Надувная лодка
Воспроизвести медиафайл
Надувна́я ло́дка — плавсредство, представляет собой надувную конструкцию для плаванья по поверхности воды. Простое и популярное решение для передвижения по воде на небольшие расстояния.
Часто применяются при охоте и рыбалке, отдыхе на воде. Лодка с тентом — надувной спасательный плот, входит в оснащение практически всех судов.
На военной службе надувные мотолодки используются для морских десантов и тайных диверсионных вылазок.
Содержание
1 История
2 Разновидности
3 Интересные факты
4 См. также
5 Литература
6 Примечания
История |
Надувные резиновые лодки появились в XIX веке. В 1840-х годах Питер Халкетт сконструировал лодку собственной оригинальной конструкции для британских исследователей в Арктике.
В настоящее время для производства надувных лодок чаще всего используется синтетическая (полимерная) ткань, которая по своим эксплуатационным свойствам превосходит резину. На смену лодкам из резины и «тентовых» тканей пришли надувные лодки из специальной лодочной ткани на основе армированного поливинилхлорида. Лодки изготавливаются из высококачественной ПВХ-ткани — масло-, бензо-, износостойкой и не подверженной влиянию ультрафиолетового излучения. В современных моделях надувных лодок применяется пятислойная ткань, состоящая из одного армирующего слоя, двух герметизирующих и двух защитных слоёв. Весовая плотность ткани варьирует от 750 г/м2 для малых гребных лодок до 1100 г/м2 и более для моторных лодок длиной от 360 см.
Разновидности |
По вариантам использования делятся на лодки общего применения (любительские) и лодки специального назначения (патрульно-спасательные, армейские и т. д.).
По классу движителя делятся на гребные и моторные лодки. В некоторых моделях гребных лодок предусмотрен навесной (съёмный) транец, допускающий установку лодочного мотора малой мощности.
Конструктивно делятся на:
- сланевые плоскодонные лодки;
- лодки с разборными пайолами и надувным килем;
- лодки с надувным днищем низкого давления;
- лодки с надувным жёстким днищем (с «вкладышем») (англ. air desk);
лодки с жёстким корпусом и надувными баллонами (англ. rigid-hulled inflatable boat, RHIB).
Плоскодонные надувные лодки характеризуются наименьшим весом и габаритами транспортировочной сумки, минимальным временем приведения в рабочее состояние. Минимальную жёсткость днищу придает слань (настил) из водостойкой фанеры. Прямоугольные элементы настила монтируются в предусмотренные для этого тканевые пазы на внутренней стороне днища.
В лодках с жёстким днищем (разборными пайолами) используется дополнительный баллон, расположенный продольно между пайолами и внутренней стороной тканевого днища. Давление воздуха в этом баллоне придает днищу лодки килеватость, что делает её более комфортной при движении в режиме глиссирования. Пайолы изготавливают из водостойкой фанеры или анодированного алюминия. Различают три типа пайола: складной, жесткий с н-образным профилем и жесткий со стрингерами.[1]
На лодках с надувным днищем низкого давления днище по конструкции представляет собой такой же баллон, как и бортовые. В него нагнетается воздух под таким же давлением, как и в бортовые баллоны (обычно 0,25 кг/см2). Приведение такой лодки в рабочее состояние, как правило, занимает немного времени и зависит от производительности компрессора.
На лодках с надувным жёстким днищем вместо пайол используется настил (вкладыш) из специального материала с поперечными волокнами (англ. double wall). В это вкладыш нагнетается воздух под достаточно высоким давлением (около 1 кг/см2, в баллонах обычно поддерживается давление 0,25 кг/см2). Вес таких лодок, время приведения в рабочее состояние и жёсткость днища меньше, чем у лодок с пайолами.
Наилучшими мореходными характеристиками отличаются лодки с жёстким корпусом и надувными баллонами по периметру лодки (за исключением кормовой части). По сути, это гибрид надувной лодки и катера с цельнопластиковым корпусом. Баллоны предохраняют лодку от опрокидывания на виражах и удерживают судно на плаву при движении в водоизмещающем режиме. При глиссировании лодка соприкасается с водой только кормовой поверхностью днища благодаря возникшей на большой скорости подъёмной силе.
Интересные факты |
- В 1952 году французский врач и мореход-любитель Ален Бомбар в одиночку за 65 дней пересёк на надувной мотолодке Атлантический океан.
- Надувные лодки грузоподъёмностью более 225 кг относятся к маломерным судам и подлежат обязательной регистрации (с 25 мая 2012 года изменились правила регистрации водного транспорта — теперь не регистрируются суда массой до 200 кг и мощностью двигателей до 8 кВт включительно[2])
См. также |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Надувная лодка на Викискладе |
- Водный туризм
- Спасательный конец Александрова
- Спасательный жилет
- Банан (аттракцион)
Литература |
А. Н. Королев, В. П. Жохов. Надувные лодки
Примечания |
↑ Лодки ПВХ для рыбалки (неопр.). Проверено 24 декабря 2018.
↑ обязательная регистрация — полный текст документа