Техническая система




Техническая система — искусственно созданная система, предназначенная для удовлетворения определенной потребности, существующая 1) как изделие производства, 2) как устройство, потенциально готовое совершить полезный эффект, 3) как процесс взаимодействия с компонентами окружающей среды, в результате которого образуется полезный эффект[1].


К техническим системам относятся отдельные машины, аппараты, приборы, сооружения, ручные орудия, их элементы в виде узлов, блоков, агрегатов и др.[1]




Содержание






  • 1 Функциональный состав и свойства объектов технической системы[2]


  • 2 Классификационные признаки объектов


  • 3 Примечания


  • 4 Литература


  • 5 См. также





Функциональный состав и свойства объектов технической системы[2] |


В каждой ТС существует функциональная часть — объект управления (ОУ). Функции ОУ в ТС заключаются в восприятии управляющих воздействий (УВ) и в изменении в соответствии с ними своего состояния. ОУ в ТС не выполняет функций принятия решений, то есть не формирует и не выбирает альтернативы своего поведения, а только реагирует на внешние (управляющие и возмущающие) воздействия, изменяя свои состояния предопределенным его конструкцией образом.


В объекте управления всегда могут быть выделены две функциональные части — сенсорная и исполнительная.


Сенсорная часть образована совокупностью технических устройств, непосредственной причиной изменения состояний каждого из которых является соответствующие ему и предназначенные для этого управляющие воздействия. Примеры сенсорных устройств: выключатели, переключатели, задвижки, заслонки, датчики и другие подобные им по функциональному назначению устройства управления техническими системами.


Исполнительная часть образована совокупностью материальных объектов, все или отдельные комбинации состояний которых рассматриваются в качестве целевых состояний технической системы, в которых она способна самостоятельно выполнять предусмотренные её конструкцией потребительские функции. Непосредственной причиной изменения состояний исполнительной части ТС (ОУ в ТС) являются изменения состояний её сенсорной части.



Классификационные признаки объектов |



  • представляют собой целостную совокупность конечного множества совзаимодействующих материальных объектов

  • имеют условия штатной эксплуатации, предусмотренные их конструкцией

  • содержат последовательно взаимодействующие друг с другом сенсорные и исполнительные функциональные части

  • имеют модели управляемого предопределенного причинно-следственного поведения в пространстве достижимых равновесных устойчивых состояний

  • имеют целевые состояния, соответствующие состояниям исполнительной части объекта управления в ТС

  • имеют способность, находясь в целевых состояниях, самостоятельно выполнять потребительские функции


Техническая система — это целостная совокупность конечного числа взаимосвязанных материальных объектов, имеющая последовательно взаимодействующие сенсорную и исполнительную функциональные части, модель их предопределенного поведения в пространстве равновесных устойчивых состояний и способность, при нахождении хотя бы в одном из них (целевом состоянии), самостоятельно выполнять в штатных условиях предусмотренные её конструкцией потребительские функции.[3]


Техническая подсистема — это часть системы, имеющая все признаки объектов таксона «технические системы».
Техническая подсистема может быть частью некоторой системы, которая сама может не относиться к классу ТС.


Устройство — это целостная совокупность конечного числа взаимосвязанных материальных объектов, имеющая модель предопределенного поведения и равновесные устойчивые состояния в штатных условиях эксплуатации.


В определении понятия «устройство» учитывается, что оно как составная часть ТС также должно иметь равновесные устойчивые состояния, определяющие свойства целевых состояний системы в целом.


Деталь — неразделимый на элементы материальный и функциональный объект технической системы или устройства.


В этом определении учитывается, в частности, «функциональное» свойство детали, которое заключается в её способности выполнять отведенную ей конструктором роль в ТС, то есть быть исправной.



Примечания |





  1. 12 Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. 2010.


  2. Кириллов Н. П. Признаки класса и определение понятия «технические системы» // Авиакосмическое приборостроение, № 8, 2009. С.32-38.


  3. В определении использовано понятие «система», предложенное академиком Анохиным А. П. и дополненное в монографии: Карташев В. А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995. — 416 с.




Литература |




  • Кириллов Н. П. Концептуальная модель объекта ситуационного управления функциональными состояниями технических систем // Искусственный интеллект и принятие решений. М.: РАН, 2012, № 4.


  • Кириллов Н. П. Концептуальные модели технических систем с управляемыми состояниями: обзор и анализ // Искусственный интеллект и принятие решений. М.: РАН, 2011, № 4.


  • Хубка В. Теория технических систем. М. Мир, 1987. 202с.


  • Голубенко А. Л., Петров А. С., Кашура А. Л. Теория технических систем: Учебное пособие. — К.: Арютей, 2005. −240 с.



См. также |



  • Машина

  • Биологическая система

  • Политическая система

  • Социальная система


  • ЗРТС (в составе ТРИЗ)








Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус