Созерцание






«Созерцание». С картины художника Эжена де Блааса. 1893



Созерца́ние — способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету[1].


Термин получил категориальный статус в кантианстве, где его прототипом послужило слово нем. Anschauung, то есть «наглядное представление» (корень нем. schau: шау), неопосредованный мышлением акт познания.




Содержание






  • 1 История понятия


  • 2 Кантианское понимание


  • 3 После Канта


  • 4 В религии


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Ссылки





История понятия |


В истории философии его аналогом было понятие интуиции. Словом созерцание часто переводят слово греч. θεωρία, означающее умозрение или «сосредоточение души на надумных тайнах» (Феофан Затворник)[2], а также англ. contemplation[3], под которым понимается состояние после получения информации, когда происходит эффект остановки мысли, «одномоментное схватывание» и инсайт[4]. При переводах классических текстов родилось понятие «жизнь созерцательная» (лат. vita contemplativa), противоположное по смыслу «жизни деятельной» (лат. vita activa)[5].



Кантианское понимание |


Кант сохраняет и переосмысливает противоположность созерцательного (теоретического) и практического (эмпирического)[источник не указан 2376 дней]. Созерцание уже не результат духовно-интеллектуальной практики, а её предпосылка-априори. Так априорными формами созерцания становятся пространство и время, поскольку они являются предпосылками любого возможного восприятия, ибо каждый предмет уже воспринимается в пространстве и времени. Далее, созерцание противопоставляется логическому мышлению, поскольку до того, как разум начнет сравнивать, классифицировать и анализировать предмет, этот предмет должен быть представлен сознанию как некоторая «дорефлексивная (дорефлективная)» целостность. Эта данность предмета сознанию прежде всякого осмысления и есть созерцание. Способность иметь созерцания Кант в Критике чистого разума называет чувственностью (Sinnlichkeit). Наряду с чистым созерцанием (reine Anschauung) существует и «чувственное (или эмпирическое) созерцание» (Sinnenanschauung или empirischen Anschauung), материей которого служат ощущения[6].


без созерцания всякое наше знание лишено объектов и остается в таком случае совершенно пустым[7]


Для Канта понятия созерцания и представления часто представляются тождественными. Так пространство и время являются как формами созерцания, так и представлениями[8].



После Канта |


После Канта понятие созерцание активно использовал Гёте[9], под которым понимал «уважительное наблюдение» природы, когда происходит взаимопроникновение сознания и феномена. На первом этапе созерцания в сознании формируются контуры образов (гештальты)[10], на втором — собственно образы (нем. bild), а на третьем — мы постигаем значение образов[11].


Гегель определял созерцание как «непосредственное представление»[12]


В марксизме созерцание является синонимом пассивного восприятия предметов:






« «Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). »

В феноменологии Гуссерля созерцание воспринимается как интенциональность, то есть направленность на предмет.



В религии |







Созерцание является важнейшим элементом буддизма.



См. также |


  • Интуиция


Примечания |





  1. Созерцание // Новейший философский словарь. / Под ред. А. А. Грицанова. — Мн.: Книжный Дом, 1999.


  2. Созерцание


  3. Созерцание (Contemplation)


  4. Категория созерцания в дидактике Песталоцци


  5. Серавин А. И. Исследование творчества


  6. Кант Критика чистого разума Трансцендентальная эстетика § 1


  7. Кант Критика чистого разума Трансцендентальная логика. IV


  8. Кант Критика чистого разума Трансцендентальная эстетика § 2


  9. Anschauung, научный метод Гёте


  10. Anschauung, научный метод Гёте: Первый этап, Gestalten


  11. Anschauung, научный метод Гёте: Главная цель, Urphanomen


  12. Гегель ФИЛОСОФСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА. Третий курс. § 135




Логотип Викисловаря
В Викисловаре есть статья «созерцание»


Литература |



  • Кен Уилбер «Очи познания. Плоть, разум, созерцание». – Издательствово Рипол-Классик – 2016 г – 464 с.


Ссылки |



  • Созерцание (Новая философская энциклопедия)








Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск