Судостроение России
Судостроение России — отрасль машиностроения и ВПК России.
По данным на 2009 год, в России действуют 168 судостроительных предприятий, 86 из них — государственные[1].
Крупнейшими центрами российского судостроения являются Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область. Самые большие в мире подводная лодка и ледокол разработаны и построены на верфях России.[2] Постановлением Правительства России от 30 мая 2017 года № 659 установлен профессиональный праздник — День кораблестроителя (судостроителя), который отмечается 29 июня. В этот день в 1667 году был издан указ царя Алексея Михайловича о строительстве первого русского корабля «Орёл»[3].
Содержание
1 История
1.1 Российская империя
1.2 СССР
1.3 Российская Федерация
2 Предприятия
3 Военное судостроение
4 Экспорт
5 Нумизматика
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
История |
На Руси судостроение и мореплавание были известны с самых отдаленных времен. Наскальные рисунки, датируемые примерно 3000 лет до н. э., изображающие охоту с гарпуном на морского зверя встречались на побережье Белого моря.
Одно из древнейших судов, обнаруженных на территории России, датируют примерно V в. до н. э.
В XII в. на Руси впервые были построены палубные суда. Палубы, предназначенные для размещения воинов, одновременно служили защитой гребцам[4].
шитик — плоскодонное судно с навесным рулем, оснащенное мачтой с прямым парусом и веслами;
карбас — оснащался двумя мачтами, несущими прямые рейковые или шпринтовые;
поморская лодья — имела три мачты, несущие по прямому парусу;
раньшина — судно, где корпус в подводной части имел яйцевидную форму. Благодаря этому при сжатии льдов, среди которых приходилось плавать, судно «выжималось» на поверхность, не подвергаясь деформациям и снова погружалось в воду при расхождении льдов.
Организованное морское судостроение в России началось в конце XV в., когда в Соловецком монастыре была основана верфь для постройки промысловых судов.
При Борисе Годунове были предприняты безуспешные попытки основать в России военный флот.
Первое в России морское судно иноземной конструкции «Фридерик» было построено в 1634 г. в Нижнем Новгороде русскими мастерами.
В 1667—1669 гг. на верфи в с. Дединове был построен морской корабль «Орёл», организатором постройки был боярин Ордын-Нащекин.
Российская империя |
В июне 1693 г. Пётр I заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей[5].
Там построены: 24-пушечный корабль «Апостол Павел» (1640), фрегат «Святое Пророчество» (1640), галера и транспортное судно «Фламов». Они образовали на Белом море первую русскую военную флотилию.
Весной 1700 г. был построен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация».
В 1702 г. в Архангельске были спущены два фрегата: «Святой Дух» и «Меркурий».
В 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, центром которого стало Адмиралтейство — самая большая судостроительная верфь в стране. Первым крупным судном, сошедшим со стапеля Адмиралтейской верфи был построенный Федосием Скляевым и Петром Первым в 1712 г. 54-пушечный корабль «Полтава». К 1714 г. Россия имела свой парусный флот.
Самым большим судном петровского времени был 90-пушечный корабль «Лесное» (1718).
Этот раздел не завершён. |
- см. также: Российский императорский флот (военный)
Архангельское адмиралтейство (Соломбальская верфь)- Николаевское адмиралтейство
- Казанское адмиралтейство
Лазаревское адмиралтейство (Севастопольский морской завод)- Адмиралтейский приказ
СССР |
Внешние изображения | |
---|---|
Карта крупнейших советских кораблестроительных верфей с указанием количества построенных военных кораблей и судов по данным военно-морской разведки США (по сост. на 1.03.1983)[6] |
Народный комиссариат судостроительной промышленности СССР (январь 1939 — февраль 1946)
Министерство судостроительной промышленности СССР (Минсудпром) (1946—1953); (1954—1957); (1965—1991). Список министров промышленности России#Министерство судостроительной промышленности СССР
Рыбопромысловый флот СССР был первым в мире.
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Российская Федерация |
В 1995—2005 гг. на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов[1]. К 2007 году на российских судостроительных предприятиях стало размещаться 6 % объёма российских заказов судов, в 2008 году — 8 %. В 2008 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд рублей[1]. С 2000 года «убытие транспортного флота превысило ввод в эксплуатацию новых судов в 13 раз»; за этот срок Россия потеряла свыше 10 тыс. единиц транспортного флота[7]. С 2006 года более 90 % новых судов отечественные заказчики разместили на зарубежных верфях.
В соответствии с Указом Президента РФ В. Путина, подписанным в марте 2007 года, была создана Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), основным полем деятельности которой рассматривается развитие гражданского судостроения[1]. Формирование ОСК завершилось в 2010 году. ОСК консолидировала 19 существующих крупных судостроительных и судоремонтных предприятия[1].
В составе ОСК три региональных центра: Западный центр судостроения, Северный центр судостроения и судоремонта, Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. Планируется создание в составе ОСК Южного центра судостроения и судоремонта[8].
8 ноября 2007 года правительство России одобрило федеральную целевую программу «Развитие гражданской морской техники на 2009—2016 годы», предельный объём финансирования программы оценивается в размере около 140 млрд рублей, часть финансирования пойдёт на закупку иностранных и разработку собственных технологий[9][10][11]. Руководитель Минпромэнерго России В. Б. Христенко заявил, что реализация этой программы позволит к 2015 году увеличить объёмы судопроизводства в 2,5 раза и повысить производительность труда в отрасли[9]. ОСК по показателям развития гражданского судостроения занимает 82-е место в мире.
Показатели российского судостроения.[12][13][14]
Год | Количество, шт. (> 50 тонн) | Водоизмещение, тыс. тонн | Стоимость, млрд. руб. |
---|---|---|---|
2010 | 115 гражданских 39 военных | 72 гражданские 48 военные | |
2011 | 95 гражданских 63 военных | 39 гражданские 26 военные | |
2012 | 155 гражданских 87 военных | 74 гражданские 50 военные | |
2013 | 174 гражданских 132 военных | 45 гражданские 208 военные | |
2014 | 120 гражданских 116 военных | 59 гражданские 87 военные | |
2015 | 83 гражданских 99 военных | 21 гражданские 95 военные | |
2016 | 66 гражданских 102 военных | 219 | 42 гражданские 97 военные |
2017 | 42 гражданских 33 военных | 226 | 31 гражданские 65 военные |
Предприятия |
В России существует более 1000 предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и морской техники[15].
В собственности Северного центра судостроения и судоремонта находятся:
- ПО «Северное машиностроительное предприятие» (Северодвинск) — строительство, ремонт и модернизация атомных и дизель-электрических подводных лодок, ремонт и модернизация надводных кораблей, строительство гражданских судов, строительство морской техники для освоения шельфовых углеводородных месторождений;
- «Центр судоремонта „Звёздочка“» (Северодвинск) — ремонт и модернизация атомных и дизель-электрических подводных лодок, надводных кораблей и гражданских судов;
- СПО «Арктика» — электромонтажные работы на строящихся и ремонтируемых кораблях и судах ВМФ, гражданских судах, иной морской технике.[источник не указан 793 дня]
В собственности Западного центра судостроения находятся:
- ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург) (100% минус одна акция);
- ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» (Санкт-Петербург) (100% минус одна акция);
- ОАО «33 судоремонтный завод» (Калининградская область) (100% минус одна акция);
- ОАО «Светловское предприятие „ЭРА“» (Калининградская область) (100% минус одна акция);
- ОАО «Прибалтийский судостроительный завод „Янтарь“» (Калининград) (51% акций);
- ОАО «Завод „Красное Сормово“» (Нижний Новгород) (33,53% акций) — строительство судов типа река—море;
- ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“» (Санкт-Петербург) (20,96% акций) — строительство боевых надводных кораблей и коммерческих судов различного назначения.
Другие крупные предприятия:
- АО «Северный рейд» (Северодвинск) — изготовление и ремонт пультов управления системами химической регенерации воздуха, гидроакустических комплексов, гидроакустических станций, антенн, приборов, блоков и модулей.
Зеленодольский завод имени А. М. Горького — строительство судов и кораблей всех типов, классов и назначений, в том числе на воздушной подушке (из судостроительной стали и алюминиево-магниевых сплавов), морские специальные плавучие объекты и металлоконструкции для шельфовой зоны.
Балтийский завод (Санкт-Петербург)
Канонерский судоремонтный завод (Санкт-Петербург)[16]
Невский судостроительный завод (Шлиссельбург)[17]
Амурский судостроительный завод (Комсомольске-на-Амуре) — подводные лодки (ранее), корветы
Севастопольский морской завод (Севастополь)
Военное судостроение |
В 2010-е годы развитие судостроения в России определяется в основном увеличением выпуска военно-морской техники: на нее приходится около 70 % заказов, в том числе 21 % — на экспорт (гражданская продукция составляет около 30 % номенклатуры, на экспорт идет менее 2 %).
Страна обеспечивает 12 % в мировом военном кораблестроении, занимая второе место после США.
Ведущая холдинговая структура — ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» — по объемам выпуска продукции в военном кораблестроении занимает седьмое место в мире.
При условии стабильности федерального бюджета и выполнения параметров Государственной программы вооружений есть устойчивые ориентиры до 2020 года по загрузке предприятий отрасли государственным оборонным заказом[18].
Утверждается, что "отечественные судостроительные компании окажутся в выигрыше даже без заказов из-за рубежа, ведь на флот планируется потратить 20–25 % Государственной программы вооружений"[19]. При этом наблюдается (2018) сложная ситуация с финансированием военных программ[20].
Экспорт |
Казахстан:
В 2004 году на выборгском заводе «Вымпел» была заказана серия танкеров дедвейтом 12 тыс. тонн, три из которых были поставлены «Казмортрансфлоту» и ещё три — компании Mobilex Energy. в июле 2009 для «Казмортрансфлота» построен танкер «Атырау» с дедвейтом 13 тыс. тонн.[21]
Рыболовецкие суда: транспортно-рефрижераторное судно «Колонок» (2012)[22].
Азербайджан: в 2004—2009 гг. на заводе «Красное Сормово» было построено 7 танкеров серии 19619, заказанных азербайджанским государственным Каспийским морским пароходством.
Индия: 23 июня 2010 года с верфи калининградского завода «Янтарь» был спущен на воду фрегат проекта 11356, предназначенный для ВМС Индии.[23]
Вьетнам: декабре 2010 и июне 2011 года с Зеленодольского завода были отправлены два корабля проекта «Гепард 3.9» для ВМС Вьетнама.[24]
Туркмения:
октябрь 2011 — ВМС Туркмении переданы два катера «Молния», построенных на ОАО «Средне-Невский судостроительный завод»[25]
В ноябре 2012 судостроительное производственное объединение ОАО «АСПО» сдало заказчику Dragon Oil Turkmenistan Ltd морскую стационарную платформу[26].
В декабре 2012 астраханский судозавод «Красные баррикады» сдал заказчику буровую платформу.[27]
Нумизматика |
- 15 августа 2018 года Банк России выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом 3 рубля «350-летие отечественного государственного судостроения» с изображением фрегата «Орел» на фоне силуэтов современных судов[28]
См. также |
- Объединенная судостроительная корпорация
- Список судостроительных заводов России
Мост Кораблестроителей (Санкт-Петербург)
Старший помощник судостроителя (звание)
Примечания |
↑ 12345 ОСК консолидирует активы Архивировано 9 сентября 2011 года. // Финанс, 19 марта 2009
↑ См. Список самых длинных судов по типу
↑ Постановление Правительства России от 30 мая 2017 года № 659 об установлении профессионального праздника — День кораблестроителя (судостроителя)
↑ История судостроения в России
↑ История судостроения в России
↑ Statement of Rear Adm John L. Butts, Director of Naval Intelligence, Department of Defense Appropriations for 1984, March 1, 1983, pt. 2, p. 608.
↑ Как российские корабли на мель сели // СВ Пресса, 16 августа 2016
↑ Д.Медведев подписал указ, согласно которому ОСК будет заниматься проведением внешнеторговых операций (недоступная ссылка) // РБК, 9 июня 2010
↑ 12 .Суда поплывут по программе // Gazeta.ru, 8 ноября 2007
↑ Предельный объём финансирования мероприятий ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009—2016 годы» оценивается в размере около 140 млрд руб — материалы к заседанию правительства РФ // ФЦП России, 8 ноября 2007
↑ Об основных направлениях развития гражданской морской техники на 2009—2016 годы // ФЦП России, 19 ноября 2007
↑ Судостроение ушло в глухую оборону
↑ И немедленно выплыл
↑ Судостроители проходят мель
↑ Российское судостроение / Предприятия отрасли // shipbuilding.ru
↑ Канонерский судоремонтный завод
↑ Невский судостроительный завод
↑ Российское научно-техническое общество судостроителей сохраняет традиции новаторства // Российская газета — Спецвыпуск № 6992 (124), 9.06.2016
↑ [1] [2] // 28 ноября 2016
↑ Москитный флот России не может сойти со стапелей // НГ, фев 2018
↑ Танкеры вместо трубы // Эксперт Казахстан, 30 ноября 2009
↑ Рыболовецкие суда построили для Казахстана в Астрахани
↑ На судостроительном заводе «Янтарь» спущен на воду фрегат «Таркаш» для ВМС Индии (недоступная ссылка) // РБК, 23 июня 2010
↑ Второй гепард прибыл во Вьетнам // ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького»
↑ Два российских катера «Молния» пополнили ВМС Туркмении Архивировано 15 октября 2011 года. // arms-expo.ru
↑ ОАО «АСПО» построило морскую стационарную платформу для Каспия // portnews.ru
↑ Астраханские судостроители сдали буровую установку для работы на морском шельфе
↑ О выпуске в обращение памятных монет из драгоценного металла
Литература |
- История отечественного судостроения. В пяти томах. / под ред. акад. И. Д. Спасского. — СПб.: Судостроение, 1994—1996.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Судостроение России на Викискладе | |
Судостроение России в Викиновостях |
Раздел о судостроении на сайте Минпромторга России
Современный судостроительно-судоремонтный комплекс в Азове // korabel.ru, 8 ноя 2013
Российское судостроение — один из главных плацдармов подъема экономики России и придания ей инновационного характера // Российская газета — Спецвыпуск № 6992 (124), 9.06.2016
Как российские корабли на мель сели // Свободная пресса, 16 августа 2016
Глава ОСК рассказал об импортозамещении в кораблестроении [3] // дек 2018