Уильямс (команда «Формулы-1»)






















































































































Великобритания Уильямс 
Star.svgStar.svgStar.svgStar.svgStar.svgStar.svgStar.svgStar.svgStar.svg
2014 Williams F1 Logo.jpg
Williams Martini Racing[1][2]
Юрлицо
Williams Grand Prix Engineering Limited[2][3]
База
Гроу, Оксфордшир, Великобритания
Руководители
Великобритания Фрэнк Уильямс
Великобритания Клэр Уильямс
Сезон 2018 Формулы-1

Текущие пилоты
 №18
Флаг Канады Лэнс Стролл
 №35
Россия Сергей Сироткин
Тест-пилоты

Флаг Польши Роберт Кубица


Флаг Великобритании Гэри Паффет[4]
Флаг Великобритании Алекс Линн[5]
Флаг Великобритании Пол ди Реста[6]
Шасси
Williams FW41
Двигатель
Mercedes M08 EQ Power+ 1,6 V6
Шины
Pirelli
Статистика выступлений в «Формуле-1»
Дебют
Испания 1977[7]
Последняя гонка
Абу-Даби 2018
Гран-при (старты)
713[9] (708[8])
Побед (подряд)
114 (7)

Поулы (подряд)

128 (24)

Быстрые круги (подряд)

133 (6)

Подиумы (подряд)

312 (17)
Лучший старт
1
Лучший финиш
1
Очков всего
3563
Очков за один сезон
320
Финишей в очках подряд
24
Кубки конструкторов
9 (1980, 1981, 1986, 1987, 1992, 1993, 1994, 1996, 1997)
Чемпионы мира
7 (1980, 1982, 1987, 1992, 1993, 1996, 1997)
Сайт
williams.co.uk
Данные приведены на 16 апреля 2018 года

«Уи́льямс» (англ. Williams, полное название Williams Martini Racing[10])(FWB: WGF1) — британская команда «Формулы-1». Девятикратный обладатель Кубка конструкторов «Формулы-1». Команда была основана Фрэнком Уильямсом и Патриком Хэдом в 1977 году[11], после предыдущего проекта Уильямса — Frank Williams Racing Cars[12] окончившегося неудачно.


На Гран-при Великобритании 1997 года Жак Вильнёв одержал сотую победу в составе команды Williams. Тем самым команда стала третьей командой в истории (после итальянской Ferrari и английской McLaren), одержавшей сто побед в Гран-при.


Все шасси команды содержат приставку FW — инициалы основателя команды Фрэнка Уильямса (англ. Frank Williams).





Содержание






  • 1 История


    • 1.1 Frank Williams Racing Cars (1969—1976)


    • 1.2 Williams F1 (1977—1979)


    • 1.3 1980-е


    • 1.4 1990-е


    • 1.5 2000-е


    • 1.6 2010-е




  • 2 Пилоты


    • 2.1 Чемпионы мира


    • 2.2 Победы


    • 2.3 Поул-позиции


    • 2.4 Быстрые круги


    • 2.5 Подиумы, участие в Гран-При, очки




  • 3 Шасси


  • 4 События


  • 5 Двигатели


  • 6 Результаты выступлений Williams в Формуле-1


    • 6.1 Результаты за последние семь лет


    • 6.2 Выступление в сезонах 1969—2011 годов




  • 7 Основные спонсоры команды в 2012 году


  • 8 Рекорды команды


  • 9 Другие гоночные серии


    • 9.1 Ралли группа B


    • 9.2 Британский чемпионат в классе Туринг (BTCC)


    • 9.3 24 часа Ле-Мана


    • 9.4 Формула-2




  • 10 Примечания


  • 11 Ссылки


  • 12 Навигаторы





История |



Frank Williams Racing Cars (1969—1976) |


Основная статья Frank Williams Racing Cars


Команда родилась в результате того, что большой энтузиаст автоспорта Фрэнк Уильямс и гонщик Пирс Каридж приняли участие в чемпионате Европы Формулы-2 1968 года на клиентском шасси Brabham. Добившись неплохих результатов в Формуле-2, Уильямс и Каридж решили участвовать в 1969 году в гонках Формулы-1, используя шасси Brabham BT26A. Результат — два вторых места Кариджа на Гран-при Монако 1969 года и Гран-при США 1969 года.


В 1970 году аргентинский производитель спортивных автомобилей De Tomaso построил шасси для гонок Формулы-1 (спроектированное Джанпаоло Даллара). Шасси получилось не готовым к гонкам. Каридж не смог финишировать на первых 4 Гран-при сезона, а на 5 этапе в Голландии в результате пожара погиб. Брайану Редману и Тиму Шенкену, другим гонщикам команды в этом сезоне, так же ни разу не удалось финишировать в гонке. В конце года соглашение с De Tomaso было расторгнуто.


В 1970 году Williams купил шасси March 701, затем модернизированный в March 711, однако результаты были слабые. Анри Пескароло занял одно 4-е место, и одно 6-е, заняв 17 место по итогам сезона. Команда испытывала большой недостаток денежных средств.


Компания-производитель спортивного моторного масла Motul и компания по производству игрушек Politoys стали спонсорами команды в 1972 году. В сезоне за команду Team Williams-Motul участвовали пилоты Анри Пескароло и Карлус Пасе — но так же, без особого успеха.


1973 год. Фрэнк Уильямс смог получить поддержку от Marlboro и Iso. В сезоне за команду участвовало сразу несколько пилотов — Анри Пескароло, Нанни Галли, Хоуден Генли, Том Белсо, Джеки Преториус, Грэм МакРэй, Ги ван Леннеп, Жаки Икс. В итоге, в сезоне команда заработала два 6 места.


В 1974 году появилось первое шасси FW — FW01 (ISO-Marlboro IR). FW02 и FW03 стали просто номерами машин, следующим проектом Williams стало шасси FW04 1975 года.


Не добившись успехов в предыдущих чемпионатах, команда была куплена Уолтером Вольфом и в 1976 году участвовала в чемпионате, как Walter Wolf Racing.



Williams F1 (1977—1979) |




Williams FW07 на заводе Williams в Дидкоте.


Новую команду создали в 1977 году Фрэнк Уильямс и Патрик Хэд под названием Williams Grand Prix Engineering. Патрик Нев на клиентском шасси March 761 участвовал в 11 Гран-при сезона. Лучшим достижением команды стало 7 место на Гран-при Италии в Монце.


На сезон 1978 года Патрик Хэд спроектировал своё первое шасси — FW06. В команду пришёл австралийский пилот Алан Джонс, у которого уже была одна победа на Гран-при в 1977 году за Shadow. Шасси не отличалось надёжностью, но на Гран-при США-Восток Джонс закончил гонку вторым. В итоге, Williams стал 9-м по итогам сезона, а Алан Джонс — 11-м в зачёте пилотов.


В 1979 году Хэд спроектировал FW07 — первое шасси команды с граунд-эффектом. Кроме того, Williams стал членом FOCA (ассоциации конструкторов Формулы-1), что позволило команде выставлять по 2 гонщика на Гран-при. Вторым пилотом стал Клей Регаццони. Команда получила новых спонсоров из Саудовской Аравии[13] и стала называться Albilad-Saudia Racing Team. И уже на 9 этапе сезона на Гран-при Великобритании Алан Джонс выиграл первый поул, а Регаццони одержал первую победу в истории команды. Итоги сезона — 5 побед, 3 поула, 113 очков, 2 место в Кубке конструкторов, 3 место Алана Джонса в зачёте пилотов.



1980-е |


1980-е годы начались для команды с первого большого успеха — в сезоне 1980 года команда выиграла свой первый Кубок конструкторов, опередив почти вдвое по очкам занявшую 2 место Ligier, а Алан Джонс стал чемпионом мира, опередив на 13 очков Нельсона Пике.


Чемпионат 1981 года команда начала также очень удачно — на первых 2 этапах (США-Запад и Бразилия) Алан Джонс и Карлос Ройтеман делали дубли (1-2 место). Однако, затем в ряде этапов возникали как механические проблемы, так и гоночные инциденты, в том числе и между партнёрами по команде. В результате, чемпионом мира стал Нельсон Пике, а Джонс и Ройтеман заняли 2 и 3 место, что позволило команде взять второй подряд Кубок конструкторов.


Сезон 1982 года запомнился своеобразным рекордом — новичок команды Кеке Росберг, заменивший покинувшего гонки Формулы-1 Алана Джонса, выиграл чемпионат мира, одержав победу всего в одной гонке сезона (во многом, в связи с травмой лидировавшего в чемпионате Дидье Пирони, вынужденного покинуть Формулу-1 после травмы на 12 этапе). Покинувшего команду после 2 первых гонок сезона Ройтемана заменяли Марио Андретти и Дерек Дэли — но без особого успеха, что и выразилось в итоговом четвёртом месте команды в зачёте Кубка конструкторов. По скорости команда была уже не в состоянии конкурировать с турбомоторами Ferrari и Renault.


Это показал и 1983 год — команда осталась на 4 месте, далеко отстав от команд, использующих турбомоторы — Ferrari, Renault и Brabham-BMW. Легендарный Ford Cosworth DFV, участвующий в Формуле-1 аж с 1967 года, несмотря на модификацию DFY, значительно проигрывал в мощности турбированным полтора-литровым двигателям. И если на Гран-при Монако, где мощность двигателя не столь важна, Кеке Росберг одержал победу, то на других этапах команда была не конкурентоспособна. В результате, последний этап сезона Кеке Росберг и Лаффит провели на новом шасси FW09 с турбодвигателем Honda RA163E 1.5 V6T.


Однако, 1984 год стал годом проблем с надёжностью двигателя Honda RA163E/RA164E и шасси FW09. В итоге, несмотря на 1 победу, команда заняла лишь 6 место с 25.5 очками.




Williams FW10 Найджела Мэнселла.


1985 год стал шагом вперёд — 4 победы, 3 поула, 71 очко, 3 место в общем зачёте. Шасси FW10 стало первым для Williams, выполненным из карбонового композита. В результате, когда были устранены проблемы с надёжностью двигателя Honda RA165E, а Патрик Хэд усовершенствовал шасси (FW10B) — это оказалось сильнейшим сочетанием. В последних 3 гонках сезона Кеке Росберг и Найджел Мэнселл заработали 3 победы, одно — 2-е место и одно — 3-е.


В итоге, в 1986 году шасси FW11 было лучшим. Кубок конструкторов был выигран с преимуществом в 45 очков у McLaren, однако в личном зачёте Найджел Мэнселл и Нельсон Пике, борясь между собой, отбирали очки друг у друга. В результате, Мэнселл уступил титул в личном зачёте Алену Просту в последней гонке сезона после взрыва покрышки на своём болиде.


Сезон 1987 стал годом доминирования команды. Нельсон Пике стал чемпионом мира, Мэнселл занял второе место в общем зачёте (одержав 6 побед против трёх у Пике). Команда выиграла Кубок конструкторов с преимуществом в 61 очко перед McLaren. Было одержано 9 побед и выиграно 12 поулов.


В 1988 году (в последний год использования турбомоторов в Формуле-1) команду покинул моторист — Honda подписала контракт с McLaren. 3-кратный чемпион мира Нельсон Пике перешёл в Lotus. Атмосферный двигатель Judd CV имел хорошие характеристики, но был крайне ненадёжным — в результате только 7 место (20 очков) в Кубке конструкторов.


1989 год стал годом начала сотрудничества с новым мотористом — «Рено» . Команда заняла 2 место в Кубке конструкторов, а Риккардо Патрезе оказался третьим в зачёте пилотов.



1990-е |


1990-е годы можно назвать лучшими в истории команды — выиграно 5 Кубков конструкторов и 4 чемпионата мира. С 1991 по 1997 год команда не опускалась ниже 2 места в зачёте Кубка конструкторов.


В сезоне 1990 года было выиграно две гонки (Гран-при Сан-Марино и Гран-при Венгрии). Итог — 4 место в общем зачёте.


В 1991 году из Ferrari в качестве боевого пилота вернулся Найджел Мэнселл, одержавший в первом же сезоне после возвращения 5 побед. И хотя обыграть McLaren и Айртона Сенну в этом сезоне не удалось из-за неудачно проведённых первых пяти этапов сезона, был заложен фундамент в виде шасси FW14 и двигателя Renault RS3 3.5 V10 для будущих успехов.


В результате, в сезоне 1992 года равных Williams FW14B с активной подвеской не оказалось. Найджел Мэнселл, получив супер-оружие, доминировал весь сезон и обновил целый ряд рекордных достижений Формулы-1: он выдал самую продолжительную серию побед с первой гонки сезона — 5, одержал наибольшее количество побед за сезон — 9, повторил рекорд Сенны 1988-го года по количеству поулов подряд со старта сезона — 6, выиграл рекордно большее количество поулов за сезон — 14, попутно установив рекорд по наибольшему проценту поул-позиций в сезоне — 88 % (14 поулов в 16 гонках) — это достижение не перекрыто до сих пор, показал наибольшее количество быстрых кругов за сезон — 8, набрал наибольшее количество очков за сезон — 108, создал самый большой отрыв от вице-чемпиона мира — 52 очка (причём вторым в чемпионате был не кто иной, как второй пилот команды Риккардо Патрезе) и, наконец, стал чемпионом мира за 5 этапов до финиша сезона — прежний рекорд был 3 этапа до финиша!





Дэймон Хилл управляет Williams FW17 на Гран-при Канады 1995 года.


Несмотря на успех, на сезон 1993 года команда пригласила в состав вернувшегося в гонки Алена Проста после пропущенного 1992 года. Найджел Мэнселл уже выступал вместе с Простом в одной команде в 1990 году и был категорически против ещё одного совместного сезона с французским чемпионом, и в итоге ушёл как из команды, так и из Формулы-1. А Прост стал чемпионом мира в четвёртый раз и после сезона закончил карьеру гонщика, Дэймон Хилл занял 3 место. Кубок конструкторов был выигран почти с двукратным перевесом в очках над командой McLaren.


Следующий чемпионат (1994) сложился очень драматично. Перешедший в Williams трёхкратный чемпион мира Айртон Сенна неудачно выступил на первых 3 этапах, на гонке в Имоле (Гран-при Сан-Марино) разбился насмерть[14][15]. В результате, первым пилотом команды оказался Дэймон Хилл. И если по итогам сезона команде удалось опередить Benetton в Кубке конструкторов, то в личном зачёте всё решилось на заключительном этапе не в пользу пилота Williams.


В 1995 году Benetton начали использовать двигатели Renault, такие же, как на болидах Williams. В результате скорость соперников резко возросла, и гонщиками Фрэнка Уильямса сезон был проигран и в Кубке конструкторов (2 место), и в личном зачёте.


Но после ухода Михаэля Шумахера в Ferrari, Williams без особого сопротивления выиграли чемпионат 1996 года. Дэймон Хилл завоевал чемпионский титул, а дебютант Жак Вильнёв одержал несколько побед и стал вторым. Вскоре после этого Williams неожиданно рассталась со своим чемпионом, которого сменил Хайнц-Харальд Френтцен. Чемпионат 1997 года прошёл в борьбе с Ferrari Михаэля Шумахера, закончившейся скандальным тараном на Гран-при Европы 1997 года. Вильнёв, тем не менее, стал чемпионом мира, Шумахер же за неспортивное поведение лишён второго места, на которое поднялся Френтцен. Таким образом, за два года оба пилота команды занимали 1-2 места в зачёте чемпионата мира, соответственно, были выиграны два Кубка конструкторов.


1998 год команда была вынуждена начать без заводских двигателей Renault — компания свернула свою программу в Формуле-1. Не найдя достойной замены лучшему двигателю чемпионатов 1992-1997 годов, команда потеряла лидирующие позиции, несмотря на то, что пользовалась фактически модернизированными моторами Renault образца 1997 года с новым названием Mecachrome[16][17]. В 1998 году ещё удалось занять призовое 3 место в Кубке конструкторов, но в 1999-м — получилось занять только пятое место, за 2 года не было одержано ни одной победы.



2000-е |





Ральф Шумахер на Гран-при США 2003





Нико Росберг на Гран-при Канады 2006




FW31 Нико Росберга


В 2000-х годах, в условиях роста бюджетов команд, поддерживаемых большими автомобильными производителями, Williams, одна из последних независимых команд, стала терять позиции.


В сезон 2000 года команда вступила с новым мотористом — BMW и новым пилотом — талантливым новичком Дженсоном Баттоном. В результате, команда не смогла составить конкуренцию доминирующим с большим отрывом Ferrari и McLaren, однако заняла 3 место, что стало шагом вперёд.


В 2001 году в команду пришёл талантливый гонщик Хуан Пабло Монтойя (победитель «Инди-500»). Сезон стал более удачным — несмотря на 3 место в итоговом зачёте, удалось одержать 4 победы и заработать 4 поула.


В 2002 году удалось сделать шаг вперёд в Кубке конструкторов, опередив McLaren, однако составить хоть какую-либо конкуренцию Ferrari не удалось. Итог — 92 очка, 1 победа. Многие специалисты называли двигатель BMW P82 самым мощным в сезоне, что позволило выиграть 7 квалификаций, но в гонках шасси FW24 уступало Ferrari F2002.


В сезоне 2003 года команда до конца сезона боролась за победу и в Кубке конструкторов, и в личном зачёте, однако, в конце сезона уступила, оставшись на 2 месте в командном зачёте и на 3 (усилиями Хуана Пабло Монтойи) — в личном.


В 2004 году был сделан шаг назад — лишь 4 место в командном зачёте, 1 победа и 1 поул. После этого был полностью сменён состав пилотов — по окончании сезона Хуан Пабло Монтойя и Ральф Шумахер покинули команду.


2005 год команда провела с парой «боевых» пилотов Ником Хайдфельдом и Марком Уэббером. Результат — 5 место, 1 поул, 4 подиума и ни одной победы. Кроме того, 2005 год стал последним, в котором BMW был поставщиком двигателей для Williams.


В результате, на протяжении 2006 года команда была укомплектована двигателем Cosworth CA2006. В итоге сезон был просто провален — 8 место, 11 очков. Команда была вынуждена искать более конкурентоспособный мотор, в результате чего был подписан контракт с Toyota.


После провального сезона 2006 никто не надеялся на хорошее выступление Williams в сезоне 2007. Однако неплохое шасси Williams FW29 и мотор Toyota, благодаря пилотам Нико Росбергу и Алексу Вурцу, позволило набрать 33 очка и занять 4-е место в Кубке Конструкторов. Причём австрийскому ветерану Вурцу даже удалось заработать 3-е место на Гран-при Канады в Монреале. А Нико Росберг смог 11 раз попасть в финальный сегмент квалификации. В последней гонке сезона — на Гран-при Бразилии — вместо завершившего спортивную карьеру Вурца на старт вышел дебютант Формулы-1 — японец Кадзуки Накадзима. Примечательно, что в Кубке Конструкторов Williams оказался далеко впереди Toyota - заводской команды своего поставщика двигателей, имевшей в разы большее финансирование.


В 2008 году команда Williams продолжила использовать моторы Toyota. Напарником Росберга стал дебютировавший на последней гонке предыдущего сезона Накадзима. В Кубке конструкторов Williams занял лишь 8-е место, набрав 26 очков. Болид Williams FW30 был надёжен, но недостаточно быстр, гонщикам команды удалось получить очки лишь в нескольких гонках. К успехам команды можно отнести только два подиума, завоёванных Нико Росбергом — 3-е место Гран-при Австралии и 2-е место на Гран-при Сингапура.


В 2009 году команда заняла 7-е место в Кубке конструкторов, набрав 34.5 очков. Пилотами команды, как и в предыдущем сезоне, были Нико Росберг и Кадзуки Накадзима. Выступали они на болидах Williams FW31 с моторами Toyota. Все очки для команды заработал Нико Росберг.



2010-е |


В 2010 году за руль болидов Williams FW32 с моторами Cosworth[18] сели пилоты Рубенс Баррикелло и чемпион GP2 2009 года Нико Хюлькенберг[19]. Сезон команда закончила на 6-м месте в Кубке конструкторов, набрав 69 очков (по новой системе начисления). Из достижений в этом сезоне можно отметить, пожалуй, только неожиданный поул Хюлькенберга под занавес сезона - в квалификации перед Гран-при Бразилии[20], который он завоевал на подсыхающей трассе.


На 2011 год команда подписала крупный спонсорский контракт с венесуэльской нефтяной компанией PDVSA[21], поддерживавшей своего соотечественника, чемпиона GP2 2010 года Пастора Мальдонадо[22] — который в итоге и сменил в кокпите Williams FW33 с мотором Cosworth не имевшего спонсорского бюджета Хюлькенберга[23].


С сезона 2012 года команда использует моторы Renault[24]. 17 января 2012 года напарником Мальдонадо стал бразилец Бруно Сенна[25], племянник трёхкратного чемпиона мира Айртона Сенны, который выступал за команду в своем роковом 1994 году. В этом году на Гран-При Испании Пастор Мальдонадо прерывает долгие семь лет без побед, преподнеся отличный подарок в день рождения Фрэнка Уильямса.
В 2013 году вместо Бруно Сенны за команду сэра Фрэнка в роли напарника Пастора Мальдонадо выступает молодой финский гонщик Валттери Боттас.
30-го мая 2013-го года было объявлено, что с 2014-го года команда перешла на моторы Mercedes.[26]
6 марта 2014 года, на официальном сайте команды была опубликована информация о том, что титульным спонсором команды становится известный производитель спиртных напитков - компания Martini & Rossi, и команда официально меняет своё название на WILLIAMS MARTINI RACING [27].



Пилоты |



Чемпионы мира |


В составе команды Williams выступали многие ведущие гонщики Формулы-1. Прежде всего, это гонщики, выигрывавшие чемпионат мира. Интересно, что 7 побед в чемпионате мира в составе Williams одержали 7 разных пилотов.



































































































Сезон
Чемпион
Гражданство

Поулы
Победы
Подиумы
Быстрые круги

Очки
Победа
Отрыв (очков)
1980
А. Джонс

Австралия Австралия
3
5
10
5
67

Этап 13 из 14
13
1982
К. Росберг

Финляндия Финляндия
1
1
6
0
44

Этап 16 из 16
5
1987
Н. Пике

Бразилия Бразилия
4
3
11
4
73

Этап 15 из 16
12
1992
Н. Мэнселл

Великобритания Великобритания
14
9
12
8
108

Этап 11 из 16
52
1993
А. Прост

Франция Франция
13
7
12
6
99

Этап 14 из 16
26
1996
Д. Хилл

Великобритания Великобритания
9
8
10
5
97

Этап 16 из 16
19
1997
Ж. Вильнёв

Канада Канада
10
7
8
3
81

Этап 17 из 17
39


Победы |


Победы в отдельных Гран-При на болидах Williams одерживали 15 пилотов. Больше всего побед — у Найджела Мэнселла — 28 (из 31 победы за свою карьеру). Также, у него больше всего побед в одном сезоне — 9 в 1992 году, в том числе 5 побед подряд (Гран-при Южной Африки 1992 года-Гран-при Сан-Марино 1992 года).



























































Позиция
Пилот
Гражданство
Победы
Сезоны (побед в сезоне)
1
Найджел Мэнселл

Великобритания Великобритания
28

1985 (2), 1986 (5), 1987 (6), 1991 (5), 1992 (9), 1994 (1)
2
Дэймон Хилл

Великобритания Великобритания
21

1993 (3), 1994 (6), 1995 (4), 1996 (8)
3
Алан Джонс

Австралия Австралия
11

1979 (4), 1980 (5), 1981 (2)
3
Жак Вильнёв

Канада Канада
11

1996 (4), 1997 (7)
4
Нельсон Пике

Бразилия Бразилия
7

1986 (4), 1987 (3)
4
Ален Прост

Франция Франция
7

1993 (7)
5
Ральф Шумахер

Германия Германия
6

2001 (3), 2002 (1), 2003 (2)


Поул-позиции |


Поулы пилотов Williams на счету 18 гонщиков. Больше всего поул-позиций также на счету Найджела Мэнселла (как всего, так и в одном сезоне — 1992 (14)). Больше всего поулов подряд у Алена Проста — с Гран-при Южной Африки 1993 года по Гран-при Канады 1993 года. На данный момент последний поул для команды завоевал Фелипе Масса на Гран-при Австрии 2014 года[28].


































































Позиция
Пилот
Гражданство

Поулы
Сезоны (поулов в сезоне)
1
Найджел Мэнселл

Великобритания Великобритания
28

1985 (1), 1986 (2), 1987 (8), 1991 (2), 1992 (14), 1994 (1)
2
Дэймон Хилл

Великобритания Великобритания
20

1993 (2), 1994 (2), 1995 (7), 1996 (9)
3
Ален Прост

Франция Франция
13

1993 (13)
3
Жак Вильнёв

Канада Канада
13

1996 (3), 1997 (10)
4
Хуан Пабло Монтойя

Колумбия Колумбия
11

2001 (3), 2002 (7), 2003 (1)
5
Алан Джонс

Австралия Австралия
6

1979 (3), 1980 (3)
5
Нельсон Пике

Бразилия Бразилия
6

1986 (2), 1987 (4)
5
Рикардо Патрезе

Италия Италия
6

1989 (1), 1991 (4), 1992 (1)


Быстрые круги |


Быстрые круги в Гран-При на шасси Williams показывали 16 пилотов. Больше всего быстрых кругов у самого успешного пилота Williams — Найджела Мэнселла — 23 (в том числе 8 в сезоне 1992 года, в котором он стал чемпионом).




















































Позиция
Пилот
Гражданство
Быстрые круги
Сезоны (быстрых кругов в сезоне)
1
Найджел Мэнселл

Великобритания Великобритания
23

1985 (1), 1986 (4), 1987 (3), 1988 (1), 1991 (6), 1992 (8)
2
Дэймон Хилл

Великобритания Великобритания
19

1993 (4), 1994 (6), 1995 (4), 1996 (5)
3
Алан Джонс

Австралия Австралия
13

1978 (2), 1979 (1), 1980 (5), 1981 (5)
4
Нельсон Пике

Бразилия Бразилия
11

1986 (7), 1987 (4)
4
Хуан Пабло Монтойя

Колумбия Колумбия
11

2001 (3), 2002 (3), 2003 (3), 2004 (2)
5
Рикардо Патрезе

Италия Италия
10

1989 (1), 1990 (4), 1991 (2), 1992 (3)


Подиумы, участие в Гран-При, очки |


































































Позиция
Пилот
Гражданство
Количество
Подиумы
1
Найджел Мэнселл

Великобритания Великобритания
43
2
Дэймон Хилл

Великобритания Великобритания
40
3
Рикардо Патрезе

Италия Италия
24
Участие в Гран-При
1
Найджел Мэнселл

Великобритания Великобритания
95
2
Ральф Шумахер

Германия Германия
94
3
Рикардо Патрезе

Италия Италия
81
Очки
1
Найджел Мэнселл

Великобритания Великобритания
369
2
Дэймон Хилл

Великобритания Великобритания
326
3
Ральф Шумахер

Германия Германия
232


Шасси |






















































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Модель
Сезоны
Гонщиков
ГП (ст)
ГП (уч)
Ст
Уч
П (ЛФ)
ПП (ЛС)
БК
Очки
Под
ФЗ
Фин
Сх

Williams FW01[29]

1974
2
3
4
3
5
(нф)
(9)
0
0
0
0
0
3

Williams FW02[29]

1974, 1975
4
7
9
7
10
(6)
(3)
0
1
0
1
4
3

Williams FW03

1974, 1975
8
18
21
18
21
(4)
(6)
0
3
0
1
5
13

Apollon-Williams FW03

1977
1
0
1
0
1
(нкв)
(нкв)
0
0
0
0
0
0

Williams FW04

1975, 1976
6
10
13
10
14
(2)
(12)
0
6
1
1
3
7

Wolf-Williams FW05 [30]

1976
7
13
16
17
25
(7)
(18)
0
0
0
0
10
7

Williams FW06

1978, 1979
2
20
20
24
24
(2)
(3)
2
15
2
4
14
10

Williams FW07

1979-1981
5
13
14
24
26

6

4
4
81
10
13
15
9

Williams FW07B

1980
5
14
14
30
35

5

2
5
111
17
20
24
6

Williams FW07C

1981, 1982
4
18
18
36
36

4

2
7
109
15
20
27
9

Williams FW08

1982
2
12
12
24
24

1

1
0
45
5
12
16
8

Williams FW08C

1983
3
14
14
27
29

1

1
0
36
2
12
19
8

Williams FW09

1983, 1984
2
10
10
20
20

1
(2)
0
29
2
8
10
10

Williams FW09B

1984
2
7
7
14
14
(8)
(4)
0
0
0
0
2
12

Williams FW10

1985
2
13
13
25
26

1

2
2
34
3
10
14
11

Williams FW10B

1985
2
3
3
6
6

3

1
2
37
5
5
5
1

Williams FW11

1986
2
16
16
32
32

9

4
11
141
19
23
24
8

Williams FW11B

1987
3
16
16
30
32

9

12
7
137
18
21
24
6

Williams FW12

1988
4
16
16
32
32
(2)
(2)
1
20
2
7
12
20

Williams FW12C

1989
2
13
14
25
26

1

1
1
54
7
13
16
9

Williams FW13

1989
2
4
4
7
8

1
(5)
0
23
4
4
4
3

Williams FW13B

1990
2
16
16
32
32

2

1
5
57
4
18
22
10

Williams FW14

1991
2
16
16
32
32

7

6
8
125
17
21
21
11

Williams FW14B

1992
2
16
16
32
32

10

15
11
164
21
22
23
9

Williams FW15C

1993
2
16
16
32
32

10

15
10
168
22
24
27
5

Williams FW16

1994
4
8
8
15
15

2

5
3
43
5
8
8
7

Williams FW16B

1994
3
8
8
16
16

5

1
5
75
8
11
12
4

Williams FW17

1995
2
13
13
26
26

4

9
5
94
13
15
15
11

Williams FW17B

1995
2
4
4
8
8

1

3
1
24
4
4
4
4

Williams FW18

1996
2
16
16
32
32

12

12
11
175
21
23
25
7

Williams FW19

1997
2
17
17
34
34

8

11
9
123
15
20
23
11

Williams FW20

1998
2
16
16
32
32
(3)
(2)
0
38
3
16
25
7

Williams FW21

1999
2
16
16
32
32
(2)
(4)
1
35
3
11
18
14

Williams FW22

2000
2
17
17
34
34
(3)
(3)
0
36
3
14
21
13

Williams FW23

2001
2
14
14
27
27

3

3
5
59
6
10
11
16

Williams FW23B

2001
2
4
4
7
7

1

1
3
21
3
4
5
2

Williams FW24

2002
2
17
17
34
34

1

7
3
92
13
22
28
6

Williams FW25

2003
3
16
16
32
32

4

4
4
144
12
24
27
5

Williams FW26

2004
4
18
18
36
36

1

1
2
88
4
22
26
10

Williams FW27

2005
3
18
19
36
38
(2)

1
0
66
4
16
25
11

Williams FW28

2006
2
18
18
36
36
(6)
(2)
1
11
0
5
16
20

Williams FW29

2007
3
17
17
34
34
(3)
(4)
0
33
1
10
27
7

Williams FW30

2008
2
18
18
36
36
(2)
(5)
0
26
2
10
32
4

Williams FW31

2009
2
17
17
34
34
(4)
(3)
1
34½
0
11
27
7

Williams FW32

2010
2
19
19
38
38
(4)

1
0
69
0
17
32
6

Williams FW33

2011
2
19
19
38
38
(9)
(7)
0
5
0
3
28
10

Williams FW34

2012
2
20
20
40
40

1

1
1
76
1
15
33
7

Williams FW35

2013
2
19
19
38
38
(8)
(3)
0
5
0
2
33
5

Williams FW36

2014
2
19
19
38
38
(2)

1
2
320
9
28
34
4


События |











































































Событие
Дата
Гран-При
Пилот

Подиум № 1
03.08.1975

Гран-при Германии 1975 года

Жак Лаффит

Быстрый круг № 1
02.04.1978

Гран-при США (западный) 1978 года

Алан Джонс

Поул № 1
13.07.1979

Гран-при Великобритании 1979 года

Алан Джонс

Победа № 1
14.07.1979

Гран-при Великобритании 1979 года

Клей Регаццони

Кубок конструкторов № 1
14.09.1980

Гран-при Италии 1980 года

Алан Джонс
Карлос Ройтеман

Чемпион мира № 1
28.09.1980

Гран-при Канады 1980 года

Алан Джонс

Быстрый круг № 100
22.09.1996

Гран-при Португалии 1996 года

Жак Вильнёв

Поул № 100
12.04.1997

Гран-при Аргентины 1997 года

Жак Вильнёв

Победа № 100
13.07.1997

Гран-при Великобритании 1997 года

Жак Вильнёв

Быстрый круг № 125
24.08.2003

Гран-при Венгрии 2003 года

Хуан Пабло Монтойя

Поул № 125
28.05.2005

Гран-при Европы 2005 года

Ник Хайдфельд


Двигатели |


Команда Williams использовала за свою историю 9 поставщиков двигателей для своих шасси. Их можно разделить на 2 группы — крупные поставщики (компании), с которым было длительное сотрудничество, и «промежуточные», которые поставляли двигатели в период между нахождением командой серьёзного стратегического партнера.


Крупные поставщики — это Ford, Honda, Renault, BMW. «Промежуточные» — Judd, Mecachrome, Supertec, Cosworth.


















































































































































Сезоны
Двигатель
Гран-При (участие)[31]
Побед в Гран-При

Поулов
Быстрых кругов
Подиумов
Очков
Очков за гонку (ср.)

1974-1983

Ford
211
17
10
18
52
401
1.90

1983-1987

Honda
130
23
19
22
47
376.5
2.90

1988
Judd
32


1
2
20
0.63

1989-1997

Renault
291
63
79
69
141
1119
3.85

1998
Mecachrome
32



3
38
1.19

1999

Supertec
32


1
3
35
1.09

2000-2005

BMW
210
10
17
17
45
506
2.41

2006

Cosworth
36


1

11
0.31

2007-2009

Toyota
103



3
93.5
0.908

2010-2011

Cosworth
76

1


74
0.974

2012-2013

Renault
40
1
1
1
1
76
1.9

2014

Mercedes
38

1
2
9
320
8.4


Результаты выступлений Williams в Формуле-1 |




Результаты за последние семь лет |





























































































































































































































































































































































































































































































































































































































Сезон Шасси Двигатель Ш Пилоты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Место Очки

2012

FW34

Renault RS27
2.4 V8

P


АВС


МАЗ


КИТ


БАХ


ИСП


МОН


КАН


ЕВР


ВЕЛ


ГЕР


ВЕН


БЕЛ


ИТА


СИН


ЯПО


КОР


ИНД


АБУ


СОЕ


БРА



8

76

Венесуэла Пастор Мальдонадо
13
19
8
Сход
1
Сход
13
12
16
15
13
Сход
11
Сход
8
14
16
5
9
Сход


Бразилия Бруно Сенна
16
6
7
22
Сход
10
17
10
9
17
7
12
10
18
14
15
10
8
10
Сход


2013

FW35

Renault
RS27-2013
2.4 V8

P


АВС


МАЗ


КИТ


БАХ


ИСП


МОН


КАН


ВЕЛ


ГЕР


ВЕН


БЕЛ


ИТА


СИН


КОР


ЯПО


ИНД


АБУ


СОЕ


БРА




9

5

Венесуэла Пастор Мальдонадо
Сход
Сход
14
11
14
Сход
16
11
15
10
17
14
11
13
16
12
11
17
16



Финляндия Валттери Боттас
14
11
13
14
16
12
14
12
16
Сход
15
15
13
12
17
16
15
8
Сход



2014

FW36

Mercedes PU106A
1.6 V6 Turbo

P


АВС


МАЗ


БАХ


КИТ


ИСП


МОН


КАН


АВТ


ВЕЛ


ГЕР


ВЕН


БЕЛ


ИТА


СИН


ЯПО


РОФ


США


БРА


АБУ



3

320

Бразилия Фелипе Масса
Сход
7
7
15
13
7
12

4
Сход
Сход
5
13
3
5
7
11
4
3
2


Финляндия Валттери Боттас
5
8
8
7
5
Сход
7
3
2
2
8
3
4
11
6

3
5
10
3


2015

FW37

Mercedes PU106B
Hybrid 1,6 V6

P


АВС


МАЗ


КИТ


БАХ


ИСП


МОН


КАН


АВТ


ВЕЛ


ВЕН


БЕЛ


ИТА


СИН


ЯПО


РОФ


США


МЕК


БРА


АБУ



3

257

Бразилия Фелипе Масса
4
6
5
10
6
15
6
3
4
12
6
3
Сход
17
4
Сход
6

ДСК
8


Финляндия Валттери Боттас
НС
5
6
4
4
14
3
5
5
13
9
4
5
5
12
Сход
3
5
13


2016

FW38

Mercedes PU106C
Hybrid 1,6 V6

P


АВС


БАХ


КИТ


РОФ


ИСП


МОН


КАН


ЕВР


АВТ


ВЕЛ


ВЕН


ГЕР


БЕЛ


ИТА


СИН


МАЗ


ЯПО


США


МЕК


БРА


АБУ


5

138

Бразилия Фелипе Масса
5
8
6
5
8
10
Сход
10
20
11
18
Сход
10
9
12
13
9
7
9
Сход
9

Финляндия Валттери Боттас
8
9
10
4
5
12
3
6
9
14
9
9
8
6
Сход
5
10
16
8
11
Сход

2017

FW40

Mercedes
M08 EQ Power+ 1,6 V6T

P


АВС


КИТ


БАХ


РОФ


ИСП


МОН


КАН


АЗЕ


АВТ


ВЕЛ


ВЕН


БЕЛ


ИТА


СИН


МАЗ


ЯПО


США


МЕК


БРА


АБУ



5

83

Канада Лэнс Стролл
Сход
Сход
Сход
11
16
15
9
3
10
16
14
11
7
8
8
Сход
11
6
16
18


Бразилия Фелипе Масса
6
14
6
9
13
9
Сход
Сход
9
10
тест
8
8
11
9
10
9
11
7
10


Великобритания Пол Ди Реста










Сход











2018

FW41

Mercedes
M09 EQ Power+ 1,6 V6T

P


АВС


БАХ


КИТ


АЗЕ


ИСП


МОН


КАН


ФРА


АВТ


ВЕЛ


ГЕР


ВЕН


БЕЛ


ИТА


СИН


РОФ


ЯПО


США


МЕК


БРА


АБУ


10

7

Канада Лэнс Стролл
14
14
14
8
11
17
Сход
Сход
14
12
Сход
17
13
9
14
15
17
14
13
18
13

Россия Сергей Сироткин
Сход
15
15
Сход
14
16
17
15
13
14
Сход
16
12
10
19
18
16
13
14
16
15


Выступление в сезонах 1969—2011 годов |

















































































































































































































































































































































































































Сезон
Наименование
Шасси
Шины
Двигатель
Пилоты
Место (очки)
WilliamsF1 (1974—2011)

2011
AT&T Williams

FW33

P

Cosworth CA2011 2.4 V8

Рубенс Баррикелло
Пастор Мальдонадо
9(5)

2010
AT&T Williams

FW32

B

Cosworth CA2010 2.4 V8

Рубенс Баррикелло
Нико Хюлькенберг
6(69)

2009
AT&T Williams

FW31

B

Toyota RVX-09 2.4 V8

Нико Росберг
Кадзуки Накадзима
7(34.5)

2008
AT&T Williams

FW30

B

Toyota RVX-08.2 2.4 V8

Нико Росберг
Кадзуки Накадзима
8(26)

2007
AT&T Williams

FW29

B

Toyota RVX-07 2.4 V8

Нико Росберг
Александр Вурц
Кадзуки Накадзима
4(33)

2006
Williams F1 Team

FW28

B

Cosworth CA2006 2.4 V8

Уэббер, Марк
Нико Росберг
8(11)

2005
BMW WilliamsF1 Team

FW27

M
BMW P84/5 3.0 V10

Уэббер, Марк
Ник Хайдфельд
Антонио Пиццония
5(66)

2004
BMW WilliamsF1 Team

FW26

M
BMW P84 3.0 V10

Хуан Пабло Монтойя
Ральф Шумахер
Марк Жене
Антонио Пиццония
4(88)

2003
BMW WilliamsF1 Team

FW25

M
BMW P83 3.0 V10

Ральф Шумахер
Хуан Пабло Монтойя
Марк Жене
2(144)

2002
BMW WilliamsF1 Team

FW24

M
BMW P82 3.0 V10

Ральф Шумахер
Хуан Пабло Монтойя
2(92)

2001
BMW WilliamsF1 Team

FW23

M
BMW P80 3.0 V10

Ральф Шумахер
Хуан Пабло Монтойя
3(80)

2000
BMW WilliamsF1 Team

FW22

B
BMW E41 3.0 V10

Ральф Шумахер
Дженсон Баттон
3(36)

1999
Winfield Williams

FW21

B
Supertec FB01 3.0 V10

Ральф Шумахер
Алессандро Занарди
5(35)

1998
Winfield Williams Mecachrome

FW20

G
Mecachrome CG37-01 3.0 V10

Жак Вильнёв
Хайнц-Харальд Френтцен
3(38)

1997
Rothmans Williams Renault

FW19

G
Renault RS9 3.0 V10

Жак Вильнёв
Хайнц-Харальд Френтцен

1(123)

1996
Rothmans Williams Renault

FW18

G
Renault RS8 3.0 V10

Дэймон Хилл
Жак Вильнёв

1(175)

1995
Rothmans Williams Renault

FW17
FW17B

G
Renault RS7 3.0 V10

Дэймон Хилл
Дэвид Култхард
2(112)

1994
Rothmans Williams Renault

FW16
FW16B

G
Renault RS6 3.5 V10

Дэймон Хилл
Дэвид Култхард
Найджел Мэнселл
Айртон Сенна

1(118)

1993
Canon Williams Team

FW15C

G
Renault RS5 3.5 V10

Ален Прост
Дэймон Хилл

1 (168)

1992
Canon Williams Team

FW14B

G
Renault RS3C 3.5 V10

Найджел Мэнселл
Рикардо Патрезе

1 (164)

1991
Canon Williams Team

FW14

G
Renault RS3 3.5 V10

Найджел Мэнселл
Рикардо Патрезе
2(125)

1990
Canon Williams Team

FW13B

G
Renault RS2 3.5 V10

Рикардо Патрезе
Тьери Бутсен
4(57)

1989
Canon Williams Team

FW12C
FW13

G
Renault RS1 3.5 V10

Рикардо Патрезе
Тьери Бутсен
2(77)

1988
Canon Williams Team

FW12

G
Judd CV 3.5 V8

Найджел Мэнселл
Рикардо Патрезе
Жан-Луи Шлессер
7(20)

1987
Canon Williams Honda Team

FW11B

G
Honda RA167E 1.5 V6T

Найджел Мэнселл
Нельсон Пике

1(137)

1986
Canon Williams Honda Team

FW11

G
Honda RA166E 1.5 V6T

Найджел Мэнселл
Нельсон Пике

1(141)

1985
Canon Williams Honda Team

FW10
FW10B

G
Honda RA164E 1.5 V6T
Honda RA165E 1.5 V6T

Найджел Мэнселл
Кеке Росберг
3(71)

1984
Williams Grand Prix Engineering

FW09
FW09B

G
Honda RA163E 1.5 V6T
Honda RA164E 1.5 V6T

Кеке Росберг
Жак Лаффит
6(25.5)

1983
TAG Williams Racing Team

FW08C

FW09

G
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Ford Cosworth DFY 3.0 V8
Honda RA163E 1.5 V6T

Кеке Росберг
Жак Лаффит
Джонатан Палмер
4(36)

11(2)

1982
TAG Williams Racing Team

FW07C
FW08

G
Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Кеке Росберг
Карлос Ройтеман
Марио Андретти
Дерек Дэли
4(58)

1981
Albilad-Williams Racing Team
TAG Williams Racing Team
Equipe Banco Occidental

FW07C

FW07

G


M


Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Алан Джонс
Карлос Ройтеман
Эмилио де Вильота

1(95)

1980
Albilad-Williams Racing Team
Brands Hatch Racing
RAM/Williams Grand Prix Engineering
RAM/Penthouse Rizla Racing
RAM/Theodore/Rainbow Jeans Racing

FW07
FW07B

G
Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Алан Джонс
Карлос Ройтеман
Руперт Киган
Дизайе Уилсон
Кевин Коган
Джоф Лиз

1(120)

1979
Albilad-Saudia Racing Team

FW06
FW07

G
Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Алан Джонс
Клей Регаццони
2(75)

1978
Williams Grand Prix Engineering

FW06

G
Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Алан Джонс
9(11)

1977
Williams Grand Prix Engineering[32]
Jolly Club of Switzerland

March 761
Apollon (FW03)

G




Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Патрик Нев
Лорис Кессель
--
Frank Williams Racing Cars (1969—1976)

1976
Frank Williams Racing Cars
Mapfre-Williams

FW04

G
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Ренцо Дзордзи
Эмилио Дзапико
--

1975
Frank Williams Racing Cars

FW02 (ISO-Marlboro IR)
FW03
FW04

G
Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Жак Лаффит
Артуро Мерцарио
Тони Брайз
Дамьен Маги
Ян Шектер
Ян Эшли
Йо Вонлантен
Ренцо Дзордзи
Лелла Ломбарди
9(6)

1974
Frank Williams Racing Cars

FW01 (ISO-Marlboro IR)
Iso Marlboro FW
FW03

G


F


Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Артуро Мерцарио
Том Белсо
Ричард Робартс
10(4)[33]

1973
Frank Williams Racing Cars
March 731[34]
Iso Marlboro IR[34]
Iso Marlboro FX3B[34]

G


F


Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Анри Пескароло
Нанни Галли
Хоуден Генли
Том Белсо
Джеки Преториус
Грэм МакРэй
Ги ван Леннеп
Жаки Икс



1972
Team Williams-Motul
March 721[34]
Politoys FX3[34]

G
Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Анри Пескароло
Карлус Пасе



1971
Frank Williams Racing Cars
March 701/March 711[34]

G
Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Анри Пескароло



1970
Frank Williams Racing Cars
De Tomaso 505[34]

D
Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Пирс Каридж
Брайан Редман
Тим Шенкен



1969
Frank Williams Racing Cars
Brabham BT26A[34]

D
Ford Cosworth DFV 3.0 V8

Пирс Каридж




Основные спонсоры команды в 2012 году |



  • PDVSA

  • Venezuela Tourism

  • ORIS

  • Randstad

  • Embratel

  • Thomson Reuters



Рекорды команды |


Williams наряду с Ferrari и McLaren входит в большую тройку команд Формулы-1. Это следует из основных статистических показателей. Причем, по количеству Кубков конструкторов — то есть, чемпионату среду команд Williams занимает 2 место, уступая только Ferrari. Кроме того, команду можно считать самой успешной командой 1990-х годов.





































































Показатель

Значение

Результат за всю историю

Кубок конструкторов
9
2
Личный чемпионат мира
7
3
Победы в Гран-При
114
3
Победы в одном сезоне
12
3
Дубли (поул и победа)
46
3
Хет-трики (поул, победа и быстрый круг)
19
2
Большой шлем
(поул, победа, быстрый круг, лидирование старт-финиш)
5
3
Подиумы
296
3
Поул-позиции
127
3
Быстрые круги
130
3
Лидирование старт-финиш
20
4
Очков за сезон
175
6


Другие гоночные серии |




Подготовленная Williams Renault Laguna для участия в гонках BTCC.



Ралли группа B |


В 1980 году Williams подготовил для Ровера автомобиль для участия в международной группе B соревнований по ралли.



Британский чемпионат в классе Туринг (BTCC) |


Williams, под названием Williams Touring Car Engineering, готовил команду Renault для участия в Британском чемпионате в классе Туринг (BTCC) в 1995—1999. Автомобиль готовился на базе Renault Laguna на заводе Williams в Дидкоте (завод Williams располагался там до переезда в Гроу). Williams-Renault выигрывал зачет производителей в 1995 и 1997 годах и личный титул в 1997.



24 часа Ле-Мана |


В 1999 году Williams построил для BMW болиды для участия в гонках 24 часа Ле-Мана. Болид под названием V12 LMR выиграл 24 часа Ле-Мана в 1999.[35]



Формула-2 |


Организованный FIA в 2009 году чемпионат использует шасси, построенные Williams[36][37]



Примечания |





  1. Martini – титульный спонсор Williams | Williams - Autosport.com.ru


  2. 12 2018 FIA Formula One World Championship Entry List (англ.) (PDF). FIA (31 January 2018). Архивировано 16 февраля 2018 года.


  3. Williams Grand Prix Engineering Limited (англ.). Companies Houseruen. Архивировано 21 февраля 2018 года.


  4. «Уильямс» нанял Гэри Паффета на должность пилота симулятора (неопр.). www.championat.com. Проверено 6 февраля 2016.


  5. Линн сохранил за собой в «Уильямсе» место пилота по развитию (неопр.). championat.com.


  6. «Уильямс» подтвердил Пола ди Ресту в качестве резервного пилота (неопр.). www.championat.com. Проверено 14 марта 2016.


  7. British Grand Prix: Williams celebrate their 600th race in Formula One | Daily Mail Online


  8. В качестве команды. В качестве конструктора - 698 (начиная с Гран-при Аргентины 1978 года)


  9. В качестве команды. В качестве конструктора - 702 (начиная с Гран-при Аргентины 1978 года)


  10. Formula1.com


  11. Williams в цифрах | Формула 1 новости | Motorsport.com


  12. http://f1life.ru/press_center/news/show/15346/


  13. Гран При Великобритании'79: Доброе дело Усамы (неопр.). Проверено 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.


  14. BBC ON THIS DAY | 1 | 1994: Formula One's 'blackest day' (неопр.). Проверено 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.


  15. ГП Сан-Марино'94: Черный день календаря (неопр.). Проверено 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.


  16. News Feature > Mecachrome > F1 Features - Grandprix.com (неопр.). Проверено 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.


  17. Бразилия'00: Моторы Supertec (неопр.). Проверено 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.


  18. Williams официально подтвердила контракт с Cosworth (неопр.). Проверено 10 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.


  19. Williams: Баррикелло будет наставником Хюлкенберга (неопр.). Проверено 10 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.


  20. Хюлкенберг: "Поул стал приятным сюрпризом!" (неопр.). Проверено 10 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.


  21. Президент Венесуэлы подтвердил поддержку Мальдонадо (неопр.). Проверено 10 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.


  22. Пастор Мальдонадо подписал контракт с Williams (неопр.). Проверено 10 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.


  23. Нико Хюлкенберг расстался с Williams (неопр.). Проверено 10 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.


  24. В Williams перейдут на моторы Renault (неопр.). Проверено 10 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.


  25. Команда Williams подтвердила контракт с Сенной (неопр.). Проверено 10 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.


  26. Williams переходит на моторы Mercedes! (неопр.). Архивировано 31 мая 2013 года.


  27. Williams Martini Racing Puts The Stripes Back On The Grid


  28. Гран При Австрии: Квалификация


  29. 12 Также известна под наименованием ISO Marlboro IR


  30. Статистику по этой модели, по сути бывшей слегка переделанной Hesketh 308C, обычно выделяют отдельно в "Wolf-Williams"


  31. Стартов машин в гонке, а не участие команды в Гран-При


  32. Клиентское шасси March — Гонки не учитываются в статистике


  33. Как ISO Marlboro IR


  34. 12345678 Клиентское шасси — гонки не учитываются в статистике


  35. BMW wins at Le Mans, Autosport (13 June 1999). Проверено 14 ноября 2006.


  36. New-spec Williams JPH1B - F2 2012 Championship


  37. Ф-2: Машина Williams Audi JPH1 представлена публике




Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}






  • williams.co.uk — официальный сайт Williams Grand Prix Engineering Limited

  • Неофициальный сайт — статистика Williams


  • Шасси Формулы 1 команды Williams на WildSoft.ru  (рус.)



Навигаторы |

























Спортивные достижения
Предшественник:
Ferrari

Кубок Конструкторов
1980-1981
Преемник:
Ferrari
Предшественник:
McLaren

Кубок Конструкторов
1986-1987
Преемник:
McLaren
Предшественник:
McLaren

Кубок Конструкторов
1992-1994
Преемник:
Benetton
Предшественник:
Benetton

Кубок Конструкторов
1996-1997
Преемник:
McLaren












Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус