Ничья (шахматы)
Ничья в шахматах — результат партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. Обычно (за исключением Армагеддона) за ничью каждый игрок получает по пол-очка.
Содержание
1 Правила
2 Примеры
3 См. также
4 Примечания
Правила |
Ничья фиксируется в следующих случаях:
Пат (одна из сторон, получив право хода, не может его сделать, так как её фигуры заблокированы либо сняты с доски, а король хоть и не находится под шахом, но не в состоянии пойти куда-либо, в силу того, что все доступные ему поля контролируются фигурами противника)
Недостаточность материала. Невозможно поставить мат, если на доске остались только короли, либо, кроме двух королей, один конь или произвольное количество однопольных слонов (их может оказаться больше одного в результате превращения пешек). Ничья не может быть автоматически зафиксирована, если кроме этих фигур на доске находятся ещё какие-либо другие фигуры, либо пешки любого цвета, поскольку в этих случаях мат (пусть даже и кооперативный) теоретически возможен.
Троекратное повторение одной и той же позиции (не обязательно в течение трёх ходов подряд), причём кроме одинакового расположения всех фигур должны быть соблюдены ещё два условия: очередь хода во всех трёх случаях должна принадлежать одной и той же стороне и во всех случаях должны быть абсолютно одинаковые возможные ходы (в том числе право на рокировку (не только на ближайшем ходу, но и в дальнейшем) и взятие на проходе для каждой стороны).
При этом учитывается лишь факт занятия фигурой данного достоинства конкретного поля доски, так например, если два белых коня поменялись местами — всё равно считается, что позиция повторилась.
Для фиксации ничьей игрок, заметивший троекратное повторение позиции и желающий остановить игру на ничейном результате, может обратиться к судье.
Примеры, когда несмотря на троекратное повторение ничья не фиксируется:
I. 1. e4 e5 (позиция создалась 1-й раз) 2. Фf3 Фе7 3. Фе2 Фd8 4. Фd1 (2-й раз) Фf6 5. Фе2 Фе7 6. Фd1 Фd8 (3-й раз)
Здесь ничья не фиксируется из-за разной очерёдности хода: в 1-м и 3-м случаях позиция создавалась при ходе белых, а во 2-м — при ходе чёрных
II. 1. e4 e5 2. Кf3 Кс6 3. Сс4 Се7 (1-й раз) 4. Кре2 Кf6 5. Кре1 Кg8 (2-й раз) 6. Кре2 Кf6 7. Кре1 Кg8 (3-й раз)
Здесь ничья не фиксируется из-за неодинаковых возможностей игры: в 1-м случае белые имели право на рокировку, а во 2-м и 3-м уже нет.
Обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой. Как и в предыдущем случае, ничья фиксируется по требованию любого из игроков. Раньше в шахматном кодексе оговаривалось, что в позиции, где выигрыш достижим, но для него не хватает 50 ходов и это можно доказать, количество необходимых для ничьей ходов можно увеличить до 100. Данным пунктом, правда, никто ни разу не воспользовался, и впоследствии его отменили, было сделано исключение лишь для трёх типов окончаний — ладья и слон против ладьи, два коня против пешки и ладья с пешкой против слона с пешкой. В 1970—1980-х годах компьютерный анализ показал, что для многих других типов эндшпиля 50 ходов также не хватает, и кодекс был пополнен. Однако впоследствии все исключения отменили, и сейчас правило 50 ходов действует в любых позициях[1].
Игроки согласились на ничью (ничья по (обоюдному) согласию), то есть один из игроков, сделав свой очередной ход (что необходимо по правилам), предложил ничью, а другой её принял. Для предложения ничьей достаточно сказать «ничья». Если противник делает ход, не ответив на предложение ничьей, оно считается отвергнутым. С недавних пор на некоторых турнирах применяются так называемые «Софийские правила», ограничивающие возможность соглашения игроков на ничью.
Один из игроков просрочил время, а у его противника (у которого осталось время) не имеется достаточного для объявления мата материала (см. выше).
Игрок просрочил время в последнем периоде партии, но его соперник не пытался или не мог выиграть и играл «на время». Если у игрока осталось менее 2 минут времени до конца партии, а соперник явно тянет время, игрок может остановить часы и обратиться к судье с требованием объявления ничьей. Судья вправе, по собственному усмотрению, либо объявить ничью немедленно, либо отложить решение (в этом случае он должен лично наблюдать за игрой до конца партии и вынести решение до или после падения флажка), либо отклонить требование (в этом случае сопернику добавляется 2 минуты времени) (Правила ФИДЕ, статья 10).
Вечный шах также приводит к ничьей, но сам по себе не оговорен правилами. Он приводит либо к троекратному повторению, либо к правилу 50-ти ходов, либо, чаще всего, к с согласию противников на ничью[2].
Примеры |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
См. также |
- Позиционная ничья (шахматы)
- Ничейная смерть
- Софийские правила
- Шахматы#Итог игры
Примечания |
↑ Статья 9: Ничья
↑ Harkness, Kenneth (1967), Official Chess Handbook, McKay
↑ Karpov vs. Korchnoi
↑ Fischer vs. Petrosian 1971
↑ Timman vs. Lutz
↑ Vidmar vs. Maroczy
↑ Petrosian vs. Fischer