Система начисления очков в Формуле-1
Формула-1 |
---|
Текущий сезон |
Формула-1 в сезоне 2018 |
Статьи по теме |
Технический регламент Формулы-1 |
Списки |
Пилоты (Победители ГП · Чемпионы) Конструкторы (Победители ГП · Чемпионы) Сезоны · Гран-при · Трассы (Race Promoters' Trophy winners) Система начисления очков |
Рекорды |
Пилоты (Победы) (БК) |
См. также |
|
Очки в Формуле-1 присуждаются одновременно и пилоту, и его команде.
Соревнование пилотов называется чемпионатом мира, а соревнование команд — Кубком конструкторов (последний был введен с 1958 года).
Содержание
1 Таблица
2 Равенство очков
2.1 Общие положения регламента
2.2 Примеры
3 Особые случаи
3.1 Остановка гонки
3.2 Смена пилотов
3.3 Очко за быстрый круг
4 Сравнение старых очковых систем с современной
4.1 Пилоты
4.2 Команды
5 Примечания
Таблица |
За всю многолетнюю историю чемпионатов мира принцип начисления очков неоднократно менялся. В следующей таблице приведены все использовавшиеся системы.
- В столбце «Место» указано количество очков за конкретное место в итоговой классификации.
- В столбце «ЛК» — количество очков за лучший круг в гонке.
- Поскольку до 1991 года в личном зачете учитывались результаты не всех гонок, а только определённое число лучших из них, то в столбце «Количество лучших результатов, идущих в зачёт» указаны ограничения на лучшие результаты.
Период действия | Место | ЛК | Гонок в сезоне | Количество лучших результатов, идущих в зачёт | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
1950 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 7 | 4 | |||||
1951—1952 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 8 | 4 | |||||
1953 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 9 | 4 | |||||
1954 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 9 | 5 | |||||
1955 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 7 | 5 | |||||
1956—1957 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 8 | 5 | |||||
1958 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 11 | 6 | |||||
1959 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 9 | 5 | |||||
1960 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 10 | 6 | |||||
1961 | 9(ЧМ) 8(КК) | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 8 | 5 | |||||
1962 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 9 | 5 | |||||
1963—1965 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 10 | 6 | |||||
1966 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 9 | 5 | |||||
1967 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 11 | 5 из первых 6 гонок, 4 из следующих 5 | |||||
1968 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 12 | 5 из первых 6 гонок, 5 из следующих 6 | |||||
1969 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 11 | 5 из первых 6 гонок, 4 из следующих 5 | |||||
1970 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 13 | 6 из первых 7 гонок, 5 из следующих 6 | |||||
1971 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 11 | 5 из первых 6 гонок, 4 из следующих 5 | |||||
1972 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 12 | 5 из первых 6 гонок, 5 из следующих 6 | |||||
1973—1974 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 15 | 7 из первых 8 гонок, 6 из следующих 7 | |||||
1975 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 14 | 7 из первых 8 гонок, 5 из следующих 6 | |||||
1976 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 16 | 7 из первых 8 гонок, 7 из следующих 8 | |||||
1977 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 17 | 8 из первых 9 гонок, 7 из следующих 8 | |||||
1978 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 16 | 7 из первых 8 гонок, 7 из следующих 8 | |||||
1979 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 15 | ЧМ: 4 из первых 7 гонок, 4 из следующих 8 КК: результаты всех гонок | |||||
1980 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 14 | ЧМ: 5 из первых 7 гонок, 5 из следующих 7 КК: результаты всех гонок | |||||
1981—1990 | 9 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 15 или 16 | ЧМ: 11 КК: результаты всех гонок | |||||
1991—2002 | 10 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | 16 или 17 | результаты всех гонок | |||||
2003—2009 | 10 | 8 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | от 16 до 19 | результаты всех гонок | |||
2010— | 25 | 18 | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 4 | 2 | 1 | от 19 до 21 | результаты всех гонок |
Примечания:
- Если пилот фактически закончил гонку в очковой зоне, но не попадает в итоговую классификацию, то очков он не получает.
- В сезоны 1952—1953 чемпионат мира проводился по регламенту Формулы-2.
- Кубок конструкторов разыгрывался с 1958 года.
- Очки за лучший круг в зачете Кубка конструкторов не учитывались
- В 1958—1960 годах в Кубке конструкторов не начислялись очки за 500 миль Индианаполиса (однако в личном зачёте они учитывались).
- Вплоть до 1978 года включительно очки в Кубке конструкторов начислялись с такими же ограничениями, как и в личном зачете. В зачёт по результатам каждой гонки шёл только один лучший результат гонщиков, выступавших на автомобилях данного производителя. С 1979 года в Кубок конструкторов попадали все результаты пилотов команды, вне зависимости от действующих ограничений в личном зачете.
- В 2014 году по результатам заключительной гонки сезона пилоты и конструкторы получили удвоенное количество очков по схеме 50-36-30-24-20-16-12-8-4-2
Равенство очков |
Общие положения регламента |
- В случае если в конце чемпионата два и более гонщиков (конструкторов) набирают одинаковое количество очков, более высокое место займет обладатель большего количества первых мест.
- В случае равенства первых мест, более высокое место займет обладатель большего количества вторых мест и так далее
- Если полная статистика мест, занятых по ходу чемпионата, совпадает, то, как сказано в регламенте, решение о том, кому отдать предпочтение, принимает FIA. На практике более высокое место присуждается тому гонщику (конструктору), который раньше показал свой наилучший результат.
Примеры |
- Если за весь сезон один гонщик набрал 25 очков за победу, а второй гонщик набрал 25 очков за третье и пятое места на финише, преимущество в итоге получает первый гонщик.
- Если первый гонщик набрал 37 очков за победу и четвёртое место, а второй набрал те же 37 очков за победу, пятое и девятое места, то первый побеждает, так как при равенстве побед, вторых и третьих мест, у него больше четвёртых мест.
- Если все результаты двух пилотов совпадают, то чемпионом становится выигравший гонку раньше.
Особые случаи |
Остановка гонки |
В случае если гонка по какой-то причине была остановлена и не была возобновлена и при этом лидер не прошёл двух кругов, такая гонка не идет в зачет.
В случае если гонка по какой-то причине была остановлена когда лидер прошёл более 2-х кругов, но менее 75 % дистанции, она идет в зачет чемпионата, однако за неё первой десятке гонщиков засчитывается только половина очков:
- 1 место — 12,5 очков
- 2 место — 9 очков
- 3 место — 7,5 очков
- 4 место — 6 очков
- 5 место — 5 очков
- 6 место — 4 очка
- 7 место — 3 очко
- 8 место — 2 очка
- 9 место — 1 очко
- 10 место — 0,5 очка
В последний раз подобное случилось на Гран-при Малайзии в 2009 году.
Незапланированная остановка одной из гонок косвенно повлияла на результат чемпионата мира 1984 года, в котором был зафиксирован самый маленький разрыв в общем зачёте между чемпионом мира (Ники Лаудой) и обладателем второго места (Аленом Простом) — всего 0,5 очка. Гонка в Монако по причине сильного дождя была остановлена на 31 круге из 76, и её лидер, Ален Прост, получил лишь 4,5 очка вместо полновесных 9 за победу. В конце этой гонки Проста стремительно нагонял Айртон Сенна, и Ален впоследствии признавал, что Сенна обошёл бы его, но всё равно сожалел об остановке гонки: «Пусть он выиграл бы, но и я получил бы шесть очков за второе место, а не половину за первое. Тогда я стал бы чемпионом мира в том году»[1].
Смена пилотов |
До 1959 года командам разрешалось проводить замены пилотов за рулем прямо во время гонки. В таком случае, если один из пилотов доводил машину до финиша в очковой зоне, то набранные им очки разделялись поровну между всеми, кто пилотировал эту машину на протяжении Гран-при.
Именно то, что на Гран-при Италии в 1956 году Фанхио забрал машину у своего конкурента в борьбе за первенство в личном зачете (и вместе с тем, напарника по команде «Феррари») Питера Коллинза, и принесло ему очередной титул чемпиона мира. Расклад после 20 кругов гонки был таков: Фанхио сошёл, а Коллинз находился на трассе и потенциально мог набрать достаточно очков, чтобы обойти лидера общего зачёта. Если же Хуан Мануэль занимает место в машине Коллинза, то, на каком бы месте англичанин ни финишировал, он не сможет опередить аргентинца (поскольку очки делятся поровну). В итоге оба претендента получили по три очка из шести за второе место, и Фанхио в чемпионате мира опередил Коллинза на пять очков. Кстати, сломанную машину все же смогли отремонтировать, и в итоговом протоколе Фанхио значится дважды: сначала на втором месте в паре с Питером Коллинзом, а затем на восьмом месте с Эудженио Кастеллотти.
Смены пилотов за рулем одного автомобиля пользовались популярностью на трассах с жарким изнуряющим климатом. Особенно показателен пример Гран-при Аргентины 1955 года, когда за рулем 8-ми автомобилей в течение гонки менялись гонщики. Причем Морис Тринтиньян успел вести сразу три машины: под номером 10, номером 12 и номером 14 (все три — Ferrari 625). С другой стороны и № 10, и № 12 находились под управлением трёх гонщиков. В итоге № 10 финишировал на втором месте (последний отрезок машину вёл Нино Фарина), а № 12 сам Тринтиньян привёл на третье место (причём изначально на этой машине стартовал Фарина). Таким образом, из 6-ти очков, полагавшихся за 2-е место, Тринтиньян и Фарина получили по 2 очка (ещё 2 очка получил Гонзалес, стартовавший на машине № 10), а из 4-х очков за 3-е место — по 1,33 очка (ещё 1,33 очка получил Умберто Мальоли, третий, кто управлял № 12).
Очко за быстрый круг |
По регламенту того времени, когда гонщики могли получить очко за лучший круг в гонке (с 1950 года по 1959 год), если несколько гонщиков показывали одинаковый результат, то это единственное очко делилось поровну между кандидатами на него. А поскольку время прохождения круга иногда замерялось с точностью до целых секунд, то иногда несколько пилотов получали за Гран-при нецелое число очков.
Самый известный случай подобного рода произошёл на Гран-при Великобритании в 1954 году. Сразу семь пилотов — Хосе Фройлан Гонсалес, Майк Хоторн (оба на «Феррари»), Стирлинг Мосс, Альберто Аскари, Онофре Маримон (все трое на «Мазерати»), Хуан Мануэль Фанхио на «Мерседес», Жан Бера на «Гордини» — показали одинаковое время: 1 мин 50 с. Все эти гонщики получили по 1/7 (0,14) дополнительных очка.
Сравнение старых очковых систем с современной |
Пример приводится на основании данных чемпионата мира 2005 года.
Указана первая восьмерка гонщиков и первая пятерка команд. В скобках — число набранных ими очков. Отличия систем выделены курсивом.
Пилоты |
Место | 1981—1990 | 1991—2002 | 2003—2009 | 2010—2013, 2015— | 2014 |
---|---|---|---|---|---|
1 | Фернандо Алонсо (87) | Фернандо Алонсо (115) | Фернандо Алонсо (133) | Фернандо Алонсо (322) | Фернандо Алонсо (347) |
2 | Кими Райкконен (84) | Кими Райкконен (99) | Кими Райкконен (112) | Кими Райкконен (277) | Кими Райкконен (295) |
3 | Хуан Пабло Монтойя (43) | Хуан Пабло Монтойя (46) | Михаэль Шумахер (62) | Михаэль Шумахер (153) | Джанкарло Физикелла (158) |
4 | Михаэль Шумахер (39) | Михаэль Шумахер (40) | Хуан Пабло Монтойя (60) | Хуан Пабло Монтойя (150) | Михаэль Шумахер (153) |
5 | Джанкарло Физикелла (37) | Джанкарло Физикелла (38) | Джанкарло Физикелла (58) | Джанкарло Физикелла (146) | Хуан Пабло Монтойя (150) |
6 | Ярно Трулли (26) | Ярно Трулли (26) | Ральф Шумахер (45) | Ральф Шумахер (122) | Ральф Шумахер (137) |
7 | Рубенс Баррикелло (23) | Рубенс Баррикелло (23) | Ярно Трулли (43) | Ярно Трулли (108) | Ярно Трулли (108) |
8 | Ральф Шумахер (20) | Ральф Шумахер (20) | Рубенс Баррикелло (38) | Рубенс Баррикелло (103) | Рубенс Баррикелло (103) |
Команды |
Место | 1981—1990 | 1991—2002 | 2003—2009 |
---|---|---|---|
1 | Рено (145) | Рено (153) | Рено (191) |
2 | Макларен (141) | Макларен (151) | Макларен (182) |
3 | Феррари (62) | Феррари (63) | Феррари (100) |
4 | Тойота (46) | Тойота (46) | Тойота (88) |
5 | Уильямс (34) | Уильямс (34) | Уильямс (66) |
Примечания |
↑ Журнал F1 Racing. 1996, № 5. Гран При Монако-1984