Ничья (шахматы)




Ничья в шахматах — результат партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. Обычно (за исключением Армагеддона) за ничью каждый игрок получает по пол-очка.




Содержание






  • 1 Правила


  • 2 Примеры


  • 3 См. также


  • 4 Примечания





Правила |


Ничья фиксируется в следующих случаях:




  • Пат (одна из сторон, получив право хода, не может его сделать, так как её фигуры заблокированы либо сняты с доски, а король хоть и не находится под шахом, но не в состоянии пойти куда-либо, в силу того, что все доступные ему поля контролируются фигурами противника)


  • Недостаточность материала. Невозможно поставить мат, если на доске остались только короли, либо, кроме двух королей, один конь или произвольное количество однопольных слонов (их может оказаться больше одного в результате превращения пешек). Ничья не может быть автоматически зафиксирована, если кроме этих фигур на доске находятся ещё какие-либо другие фигуры, либо пешки любого цвета, поскольку в этих случаях мат (пусть даже и кооперативный) теоретически возможен.


  • Троекратное повторение одной и той же позиции (не обязательно в течение трёх ходов подряд), причём кроме одинакового расположения всех фигур должны быть соблюдены ещё два условия: очередь хода во всех трёх случаях должна принадлежать одной и той же стороне и во всех случаях должны быть абсолютно одинаковые возможные ходы (в том числе право на рокировку (не только на ближайшем ходу, но и в дальнейшем) и взятие на проходе для каждой стороны).


При этом учитывается лишь факт занятия фигурой данного достоинства конкретного поля доски, так например, если два белых коня поменялись местами — всё равно считается, что позиция повторилась.
Для фиксации ничьей игрок, заметивший троекратное повторение позиции и желающий остановить игру на ничейном результате, может обратиться к судье.
Примеры, когда несмотря на троекратное повторение ничья не фиксируется:


I. 1. e4 e5 (позиция создалась 1-й раз) 2. Фf3 Фе7 3. Фе2 Фd8 4. Фd1 (2-й раз) Фf6 5. Фе2 Фе7 6. Фd1 Фd8 (3-й раз)


Здесь ничья не фиксируется из-за разной очерёдности хода: в 1-м и 3-м случаях позиция создавалась при ходе белых, а во 2-м — при ходе чёрных


II. 1. e4 e5 2. Кf3 Кс6 3. Сс4 Се7 (1-й раз) 4. Кре2 Кf6 5. Кре1 Кg8 (2-й раз) 6. Кре2 Кf6 7. Кре1 Кg8 (3-й раз)


Здесь ничья не фиксируется из-за неодинаковых возможностей игры: в 1-м случае белые имели право на рокировку, а во 2-м и 3-м уже нет.




  • Обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой. Как и в предыдущем случае, ничья фиксируется по требованию любого из игроков. Раньше в шахматном кодексе оговаривалось, что в позиции, где выигрыш достижим, но для него не хватает 50 ходов и это можно доказать, количество необходимых для ничьей ходов можно увеличить до 100. Данным пунктом, правда, никто ни разу не воспользовался, и впоследствии его отменили, было сделано исключение лишь для трёх типов окончаний — ладья и слон против ладьи, два коня против пешки и ладья с пешкой против слона с пешкой. В 1970—1980-х годах компьютерный анализ показал, что для многих других типов эндшпиля 50 ходов также не хватает, и кодекс был пополнен. Однако впоследствии все исключения отменили, и сейчас правило 50 ходов действует в любых позициях[1].


  • Игроки согласились на ничью (ничья по (обоюдному) согласию), то есть один из игроков, сделав свой очередной ход (что необходимо по правилам), предложил ничью, а другой её принял. Для предложения ничьей достаточно сказать «ничья». Если противник делает ход, не ответив на предложение ничьей, оно считается отвергнутым. С недавних пор на некоторых турнирах применяются так называемые «Софийские правила», ограничивающие возможность соглашения игроков на ничью.


  • Один из игроков просрочил время, а у его противника (у которого осталось время) не имеется достаточного для объявления мата материала (см. выше).


  • Игрок просрочил время в последнем периоде партии, но его соперник не пытался или не мог выиграть и играл «на время». Если у игрока осталось менее 2 минут времени до конца партии, а соперник явно тянет время, игрок может остановить часы и обратиться к судье с требованием объявления ничьей. Судья вправе, по собственному усмотрению, либо объявить ничью немедленно, либо отложить решение (в этом случае он должен лично наблюдать за игрой до конца партии и вынести решение до или после падения флажка), либо отклонить требование (в этом случае сопернику добавляется 2 минуты времени) (Правила ФИДЕ, статья 10).


Вечный шах также приводит к ничьей, но сам по себе не оговорен правилами. Он приводит либо к троекратному повторению, либо к правилу 50-ти ходов, либо, чаще всего, к с согласию противников на ничью[2].



Примеры |


Корчной — Карпов, 1978



























































a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg
f7 белые король

g7 белые слон

h7 чёрные король

a4 чёрные пешка

a3 белые пешка

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Позиция после 124. Bc3-g7, пат[3]



Фишер — Петросян, 1971



























































a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg
a7 чёрные пешка

b7 чёрные пешка

f7 чёрные пешка

h7 чёрные король

c6 чёрные пешка

f6 чёрные ферзь

h6 чёрные пешка

d5 чёрные ладья

f5 белые пешка

f4 белые ладья

h3 белые пешка

a2 белые пешка

c2 белые пешка

e2 белые ферзь

f2 белые пешка

h1 белые король

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Позиция после 30. Qe2, после 32. Qe2, и после 34. Qe2, ничья после троекратного повторения[4]



Ян Тимман — Луц, 1995



























































a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg
h7 чёрные король

b5 чёрные ладья

f5 белые король

g5 белые ладья

f4 белые слон

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Позиция после 121... Rb5+, ничья по правилу 50-ти ходов[5]




Видмар — Мароци, 1932



























































a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg
c7 чёрные слон

f7 чёрные король

g4 белые король

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Ничья, недостаточно материала для мата[6]



мат невозможен



























































a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg
d6 чёрные король

f6 чёрные пешка

h6 чёрные пешка

c5 чёрные пешка

e5 чёрные пешка

f5 белые пешка

g5 чёрные пешка

h5 белые пешка

b4 чёрные пешка

c4 белые пешка

e4 белые пешка

g4 белые пешка

a3 чёрные пешка

b3 белые пешка

d3 белые слон

a2 белые пешка

e2 белые король

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Ничья. Не существует последовательности ходов, которая может привести к мату. (Mednis 1990:43)



Петросян - Фишер, 1958



























































a b c d e f g h
8

Chessboard480.svg
g8 чёрные ладья

f7 белые пешка

g6 белые пешка

g5 белые король

c3 чёрные пешка

c2 чёрные король

8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h

Позиция после 67. f7, Ничья по соглашению [7]





См. также |



  • Позиционная ничья (шахматы)

  • Ничейная смерть

  • Софийские правила

  • Шахматы#Итог игры



Примечания |





  1. Статья 9: Ничья


  2. Harkness, Kenneth (1967), Official Chess Handbook, McKay


  3. Karpov vs. Korchnoi


  4. Fischer vs. Petrosian 1971


  5. Timman vs. Lutz


  6. Vidmar vs. Maroczy


  7. Petrosian vs. Fischer










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск