Даб
















































Даб
Направление
Регги
Истоки
Регги, Психоделическая музыка
Место и время возникновения
ЯмайкаFlag of Jamaica.svg Ямайка, 1970-е годы
Годы расцвета
конец 70-х
Поджанры

Dub poetry, Дабтроника, Дабвайз, Даб-техно, Эмбиент-даб
Родственные

Ньябинги, Реггей, Ска, Рокстеди
Производные

Трип-хоп, Даунтемпо, Хаус, Джангл, Дэнсхолл, Драм-н-бейс, Иллбиент, Smooth Jazz, Дабстеп, Псай-даб, Даб-чилл, Постпанк
См. также

Ямайская саунд-система, Риддим

Даб (англ. dub) — музыкальный жанр, возникший в начале 1970-x годов на Ямайке. Первоначально записи в этом жанре представляли собой песни реггей с удалённым (иногда частично) вокалом. С середины 1970-х годов даб стал самостоятельным явлением, считающимся экспериментальной и психоделической разновидностью реггей. Музыкально-идейные наработки даба дали рождение технологии и культуре ремиксов, а также прямо или косвенно повлияли на развитие новой волны и таких жанров, как хип-хоп, хаус, драм-энд-бэйс, трип-хоп, даб-техно и других.




Содержание






  • 1 Характеристика


  • 2 История


  • 3 Региональные сцены


    • 3.1 Ямайка (Jamaican dub)


    • 3.2 США


    • 3.3 Великобритания (UK dub)


    • 3.4 Франция (French dub)


    • 3.5 Нидерланды


    • 3.6 Австрия


    • 3.7 Германия


    • 3.8 Россия


    • 3.9 Япония


    • 3.10 Новая Зеландия




  • 4 Примечания


  • 5 Ссылки





Характеристика |




Линтон Квези Джонсон (2008)



.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}

Линтон Квези Джонсон[1]:





Грозовые раскаты бочки,
Бас, ритм и труба, переплетаясь
Сливаются глубоко внизу с барабанами…


.mw-parser-output .ts-oq{overflow:auto;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-oq .ref-info{font-size:100%}.mw-parser-output .ts-oq .NavToggle{float:none;position:static;right:auto;text-align:left;margin-left:1em}

.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}




По звучанию даб характеризуется, прежде всего, мощной плотной басовой линией, общим пространственным звучанием композиций и обилием глубокого эха на присутствующих звуках, особенно на ударных и перкуссии. Поскольку даб является производным от регги, басовые линии составляются по канонам, типичным для этого жанра.



История |


Это направление получило название благодаря «дублированию» песен реггей их инструментальными, ориентированными на ритм версиями на оборотной стороне синглов, и к середине 1970-х развилось в собственный полноценный стиль, открывающим простор для звукорежиссёрских экспериментов. Обычай перезаписывать или пересводить песни реггей без вокала начался в 1967 году, когда диск-жокеи обнаружили, что в танцклубах и на вечеринках люди сами с удовольствием поют эти песни. Где-то к 1969 году некоторые диск-жокеи начали говорить под эти инструментальные версии, часто изменяя уже знакомый текст песни.[2]








Обложка альбома «Pick A Dub» Кейта Хадсона (1974)


Наиболее заметным из «ранних» диджеев был Ю-Рой (U-Roy), получивший известность благодаря тому, что вёл импровизированные диалоги с певцами на записях. Аудиосистема, на которой работал Ю-Рой, принадлежала звукорежиссёру Кингу Табби. Последний микшировал все инструментальные дорожки, под которые Ю-Рой говорил. В конце концов, Табби начал экспериментировать, делая ремиксы этих инструментальных дорожек, увеличивая громкость ритм-секции, выбрасывая все или почти все вокальные партии, если они были, и добавляя новые эффекты, такие как реверберация и эхо. Многие поклонники реггей восприняли это как освобождение музыки от всего лишнего, чтобы добраться до её естественной сути. Синглы с инструментальными версиями на стороне «Б» (B-sides) получили всеобщее распространение, и ремиксы Кинг Табби стали чуть ли не важнее самих оригиналов. С 1974 года стали появляться альбомы, полностью состоявшие из «дабов», с заметными влияниями миксов Табби. Альбом «Pick A Dub» Кейта Хадсона (1974) считается первым полноценным альбомом в стиле даб. Композиции альбома сконцентрированы вокруг плотных партий баса и ударных, периодически «всплывающих» голосов и перкуссионных наслоений, записанных с использованием эхо-эффектов.




