16-я армия (СССР)


































16-я армия
Годы существования

июль 1940 — 8 августа 1941


10 августа 1941 — 1 мая 1943
Страна
Флаг СССР СССР
Подчинение

Забайкальский военный округ


Западный фронт
Войны
Вторая мировая война
Участие в

Смоленское сражение
Московская битва


Южно-Сахалинская операция (1945)

Командиры
Известные командиры

И. Х. Баграмян


К. К. Рокоссовский
М. Ф. Лукин

16-я а́рмия (СССР) — оперативное войсковое объединение (общевойсковая армия) в составе Вооружённых Сил СССР во время Великой Отечественной войны.




Содержание






  • 1 1-е формирование


    • 1.1 Командование


    • 1.2 Боевой состав армии


      • 1.2.1 На 2 июля 1941[2]


      • 1.2.2 На 10 июля 1941


      • 1.2.3 На 22 июля 1941






  • 2 2-е формирование


    • 2.1 Командование


    • 2.2 Боевой состав армии


      • 2.2.1 На 1 октября 1941


      • 2.2.2 На 1 апреля 1942


      • 2.2.3 На 1 января 1943






  • 3 Третье формирование


    • 3.1 Командование




  • 4 Память


  • 5 Литература


  • 6 Примечания





1-е формирование |


Армия сформирована в июле 1940 года в Забайкальском военном округе в составе: 32-й стрелковый и 5-й механизированный корпуса, 126-й корпусной артиллерийский полк и 112-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион.


Накануне Великой Отечественной войны, 25 мая 1941 года, получила приказ передислоцироваться на Украину. Первые эшелоны армии (109-я моторизованная дивизия 5-го мехкорпуса) выгрузились в Бердичеве 18 июня 1941 года.


После начала Великой Отечественной войны в связи с кризисной обстановкой, сложившейся на Западном фронте, 26 июня 1941 года поступил приказ, перенацеливавший 16-ю армию в район Орша—Смоленск. Однако прорыв немецкой 11-й танковой дивизии в направлении Острога во второй половине дня 26 июня потребовал экстренных мер противодействия. Командарм генерал-лейтенант М. Ф. Лукин снял части 109-й моторизованной дивизии с погрузки и направил их навстречу противнику. Эти части под командованием генерал-лейтенанта М. Ф. Лукина получили название «группа Лукина».


Большая часть 16-й армии начала сосредоточение в районе Смоленска, её 5-й мехкорпус был передан в состав 20-й армии и участвовал в контрударе на Лепель 6-9 июля.

Сам командарм прибыл в район Смоленска в ночь на 8 июля 1941 года[1].




Окружение советских 19-й, 20-й и 16-й армий в районе Смоленска. 10-18 июля 1941.



В связи с прорывом немецких мотомеханизированных войск к Смоленску приказом маршала С. К. Тимошенко 14 июля командующий 16-й армией М. Ф. Лукин объединил под своим началом все части гарнизона города Смоленска, части, прибывающие по железной дороге в другие армии и разгружающиеся в районе г. Смоленска, а также части, занимающие сектора обороны, примыкающие непосредственно к городу Смоленску.


Однако, как вспоминал Лукин после войны,
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}



...посланные мною командиры штаба на восток и юг от Смоленска вплоть до Рославля, где должны были разгружаться прибывающие на фронт части, доложили, что эти части встречались соответствующими представителями соединений, уже дерущихся на фронте. Таким образом, никаких новых сил я в своё распоряжение не получил. И в Смоленске никаких частей не было, кроме сформированных из добровольцев трех батальонов, вооруженных только винтовками и пулеметами в незначительном количестве. В их числе был один батальон милиции".[1].mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


15 июля немецкие войска ворвались в Смоленск. Советские войска 19-й, 20-й и 16-й армий оказались в оперативном окружении. Связь с тылом удавалось поддерживать только через Соловьёвскую переправу по лесисто-болотистой местности южнее Ярцево. Начались уличные бои (смотри Оборона Смоленска).


22 июля штаб 19-й армии передал свои войска 16-й армии и убыл в район Медынь. Соединения 20-й и 16-й армий продолжили сражаться в окружении.


28 июля 1941 года общее руководство войсками 20-й и 16-й армий было возложено на командарма-20 генерал-лейтенанта П. А. Курочкина. В этот день противник, подтянув резервы, выбил 16-ю армию из Смоленска. Попытки восстановить положение ни к чему не привели.


1 августа оперативной группе К. К. Рокоссовского удалось деблокировать 20-ю и 16-ю армии.


В докладе М. Ф. Лукина Военному совету Западного фронта о состоянии войск 16-й армии на 5 августа говорилось:





В дивизиях оставались десятки людей без командиров, штабов нет, тылы собираются в районе Городок, Симоновка, Рогаткино, Поповка.


46, 129, 127, 158, 152 сд находятся в районе Колодези и Сельцо, Слизи, Милеево.

Поскольку части переправились на разных переправах, поэтому идут в разных направлениях.

Считаю, что дивизии в настоящее время вести бой, не собрав их и не скомпоновав, не смогут.

Собираться же в указанных мной районах невозможно, так как противник хотя и мелкими группами, но заходит в указанные места.



Прошу указать район и дать несколько дней для приведения в порядок частей армии…





8 августа 1941 года войска 16-й армии были переданы в состав 20-й армии. Командующим 20-й армией был назначен М. Ф. Лукин.



Командование |



  • Командующий армией — генерал-лейтенант М. Ф. Лукин

  • Начальник штаба — полковник М. А. Шалин

  • член Военного совета — дивизионный комиссар А. А. Лобачев

  • начальник артиллерии — генерал-майор Т. Л. Власов (погиб 14 июля), затем генерал-майор И. П. Прохоров



Боевой состав армии |









Images.png Внешние изображения
Image-silk.png
Мемориальный знак «Штык» в честь воинов 16-й армии, оборонявших Смоленск в июле 1941. Смоленск, 1986.


На 2 июля 1941[2] |



  • 32-й стрелковый корпус (генерал-майор Т. К. Коломиец)


    • 46-я стрелковая дивизия (генерал-майор А. А. Филатов)


    • 152-я стрелковая дивизия (полковник П. Н. Чернышев)

    • 126 кап



  • 5-й мехкорпус (генерал-майор И. П. Алексеенко)


    • 13-я танковая дивизия (полковник Ф. У. Грачев)


    • 17-я танковая дивизия (полковник И. П. Корчагин)


    • 109-я моторизованная дивизия (основные силы остались на Юго-Западном фронте)

    • 8-й мотоциклетный полк




  • 57-я танковая дивизия (полковник В. А. Мишулин)



На 10 июля 1941 |




  • 32-й стрелковый корпус (генерал-майор Т. К. Коломиец)


    • 46-я стрелковая дивизия (генерал-майор А. А. Филатов)


    • 152-я стрелковая дивизия (полковник П. Н. Чернышев)

    • 126 кап



  • Штаб 44-го стрелкового корпуса (комдив В. А. Юшкевич)



На 22 июля 1941 |




  • 32-й стрелковый корпус (генерал-майор Т. К. Коломиец)


    • 46-я стрелковая дивизия (генерал-майор А. А. Филатов)


    • 129-я стрелковая дивизия (генерал-майор А. М. Городнянский)


    • 152-я стрелковая дивизия (полковник П. Н. Чернышев)

    • 126 кап




  • 34-й стрелковый корпус (генерал-лейтенант Р. П. Хмельницкий)


    • 158-я стрелковая дивизия (полковник В. И. Новожилов)


    • 127-я стрелковая дивизия (генерал-майор Т. Г. Корнеев)





2-е формирование |




Командующий 16-й армией генерал-лейтенант К. К. Рокоссовский (второй слева), член Военного Совета А. А. Лобачев и писатель В. П. Ставский осматривают захваченную советскими войсками технику противника, фотография А. Капустянского.




Командование советской 16-й армии в деревне Устиново. Справа налево: начальник штаба 16-й армии генерал-майор М. С. Малинин; член Военного совета 16-й армии дивизионный комиссар А. А. Лобачёв; нач. политотдела 16-й армии Масленов. 13 ноября 1941.


Сформирована 10 августа 1941 года путём реорганизации группы войск ярцевского направления Западного фронта под командованием генерал-майора К. К. Рокоссовского.



С 11 августа 1941 года войска армии во взаимодействии с 19, 24, 30-й армиями наносили удары по противнику, перешедшему на московском направлении к обороне.


С 1 сентября 1941 года армия в составе 44-го стрелкового корпуса (38, 108 и 152 стрелковые дивизии), 3 корпусных артиллерийских полков, артиллерийского полка противотанковой обороны, танковой бригады и инженерных частей принимала участие в наступлении войск Западного фронта, которое дальнейшего развития не получило.



В конце сентября армия совместно с другими войсками фронта занимала оборону на рубеже Осташков, северо-западнее Ельни. С началом Московского сражения в начале октября 1941 года основные силы армии оказались в окружении и были разгромлены. Из окружения вышло только управление армии, которому были подчинены новые части и соединения. Войска армии включились в оборонительные бои на Можайской линии обороны. С 7 октября в полосе обороны армии начала действовать приданная ей 316-я стрелковая дивизия, с 29 октября — 4-я танковая бригада.


Соединения и части армии (126-я и 316-я стрелковые дивизии), кавалерийская группа (50-я и 53-я кавалерийские дивизии), отдельный курсантский полк Московского пехотного училища им. Верховного Совета РСФСР и другие части фронта участвовали в Можайско-Малоярославецкой (10—30 октября) оборонительной операции.


23 октября 1941 года немецкие войска возобновили наступление на волоколамском направлении в полосе 16-й армии.


Соединения и части армии (126-я и 316-я стрелковые дивизии), кавалерийская группа (50-я и 53-я кавалерийские дивизии), отдельный курсантский полк Московского пехотного училища им. Верховного Совета РСФСР и другие части фронта участвовали в Клинско-Солнечногорской (15 ноября — 5 декабря) оборонительной операции.


В ноябре 1941 года за боевые заслуги при обороне Москвы на Волоколамском направлении некоторые части армии получили наименование «гвардейские». 11 ноября 4-я танковая бригада преобразована в 1-ю гвардейскую. 18 ноября 316-я стрелковая дивизия — в 8-ю гвардейскую. 29 ноября 3-й кавалерийский корпус (в составе 50-й и 53-й кавалерийских дивизий) преобразован во 2-й гвардейский.


В январе 1942 года армия вела наступательные бои на гжатском направлении.


В феврале 1942 года её войска были переданы 5-й армии, а полевое управление направлено в район Сухиничи, где приняло часть войск и полосу обороны от 10-й армии. Участвовала во фронтовой операции Западного фронта - Контрудар войск Западного фронта в районе Сухиничи, Козельск с 22 по 29 августа 1942 года.


До мая 1943 года войска армии вели оборонительные и наступательные бои на жиздринском направлении.


1 мая 1943 года на основании директивы Ставки ВГК от 16 апреля 1943 года армия была преобразована в 11-ю гвардейскую армию в составе Западного фронта.



Командование |



Командующие армией





  • Рокоссовский, Константин Константинович, генерал-майор (с сентября 1941 г. — генерал -лейтенант), (август 1941 — июль 1942 г.)


  • Баграмян, Иван Христофорович, генерал -лейтенант, (июль 1942 — апрель 1943)



Начальники штаба



  • Малинин, Михаил Сергеевич


Члены Военного Совета





  • Лобачёв, Алексей Андреевич, дивизионный комиссар, (?-июль — сентябрь 1942)


  • Яшечкин, Филипп Васильевич, полковой комиссар, (?-июль 1942 -?)[3]


  • П. Н. Куликов (9 ноября 1942 — 30 апреля 1943), дивизионный комиссар, (с 6 декабря 1942 года — генерал-майор)


  • Шмелёв, Алексей Иванович (1 мая 1943 - до конца войны)


Командующие артиллерией:




  • Казаков Василий Иванович, генерал-майор артиллерии, (?-июль 1942)

  • Лашин Б. П., генерал-майор артиллерии, (июль 1942 — ?)


Командующий бронетанковыми и механизированными войсками:



  • Орёл Г. Я., полковник, (?-июль 1942)


  • Скорняков, Константин Васильевич, генерал-майор, (июль 1942 — ?)



Боевой состав армии |



На 1 октября 1941 |



  • 38-я стрелковая дивизия

  • 108-я стрелковая дивизия

  • 112-я стрелковая дивизия

  • 214-я стрелковая дивизия

  • 127-я танковая бригада

  • 49, 471, 587 кап, 375 гап РВГК, 700 ап ПТО, 1/10 гв. мп;

  • 42, 133 миб, 243, 290 осб.



На 1 апреля 1942 |




  • 5-й гвардейский стрелковый корпус

    • 11-я гвардейская стрелковая дивизия

    • 4-я стрелковая бригада

    • 30-я стрелковая бригада

    • 115-я стрелковая бригада

    • 123-я стрелковая бригада



  • 8-я гвардейская стрелковая дивизия

  • 12-я гвардейская стрелковая дивизия

  • 97-я стрелковая дивизия

  • 322-я стрелковая дивизия

  • 323-я стрелковая дивизия

  • 324-я стрелковая дивизия

  • 328-я стрелковая дивизия

  • 19-я стрелковая бригада

  • 94-я танковая бригада

  • 146-я танковая бригада

  • 41 гв. кап, 486 ап, 523 пап, 533 ап ПТО, 5, 31, 240 огв. мдн;

  • 172 озадн;

  • 43 одн бронепоездов;

  • 145, 243, 451 оиб, 835 осб;

  • 168 иап, 693, 735 лбап.



На 1 января 1943 |



  • 11-я гвардейская стрелковая дивизия

  • 97-я стрелковая дивизия

  • 217-я стрелковая дивизия

  • 322-я стрелковая дивизия

  • 324-я стрелковая дивизия


  • 247-я стрелковая дивизия (февраль-март 1943 года)

  • 4-я стрелковая бригада

  • 6-я гвардейская танковая бригада

  • 43 одн брп

  • 21 лабр (6 ад), 523 пап, 545, 546 аминп, 10 огв. мдн

  • 1280 зенап, 4 озадн

  • 226, 243, 367 оиб

  • 168-й сап



Третье формирование |


Сформирована 10 июля 1943 года в составе Дальневосточного фронта на базе Особого стрелкового корпуса. Прикрывала государственную границу СССР с Японией на острове Сахалин, с весны 1945 года — также и побережье Татарского пролива от Советской Гавани до Николаевска-на-Амуре.


С 5 августа 1945 года, имея в своём составе 56-й стрелковый корпус, 3-й, 103-й и 104-й укреплённые районы, 5-ю и 113-ю отдельные стрелковые бригады, 214-ю танковую бригаду, ряд отдельных стрелковых, танковых, артиллерийских и других частей, включена в состав 2-го Дальневосточного фронта.


В период Советско-Японской войны во взаимодействии с Северной Тихоокеанской флотилией провела Южно-Сахалинскую операцию, частью сил участвовала в Курильской десантной операции 1945 года.


С 1 октября 1945 года армия вошла в состав Дальневосточного военного округа и в течение месяца была расформирована.



Командование |


Командующие армией



  • М. Г. Дубков (1 июля — 8 сентября 1943), генерал-майор


  • Л. Г. Черемисов (8 сентября 1943 — 8 октября 1945), генерал-майор (с 8 сентября 1945 года — генерал-лейтенант)



Начальники штаба

Члены Военного Совета



Память |


Армия упомянута на плите мемориального комплекса «Воинам-сибирякам», Ленино-Снегирёвский военно-исторический музей.




Литература |



Логотип Викитеки
В Викитеке есть тексты по теме
16-я армия (СССР)


  • Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; Действующая армия. Научно-справочное издание. — Жуковский; М.: Кучково поле. 2005.

  • Владимир Мартов. Белорусские хроники, 1941 год


  • Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В трёх томах. Десятое издание, дополненное по рукописи автора. М.: Издательство «Новости», 1990.

  • Киевский Краснознамённый. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа. — 1. — М.: Воениздат, 1974. — 432 с. — 40 000 экз.


  • Баграмян И. Х. Так шли мы к победе. — М: Воениздат, 1977.



Примечания |





  1. 12 В. Лукин. В Смоленском сражении.


  2. В. Мартов. Белорусские хроники, 1941 год.


  3. в второй член Военного совета армии










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск