 900 л. с. (670 кВт), которая повышала дальность плавания корабля до 7 тысяч морских миль при скорости в 15 узлов[10]. Запас топлива составлял 470 т мазута[8] при ёмкости топливных цистерн в 590 т[7].


Основное вооружение корабля составляли четыре одиночные 140-мм скорострельные пушки Škoda L/56: две располагались ближе к носу, перед надстройкой, и ещё две у кормы. Эти пушки с длиной ствола 56 калибров могли вести огонь снарядами массой 39,9 кг на расстояние до 23,4 км — это была самая крупнокалиберная артиллерия в классе эсминцев в то время, соперничать с ним могли лишь французские лидеры[7]. Также эсминец был оснащён двумя трёхтрубными торпедными аппаратами Brotherhoods калибра 533 мм, расположенными в диаметральной плоскости[11]. Для противовоздушной защиты «Дубровник» оснастили спаренными 84-мм орудиями Škoda L/55, расположенных также на осевой линии между торпедными аппаратами, и шестью 40-мм зенитными орудиями Škoda L/67 (два спаренных между трубами, два одиночных на главной палубе в корме)[12]. По сравнению со знаменитыми автоматами шведской фирмы «Бофорс» чешские были дальнобойнее, но уступали в скорострельности и скорости наводки. Для борьбы против подводных лодок эсминец был оснащён двумя бомбосбрасывателями и двумя бомбомётами с десятью глубинными бомбами[11]. Также в состав вооружения входили два 15-мм пулемёта Škoda и 40 мин заграждения. Экипаж насчитывал 220 матросов и 20 офицеров[12].


Механизмы корабля, торпедные аппараты и вспомогательное оборудование на корабле были изготовлены в Великобритании, дальномеры и системы управления огнём — в Нидерландах, средства связи — в Бельгии, артиллерия — в Чехословакии. Первоначально в проект эсминца хотели включить и катапульту для гидросамолёта, но уже на стадии постройки от подобной идеи отказались окончательно[7].


Имел 533-мм британские торпеды, в отличии от 550-мм французских на эсминцах типа «Београд». Ниже показаны характеристики британских и французских торпед различающихся калибров, из чего может быть сделан вывод о том, что технического смысла иметь два разных типа торпед с малоотличающимися характеристиками на четырёх эсминцах югославского флота не было и это вело к невзаимозаменяемости торпед, и, вероятно, это политическое и финансовое решение, так как Франция и Британия в это время предоставляли Югославии кредиты на закупку вооружения, в том числе и кораблей, с условием что Югославия закупит вооружение фирм соответствующей страны, также показаны характеристики торпед Италии и Германии, могущие использоваться на «Дубровнике» при его службе в их флотах.


Предвоенные 533—550 мм торпеды для надводных кораблей[13]





































































































Страна, год на вооружение Тип Калибр Длина Вес, кг
ВВ, кг, тип
Дальность и скорость

ВеликобританияNaval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания, 1938
Mk.IX** 533 мм 7,28 м 1693 330, тротил 10,1/41, 13,7/35 км/уз

ВеликобританияNaval Ensign of the United Kingdom.svg Великобритания, 1930
Mk.IX 533 мм 7,28 м 1693 340, тротил 9,6/36, 12,4/30 км/уз

ФранцияCivil and Naval Ensign of France.svg Франция, 1925
23D 550 мм 8,28 м 2068 308, тротил 9/39, 13/35 км/уз

ФранцияCivil and Naval Ensign of France.svg Франция, 1932
23DT 550 мм 8,58 м 2105 415, тротил 9/39, 13/35 км/уз

ИталияNaval Ensign of Italy.svg Италия, 1928
W260 533 мм 6,86 м 1550 260, тротил 3/42, 7/32, 9,2/30, 12/26

ИталияNaval Ensign of Italy.svg Италия, 1937
W270 533 мм 7,2 м 1700 270, тротил 4,0/43, 12,0/30 км/уз

ИталияNaval Ensign of Italy.svg Италия, 1935
Si270 533 мм 7,2 м 1700 270, ТГА[14]
4,0/46, 8,0/35, 12,0/29

ИталияNaval Ensign of Italy.svg Италия, 1937
W300 533 мм 7,2 м 1620 300, тротил 3/47, 5/43, 8/36, 12/29

Флаг кригсмарине Германия, 1936
G7a 533 мм 7,19 м 1528 280, SW-36 5,5/44, 7,5/40, 12,5/30

Флаг кригсмарине Германия, 1928
G7a 533 мм 7,19 м 1528 280, SW-18[15]
5,5/44, 7,5/40, 12,5/30


Служба |



Югославия |




Александр I Карагеоргиевич на борту «Дубровника» перед отплытием во Францию, октябрь 1934 года


Корабль был заложен 10 июня 1930 года на стапеле судостроительного завода «Yarrow Shipbuilders» в Глазго по заказу Югославии. Спущен на воду 12 октября 1931 года. Получил имя «Дубровник» (сербохорв. Дубровник / Dubrovnik) в честь бывшего города-государства и югославского порта[12]. Корабль был достроен в 1932 году, когда были установлены орудия главного калибра и лёгкие зенитные орудия. После прибытия в Которский залив югославские кораблестроители установили на судно дополнительное тяжёлое зенитное вооружение[10]. В мае 1932 года «Дубровник» официально вошёл в состав Королевских ВМС Югославии[11], первым его капитаном стал Армин Павич[10].




«Дубровник» и «Београд». 1941 год


В сентябре 1933 года эсминец отплыл из Которского залива и прибыл в румынскую Констанцу через территориальные воды Турции. На борт эсминца тогда впервые взошли король Александр I Карагеоргиевич и его супруга королева Мария. Чуть позже «Дубровник» нанёс визит в румынский город Балчик и болгарскую Варну, а после отплыл обратно в Стамбул, совершил визит на остров Корфу в Ионическом море и 8 октября 1933 года вернулся в Которский залив[16]. Через год, 6 октября 1934 года «Дубровник» отплыл во Францию с королём Александром I на борту и прибыл 9 октября в Марсель, но в тот же день короля Александра I застрелил боевик ВМРО Владо Черноземский. «Дубровник» отвёз тело погибшего монарха: эсминец сопровождали британские[17], французские и итальянские корабли[18]. После Павича капитаном корабля стал Владимир Шашкиевич[18]. В августе 1935 года «Дубровник» нанёс визит на греческий остров Корфу и во французский порт Бизерта (ныне Тунис)[19]. В августе 1937 года «Дубровник» нанёс визит в Стамбул и греческие порты Мудрос и Пирей[20].


В апреле 1941 года Германия и её союзники вторглись на территори Югославии. «Дубровник» под командованием Шашкевича был приведён в полную боевую готовность, возглавив 1-й дивизион миноносцев вместе с тремя эсминцами типа «Београд» («Београд», «Загреб» и «Любляна»). Тем не менее, 17 апреля 1941 года итальянцы захватили корабль в Которском заливе, несмотря на попытки югославских моряков затопить его[18].



Италия |


«Дубровник» был отправлен в Таранто 21 мая, где прошёл ремонт и покраску. Корабль получил новое имя «Премуда» (итал. Premuda) в честь итальянского острова, у которого торпедным катером MAS в июне 1918 года был потоплен австро-венгерский линкор «Сент-Иштван». Итальянцы сняли запасной ходовой мостик на корме, заменив его на визирный пост зенитного огня, а также укоротили мачту и трубы. Четыре одиночные 140-мм пушки Škoda L/46 были заменены 135-мм итальянскими пушками OTO/Ansaldo /45, спаренные 84-мм пушки Škoda L/55 — 120-мм гаубицей Ansaldo L/15 для стрельбы осветительными снарядами, шесть 40-мм зенитных орудий Škoda L/67 — четырьмя 20-мм пушками Breda/65[18], место для установки дополнительных орудий освободили благодаря демонтажу прожекторов. На мостик был установлен прибор управления артиллерийским огнём[21], а позже 120-мм орудие заменили спаренным 37-мм зенитным орудием Breda 37/54[18]. Экипаж корабля во время его службы в КВМС Италии составляли 13 офицеров и 191 матрос[10].


В феврале 1942 года корабль был принят в состав КВМС Италии[18]. В том же месяце экипаж корабля принял на борт британских военнопленных, которых пришлось спасать после крушения итальянского транспорта «Ариосто», затонувшего на пути из Триполи в Сицилию[22]. В начале июня подводная лодка «Аладжи» (англ.), перепутав «Премуду» из-за схожести с британским эсминцем типа H, выпустила по кораблю торпеду. Хотя «Премуда» избежала попадания торпеды, в результате этой ошибки был торпедирован и потоплен лидер эсминцев «Антониотто Узодимаре» (итал.) типа «Навигатори»[23]. С 12 по 16 июня 1942 года «Премуда» как корабль 10-й флотилии эсминцев была задействована в операции «Гарпун», в ходе которой итальянцы перехватывали британский конвой, шедший из Гибралтара на Мальту. Эсминец поддерживал 7-ю эскадру крейсеров КВМС Италии, в составе которой были лёгкие крейсера «Эудженио ди Савойя» и «Раймондо Монтекукколи». Всего же в атаке на конвой приняли почти все основные корабли итальянского флота (в том числе два линкора и два тяжёлых крейсера). Англичане потеряли один крейсер, три эсминца и несколько сухогрузов в связи с авианалётами, атаками подводных лодок и столкновениями с морскими минами. Итальянцы потеряли в этой операции тяжёлый крейсер «Тренто», также был серьёзно повреждён линкор «Литторио». Эсминцу «Премуда» было дано задание отбуксировать ещё один повреждённый лидер эсминцев типа «Навигатори», «Уголино Вивальди» (итал.), в гавань на острове Пантеллерия в Сицилийском проливе. Действовать необходимо было под прикрытием ещё одного лидера «Ланцеротто Малочелло» (итал.)[18].


С 6 по 7 января 1943 года «Премуда» вместе с 13 итальянскими эсминцами перевозила войска в Тунис[18], совершив ещё два таких перехода с 9 февраля по 22 марта. 17 июля в Лигурийском море неподалёку от порта Ла Специя у эсминца были обнаружены серьёзные неполадки в двигателе[24], и он отправился срочно в Геную для ремонта двигателей и котлов[25]. Морские инженеры решили переделать корабль по образцу лидеров эсминцев типа «Навигатори» и повысить ширину для улучшения остойчивости судна, а также заменить все орудия Škoda на 135-мм итальянские пушки L/45[24] и улучшить 37-мм и 20-мм зенитные орудия путём снятия торпедных аппаратов[21]. Однако ремонт не удалось завершить вовремя, поскольку Италия подписала акт о капитуляции. В ночь с 8 на 9 сентября 1943 года корабль был захвачен немецкими войсками[21][24]. За время участия Италии в войне «Премуда» стала самым главным и самым важным трофейным боевым кораблём Италии[25].



Германия |




HMS Meteor — британский корабль, участвовавший в боях против «TA-32» в Лигурийском море в марте 1945 года


На момент захвата немцами на «Премуду» не установили новые орудия. Изначально командование кригсмарине хотело преобразовать корабль в разведывательное судно для обнаружения ночных истребителей Союзников: для этого планировалось установить РЛС обнаружения «Фрейя» (англ.), РЛС наведения орудий «Вюрцбург» (англ.) и РЛС управления артиллерийским огнём «Зеетакт» (польск.). В качестве вооружения немцы планировали установить три 105-мм орудия L/45 (англ.). Однако в связи с критической нехваткой миноносцев и эсминцев в Средиземном море корабль был зачислен в класс так называемых «иностранных миноносцев (англ.)» с радиолокационными станциями «Зеетакт» и «Вюрцбург»[24][25]. Из артиллерии у корабля появились три 105-мм корабельных орудия SK L/45, десять 37-мм зенитных орудий FlaK 36 (четыре спаренных и два одиночных) и 36 20-мм зенитных пушек FlaK 30 (4 спаренные и 7 счетверённых установок), также убрали торпедный аппарат[24]. Численность экипажа составляла 220 человек[10].


18 августа 1944 года корабль получил наименование TA-32, его командиром стал капитан-лейтенант Эмиль Копка. Эсминец нёс службу в составе 10-й флотилии миноносцев и патрулировал Лигурийское море. Он обстреливал позиции союзных войск в Италии, занимался разведкой в Генуэзском заливе и устанавливал морские мины[24]. 2 октября 1944 года корабль с миноносцами TA-24 и TA-29 отправились к Сан-Ремо для установки мин, когда ввязались в бой с американским эсминцем «Гливс». После небольшой перестрелки все три корабля отступили в Геную без повреждений[26]. К середине марта 1945 года только эти три корабля из 10-й флотилии миноносцев ещё были в боевой готовности[24].


В ночь с 17 на 18 марта 1945 года TA-32 установил 76 морских мин к северо-западу от Корсики у мыса Корс, действуя вместе с эсминцами TA-24 и TA-29[27]. Наземная РЛС обнаружила три немецких корабля[28], и они ввязались в бой с двумя британскими эсминцами «Метеор» (англ.) и «Лукаут» (англ.) (эта битва стала известна как Сражение в Лигурийском море (англ.)[27]. TA-24 и TA-29 не смогли оказать сопротивления и были быстро уничтожены. TA-32 получил лёгкие повреждения и вынужден был срочно отступить[24]: ответный огонь и попытка торпедной атаки не принесли успеха его экипажу[27]. Высокая скорость и прикрытие густого дыма позволили эсминцу уйти в Геную. 24 апреля 1945 года немцы вынуждены были оставить Геную, но не желая отдавать британцам TA-32, попросту затопили свой миноносец[24]. В марте 1950 года корабль подняли со дна и отбуксировали в Савону, где его и утилизировали[25].



См. также |


  • Список кораблей Королевских военно-морских сил Югославии


Примечания |





  1. Chesneau, 1980, p. 355.


  2. Novak, 2004, p. 234.


  3. Freivogel, 2014, p. 83.


  4. Freivogel, 2014, pp. 83–84.


  5. 1234 Freivogel, 2014, p. 84.


  6. Jarman, 1997, p. 183.


  7. 123456 Патянин, 2001.


  8. 123 Chesneau, 1980, p. 357.


  9. Lenton, 1975, p. 105.


  10. 1234567 Freivogel, 2014, p. 85.


  11. 123 Whitley, 1988, p. 313.


  12. 123 Freivogel, 2014, pp. 84–85.


  13. Campbell, 1985.


  14. итальянская тротилогексагеноалюминивая смесь


  15. смесь 24 % гексанитродифениламина (NHD), 60 % тринитротолуо́ла и 16 % алюминия


  16. Jarman, 1997, p. 453.


  17. Nielsen, 2014, p. 239.


  18. 12345678 Freivogel, 2014, p. 86.


  19. Jarman, 1997, p. 641.


  20. Jarman, 1997, p. 838.


  21. 123 Whitley, 1988, p. 186.


  22. Birmingham Post, 14 May 2003.


  23. Sadkovich, 1994, p. 252.


  24. 123456789 Freivogel, 2014, p. 87.


  25. 1234 Brescia, 2012, p. 134.


  26. O'Hara, 2013, p. 250.


  27. 123 O'Hara, 2011, pp. 245–246.


  28. Tomblin, 2004, p. 462.




Литература |



Книги |




  • Maurizio Brescia. Mussolini's Navy: A Reference Guide to the Regia Marina 1930–45. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2012. — ISBN 978-1-59114-544-8.

  • Campbell J. Naval weapons of World War Two. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1985. — P. 403. — ISBN 0-87021-459-4.

  • Conway's All the World's Fighting Ships, 1922–1946 / Roger Chesneau. — London, England: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 978-0-85177-146-5.

  • Yugoslavia Political Diaries 1918–1965 / Robert L. Jarman. — Slough, Berkshire: Archives Edition, 1997. — Vol. 2. — ISBN 978-1-85207-950-5.

  • Henry Trevor Lenton. German Warships of the Second World War. — London, England: Macdonald and Jane's, 1975. — ISBN 978-0-356-04661-7.

  • Christian Axboe Nielsen. Making Yugoslavs: Identity in King Aleksandar's Yugoslavia. — Toronto, Ontario: University of Toronto Press, 2014. — ISBN 978-1-4426-2750-5.

  • Grga Novak. Jadransko more u sukobima i borbama kroz stoljeća. — Split: Marjan tisak, 2004. — Т. 2. — ISBN 978-953-214-222-8.

  • Vincent P. O'Hara. The German Fleet at War, 1939–1945. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2011. — ISBN 978-1-61251-397-3.

  • Vincent P. O'Hara. Struggle for the Middle Sea: The Great Navies at War in the Mediterranean Theater, 1940–1945. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2013. — ISBN 978-1-61251-408-6.

  • Jürgen Rohwer, Gerhard Hümmelchen. Chronology of the War at Sea 1939–1945: The Naval History of World War Two. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1992. — ISBN 978-1-55750-105-9.

  • James J. Sadkovich. The Italian Navy in World War II. — Westport, Connecticut: Greenwood Press, 1994. — ISBN 978-0-313-28797-8.

  • Barbara Brooks Tomblin. With Utmost Spirit: Allied Naval Operations in the Mediterranean, 1942–1945. — Lexington, Kentucky: University Press of Kentucky, 2004. — ISBN 978-0-8131-3768-1.

  • M. J. Whitley. Destroyers of World War Two: An International Encyclopedia. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1988. — ISBN 978-0-87021-326-7.




Статьи |




  • Патянин С.В. Под тремя флагами: Югославский лидер «Дубровник» (рус.) // Гангут : журнал. — 2001. — № 27. Архивировано 4 марта 2010 года.

  • Birmingham Post. PoW Survivors Re-Live Sinking by Submarine (англ.). Birmingham Post. Questia (14 May 2003).

  • Zvonimir Freivogel. From Glasgow to Genoa under Three Flags – The Yugoslav Flotilla Leader Dubrovnik (англ.) // Военный сборник : журнал. — Научный издательский дом «Исследователь», 2014. — Vol. 4, no. 2. — P. 83–88.

  • Zvonimir Freivogel. Kriegsmarine in der Adria 1941-45; Ex-jugoslawische Kriegsschiffe unter deutscher Flagge — ein Stück weitgehend unbekannter Marine- und Seekriegsgeschichte (нем.) // Marine-Arsenal Band. — Wölfersheim-Berstadt: Podzun-Pallas, 1998. — Nr. 40. — ISBN 3-7909-0640-9.

  • Zvonimir Freivogel. Beute-Zerstörer und Torpedoboote der Kriegsmarine (нем.) // Marine-Arsenal Band. — Wölfersheim-Berstadt: Podzun-Pallas, 2000. — Nr. 46. — ISBN 3-7909-0701-4.




Ссылки |




  • Эсминцы и миноносцы. А.В.Дашьян. Корабли Второй Мировой войны. ВМС Италии быстрее с narod


  • Эсминцы и миноносцы. А.В.Дашьян. Корабли Второй Мировой войны. ВМС Германии быстрее с narod

  • TA32. Torpedo Boat 1932 - 1945 (англ.). German-Navy.de. Проверено 11 марта 2017.










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск