Азимутальное подруливающее устройство
Азимутальное подруливающее устройство — в судостроении гребной винт, расположенный в поворачивающейся на 360° колонке. Такое устройство заменяет руль и позволяет швартоваться в стеснённых условиях, не привлекая буксир.
Азимутальное подруливающее устройство может быть как дополнительным движителем корабля, так и основным. Основным часто является на современных специализированных судах: буксирах, ледоколах.
Содержание
1 Конструкция
2 За и против
3 Применение
4 См. также
Конструкция |
По типу передачи:
- Механическая с вертикальным валом (англ. L-drive);
- Механическая с горизонтальным валом (англ. Z-drive);
Электрическая (англ. Azipod).
По количеству винтов в колонке:
- Одновинтовое;
- Двухвинтовое тандемное (винты вращаются в одну сторону);
- Двухвинтовое оппозитное (винты вращаются в разные стороны).
В моторных яхтах зачастую азимутальное устройство поворачивается не на все 360°, а лишь в некотором секторе.
За и против |
Преимущества:
- Лёгкое маневрирование на низких скоростях, вплоть до швартовки без буксира.
- Короткий остановочный путь, заодно не требуется реверсирование винта.
Недостатки:
- Затруднён ремонт в пути.
Применение |
- Крупные яхты и пассажирские суда (например, Queen Mary 2) — для упрощения манёвров по гавани.
Буксиры, спасательные суда, плавучие буровые, научно-исследовательские суда — судам этих классов надо точно маневрировать или даже ложиться в дрейф (подруливать так, чтобы независимо от ветра и волн положение судна оставалось неизменным).- Самоходные земснаряды и плавучие краны.
Ледоколы и ледокольные суда (струя воды от подруливающего устройства хорошо очищает проход от плавающих льдин).- Военные корабли прибрежной зоны (в частности, десантные корабли «Мистраль»).
См. также |
- Azipod
Это заготовка статьи о морском транспорте. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |