Ценность




Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.




Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (Конституция РФ, ст. 2)
(илл.: Витрувианский человек Л. да Винчи)


Употребляется в нескольких смыслах:



  • Ценность — как характеристика предмета или явления, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».

  • Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.

  • Ценность — в экономике — используется как синоним понятия «потребительная стоимость»[источник не указан 2214 дней], то есть значимость, полезность предмета для потребителя.

  • Философское понятие «Система ценностей» подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация.




Содержание






  • 1 Ценность в экономике


  • 2 Субъективные и объективные ценности


  • 3 Система ценностей


  • 4 Духовные ценности


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Ссылки





Ценность в экономике |


В экономике различают:




  • потребительная стоимость (ценность для потребителя, полезность, способность блага или товара удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность)


  • меновая стоимость (ценность предмета для обмена, количественные соотношения разных товаров при эквивалентном обмене)[источник не указан 1242 дня]


Представители австрийской школы считают, что ценность — значение, которое имеют количества конкретных товаров или благ для удовлетворения потребностей человека. Чем больше человеком сознаётся зависимость от наличия объекта, тем выше его ценность. Явление ценности происходит из того же источника, что и экономический характер благ, то есть из взаимоотношения между надобностью и количеством. Блага, имеющиеся в неограниченном количестве (воздух, вода и т. д.), то есть неэкономические блага, не имеют ценности. И лишь блага, которые имеются в меньшем количестве, чем необходимы для удовлетворения человека представляют собой ценность[1]. Ценность следует отличать от полезности. Полезность — годность предмета служить удовлетворению человеческих потребностей. Неэкономические блага полезны в той же мере, как и экономические, вследствие своей способности удовлетворять человеческие потребности. При этом удовлетворение потребностей зависит от конкретных количеств экономических благ. Вследствие этого именно они и приобретают ещё значение ценности[2] (см. также Парадокс ценности).



Субъективные и объективные ценности |



Если смешивать ценность и полезность, то материальным благам, не имеющим никакого значения с точки зрения человеческого благополучия, может быть приписана самая высокая ценность, а таким материальным благам, с которыми связываются насущные интересы благополучия, — ценность совсем ничтожная.[3]



Система ценностей |



Нормы, которые сложились в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей (то есть господствующих представлений о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Понятие ценностей и норм различаются. Ценности — это абстрактные, общие понятия, а нормы — это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определённого рода.
Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.


К ценностям могут относиться:



  1. Здоровье

  2. Любовь, семья, дети, дом

  3. Близкие, друзья, общение

  4. Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы

  5. Материальное благополучие

  6. Духовные ценности, духовный рост, религия

  7. Досуг — удовольствия, хобби, развлечения

  8. Творческая самореализация

  9. Самообразование

  10. Социальный статус и положение в обществе

  11. Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)

  12. Стабильность


Также могут присутствовать другие ценности. У различных людей различные приоритеты ценностей.


Как отмечает исследовательница Полина Гаджикурбанова, в стоицизме, противопоставляющем мудрецов профанам: «Профан наделяет предметы большей ценностью, нежели они обладают по природе, наделяет их собственными ошибочными представлениями о благе и зле. В результате он начинает стремиться к тому, что кажется ему благом, — к здоровью, славе, богатству самим по себе, но в своем стремлении он переходит некую природную меру, попадая тем самым в ловушку собственных страстей и представлений»[4].



Духовные ценности |


В XX столетии широкое распространение в России получило понятие «духовные ценности», обозначающее:



  • совокупность культурных ценностей, отличных от материальных ценностей;

  • систему религиозных, этических и эстетических ценностей отдельного человека или всего общества.



См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}






  • Аксиология

  • Культурные ценности

  • Общечеловеческие ценности

  • Парадокс ценности

  • Полезность

  • Стоимость

  • Цена

  • Экономика

  • Всемирный обзор ценностей

  • Потребность

  • Интерес




Примечания |





  1. Менгер, 2005, с. 125—128.


  2. Менгер, 2005, с. 130.


  3. Е.Бем-Баверк. Основы теории ценности хозяйственных благ


  4. Электронная библиотека




Литература |




  • Беляев И. А. Ценностное содержание целостного мироотношения // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2004. — № 2. — С. 9-13.

  • Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.


  • Гуляихин В. Н., Серова Н. В. Агональные паттерны в системе политико-правовых ценностей российского общества // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2009. № 2. С. 180—183.

  • Мануйлов А. А. Ценность // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Менгер К. Избранные работы. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. — 496 с. — (Экономика). — ISBN 5-7333-0175-9.

  • Inglehart R. The Silent Revolution in Europe: Changing Values and Political Styles among Western Publics. — Princeton, N.Y., 1977.



Ссылки |




  • Система ценностей. Анатолий Некрасов.


  • Система ценностей человека.


  • Теория ценности (глава 2 из книги Н. Бухарина «Политическая экономия рантье. Теория ценности и прибыли австрийской школы»).









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск