Сканер киноплёнки





Ска́нер киноплёнки — устройство для преобразования изображения на киноплёнке в цифровые видеофайлы высокого разрешения. Главное отличие от телекинопроектора — возможность получения вместо видеосигнала цифрового массива данных, пригодного для использования в кинопроизводстве по цифровой технологии Digital Intermediate[1][2]. При сканировании может быть оцифрован как оригинальный негатив, так и фильмокопия или контратип.




Сканер киноплёнки «Spirit DataCine»


Кроме перевода изображения, некоторые сканеры позволяют оцифровывать оптическую или магнитную совмещённые фонограммы фильмокопий для получения полной цифровой копии фильма и мастеринга оптических видеодисков или последующей телетрансляции. При сканировании негатива или рабочего позитива для последующего монтажа, сканер считывает штриховой код футажных номеров, пропечатанных на краю киноплёнки[3]. Ещё одна область применения сканеров киноплёнки — архивирование киноматериалов и реставрация фильмов[4].




Содержание






  • 1 Технология


  • 2 Обработка изображения


  • 3 Производители


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





Технология |


Наиболее распространенные сканеры рассчитаны на киноплёнку шириной 16-мм и 35-мм, и обеспечивают очень высокую разрешающую способность, обозначаемую в цифровом кинематографе, как 2К, 3К и 4К. Это соответствует примерно 2000, 3000 и 4000 пикселей по длинной стороне кадра. Существуют сканеры с разрешением до 8К, достигаемым с 65-мм широкоформатного негатива[5]. Большинство моделей сканеров пригодны для оцифровки сразу нескольких форматов пленки, а некоторые пригодны для любых существующих[6].


Сканеры могут использовать как прерывистое, так и непрерывное движение киноплёнки, в зависимости от применяемой технологии сканирования. На сегодняшний день таких технологий три: «бегущий луч» с электронно-лучевыми трубками, линейные однострочные ПЗС-матрицы и кадровые прямоугольные ПЗС- или КМОП-матрицы, аналогичные применяемым в цифровых фотоаппаратах и видеокамерах[7]. В качестве источника света в различных типах сканеров применяются специальные кинескопы, галогеновые и ксеноновые лампы или светодиоды.


  • Сканеры с «бегущим лучом», как правило, являются высококачественными телекинопроекторами и легко перенастраиваются на любой формат киноплёнки от 8-мм до 70-мм[7]. Они позволяют подстраивать кадровую частоту вплоть до стоп-кадра и редактировать изображение непосредственно во время процесса. Движение киноплёнки в таких сканерах — непрерывное. Недостатком таких сканеров является невысокое качество оцифровки, обычно соответствующее параметрам телевидения стандартной чёткости.

  • Сканеры, оснащённые линейными однострочными матрицами, так же используют непрерывное движение киноплёнки что особенно предпочтительно при работе со старыми кинокартинами, когда использование грейфера недопустимо[8]. В фильмовом канале таких сканеров устанавливаются три светочувствительных линейки, каждая из которых освещается светом, прошедшим через красный, зелёный или синий светофильтры[7]. В результате, каждая из линеек, мимо которых с постоянной скоростью движется плёнка, формирует своё цветоделённое изображение, которое затем преобразуется в кадровой памяти сканера в полноцветное. Большинство таких сканеров кроме трёх основных линеек оснащается четвёртой, чувствительной к инфракрасному излучению, беспрепятственно пропускаемого красителями киноплёнки, но задерживаемому её дефектами. Это позволяет осуществлять программную очистку изображения от механических повреждений. Недостатками такой технологии сканирования являются возможность редактирования изображения только в полученных файлах[7].

  • Использование кадровых светочувствительных сенсоров предусматривает прерывистое движение киноплёнки при помощи скачкового механизма. Цветоделение в таких сканерах может осуществляться при помощи оптического разделения света, как в видеокамерах 3CCD, цветоделительной решёткой Байера, встроенной непосредственно в матрицу, или последовательным считыванием каждого кадрика при его освещении светодиодами красного, зелёного и синего цвета. Технология последнего типа применяется в сканерах «Аррискан» (англ. Arriscan) фирмы Arri и основана на использовании матрицы без массива цветных фильтров, что повышает качество сканирования, но существенно замедляет процесс[9]. В сканерах этой фирмы, как и в некоторых других, существует режим двухпроходного сканирования каждого кадрика для получения расширенного динамического диапазона при последующем суммировании двух полученных с разной экспозицией изображений[5]. Эта технология сходна с HDRI и позволяет получать качественные изображения контрастных сюжетов, полностью используя фотографическую широту негатива.

В отличие от телекинопроектора, выдающего аналоговый видеосигнал или сжатый видеопоток, сканер преобразует изображение с киноплёнки в последовательность цифровых файлов, каждый из которых содержит несжатый скан отдельного кадрика. Полученные данные сохраняются на жестком диске или твёрдотельных накопителях. Наиболее часто при этом используются специальные форматы файлов Cineon, DPX и TIFF, пригодные для хранения несжатого изображения по технологии RAW[10]. Это позволяет переводить информацию с киноплёнки практически без потерь, но требует больших объёмов дискового пространства. Стандарт Cineon специально разработан для сканирования кинопленок с максимальным динамическим диапазоном. В отличие от телекинопроекции, осуществляемой со стандартными частотами 23,976 или 25 кадров в секунду, сканирование происходит при пониженной частоте смены кадров для обеспечения максимального качества. Как правило, это частота в 4-8 кадров в секунду, однако для достижения высокого качества, сканирование каждого кадрика может занимать несколько секунд, понижая частоту до 0,1—0,25 кадров в секунду[5]. Средняя скорость сканирования для современных сканеров составляет 2 кадра с секунду, и на оцифровку негатива полнометражного фильма уходит от нескольких недель до месяца[11].


Современная технология предусматривает высококачественное сканирование только тех участков оригинального негатива, которые будут использованы в фильме. При этом первоначальное сканирование со стандартной чёткостью выполняется для всего рулона, а после завершения чернового монтажа составляется лист монтажных решений, с записью координат участков негатива, которые войдут в готовый фильм. После ультразвуковой очистки рулоны заряжаются в сканер, который выполняет сканирование нужных отрезков, сокращая временные затраты[12].



Обработка изображения |


Полученные с кинонегатива данные называются Digital Intermediate[13] и в дальнейшем редактируются при помощи компьютера, позволяя производить большинство стадий фильмопроизводства в цифровом виде[14]. Нелинейный монтаж фильма и цветокоррекция изображения производится специальным программным обеспечением. Монтаж и синхронизация фонограммы также проходят на цифровом оборудовании с использованием временного кода. Полученный фильм может быть вновь отпечатан на кинопленке фильм-рекордером или показан в кинотеатре цифровым кинопроектором непосредственно с цифрового носителя. Оцифровка кинопленки также необходима при мастеринге оптических видеодисков с копиями фильма и при цифровой реставрации. При этом, наилучшие результаты получаются при сканировании оригинального негатива фильма и оцифровке оригинальной фонограммы, полученной при перезаписи во время монтажно-тонировочного периода на киностудии.



Производители |


Ключевыми производителями сканеров для кинопленки являются Kodak, Arri, Kinoton[15], P+S Technik, Lasergraphics, FilmLight Limited, Cintel[16], Spirit DataCine, IMAGICA Corporation и другие. Разработки отечественных сканеров для 70-мм киноплёнки ведутся специалистами НИКФИ[17]. Разрабатываемые устройства предназначаются, главным образом, для оцифровки архивов российского Госфильмофонда.



См. также |



  • Телекинопроектор

  • Сканер изображений

  • Фильм-сканер

  • Фильм-рекордер

  • Цифровой негатив



Примечания |





  1. Мир техники кино №5, 2007, с. 27.


  2. Цифровое постпроизводство, с. 173.


  3. Технология Kodak Keycode и её применение (рус.). Kodak. Проверено 13 сентября 2014.


  4. Худеев Р. П. Метод реставрации видеоизображений после оцифровки старых кинопленок // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. — 2006. — Т. 309, № 6. — С. 164-167.


  5. 123 Мир техники кино №6, 2007, с. 34.


  6. Golden Eye Archiver (англ.). www.imagesystems.se. Проверено 9 мая 2012.


  7. 1234 Мир техники кино №5, 2007, с. 30.


  8. The Optimal Scanning Solution for DI and Restoration (англ.). www.imagesystems.se. Проверено 9 мая 2012.


  9. Arriscan technology (англ.). Arri. Проверено 9 мая 2012. Архивировано 8 сентября 2012 года.


  10. Цифровое постпроизводство, с. 176.


  11. MediaVision, 2015, с. 49.


  12. MediaVision, 2015, с. 48.


  13. Эдуард Гимпель. Digital intermediate: технологии на службе у творчества (рус.). Журнал «Broadcasting» (2008). Проверено 9 мая 2012. Архивировано 27 июня 2012 года.


  14. DI systems (англ.). Arri group. Проверено 9 мая 2012. Архивировано 7 сентября 2012 года.


  15. Kinoton - 4KCineScan (рус.). Фильм-сканеры. DTCinema. Проверено 15 июля 2012. Архивировано 7 сентября 2012 года.


  16. Cintel - diTTo, dataMill, Millennium ll (рус.). Фильм-сканеры. DTCinema. Проверено 15 июля 2012. Архивировано 7 сентября 2012 года.


  17. В. В. Чаадаев, А. Е. Белостоцкий. Сканирующее устройство для широкоформатных киноплёнок «ФИЛЬМ-СКАНЕР-70» (рус.) // «Мир техники кино» : журнал. — 2008. — № 7. — С. 27. — ISSN 1991-3400.




Литература |


  • Евгений Верлочев. Сканирование киноплёнки — как это делается (рус.) // «MediaVision» : журнал. — 2015. — № 5/55. — С. 48—49.

  • А. Кириллов, Л. Коновалов. Кинопленки и их обработка (рус.) (недоступная ссылка — история). Техника и технологии кино (2007). Проверено 9 мая 2012. Архивировано 10 мая 2012 года.

  • Д. Г. Чекалин. Телекинопреобразователи и технологии сканирования (рус.) // «Мир техники кино» : журнал. — 2007. — № 5. — С. 27—34. — ISSN 1991-3400.

  • Д. Г. Чекалин. Телекинопреобразователи и технологии сканирования (рус.) // «Мир техники кино» : журнал. — 2007. — № 6. — С. 34—36. — ISSN 1991-3400.

  • Цифровое постпроизводство (рус.) // Kodak motion picture theory : справочник. — С. 167—185.


Ссылки |



  • Сканеры киноплёнки Cintel (рус.). www.redmaster.ru. Проверено 9 мая 2012. Архивировано 10 мая 2012 года.

  • Первая в мире инсталляция нового архивного фильм-сканера «Scanity» (рус.). Техника и технологии кино (4 августа 2010). Проверено 9 мая 2012. Архивировано 10 мая 2012 года.

  • Film scanning & image enhancement (англ.). Cintel international. Проверено 9 мая 2012. Архивировано 10 мая 2012 года.

  • Dr. Hans Kiening. 4K+ Systems. Theory Basics for Motion Picture Imaging (англ.). ARRI. Проверено 1 апреля 2008.










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус