Ка-32
































Ка-32
Kamov Ka-32S.jpg
Вертолёт Ка-32С
Тип
Транспортный вертолёт
Производитель
ОАО «Камов»
ОАО «КумАПП»

Первый полёт
1980 год
Начало эксплуатации
1986 год[1]
Единиц произведено
160+
Базовая модель
Ка-27
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Ка-32 — средний транспортный вертолёт соосной схемы с двумя турбовальными двигателями и неубирающимися шасси.


Ка-32 является гражданским развитием поисково-спасательного вертолёта Ка-27ПС, разработанным ОКБ им. Н. И. Камова с учётом успешной эксплуатации семейства вертолётов Ка-25 и Ка-27 с палубы кораблей.


С 1985 года вертолёты Ка-32 серийно производятся ОАО «КумАПП». По состоянию на 2013 год выпущено более 160 вертолётов Ка-32 в различных модификациях.


В 2013 году заключено соглашение с корпорацией «Итун» (Китай) о возможности сборки вертолётов Ка-32А11BC в Китае.[2]




Содержание






  • 1 История


  • 2 Лётно-технические характеристики


    • 2.1 Основные размеры


    • 2.2 Весовые характеристики




  • 3 Тактико-технические характеристики


  • 4 Мировые рекорды


    • 4.1 Рекорды скороподъёмности


    • 4.2 Рекорды максимальной высоты полёта


    • 4.3 Рекорды подъёма груза




  • 5 Модификации


  • 6 Авиационные происшествия


  • 7 Эксплуатанты


    • 7.1 Состоит на вооружении




  • 8 Изображения


  • 9 Примечания


  • 10 Ссылки





История |


Началом разработки вертолёта Ка-32 следует принимать, как и для вертолёта Ка-27, 1969 год.


Первоначально в качестве основного назначения Ка-32 предполагалось его использование для разведки ледовой обстановки в экстремальных северных условиях Арктики днём и ночью, однако позже было решено разрабатывать вертолёт для многоцелевого всепогодного применения: для поисковых и спасательных работ, транспортных перевозок, разгрузки судов и обслуживания буровых платформ, крановых работ при монтаже оборудования, вывозке пакетов ценной древесины, патрульной службы и других целей.


Вертолёт было решено оборудовать совершенным пилотажно-навигационным комплексом с бортовой ЭВМ, обзорной РЛС, противообледенительными системами и специальным оборудованием.
Отсутствие на вертолёте вооружения и поискового противолодочного оборудования и связанных с ним систем позволило использовать внутренние объёмы для размещения топливных баков и различного оборудования для гражданского применения и обеспечило увеличение грузоподъёмности вертолёта.


Первый полёт опытного вертолёта Ка-32 состоялся 24 декабря 1973 года (лётчик-испытатель Е. И. Ларюшин). Первый полёт серийного вертолёта Ка-32 — в 1980 году.


На опытном вертолёте Ка-32 впервые в истории освоения Арктики в конце 1978 года осуществлена проводка атомного ледокола «Сибирь» с караваном судов в условиях полярной ночи.


В 1981 году вертолёт Ка-32 впервые был продемонстрирован зарубежным специалистам в г. Минске на конференции по применению гражданской авиации в народном хозяйстве, а в 1985 году — на Парижской авиационно-космической выставке и позже на многих других выставках.



Лётно-технические характеристики |



Основные размеры |



  • диаметр несущих винтов: 15,9 м

  • высота вертолёта: 5,45 м

  • длина вертолёта (со сложенными лопастями): 12,217 м

  • ширина вертолёта (со сложенными лопастями): 3,805 м

  • угол наклона вала несущих винтов: +4°30' (вперёд)


Габариты фюзеляжа с оперением не выходят за границы площади, ометаемой несущими винтами.



Весовые характеристики |



  • Минимальная взлётная масс вертолёта: 7 200 кг

  • Максимальная взлётная масса вертолёта: 11 000 кг

  • Максимальная полётная масса с грузом на внешней подвеске: 12 700 кг

  • Максимальная масса груза в грузовой кабине:



Ка-32С: 3 300 кг

Ка-32Т: 3 500 кг

Ка-32А и более поздние модификации: 3 700 кг


  • Максимальная масса груза на внешней подвеске: 5 000 кг


Тактико-технические характеристики |


Источник данных: Уголок неба


Технические характеристики



  • Экипаж: 2 человека

  • Пассажировместимость: 13 человек


  • Грузоподъёмность: 5000 кг


  • Длина: 11,30 м

  • Диаметр несущего винта: 15,90 м


  • Высота: 5,40 м


  • Масса пустого: 6000 кг

  • Нормальная взлётная масса: 11000 кг


  • Силовая установка: 2 × ТВ3-117ВМА


  • Мощность двигателей: 2 × 2200 л. с.


Лётные характеристики


  • Максимальная скорость:  260 км/ч


  • Крейсерская скорость: 240 км/ч

  • Практическая дальность: 800 км


  • Практический потолок: 6000 м


  • Статический потолок: 3500 м





Мировые рекорды |


На вертолёте Ка-32 были установлены несколько мировых рекордов, зарегистрированных Международной федерацией аэронавтики в подклассе E-1 (Helicopters). Все они были выполнены женскими экипажами и относятся к женским мировым рекордам[3].



Рекорды скороподъёмности |


Время подъёма на высоту 6000 м — 4 мин 46,5 с
11 мая 1983 года, Т. И. Зуева, Н. И. Ерёмина


Время подъёма на высоту 3000 м — 2 мин 11,1 с
12 мая 1983 года, Н. И. Ерёмина, Т. И. Зуева



Рекорды максимальной высоты полёта |


Максимальная высота в горизонтальном полёте — 6552 м (улучшен в 1985 г.)
11 мая 1983 года, Т. И. Зуева, Н. И. Ерёмина


Максимальная высота полёта — 8250 м

Максимальная высота в горизонтальном полёте — 8215 м
29 января 1985 года, Т. И. Зуева, Н. И. Ерёмина



Рекорды подъёма груза |


Высота подъёма с коммерческим грузом 1000 кг — 7305 м

Высота подъёма с коммерческим грузом 2000 кг — 6400 м
29 января 1985 года, Н. И. Ерёмина, Т. И. Зуева



Модификации |


С 2010 года производятся только вертолёты модификаций Ка-32А и Ка-32А11ВС. С 2011 года выпускаются только Ка-32А11ВС.



































































Название модели Краткие характеристики, отличия.

Ка-32 
Общее обозначение. Под ним чаще всего подразумеваются вертолёты модификации Ка-32Т или Ка-32С. Исторически происходит с времён, когда других модификаций не существовало.
Ка-32А Модификация вертолёта Ка-32Т в целях выполнения сертификационных требований. Является более глубокой модификацией по сравнению с Ка-32АО. От Ка-32АО модификация отличается составом приборного оборудования, обеспечивающим выполнение полётов по ППП днём и ночью; усовершенствованной системой полного и статического давления для повышения точности измерений; а также молниезащитой блоков радиооборудования. Вертолёт имеет сертификат типа транспортной категории и послужил основой для появления новых однотипных вертолётов.
Ка-32А1 Модификация вертолёта Ка-32А для противопожарной службы г. Москвы. Разработана в 1993 году. Вертолёт предназначается для эвакуации людей и тушения пожаров различной степени сложности, в том числе в высотных зданиях.
От базовой версии вертолёт отличается дополнительным связным оборудованием, специализированной системой пожаротушения, установкой двух прожекторов и громкоговорителя системы внешнего оповещения. Для борьбы с пожарами вертолёт оборудован переносными огнетушителями, аэрозольными гранатами и горизонтальной гидравлической пушкой. Противопожарное оборудование может быть дополнено водосливным устройством (подвесным баком ёмкостью до 5000 литров). Для эвакуации людей из горящих зданий применяются различные транспортно-спасательные кабины, устанавливаемые на внешней подвеске. Беспарашютное десантирование пожарных расчётов на режиме висения вертолёта осуществляется с помощью спусковых устройств.

Вертолёт имеет характерную красно-белую окраску.

Ка-32А2 Модификация вертолёта Ка-32А для правоохранительных структур. Разработана в 1994 году в интересах ГУВД г. Москвы. Вертолёт предназначался для перевозки служебного персонала, поиска преступных групп и десантирования личного состава спецподразделений.
От базовой версии вертолёт отличается изменённой топливной системой, дополнительным связным оборудованием, установкой прожекторов и двух громкоговорителей системы внешнего оповещения. В топливной системе вертолёта отсутствуют топливные баки № 5 (по бортам фюзеляжа), имеющиеся топливные баки оснащены пенополиуретановым заполнителем. Внешнее светотехническое оборудование дополнено двумя прожекторами: в носовой части фюзеляжа и на на подвижной ферме в проёме грузовой двери по левому борту. Беспарашютное десантирование личного состава спецподразделений на режиме висения вертолёта осуществляется через дверной проём транспортной кабины с помощью спусковых устройств. Для возможности применения личным составом оружия вертолёт оборудован шкворневыми установками для автоматов или пулемётов.
Вертолёт имеет окраску в виде пятнистого камуфляжа. Был построен один вертолёт. Впоследствии он обратно переоборудован в гражданский Ка-32А.
Ка-32А4 Модификация вертолёта Ка-32С для ВС Республики Корея. Корейское обозначение вертолёта HH-32A. Вертолёт дополнительно оснащён метеолокатором, бортовым компьютером с МФИ, прожектором, системами ближней навигации и посадки VOR/ILS, зарубежными радиостанциями[4]. Вертолёт разработан на ОАО «КумАПП» совместно с израильскими фирмами.
Ка-32А6 Проект пассажирского вертолёта на базе Ка-32А. Проект отличался увеличенным фюзеляжем (транспортной кабиной), приспособленным для перевозки пассажиров. Вертолёты по данному проекту не строились.
Ка-32А11BC Модификация вертолёта Ка-32А по результатам сертификации в Канаде в 1998 году. Отсюда буквы «BC» в обозначении модификации — от British Columbia.[5]
Вертолёт отличается двухкамерной рулевой системой (блоком гидроусилителей системы управления), обновлённым составом оборудования и цветовой маркировкой приборов в соответствии с требованиями зарубежных норм. Вертолёт выпускается в двух основных вариантах приборного оборудования: с аналоговыми приборами в кабине экипажа и с МФИ. До 2011 года модификация вертолёта отличалась увеличенными ресурсами и сроками службы основных компонентов. Вертолёт активно применяется для транспортировки грузов на внешней подвеске, в том числе для трелёвки древесины, строительно-монтажных работ и пожаротушения. Имеется возможность установки различного опционального оборудования российского и зарубежного производства. До 2011 года вертолёт поставлялся только на экспорт. Вертолёт этой модификации сертифицирован в Австралии, Бразилии, Европе, Канаде, Китае, Южной Корее и Японии.

Ка-32А12 Исполнение вертолёта Ка-32А11BC для Швейцарии. До 2011 года вертолёт считался самостоятельной моделью, созданной на основе Ка-32А11ВС. С 2011 года Ка-32А12 рассматривается как модификация (отдельное исполнение) Ка-32А11ВС и входит в единый с ним сертификат типа. Модификация отличается изменённым составом приборного оборудования, разработанным совместно с эксплуатантом Heliswiss. Было выпущено 3 вертолёта. Вертолёты имеют красно-белую фирменную окраску эксплуатанта.
Ка-32АМ Обозначение проекта вертолёта Ка-32А с увеличенной до 7000 кг грузоподъёмностью.
Ка-32АО Раннее обозначение модели: Ка-32А-О. Часто встречается неверное обозначение Ка-32А0. Модификация вертолёта Ка-32Т в целях выполнения сертификационных требований. На вертолёт устанавливаются сертифицированные основные двигатели ТВ3-117ВМА (ТВ3-117ВМА серии 02). Дополнительно установлены: ответчик УВД и термоустойчивый противоударный магнитофон. Под основные и вспомогательный двигатели установлена защита из титановых листов. Электросистемы вертолёта разделены на системы правого и левого борта. Система внешней подвески дополнительно оснащена механизмом аварийного сброса. На шкалы приборов в кабине экипажа наносится цветовая разметка. Вертолёт сертифицирован АР МАК и имеет сертификат типа ограниченной категории для перевозки грузов при условии выполнения визуальных полётов днём. От обозначения категории произошла буква «О» в обозначении вертолёта.
Ка-32К Вертолёт представляет собой специализированный вариант Ка-32Т для выполнения сложных строительно-монтажных работ («летающий кран»). Данная модификация отличается дополнительной полувыдвижной кабиной оператора, расположенной в задней части фюзеляжа. Вертолёт оборудован принципиально новой электродистанционной системой управления (ЭДСУ), позволяющей осуществлять пилотирование как из основной кабины пилотов, так и дополнительной кабины оператора. Имеется автоматическая система гашения колебаний троса с грузом на внешней подвеске и система автоматического выдерживания постоянного угла натянутого троса, соединённого с расположенным на земле грузом. Для наблюдения за грузом вертолёт оборудован телевизионной системой, которая состоит из двух телекамер: подвижной в продольной плоскости, установленной под хвостовым оперением, и неподвижной, размещённой вертикально внутри фюзеляжа вблизи троса внешней подвески. Обе телекамеры имеют регулируемые диафрагмы и фокусные расстояния. В пилотской кабине — два телеэкрана: у командира вертолёта и у второго пилота. На каждый телеэкран можно вывести изображение с любой из телекамер. Был построен один опытный экземпляр вертолёта этой модификации. Первый полёт состоялся 28 декабря 1991 года. Вертолёт впервые был показан на авиационно-космической выставке в Берлине в 1992 году.

Ка-32С Модификация вертолёта для применения на судах для ледовой разведки и поисково-спасательных работ, транспортировки грузов на внешней подвеске, перевозки пассажиров. Вертолёт может обслуживать буровые вышки и платформы на шельфе, осуществлять разгрузку судов. В качестве поисково-спасательного, вертолёт оснащается дополнительным спасательным, санитарным и осветительным оборудованием. Вертолёт является однотипным с Ка-32Т.
Ка-32СИ Обозначение вертолёта Ка-32С, предназначенного для проведения экологического исследования водных поверхностей. Вертолёт был оборудован геолого-экологическим комплексом ГЭВК-1 и топливной системой увеличенной ёмкости (с дополнительными баками № 7). В 1993 году был оборудован один вертолёт Ка-32С RA-31584 (заводской номер 8706). Впоследствии из-за закрытия программы геолого-экологический комплекс был демонтирован с вертолёта. Вертолёту было оставлено обозначение Ка-32С.
Ка-32Т Транспортная модификация вертолёта для транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске, перевозки людей и грузов в транспортной кабине. От Ка-32С отличается отсутствием локатора «Осьминог» и его обтекателя в носовой части. Также на вертолёте не устанавливается поисково-спасательное оборудование. Вертолёт является однотипным с Ка-32С.

Ка-32Т/С 
Универсальное обозначение однотипных вертолётов Ка-32Т и Ка-32С.



Авиационные происшествия |



  • 4 июня 1987 года Ка-32Т Мурманская область, Кольский район, близ пос. Териберка, погибло 4 человека. Причина - обрыв груза на внешней подвески, вследствие чего лопнувший трос срезал стабилизатор и намотался на несущие винты.[6]

  • 17 августа 1990 года Ка-32С Мурманская область, 6 км западнее Ловозеро, погибло 11 человек. Причина — поломка редуктора.[7]

  • 27 марта 1991 года Ка-32С разбился в Ленинградской области. Причина — разрушение лопасти нижнего несущего винта.[8]

  • 15 мая 1991 года Ка-32Т упал в море в Приморском крае.[9]

  • 7 октября 1992 года Ка-32С разбился в Красноярском крае, погибло 4 человека.[10]

  • 11 июня 1999 года Ка-32С разбился в Индонезии, 1 человек погиб. Причина — падение оборотов несущих винтов.[11]

  • 4 сентября 2003 года Ка-32 разбился в Краснодарском крае, 9 человек погибло.[12]

  • Апрель 2004 года Ка-32 разбился в Малайзии, 1 погиб, 2 ранены.[13]

  • 4 сентября 2005 года Ка-32 разбился в Малайзии, трое погибли.

  • 23 октября 2005 года Ка-32 разбился в Азербайджане, полностью сгорел, 5 человек погибло.[14]

  • 28 августа 2006 года Ка-32 потерпел аварию в Турции.[15]

  • 6 ноября 2009 года Ка-32А, принадлежавший южнокорейской частной компании-перевозчику "Changwoon Aviation Co., Ltd.", потерпел крушение на одном из склонов горы Чомбонсан (1424 м) из-за плохих погодных условий. Оба пилота погибли. Вертолёт использовался в подразделении Корейской электрической корпорации (KEPCO), занимающимся монтажом опор [ЛЭП]. В день крушения вертолёт должен был перевезти груз древесины.[16]

  • 23 ноября 2009 года Ка-32А, находившийся в эксплуатации южнокорейской Лесной службы, разбился во время тренировочного полёта в провинции [Чолла-Намдо]. Погибли пилот вертолёта и два стажёра. Вертолёт столкнулся с поверхностью озера Йонам под углом 70 градусов. Следственная группа пришла к выводу о том, что крушение произошло при имитировании забора воды из озера для тушения лесного пожара. Основными версиями крушения на стадии расследования считались ошибка пилота или отказ оборудования.[17]

  • 26 сентября 2010 года Ка-32C (RA-31584) потерпел катастрофу в районе «Лунная Поляна», г. Сочи, Краснодарского края. Катастрофа произошла из-за самовыключения обоих двигателей по причинам применения некондиционного топлива и производственного дефекта регулятора частоты вращения свободной турбины правого двигателя. Погибло 2 человека, 1 пострадал.[18]

  • 26 апреля 2012 года Ка-32 (ER-KGD) потерпел катастрофу в районе села Остров в Румынии. Вертолёт летел в Турцию для тушения пожаров. Все 5 человек находившиеся на борту погибли.[19]

  • 26 июля 2012 года из-за отказа двигателя Ка-32АО (RA-31579) совершил грубую посадку в районе г. Сочи Краснодарского края. Вертолёт получил незначительные повреждения, жертв нет.[20]

  • 9 августа 2012 года Ка-32Т (RA-31596) в 15:20 (по местному времени) потерпел катастрофу в районе села Карачам в провинции Мугла в Турции. Все 5 человек находившиеся на борту погибли[21].

  • 3 сентября 2012 года в районе населённого пункта Мемориа (Memoria) (Португалия) при выполнении полёта по тушению пожаров Ка-32А11ВС (CS-HMO) в результате отказа двигателя, во время забора воды, с последующим разгоном со снижением зацепился внешней подвеской за ограждение и упал. Вертолёт получил значительные повреждения.[22]

  • 4 августа 2013 года вертолёт Ка-32А11BC (C-JKHL) совершил грубую посадку в районе населённого пункта Белла Кулла (Bella Coola) (Канада).[23] Вертолёт получил повреждения. Пострадавших нет.

  • 11 ноября 2014 года вертолёт МЧС РФ Ка-32 в ходе выполнения планового учебно-тренировочного полёта совершил жёсткую посадку в районе населённого пункта Сухая Падина Ставропольского края. Ка-32 получил повреждение и загорелся, четыре человека получили различные травмы, позже один скончался в больнице погиб командир воздушного судна.[24][25]

  • 3 июля 2017 года вертолёт Ка-32С, принадлежащий компании «Авиалифт Владивосток», совершил вынужденную посадку на воду. На борту находились 3 члена экипажа. Никто не пострадал.[26][27]



Эксплуатанты |




  • РоссияFlag of Russia.svg Россия


  • Республика КореяFlag of South Korea.svg Республика Корея: 63 Ка-32Т/С и Ка-32А, из которых 9 состоят на вооружении морской полиции и 7 на вооружении ВВС как поисково-спасательные вертолёты. 31 Ка-32 эксплуатируются как противопожарные вертолёты в Лесной службе Кореи. Помимо них 15 Ка-32 применяются различными гражданскими компаниями и ведомствами[28].

  • УкраинаFlag of Ukraine.svg Украина

  • БолгарияFlag of Bulgaria.svg Болгария


  • АзербайджанFlag of Azerbaijan.svg Азербайджан: 6 Ка-32 для МЧС[29]

  • КанадаFlag of Canada (Pantone).svg Канада


  • ИспанияFlag of Spain.svg Испания: 10 противопожарных вертолётов Ка-32А11ВС.[30]


  • ПортугалияFlag of Portugal.svg Португалия: 6 противопожарных вертолётов Ка-32А11ВС[31]


  • ШвейцарияFlag of Switzerland.svg Швейцария 


  • ЯпонияFlag of Japan.svg Япония: 1 Ка-32А11ВС[30]


  • КазахстанFlag of Kazakhstan.svg Казахстан: 2 Ка-32А11ВС приобретены для Министерства чрезвычайных ситуаций[32].

  • БразилияFlag of Brazil.svg Бразилия

  • * КНДРFlag of North Korea.svg КНДР



Состоит на вооружении |



  • Республика КореяFlag of South Korea.svg Республика Корея: 7 вертолётов Ка-32А4 поставлено, 32 заказано.[33]


Изображения |


Ка-32А11ВС на выставке HeliRussia 2011:




Примечания |





  1. Российские вертолёты фирмы «Камов» — Город.томск.ру


  2. «УТКА ПО-ПЕКИНСКИ» готова к употреблению


  3. Е. И. Ружицкий Мировые рекорды вертолётов. Казань: Изд-во «Вертолёт», 2005. ISBN 5-901821-04-1


  4. Сайт ОАО «КумАПП» — Ка-32А4 (недоступная ссылка)


  5. Ввиду того что в обозначении модели вертолёта используются латинские буквы, оно пишется одинаково на русском — Ка-32А11BC, и английском языке — Ka-32A11BC. Иногда встречающаяся транслитерация Ka-32A11VS является неверной.


  6. Катастрофа Ка-32Т Ленинградского УГА в Мурманской области (борт СССР-31004), 04 июня 1987 года. // AirDisaster.ru - авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР...


  7. Катастрофа Ка-32С Ленинградского УГА близ Ловозеро (борт СССР-31026), 17 августа 1990 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и Р …


  8. Авария Ка-32С Ленинградского УГА в Ленинградской области (борт СССР-31023), 27 марта 1991 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР …


  9. Авария Ка-32Т ДВ УГА в морском порту Владивостока (борт СССР-31037), 15 мая 1991 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России …


  10. Катастрофа Ка-32С Мурманского ОАО в р-не мыса Челюскин (борт СССР-31016), 07 октября 1992 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР …


  11. Катастрофа Ка-32С а/к Владивостокавиа в Индонезии (борт RA-31029), 11 июня 1999 года. // AirDisaster.ru — авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России …


  12. Lenta.ru: В России: Найден второй бортовой самописец разбившегося на горе Фишт Ка-32 Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine


  13. Lenta.ru: В мире: В Малайзии разбился российский вертолёт Ка-32


  14. Lenta.ru: б. СССР: Российский КА-32 разбился из-за технической неполадки


  15. Среди членов экипажа разбившегося в Анталье Ка-32 россиян не было | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»


  16. 인제 점봉산에 민간헬기 추락…조종사 2명 사망 (кор.)


  17. - 해양경찰청 노후헬기도 안심 못한다 (кор.)


  18. Катастрофа Ка-32С RA-31584 26.09.2010 — Расследование МАК Архивная копия от 16 мая 2012 на Wayback Machine


  19. A helicopter crashed in eastern Romania, killing all five people on board.


  20. Южное МТУ ФАВТ Минтранса России — Донесение об АП с вертолётом Ка-32АО RA-31579


  21. Команда разбившегося в Турции вертолёта тушила лесные пожары


  22. МАК — Ка-32А11ВС 03.09.2012 Архивная копия от 13 декабря 2012 на Wayback Machine


  23. Авиапроисшествие Ка-32А11BC C-JKHL - Информация МАК Архивная копия от 3 ноября 2013 на Wayback Machine


  24. Пострадавших при крушении Ка-32 отправили на лечение в Москву


  25. Пострадавший в крушении Ка-32 сотрудник МЧС скончался в больнице


  26. Работавший в Турции российский вертолет совершил экстренную посадку на воду. Проверено 24 ноября 2017.


  27. ntv.ru. Вертолет с россиянами рухнул в воду в Турции (англ.). НТВ. Проверено 24 ноября 2017.


  28. Южная Корея может закупить новую партию российских вертолётов Ка-32


  29. Азербайджан закупил у России новые вертолёты: Общество, 30 августа 2010


  30. 12 Ходы проверенным винтом //«Жуковские вести»


  31. Португалия закупила у России партию противопожарных вертолётов


  32. МЧС Казахстана переданы два вертолёта российского производства (недоступная ссылка)


  33. Сеул потратит миллиард долларов на закупку российских вертолётов




Ссылки |



  • Описание вертолёта КА-32 на сайте kahelicopter.com

  • Фотообход Ка-32 МЧС России из Геленджика

  • http://www.airwar.ru/enc/uh/ka32.html

  • https://web.archive.org/web/20090214235734/http://avia-mir.com/ru/kamov/index-ka32.php


  • https://www.youtube.com/watch?v=ERbrlxhxesg эксплуатация пожарной версии КА-32 в Испании

  • http://blog.livedoor.jp/shizuheri/archives/cat_21304.html









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус