Даб
Даб | |
---|---|
Направление | Регги |
Истоки | Регги, Психоделическая музыка |
Место и время возникновения | Ямайка, 1970-е годы |
Годы расцвета | конец 70-х |
Поджанры | |
Dub poetry, Дабтроника, Дабвайз, Даб-техно, Эмбиент-даб | |
Родственные | |
Ньябинги, Реггей, Ска, Рокстеди | |
Производные | |
Трип-хоп, Даунтемпо, Хаус, Джангл, Дэнсхолл, Драм-н-бейс, Иллбиент, Smooth Jazz, Дабстеп, Псай-даб, Даб-чилл, Постпанк | |
См. также | |
Ямайская саунд-система, Риддим |
Даб (англ. dub) — музыкальный жанр, возникший в начале 1970-x годов на Ямайке. Первоначально записи в этом жанре представляли собой песни реггей с удалённым (иногда частично) вокалом. С середины 1970-х годов даб стал самостоятельным явлением, считающимся экспериментальной и психоделической разновидностью реггей. Музыкально-идейные наработки даба дали рождение технологии и культуре ремиксов, а также прямо или косвенно повлияли на развитие новой волны и таких жанров, как хип-хоп, хаус, драм-энд-бэйс, трип-хоп, даб-техно и других.
Содержание
1 Характеристика
2 История
3 Региональные сцены
3.1 Ямайка (Jamaican dub)
3.2 США
3.3 Великобритания (UK dub)
3.4 Франция (French dub)
3.5 Нидерланды
3.6 Австрия
3.7 Германия
3.8 Россия
3.9 Япония
3.10 Новая Зеландия
4 Примечания
5 Ссылки
Характеристика |
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em} Линтон Квези Джонсон[1]:
|
По звучанию даб характеризуется, прежде всего, мощной плотной басовой линией, общим пространственным звучанием композиций и обилием глубокого эха на присутствующих звуках, особенно на ударных и перкуссии. Поскольку даб является производным от регги, басовые линии составляются по канонам, типичным для этого жанра.
История |
Это направление получило название благодаря «дублированию» песен реггей их инструментальными, ориентированными на ритм версиями на оборотной стороне синглов, и к середине 1970-х развилось в собственный полноценный стиль, открывающим простор для звукорежиссёрских экспериментов. Обычай перезаписывать или пересводить песни реггей без вокала начался в 1967 году, когда диск-жокеи обнаружили, что в танцклубах и на вечеринках люди сами с удовольствием поют эти песни. Где-то к 1969 году некоторые диск-жокеи начали говорить под эти инструментальные версии, часто изменяя уже знакомый текст песни.[2]
Наиболее заметным из «ранних» диджеев был Ю-Рой (U-Roy), получивший известность благодаря тому, что вёл импровизированные диалоги с певцами на записях. Аудиосистема, на которой работал Ю-Рой, принадлежала звукорежиссёру Кингу Табби. Последний микшировал все инструментальные дорожки, под которые Ю-Рой говорил. В конце концов, Табби начал экспериментировать, делая ремиксы этих инструментальных дорожек, увеличивая громкость ритм-секции, выбрасывая все или почти все вокальные партии, если они были, и добавляя новые эффекты, такие как реверберация и эхо. Многие поклонники реггей восприняли это как освобождение музыки от всего лишнего, чтобы добраться до её естественной сути. Синглы с инструментальными версиями на стороне «Б» (B-sides) получили всеобщее распространение, и ремиксы Кинг Табби стали чуть ли не важнее самих оригиналов. С 1974 года стали появляться альбомы, полностью состоявшие из «дабов», с заметными влияниями миксов Табби. Альбом «Pick A Dub» Кейта Хадсона (1974) считается первым полноценным альбомом в стиле даб. Композиции альбома сконцентрированы вокруг плотных партий баса и ударных, периодически «всплывающих» голосов и перкуссионных наслоений, записанных с использованием эхо-эффектов. |
Пик популярности даба приходится на конец 70-х, к тому времени он приобретает известность в Британии и США, а некоторые рок-музыканты (например, The Police, The Clash, Public Image Ltd, The Slits, The Pop Group) напрямую заимствуют элементы даба в своей собственной музыке. Из других ранних продюсеров стоит назвать Ли «Скретч» Перри с его колоритным, утончённым стилем. К 1976 году даб по популярности на Ямайке уступал только коренному растафарианскому реггей, а также получил распространение в Великобритании (во многом благодаря лейблу Island Records), где такие коренные исполнители реггей, как Burning Spear и Black Uhuru не менее успешно освоили даб. В 1980-е даб в Великобритании продолжал быть актуальным направлением, благодаря Mad Professor, Aswad и такому экспериментатору, как Адриан Шервуд (Adrian Sherwood), но в дальнейшем, несмотря на появление новых талантливых исполнителей, таких как Scientist, Принс Джемми (Prince Jammy) и Майки Дред, мода на ямайскую музыку сдвинулась в сторону словесных импровизаций диджеев, с популярностью dancehall и ragga. Неторопливая музыка даба возымела влияние не только в контексте рэггей; драм-энд-бэйс, расцветший в 1990-е годы в Великобритании, многое заимствовал из техники продюсирования и микширования, применявшейся в дабе. |
С началом цифровой эры на Ямайке в 1985 году, многие даб-продюсеры начинают экспериментировать с электронным звучанием, а к 90-м, при возрождении рутса, в Великобритании возникает новая волна даб-музыки (Jah Shaka, Jah Warrior, Mixman и т. п.). В это время многие поп-группы, такие как (Dreadzone), заимствуют элементы даба, появляются стили музыки, на которые непосредственно повлиял даб, к примеру, эмбиент-хаус (The Orb), даб-хаус, даб-техно (Basic Channel), трип-хоп (Massive Attack). В свою очередь даб-музыканты активно используют в своей музыке элементы современной электронной музыки.
Региональные сцены |
Ямайка (Jamaican dub) |
- Аугустус Пабло
Bunny Lee и The Aggrovators
- Кинг Табби
- Ли «Скрэтч» Перри
- Кит Хадсон
- Roots Radics
- Scientist
- Sly & Robbie
США |
- Билл Ласвелл
- Easy Star All-Stars
- Soldiers of Jah Army
- Sub Oslo
- Spectre
Великобритания (UK dub) |
Великобритания на правах бывшей метрополии стала вторым после Ямайки крупнейшим центром распространения даба. Иммигрантами из стран Карибского региона и других колоний здесь были основаны многочисленные звукозаписывающие студии и лейблы, специализировавшиеся на афрокарибской музыке. В их числе всемирно известная студия Ariwa Sounds, основанная 1979 году Mad Professor'ом. Для стиля, получившего название UK dub, характерен минимализм, «интеллигентность», большое влияние со стороны музыки стран Востока (прежде всего, Индии и Пакистана) (Asian Dub Foundation). Попытки отыскать новое звучание на стыке ямайского даба, ориентальных мотивов и некой «планетарной психоделики» предпринимались также многими представителями британского электронного андеграунда (Ott, Muslimgauze, A Guy Called Gerald).[3]
- Linton Kwesi Johnson
- Jah Wobble
- Jah Shaka
- King Earthquake
- Mad Professor
- Jah Warrior
- Vibronics
- Scorn
- Iration Steppas
- Alpha & Omega
- Zion Train
- Dub Syndicate
- Dubateers
- Dub Conductor
- Kibir La Amlak
- Earthquake Studios
Франция (French dub) |
Даб-музыка Франции, как и Великобритании, испытывает сильные восточные влияния, но в основном со стороны арабской, а также северо- и восточноафриканской музыки (Dub Incorporation, Fedayi Pacha). Характерно отсутствие преобладающего направления развития (мейнстрима). Местные коллективы часто экспериментируют, смешивая даб с элементами других музыкальных жанров от психоделик-транса (Brain Damage) до танго (Gotan Project). Прослеживается заметное влияние хип-хоп-культуры, в том числе в наложенных поверх «минусовок» текстах на социально-политические темы. (EZ3kiel, Le Peuple de l’Herbe). Численный и инструментальный состав групп весьма разнообразен, причём зачастую используются нехарактерные для жанра инструменты — аккордеон, флейта, виолончель (Zenzile). Издаётся ряд специализированных музыкальных сборников (French Dub System, Dub in France, Dub Addicts).[4]
- Kanka
- Dub Incorporation
- Panda Dub
Нидерланды |
- Twilight Circus
- King Shiloh
Австрия |
Австрия, а точнее Вена, известна как место проведения фестивалей, «тусовок», посвященных даб- и чилаут-музыке.
Dub Club Vienna
Dubblestandart http://www.dubblestandart.com/ http://www.myspace.com/dubblestandart
Германия |
Традиционно преобладание техно. Лейблы: Basic Channel, Echobeach
- Rhythm & Sound
- Kieser Velten
Россия |
В СССР самым известным коллективом, игравшим даб и регги, был Комитет Охраны Тепла. В России даб-сцена активно развивается. Выпускается серии сборников «Dub Community of Russia»[5], «Dub Adventures in Russia», и т. д. В июне 2012 состоялась первая вечеринка в саундсистемном формате на настоящей саундсистеме.
- Карибасы
- Dub Division
- DUB TV
- General Culture
- Lion Posse Soundsystem
- Rebelsteppa
- The Dubsters
- OVRDBD
- The Limelight Dub
- Electro Dub Company
- Samosad Bend
- RDG Sound system
- Stormbreaker Hi-Fi
Япония |
Audio Active
Dry & Heavy
Fishmans
Новая Зеландия |
Black Seeds
Fat Freddies Drop
Katchafire
Pitch Black
Salmonella Dub
Примечания |
↑ Оригинальный текст песни Линтона Квези Джонсона «Reggae Sounds» с альбома 1998 года «Independent Intavenshan»
↑ Диджеем или toaster’ом на Ямайке традиционно называется человек, исполняющий словесные импровизации или, реже, поющий под музыку на дискотеке, то есть тот, кого в других странах принято называть MC. Роль диск-жокея (в обыденном понимании) в ямайской саунд-системе выполняет селектор.
↑ тег «UK dub» на last.fm
↑ тег «french dub» на last.fm
↑ Dubwise.ru Архивная копия от 4 августа 2009 на Wayback Machine"
Ссылки |
- suboutdub.in — российский даб нет-лейбл — Sub Out Dub In
- dubwise.ru — reggae / dub / dancehall нет-лейбл и журнал
Sunny-music.ru — много статей про регги и даб (недоступная ссылка)
- Dub.com — сайт на тему даба с богатым каталогом подкастов