Брунов, Борис Сергеевич





















































Борис Брунов
Boris Brunov.jpg
Борис Брунов в 1997 году
(фото Игоря Верещагина)
Имя при рождении
Борис Сергеевич Брунов
Дата рождения
10 июня 1922(1922-06-10)[1]
Место рождения
Тифлис, ГССР
Дата смерти
2 сентября 1997(1997-09-02)[1](75 лет)
Место смерти
  • Москва, Россия

Гражданство

  • Flag of the Soviet Union.svg СССР

  • Flag of Russia.svg Россия


Профессия

актёр
режиссёр
конферансье
театральный педагог

Годы активности
1948—1997
Театр
Московский театр эстрады
Награды






Орден Отечественной войны II степени  — 19851985
Орден Трудового Красного Знамени
Орден «Знак Почёта»  — 1980





Народный артист РСФСР— 1985 Заслуженный артист РСФСР — 1969


IMDb
ID 0116555
Commons-logo.svg Борис Брунов на Викискладе

Бори́с Серге́евич Бруно́в (10 июня 1922, Тифлис — 2 сентября 1997, Москва) — конферансье, режиссёр, педагог, народный артист РСФСР (1985)[2], профессор, руководитель Московского государственного театра эстрады.




Содержание






  • 1 Биография


    • 1.1 Детство


    • 1.2 Творчество


    • 1.3 Учёба


    • 1.4 Конферансье


    • 1.5 Театр эстрады




  • 2 Фильмография


  • 3 Награды и звания


  • 4 Примечания


  • 5 Ссылки





Биография |


Родился в Тифлисе, в семье обрусевших итальянских цирковых актёров Брунос (в конце XIX века был известен Папи Брунос — акробат, участник цирковых пантомим). Родители Бориса Брунова владели многими жанрами, но преимущественно работали на проволоке (эквилибристы) и как сверхметкие стрелки из ружей.



Детство |


В десять лет впервые вышел на манеж в номере родителей. Со временем освоил многие жанры: жонглирование, акробатику, игру на концертино и ксилофоне. С детских лет цирк привил ему чувство публичности, непринужденность, раскованность.


Во время службы в армии (Дальний Восток) принимал участие в художественной самодеятельности. Начал вести программу Тихоокеанского ансамбля песни и пляски. В 1948 году после демобилизации — конферансье небольших концертных бригад, монологи, репризы брал из газет и журналов, из репертуара столичных гастролеров.



Творчество |


В 1953 году приехал в Москву, отсутствие своего репертуара помешало с первой попытки поступить в Москонцерт. Но остроумного, обаятельного молодого артиста заметили, Рина Зелёная взяла его под свою опеку. Известный артист эстрады и оперетты Р. Юрьев познакомил Бориса Брунова с молодым публицистом Матвеем Грином. В результате совместной работы в его репертуаре появились первые «положительные» фельетоны «В шесть вечера после работы» и «Будьте как дома» — о Москве и её будущем. Второй как нельзя более соответствовал теме торжественного концерта в Колонном зале Дома Союзов, и молодой конферансье оказался его участником (23 октября 1954 года), а вслед за тем и штатным конферансье Мосэстрады.



Учёба |


В 1971 году окончил Высшие режиссёрские курсы, получив диплом режиссёра эстрады и массовых зрелищ. Быстро завоёвывает ведущее положение.



Конферансье |


В 1950—1970-е годы становится известным конферансье (нередко и постановщиком, ведущим, режиссёром) всевозможных декад, фестивалей, праздников, проводившихся по всей стране. Выступал на Северном Полюсе (1956), в котловане Братской ГЭС, на открытии Кремлёвского Дворца съездов, в Зеленом театре ЦПКиО Москвы, в маленьких сельских клубах и др. Каждая аудитория требовала особой манеры ведения концерта.


Много работавший с ним Матвей Грин отмечал «удивительное, никогда не подводившее Бориса Брунова чутье на реакцию зрителей». Умел вовремя вставить остроумную реплику, «обыграть» неожиданную ситуацию, рассказать анекдот. Но импровизационный дар и острота реакции — сильнейшие качества Бориса Брунова-конферансье не могли раскрыться в условиях строжайшей цензуры, когда отступление от утверждённого текста грозило серьёзными неприятностями. Со временем его собственные «разговорные» номера стали короче, развёрнутые фельетоны уходили в прошлое, уступая место коротким злободневным репризам, куплетам (авторы Г. Териков, О. Левицкий, А. Цомук, А. Мерлин и др.). Выработал свою манеру исполнения — «проговаривал» куплет, слегка напевал рефрен. Музыкальность, пластичность, чуть старомодное изящество отличали его — «старого куплетиста» (куплеты «Ах, варьете»). В своих шутливых интермедиях использовал синхробуффонаду, фокусы с платочками (сам же их разоблачал), играл на концертино, на ксилофоне.


Один из известных номеров в исполнении Бориса Брунова — «Техника», посвящённый исполнению под фонограмму. Персонаж Брунова — исполнитель — не может попасть в постоянно меняющуюся мелодию и вынужден моментально выкручиваться. Номер завершался фразой «Техника!».


С первого момента появления Бориса Брунова на эстраде, с первых слов «Добрый вечер, здрасьте!» устанавливался контакт с залом. Лицо, фигура, всё поведение излучали доброжелательность, оптимизм, его демократичность была без вульгарности, лукавство без язвительности. Любил публику и радовался предстоящему общению; представлял актёров уважительно, в то же время не предрешая зрительской оценки. Способность чувствовать время позволяла Борису Брунову занимать на эстраде ведущее положение в течение четырёх десятилетий. Особой стороной деятельности Бориса Брунова — конферансье являлись зарубежные гастроли, вёл программы на многих иностранных языках. Использовал эксцентрику, трюки, элементы танца и др. Объездил весь мир, не однажды представлял наших артистов в США, Канаде, странах Южной Америки, Азии, Европе.



Театр эстрады |





Памятник на Новодевичьем кладбище Москвы



С 1983 по 1997 гг. — художественный руководитель и директор Московского театра эстрады. Член жюри многих Всесоюзных и Всероссийских конкурсов артистов эстрады. Вице-президент Международного союза деятелей эстрадного искусства (МСДЭИ). Член ряда общественных организаций: президиума ЦДРИ, Московского городского фонда мира и др. Под его руководством (часто с непосредственным участием) проходили бенефисы, вечера памяти выдающихся артистов (Р. Зелёной, А. Миронова, В. Ильченко, Л. Утёсова, К. Шульженко и др.).


Активно выдвигал талантливую молодёжь. Помогая советами, в своем конферансе стремился наиболее выгодно подать молодых артистов. С 1976 года преподавал на факультете эстрады ГИТИС (руководитель курса). Художественный вкус, любовь к эстраде и её артистам в лице Бориса Брунова удачно сочетались с талантом организатора.


Умер 2 сентября 1997 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.



Фильмография |


В последние годы жизни снялся в фильме «Возвращение „Броненосца“».



Награды и звания |




  • Заслуженный артист РСФСР (1969)


  • Народный артист РСФСР (1985)


  • Орден Отечественной войны II степени (1985)

  • Орден Трудового Красного Знамени


  • Орден «Знак Почёта» (14 ноября 1980 года) — за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады[3]

  • Благодарность Президента Российской Федерации (11 июля 1996 года) — за активное участие в организации и проведении выборной кампании Президента Российской Федерации в 1996 году[4]



Примечания |





  1. 12 Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q63056"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P535"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2025"></a>



  2. Уварова Е. Д., Эстрада в России. XX век: энциклопедия. — М.: Olma Media Group, 2004. — 861 с. — С. 93 ISBN 5-224-04462-6


  3. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1980 года № 3301-X «О награждении орденами и медалями СССР работников, наиболее отличившихся при подготовке и проведении Игр XXII Олимпиады» Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine


  4. Распоряжение Президента Российской Федерации от 11 июля 1996 года № 360-рп «О поощрении доверенных лиц и активных участников организации и проведения выборной кампании Президента Российской Федерации в 1996 году»




Ссылки |



  • Биография Б. Брунова

  • Могила Б. Брунова




Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск