Театральный институт имени Бориса Щукина
Эта статья или раздел нуждается в переработке. |
Театральный институт имени Бориса Щукина | |
---|---|
Moscow, Bolshoy Nikolopeskovsky Lane 15C1 July 2014.JPG | |
Прежнее название | Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина |
Год основания | 1914 |
Сайт | http://www.htvs.ru |
Объект культурного наследия, объект № 7720813000 |
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Театральный институт имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова» готовит специалистов по Актёрскому искусству (специализации «Актёр драматического театра и кино», «Актёр музыкального театра») и Режиссуре театра (специализация «Режиссёр драмы»), магистров по направлению «Театральное искусство» и кадры высшей квалификации по направлению «Искусствоведение» (аспирантура).
Содержание
1 История
2 Особенность преподавания
3 См. также
4 Примечания
5 Ссылки
История |
К моменту встречи в декабре 1913 года со студентами московских вузов, образовавшими любительский театральный кружок («Студенческая студия»), Евгений Багратионович Вахтангов (1883—1922 гг.) был сотрудником МХТ, студийцем Первой студии МХТ и им уже было написано знаменитое: «Хочу образовать студию, где бы мы учились. Принцип — всего добиваться самим. Руководитель — все. Проверить систему Станиславского на самих себе. Принять или отвергнуть её. Исправить, дополнить, или убрать ложь»[1]. Принимая приглашение любителей, главную свою задачу он видел в распространении Системы Станиславского, оставляя за собой право на собственный поиск.
Студенты мечтали освоить азы Системы сразу в процессе постановки спектакля. И уже 26 марта 1914 года в помещении Охотничьего клуба состоялся спектакль «Усадьба Ланиных» по пьесе Б. К. Зайцева. После громкого провала, Е. Б. Вахтангов, считавший, что артиста нужно не столько учить, сколько воспитывать, предложил начать постепенное изучение Системы.
23 октября 1914 года состоялось первое занятие, первая лекция Е. Б. Вахтангова в студии. Этот день и считается днём рождения Театрального института имени Бориса Щукина.
Свой следующий спектакль — «Чудо святого Антония» по пьесе М. Метерлинка — Студия (в разное время называвшаяся по-разному: «Студенческая», «Мансуровская» (по местонахождению в Мансуровском переулке), «Студия Е. Б. Вахтангова») сыграет только 15 сентября 1918 года. До этого будет происходить формирование студийной этики и освоение элементов Школы, складывание сильного и уже не вполне любительского коллектива.
В 1920 году, понимая, что он тяжело болен и желая спасти студию, Е. Б. Вахтангов просит своих учителей включить её в число студий МХТ. Так она становится Третьей студией МХТ, открывшись в 1921 году новой редакцией спектакля «Чудо святого Антония»… Адрес: Арбат, дом 26 — маленький полуразрушенный особняк, который студийцы своими силами превратили в театр. Е. Б. Вахтангов ещё успеет поставить здесь сказку К. Гоцци «Принцесса Турандот», спектакль, в котором наиболее ярко выразилось то творческое направление, которое он сам назвал «фантастическим реализмом».
29 мая 1922 года Евгений Багратионович уходит из жизни. С первой встречи со студийцами в декабре 1913 года не прошло и десяти лет, а Вахтангову удалось заложить нерушимые основы школы и театра, которые живы и сейчас. Его личность, его идеи, его восприятие Системы и способы воспитания была настолько мощными, что, оставшись одни, студийцы смогли сохранить школу и отстоять свою самостоятельность.
В 1925 году руководителем школы становится Борис Евгеньевич Захава (1896—1976).
В 1926 году театр-студия получает статус Государственного театра имени Евгения Вахтангова. До 1937 года школа продолжает существовать внутри театра. Студенты принимаются в школу только в том случае, если у театра есть необходимость в новых артистах. Они учатся и одновременно работают в спектаклях театра — сразу, с самого начала обучения! Их педагогами являются прямые ученики Вахтангова: Б. Е. Захава, Б. В. Щукин, В. К. Львова, А. И. Ремизова, Л. М. Шихматов, А. А. Орочко, Ц. Л. Мансурова, Р. Н. Симонов…
В 1937 году школа переезжает во вновь построенное здание по адресу Большой Николопесковский переулок дом 12а и отделяется от театра. Школа живёт на правах техникума, но период обучения уже становится четырёхгодичным.
В 1939 году в возрасте 45 лет скоропостижно умирает Борис Васильевич Щукин, блистательный артист Вахтанговского театра и педагог Школы. В память о нём в том же году Училищу присваивается имя Щукина.
В 1945 году училище приравнивается к высшим учебным заведениям.
С 1953 года здесь начинают учиться национальные студии — группы студентов из союзных и автономных республик. Традиция национальных коллективов сохраняется в Щукинском институте до сих пор.
В 1959 году создаётся заочное режиссёрское отделение.
В 1964 году из дипломного спектакля «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта возникает Театр на Таганке во главе с Ю. П. Любимовым, выпускником училища, актёром Театра имени Евг. Вахтангова и педагогом Школы.
После смерти Б. Е. Захавы в 1976 году целое десятилетие училищем руководит чиновник из Министерства культуры Г. А. Пелисов. Справиться с управлением таким сложным организмом, как Театральное училище, ему было чрезвычайно сложно.
С 1987 по 2003 год училище возглавлял Народный артист СССР, профессор В. А. Этуш (ныне — художественный руководитель Школы).
В 2003 году ВТУ имени Б. В. Щукина переименовано в Театральный институт имени Бориса Щукина.
С 2003 года по настоящее время ректором Вахтанговской школы является народный артист РФ, профессор Е. В. Князев.
С 2009 года в институте действует отделение дополнительного образования с двухлетним курсом обучения по программе «Мастерство актёра» для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.
Особенность преподавания |
Главными особенностями «щукинской методики» воспитания являются следующие три фактора:
1). Элементы актёрского мастерства осваиваются в строгой логической последовательности, заданной ещё Е. Б. Вахтанговым и блестяще разработанной Б. Е. Захавой. «От простого — к сложному!». При этом каждый следующий элемент естественным образом «вбирает в себя» все предыдущие.
2). Целый учебный год (второй курс) отдан подходу к сценическому образу! Разделы «Наблюдения», «Профессиональные навыки», «Упражнения на фантазию», «Этюды к образу на литературном материале» и «Педагогические отрывки» помогают ученикам сделать первые шаги к перевоплощению. «Стать другим, оставаясь самим собой!»
3). Вахтанговская школа не принимает систему разрозненных творческих мастерских. Воспитание будущих актёров осуществляется кафедрально. Начиная с четвёртого семестра (отрывки), с каждым курсом работает вся кафедра мастерства актёра. «Все работают со всеми!»
Подавляющее большинство педагогов Театрального института имени Бориса Щукина являются его выпускниками — так сохраняется театральная традиция и культура преподавания. Девизом педагогов Вахтанговской школы являются слова Всеволода Мейерхольда: «Школа не должна учить новациям, школа должна учить традициям».
См. также |
- Выпускники Театрального института имени Бориса Щукина
- Преподаватели Театрального института имени Бориса Щукина
Примечания |
↑ Вахтангов Е. Б. Документы и свидетельства: в 2 т. Т. 1 / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М.: Индрик, 2011. — С. 245. — 520 с. — ISBN 978-5-91674-110-0.
Ссылки |
http://www.htvs.ru — официальный сайт.
Для улучшения этой статьи желательно: |
Это заготовка статьи о театре. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |