Международная организация гражданской авиации
Международная организация гражданской авиации International Civil Aviation Organization | |
---|---|
Штаб-квартира | Монреаль, Канада |
Тип организации | Международная организация |
Официальные языки | английский, русский, французский, арабский, испанский, китайский, |
Руководители | |
Президент Совета Генеральный секретарь | Олумуива Бенард Алиу (Нигерия) Фан Лю (Китай) |
Основание | |
Основание | 1944 |
icao.int | |
Международная организация гражданской авиации International Civil Aviation Organization на Викискладе |
Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization) — специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.
ИКАО учреждена «Конвенцией о международной гражданской авиации». Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) не является ИКАО.
Международная организация гражданской авиации основана на положениях части ІІ Чикагской конвенции 1944 года. Существует с 1947 года. Штаб-квартира находится в Монреале, Канада. СССР вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года.
Уставной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных перевозок. В соответствии с правилами ИКАО международное воздушное пространство разделено на районы полетной информации — воздушное пространство, границы которого устанавливаются с учётом возможностей средств навигации и контроля за воздушным движением. Одной из функций ИКАО является присвоение аэропортам мира четырёхбуквенных индивидуальных кодов — идентификаторов, используемых для передачи аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам, планов полётов (flight-plans), обозначения гражданских аэродромов на радионавигационных картах и т. д.
В 1992 году (Резолюция A29-1) ИКАО объявила 7 декабря Днём гражданской авиации. В дальнейшем это решение поддержала ООН.
Содержание
1 Устав ИКАО
2 Коды ИКАО
3 Члены организации
4 Структура организации
4.1 Ассамблея
4.2 Совет
4.2.1 Президент Совета
4.3 Аэронавигационная комиссия
4.4 Другие органы
4.5 Региональные бюро
5 См. также
6 Ссылки
Устав ИКАО |
Уставом ИКАО считается девятая редакция Международной конвенции гражданской авиации (также называется Чикагской конвенцией), которая включает в себя изменения с 1948 по 2006 годы. Она имеет также обозначение ICAO Doc 7300/9.
Конвенция дополняется 19 Приложениями (англ. Annexes), устанавливающими международные стандарты и практические рекомендации.
Коды ИКАО |
И у ИКАО, и у ИАТА имеются собственные системы кодов для обозначения аэропортов и авиакомпаний. ИКАО использует четырёхбуквенные коды аэропортов и трёхбуквенные коды авиакомпаний. В США коды ИКАО обычно отличаются от кодов ИАТА только префиксом K (например, LAX == KLAX). В Канаде, аналогично, к кодам ИАТА добавляется префикс C для образования кода ИКАО. Во всём остальном мире коды ИКАО и ИАТА не связаны между собой, поскольку коды ИАТА основаны на фонетическом сходстве, а коды ИКАО привязаны к месту (location-based).
ИКАО также отвечает за выдачу цифро-буквенных кодов типов самолетов, которые состоят из 2-4 знаков. Эти коды обычно используются в планах полётов.
ИКАО также предоставляет телефонные позывные для самолетов по всему миру. Они состоят из трёхбуквенного кода авиакомпании и позывного, состоящего из одного или двух слов. Обычно, но не всегда, позывные соответствуют названию авиакомпании. Например, код для
Aer Lingus — EIN, а позывной — Shamrock, для Japan Airlines International код — JAL, а позывной — Japan Air. Таким образом, рейс компании Aer Lingus под номером 111 будет закодирован как «EIN111», а произнесён по радиосвязи как «Shamrock Сто одиннадцать». Рейс под тем же номером компании Japan Airlines будет закодирован как «JAL111» и произнесен как «Japan Air Сто одиннадцать».
ИКАО отвечает за стандарты регистрации самолетов, в которых, в числе прочего, странам назначаются цифро-буквенные коды.
Члены организации |
По состоянию на ноябрь 2011 количество стран — 191 ICAO members 190 из 193 стран ООН (все кроме Доминики, Лихтенштейна) плюс Острова Кука.
Лихтенштейн делегировал Швейцарию для осуществления договора, чтобы сделать его применимым на территории Лихтенштейна
Структура организации |
Структура организации описана во второй части Конвенции о международной гражданской авиации. В соответствии со статьёй 43 «Название и структура» организация состоит из Ассамблеи, Совета и «других органов, которые могут быть необходимы».
Ассамблея |
Ассамблея (англ. Assembly) собирается не реже одного раза в три года, а по требованию Совета или по просьбе не менее одной пятой от общего числа Договаривающихся государств в любое время может быть проведена чрезвычайная сессия Ассамблеи. До поправки, внесённой 8-й сессией Ассамблеи 14 июня 1954 года и вступившей в силу 12 декабря 1956 года, Ассамблея собиралась ежегодно, а до поправки 14-й сессии Ассамблеи, внесённой 15 сентября 1962 года и вступившей в силу 11 сентября 1975 года, для проведения чрезвычайной сессии Ассамблеи достаточно было просьбы любых десяти Договаривающихся государств.
В права и обязанности Ассамблеи входят:
- избрание на каждой сессии Ассамблеи её Председателя и других должностных лиц;
- избрание Договаривающихся государств-членов Совета;
- рассмотрение отчётов Совета и принятие соответствующих мер по ним;
- определение годового бюджета и финансовых мероприятий Организации;
- проверка расходов и утверждение финансовых отчётов Организации;
- рассмотрение предложений об изменениях положений текущей Конвенции и поправок к ним.
Совет |
Совет (англ. Council) состоит из 36 Договаривающихся государств, избираемых Ассамблеей каждые три года. Первоначальным текстом конвенции 1944 года предусматривался Совет в составе 21 члена. С тех пор число государств менялось четыре раза: на 13-й сессии Ассамблеи (27 государств), 17-й (30), 21-й (33) и 28-й (36). Последнее изменение, внесённое на 28-й (чрезвычайной) сессии Ассамблеи 26 октября 1990 года, вступило в силу 28 ноября 2002 года.
В обязанности совета входят:
- составление годовых докладов Ассамблее;
- выполнение указаний Ассамблеи;
- назначение Авиатранспортного комитета, формируемого из числа членов Совета;
- учреждение Аэронавигационной комиссии и назначение её Председателя;
- распоряжение финансами Организации, в том числе определение жалования Президента Совета;
- сообщение Ассамблее и Договаривающимся государствам о нарушениях Конвенции или невыполнении рекомендаций и решений Совета;
- принятие международных стандартов и рекомендуемой практики, именуемых Приложениями.
Президент Совета |
Президент Совета избирается самим Советом сроком на три года с возможностью переизбрания. Президент Совета не имеет своего голоса, им может стать любое государство из числа Договаривающихся. В том случае, если Президентом Совета становится член Совета, то его место становится вакантным — тогда Ассамблеей в кратчайшие сроки данное место заполняется другим Договаривающимся государством. Также Советом избирается один или несколько вице-президентов, сохраняющих за собой право голоса во время исполнения обязанностей Президента Совета.
Обязанности Президента Совета включают:
- созыв заседаний Совета, Авиатранспортного комитета и Аэронавигационной комиссии;
- выполнение от имени Совета функций, возлагаемых на него Советом.
Аэронавигационная комиссия |
Аэронавигационная комиссия (англ. Air Navigation Commission) состоит из 19 человек, назначенных Советом из числа лиц, выдвинутых Договаривающимися государствами. В соответствии с первоначальным текстом конвенции 1944 года Комиссия состояла из 12 человек. Впоследствии это число менялось дважды: на 18-й сессии Ассамблеи (15 человек) и на 27-й (19). Последнее изменение, внесённое на 27-й сессии Ассамблеи 6 октября 1989 года, вступило в силу 18 апреля 2005 года.
В обязанности Аэронавигационной комиссии входят:
- рассмотрение предложений об изменениях Приложений к Конвенции, рекомендация их Совету для принятия;
- учреждение технических подкомиссий;
- консультация Совета относительно передачи Договаривающимся государствам информации для развития аэронавигации.
Другие органы |
- Авиатранспортный комитет;
- Юридический комитет;
- Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения;
- Финансовый комитет;
- Комитет по контролю за противоправным вмешательством в международные воздушные перевозки;
- Комитет по кадрам;
- Комитет по техническому сотрудничеству;
- Секретариат.
Региональные бюро |
- Европа и Северная Атлантика (Париж);
- Африканское (Дакар);
- Ближневосточное (Каир);
- Южно-американское (Лима);
- Азиатско-тихоокеанское (Бангкок);
- Северной Америки и Карибского бассейна (Мехико);
- Восточно-африканское (Найроби).
См. также |
- Код аэропорта ИКАО
Ссылки |
Официальный сайт (англ.)
- Конвенция о международной гражданской авиации
- ИКАО на сайте ООН
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. |