Пик популярности даба приходится на конец 70-х, к тому времени он приобретает известность в Британии и США, а некоторые рок-музыканты (например, The Police, The Clash, Public Image Ltd, The Slits, The Pop Group) напрямую заимствуют элементы даба в своей собственной музыке.

Из других ранних продюсеров стоит назвать Ли «Скретч» Перри с его колоритным, утончённым стилем. К 1976 году даб по популярности на Ямайке уступал только коренному растафарианскому реггей, а также получил распространение в Великобритании (во многом благодаря лейблу Island Records), где такие коренные исполнители реггей, как Burning Spear и Black Uhuru не менее успешно освоили даб. В 1980-е даб в Великобритании продолжал быть актуальным направлением, благодаря Mad Professor, Aswad и такому экспериментатору, как Адриан Шервуд (Adrian Sherwood), но в дальнейшем, несмотря на появление новых талантливых исполнителей, таких как Scientist, Принс Джемми (Prince Jammy) и Майки Дред, мода на ямайскую музыку сдвинулась в сторону словесных импровизаций диджеев, с популярностью dancehall и ragga.


Неторопливая музыка даба возымела влияние не только в контексте рэггей; драм-энд-бэйс, расцветший в 1990-е годы в Великобритании, многое заимствовал из техники продюсирования и микширования, применявшейся в дабе.






Ли «Скретч» Перри (1998)



С началом цифровой эры на Ямайке в 1985 году, многие даб-продюсеры начинают экспериментировать с электронным звучанием, а к 90-м, при возрождении рутса, в Великобритании возникает новая волна даб-музыки (Jah Shaka, Jah Warrior, Mixman и т. п.). В это время многие поп-группы, такие как (Dreadzone), заимствуют элементы даба, появляются стили музыки, на которые непосредственно повлиял даб, к примеру, эмбиент-хаус (The Orb), даб-хаус, даб-техно (Basic Channel), трип-хоп (Massive Attack). В свою очередь даб-музыканты активно используют в своей музыке элементы современной электронной музыки.



Региональные сцены |



Ямайка (Jamaican dub) |



  • Аугустус Пабло


  • Bunny Lee и The Aggrovators

  • Кинг Табби

  • Ли «Скрэтч» Перри

  • Кит Хадсон

  • Roots Radics

  • Scientist

  • Sly & Robbie



США |



  • Билл Ласвелл

  • Easy Star All-Stars

  • Soldiers of Jah Army

  • Sub Oslo

  • Spectre



Великобритания (UK dub) |


Великобритания на правах бывшей метрополии стала вторым после Ямайки крупнейшим центром распространения даба. Иммигрантами из стран Карибского региона и других колоний здесь были основаны многочисленные звукозаписывающие студии и лейблы, специализировавшиеся на афрокарибской музыке. В их числе всемирно известная студия Ariwa Sounds, основанная 1979 году Mad Professor'ом. Для стиля, получившего название UK dub, характерен минимализм, «интеллигентность», большое влияние со стороны музыки стран Востока (прежде всего, Индии и Пакистана) (Asian Dub Foundation). Попытки отыскать новое звучание на стыке ямайского даба, ориентальных мотивов и некой «планетарной психоделики» предпринимались также многими представителями британского электронного андеграунда (Ott, Muslimgauze, A Guy Called Gerald).[3]



  • Linton Kwesi Johnson

  • Jah Wobble

  • Jah Shaka

  • King Earthquake

  • Mad Professor

  • Jah Warrior

  • Vibronics

  • Scorn

  • Iration Steppas

  • Alpha & Omega

  • Zion Train

  • Dub Syndicate

  • Dubateers

  • Dub Conductor

  • Kibir La Amlak

  • Earthquake Studios



Франция (French dub) |


Даб-музыка Франции, как и Великобритании, испытывает сильные восточные влияния, но в основном со стороны арабской, а также северо- и восточноафриканской музыки (Dub Incorporation, Fedayi Pacha). Характерно отсутствие преобладающего направления развития (мейнстрима). Местные коллективы часто экспериментируют, смешивая даб с элементами других музыкальных жанров от психоделик-транса (Brain Damage) до танго (Gotan Project). Прослеживается заметное влияние хип-хоп-культуры, в том числе в наложенных поверх «минусовок» текстах на социально-политические темы. (EZ3kiel, Le Peuple de l’Herbe). Численный и инструментальный состав групп весьма разнообразен, причём зачастую используются нехарактерные для жанра инструменты — аккордеон, флейта, виолончель (Zenzile). Издаётся ряд специализированных музыкальных сборников (French Dub System, Dub in France, Dub Addicts).[4]



  • Kanka

  • Dub Incorporation

  • Panda Dub



Нидерланды |



  • Twilight Circus

  • King Shiloh



Австрия |


Австрия, а точнее Вена, известна как место проведения фестивалей, «тусовок», посвященных даб- и чилаут-музыке.
Dub Club Vienna



  • Dubblestandart http://www.dubblestandart.com/ http://www.myspace.com/dubblestandart


Германия |


Традиционно преобладание техно. Лейблы: Basic Channel, Echobeach



  • Rhythm & Sound

  • Kieser Velten



Россия |


В СССР самым известным коллективом, игравшим даб и регги, был Комитет Охраны Тепла. В России даб-сцена активно развивается. Выпускается серии сборников «Dub Community of Russia»[5], «Dub Adventures in Russia», и т. д. В июне 2012 состоялась первая вечеринка в саундсистемном формате на настоящей саундсистеме.


  • Карибасы


  • Dub Division

  • DUB TV

  • General Culture

  • Lion Posse Soundsystem

  • Rebelsteppa

  • The Dubsters

  • OVRDBD

  • The Limelight Dub

  • Electro Dub Company

  • Samosad Bend


  • RDG Sound system

  • Stormbreaker Hi-Fi


Япония |




  • Audio Active (англ.)


  • Dry & Heavy (англ.)


  • Fishmans (англ.)



Новая Зеландия |




  • Black Seeds (англ.)


  • Fat Freddies Drop (англ.)


  • Katchafire (англ.)


  • Pitch Black (англ.)


  • Salmonella Dub (англ.)



Примечания |





  1. Оригинальный текст песни Линтона Квези Джонсона «Reggae Sounds» с альбома 1998 года «Independent Intavenshan»


  2. Диджеем или toaster’ом на Ямайке традиционно называется человек, исполняющий словесные импровизации или, реже, поющий под музыку на дискотеке, то есть тот, кого в других странах принято называть MC. Роль диск-жокея (в обыденном понимании) в ямайской саунд-системе выполняет селектор.


  3. тег «UK dub» на last.fm


  4. тег «french dub» на last.fm


  5. Dubwise.ru Архивная копия от 4 августа 2009 на Wayback Machine"




Ссылки |



  • suboutdub.in — российский даб нет-лейбл — Sub Out Dub In

  • dubwise.ru — reggae / dub / dancehall нет-лейбл и журнал


  • Sunny-music.ru — много статей про регги и даб (недоступная ссылка)

  • Dub.com — сайт на тему даба с богатым каталогом подкастов









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск