Система начисления очков в Формуле-1


















Формула-1
Текущий сезон

Формула-1 в сезоне 2018
Статьи по теме

Технический регламент Формулы-1
Спортивный регламент Формулы-1
Болид
Моторы Формулы-1
Гонки Формулы-1
Будущее Формулы-1


Списки

Пилоты
(Победители ГП · Чемпионы)

Конструкторы
(Победители ГП · Чемпионы)

Сезоны · Гран-при · Трассы
(Race Promoters' Trophy winners)

Система начисления очков
Номера пилотов
Моторы · Национальные цвета
Спонсоры
Гоночные флаги
Фатальные аварии
Гонщики, не участвовавшие в гонке
Гран-при, остановленные красным флагом


Рекорды

Пилоты (Победы) (БК)
Конструкторы (Победы)
Шины · Гонки
Страны


См. также





  • Международная автомобильная федерация

  • Всемирный совет по автоспорту

  • Ассоциация конструкторов Формулы-1

  • Ассоциация команд Формулы-1

  • Ассоциация гонщиков Формулы-1






Очки в Формуле-1 присуждаются одновременно и пилоту, и его команде.

Соревнование пилотов называется чемпионатом мира, а соревнование команд — Кубком конструкторов (последний был введен с 1958 года).




Содержание






  • 1 Таблица


  • 2 Равенство очков


    • 2.1 Общие положения регламента


    • 2.2 Примеры




  • 3 Особые случаи


    • 3.1 Остановка гонки


    • 3.2 Смена пилотов


    • 3.3 Очко за быстрый круг




  • 4 Сравнение старых очковых систем с современной


    • 4.1 Пилоты


    • 4.2 Команды




  • 5 Примечания





Таблица |


За всю многолетнюю историю чемпионатов мира принцип начисления очков неоднократно менялся. В следующей таблице приведены все использовавшиеся системы.



  • В столбце «Место» указано количество очков за конкретное место в итоговой классификации.

  • В столбце «ЛК» — количество очков за лучший круг в гонке.

  • Поскольку до 1991 года в личном зачете учитывались результаты не всех гонок, а только определённое число лучших из них, то в столбце «Количество лучших результатов, идущих в зачёт» указаны ограничения на лучшие результаты.






















































































































































































































































































































































































































































































































Период
действия
Место
ЛК
Гонок в
сезоне
Количество
лучших результатов,
идущих в зачёт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1950
8
6
4
3
2





1
7
4

1951—1952
8
6
4
3
2





1
8
4

1953
8
6
4
3
2





1
9
4

1954
8
6
4
3
2





1
9
5

1955
8
6
4
3
2





1
7
5

1956—1957
8
6
4
3
2





1
8
5

1958
8
6
4
3
2





1
11
6

1959
8
6
4
3
2





1
9
5

1960
8
6
4
3
2
1





10
6

1961
9(ЧМ)
8(КК)
6
4
3
2
1





8
5

1962
9
6
4
3
2
1





9
5

1963—1965
9
6
4
3
2
1





10
6

1966
9
6
4
3
2
1





9
5

1967
9
6
4
3
2
1





11
5 из первых 6 гонок, 4 из следующих 5

1968
9
6
4
3
2
1





12
5 из первых 6 гонок, 5 из следующих 6

1969
9
6
4
3
2
1





11
5 из первых 6 гонок, 4 из следующих 5

1970
9
6
4
3
2
1





13
6 из первых 7 гонок, 5 из следующих 6

1971
9
6
4
3
2
1





11
5 из первых 6 гонок, 4 из следующих 5

1972
9
6
4
3
2
1





12
5 из первых 6 гонок, 5 из следующих 6

1973—1974
9
6
4
3
2
1





15
7 из первых 8 гонок, 6 из следующих 7

1975
9
6
4
3
2
1





14
7 из первых 8 гонок, 5 из следующих 6

1976
9
6
4
3
2
1





16
7 из первых 8 гонок, 7 из следующих 8

1977
9
6
4
3
2
1





17
8 из первых 9 гонок, 7 из следующих 8

1978
9
6
4
3
2
1





16
7 из первых 8 гонок, 7 из следующих 8

1979
9
6
4
3
2
1





15
ЧМ: 4 из первых 7 гонок, 4 из следующих 8
КК: результаты всех гонок

1980
9
6
4
3
2
1





14
ЧМ: 5 из первых 7 гонок, 5 из следующих 7
КК: результаты всех гонок

1981—1990
9
6
4
3
2
1





15 или 16
ЧМ: 11
КК: результаты всех гонок

1991—2002
10
6
4
3
2
1





16 или 17
результаты всех гонок

2003—2009
10
8
6
5
4
3
2
1



от 16 до 19
результаты всех гонок

2010—
25
18
15
12
10
8
6
4
2
1

от 19 до 21
результаты всех гонок

Примечания:



  1. Если пилот фактически закончил гонку в очковой зоне, но не попадает в итоговую классификацию, то очков он не получает.

  2. В сезоны 1952—1953 чемпионат мира проводился по регламенту Формулы-2.

  3. Кубок конструкторов разыгрывался с 1958 года.

  4. Очки за лучший круг в зачете Кубка конструкторов не учитывались

  5. В 1958—1960 годах в Кубке конструкторов не начислялись очки за 500 миль Индианаполиса (однако в личном зачёте они учитывались).

  6. Вплоть до 1978 года включительно очки в Кубке конструкторов начислялись с такими же ограничениями, как и в личном зачете. В зачёт по результатам каждой гонки шёл только один лучший результат гонщиков, выступавших на автомобилях данного производителя. С 1979 года в Кубок конструкторов попадали все результаты пилотов команды, вне зависимости от действующих ограничений в личном зачете.

  7. В 2014 году по результатам заключительной гонки сезона пилоты и конструкторы получили удвоенное количество очков по схеме 50-36-30-24-20-16-12-8-4-2



Равенство очков |



Общие положения регламента |



  • В случае если в конце чемпионата два и более гонщиков (конструкторов) набирают одинаковое количество очков, более высокое место займет обладатель большего количества первых мест.

  • В случае равенства первых мест, более высокое место займет обладатель большего количества вторых мест и так далее

  • Если полная статистика мест, занятых по ходу чемпионата, совпадает, то, как сказано в регламенте, решение о том, кому отдать предпочтение, принимает FIA. На практике более высокое место присуждается тому гонщику (конструктору), который раньше показал свой наилучший результат.



Примеры |



  • Если за весь сезон один гонщик набрал 25 очков за победу, а второй гонщик набрал 25 очков за третье и пятое места на финише, преимущество в итоге получает первый гонщик.

  • Если первый гонщик набрал 37 очков за победу и четвёртое место, а второй набрал те же 37 очков за победу, пятое и девятое места, то первый побеждает, так как при равенстве побед, вторых и третьих мест, у него больше четвёртых мест.

  • Если все результаты двух пилотов совпадают, то чемпионом становится выигравший гонку раньше.



Особые случаи |



Остановка гонки |


В случае если гонка по какой-то причине была остановлена и не была возобновлена и при этом лидер не прошёл двух кругов, такая гонка не идет в зачет.


В случае если гонка по какой-то причине была остановлена когда лидер прошёл более 2-х кругов, но менее 75 % дистанции, она идет в зачет чемпионата, однако за неё первой десятке гонщиков засчитывается только половина очков:



1 место — 12,5 очков

2 место — 9 очков

3 место — 7,5 очков

4 место — 6 очков

5 место — 5 очков

6 место — 4 очка

7 место — 3 очко

8 место — 2 очка

9 место — 1 очко

10 место — 0,5 очка


В последний раз подобное случилось на Гран-при Малайзии в 2009 году.


Незапланированная остановка одной из гонок косвенно повлияла на результат чемпионата мира 1984 года, в котором был зафиксирован самый маленький разрыв в общем зачёте между чемпионом мира (Ники Лаудой) и обладателем второго места (Аленом Простом) — всего 0,5 очка. Гонка в Монако по причине сильного дождя была остановлена на 31 круге из 76, и её лидер, Ален Прост, получил лишь 4,5 очка вместо полновесных 9 за победу. В конце этой гонки Проста стремительно нагонял Айртон Сенна, и Ален впоследствии признавал, что Сенна обошёл бы его, но всё равно сожалел об остановке гонки: «Пусть он выиграл бы, но и я получил бы шесть очков за второе место, а не половину за первое. Тогда я стал бы чемпионом мира в том году»[1].



Смена пилотов |


До 1959 года командам разрешалось проводить замены пилотов за рулем прямо во время гонки. В таком случае, если один из пилотов доводил машину до финиша в очковой зоне, то набранные им очки разделялись поровну между всеми, кто пилотировал эту машину на протяжении Гран-при.


Именно то, что на Гран-при Италии в 1956 году Фанхио забрал машину у своего конкурента в борьбе за первенство в личном зачете (и вместе с тем, напарника по команде «Феррари») Питера Коллинза, и принесло ему очередной титул чемпиона мира. Расклад после 20 кругов гонки был таков: Фанхио сошёл, а Коллинз находился на трассе и потенциально мог набрать достаточно очков, чтобы обойти лидера общего зачёта. Если же Хуан Мануэль занимает место в машине Коллинза, то, на каком бы месте англичанин ни финишировал, он не сможет опередить аргентинца (поскольку очки делятся поровну). В итоге оба претендента получили по три очка из шести за второе место, и Фанхио в чемпионате мира опередил Коллинза на пять очков. Кстати, сломанную машину все же смогли отремонтировать, и в итоговом протоколе Фанхио значится дважды: сначала на втором месте в паре с Питером Коллинзом, а затем на восьмом месте с Эудженио Кастеллотти.


Смены пилотов за рулем одного автомобиля пользовались популярностью на трассах с жарким изнуряющим климатом. Особенно показателен пример Гран-при Аргентины 1955 года, когда за рулем 8-ми автомобилей в течение гонки менялись гонщики. Причем Морис Тринтиньян успел вести сразу три машины: под номером 10, номером 12 и номером 14 (все три — Ferrari 625). С другой стороны и № 10, и № 12 находились под управлением трёх гонщиков. В итоге № 10 финишировал на втором месте (последний отрезок машину вёл Нино Фарина), а № 12 сам Тринтиньян привёл на третье место (причём изначально на этой машине стартовал Фарина). Таким образом, из 6-ти очков, полагавшихся за 2-е место, Тринтиньян и Фарина получили по 2 очка (ещё 2 очка получил Гонзалес, стартовавший на машине № 10), а из 4-х очков за 3-е место — по 1,33 очка (ещё 1,33 очка получил Умберто Мальоли, третий, кто управлял № 12).



Очко за быстрый круг |


По регламенту того времени, когда гонщики могли получить очко за лучший круг в гонке (с 1950 года по 1959 год), если несколько гонщиков показывали одинаковый результат, то это единственное очко делилось поровну между кандидатами на него. А поскольку время прохождения круга иногда замерялось с точностью до целых секунд, то иногда несколько пилотов получали за Гран-при нецелое число очков.


Самый известный случай подобного рода произошёл на Гран-при Великобритании в 1954 году. Сразу семь пилотов — Хосе Фройлан Гонсалес, Майк Хоторн (оба на «Феррари»), Стирлинг Мосс, Альберто Аскари, Онофре Маримон (все трое на «Мазерати»), Хуан Мануэль Фанхио на «Мерседес», Жан Бера на «Гордини» — показали одинаковое время: 1 мин 50 с. Все эти гонщики получили по 1/7 (0,14) дополнительных очка.



Сравнение старых очковых систем с современной |


Пример приводится на основании данных чемпионата мира 2005 года.

Указана первая восьмерка гонщиков и первая пятерка команд. В скобках — число набранных ими очков. Отличия систем выделены курсивом.



Пилоты |











































































Место

1981—1990

1991—2002

2003—2009

2010—2013, 2015—

2014
1

Фернандо Алонсо (87)

Фернандо Алонсо (115)

Фернандо Алонсо (133)

Фернандо Алонсо (322)

Фернандо Алонсо (347)
2

Кими Райкконен (84)

Кими Райкконен (99)

Кими Райкконен (112)

Кими Райкконен (277)

Кими Райкконен (295)
3

Хуан Пабло Монтойя (43)

Хуан Пабло Монтойя (46)

Михаэль Шумахер (62)

Михаэль Шумахер (153)

Джанкарло Физикелла (158)
4

Михаэль Шумахер (39)

Михаэль Шумахер (40)

Хуан Пабло Монтойя (60)

Хуан Пабло Монтойя (150)

Михаэль Шумахер (153)
5

Джанкарло Физикелла (37)

Джанкарло Физикелла (38)

Джанкарло Физикелла (58)

Джанкарло Физикелла (146)

Хуан Пабло Монтойя (150)
6

Ярно Трулли (26)

Ярно Трулли (26)

Ральф Шумахер (45)

Ральф Шумахер (122)

Ральф Шумахер (137)
7

Рубенс Баррикелло (23)

Рубенс Баррикелло (23)

Ярно Трулли (43)

Ярно Трулли (108)

Ярно Трулли (108)
8

Ральф Шумахер (20)

Ральф Шумахер (20)

Рубенс Баррикелло (38)

Рубенс Баррикелло (103)

Рубенс Баррикелло (103)


Команды |







































Место

1981—1990

1991—2002

2003—2009
1

Рено (145)

Рено (153)

Рено (191)
2

Макларен (141)

Макларен (151)

Макларен (182)
3

Феррари (62)

Феррари (63)

Феррари (100)
4

Тойота (46)

Тойота (46)

Тойота (88)
5

Уильямс (34)

Уильямс (34)

Уильямс (66)


Примечания |





  1. Журнал F1 Racing. 1996, № 5. Гран При Монако-1984









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус