Восьмерик на четверике

Multi tool use

Пример «восьмерика на четверике» с декором «нарышкинского барокко»
«Восьмерик на четверике» — тип архитектурной композиции церковного здания: верхний объём октагональной конфигурации («восьмерик») поставлен на четверик (как правило, более низкий).
Изначально это архитектурное решение получило распространение в русском деревянном храмовом зодчестве. В конце XVII века прочно вошло в арсенал приёмов московского барокко. Сочетание контрастных форм придаёт храму устремлённость ввысь (динамизм — характерная черта стиля барокко).
Церкви этого типа продолжали возводиться в российской провинции вплоть до конца XVIII века.
Содержание
1 Эволюция московского барокко
1.1 Наиболее ранний пример (в кирпиче)
1.2 Церкви Прозоровских
1.3 Церкви нарышкинского круга
1.4 Башнеобразные бухвостовские церкви
1.5 Вариация: эллипс вместо четверика
2 См. также
3 Литература
4 Ссылки
Эволюция московского барокко |
Применительно к московскому барокко различаются несколько типов каменных церквей «восьмерик на четверике». Основной — отдельно стоящие многоярусные церкви, строившиеся в основном дворянами в своих подмосковных усадьбах. Для церквей этого типа характерно свободное расположение, широкие круговые обходы-гульбища. Неотъемлемым атрибутом зданий этого типа является совмещение церкви и колокольни в единой центрической композиции «иже под колоколы»: непосредственно над восьмериком устраивался открытый ярус звона. Церкви этой группы являются исходными для всех остальных вариантов композиции. Ниже представлены классические образцы, которые служили, вероятно, эталоном.
Наиболее ранний пример (в кирпиче) |
Название |
Местонахождение |
Датировка |
Зодчий |
Донатор |
Фотография |
Комментарий |
---|---|---|---|---|---|---|
Церковь Иоасафа царевича индийского в царской усадьбе Измайлово |
Москва |
1684—1687 |
(?) |
царевна Софья при участии князя В. В. Голицына |
![]() |
Перестроена из церкви 1678-9 гг. Принципиальным нововведением является появление хорошо видимого четверика, в ранних памятниках скрытого объёмами притворов по периметру здания. |
Церкви Прозоровских |
Название |
Местонахождение |
Датировка |
Зодчий |
Донатор |
Фотография |
Комментарий |
---|---|---|---|---|---|---|
Церковь Успения в Петровском-Дурневе |
Московская область |
1684—1688 |
(?) |
П. И. Прозоровский |
![]() |
Ранний пример типа восьмерик на четверике. Скупые внешние украшения, по-видимому, отражали строгость вкусов заказчика. |
Церковь Спаса Нерукотворного в Гирееве |
Москва |
1714—1718 |
(?) |
И. А. Голицын — зять П. И. Прозоровского |
![]() |
Сохранилась почти без изменений, воспроизводит несохранившуюся церковь в Петровском-Дальнем. |
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине |
Москва |
1688—1704 |
(?) |
Б. И. Прозоровский |
![]() |
Наряду с традиционной лаконичностью — отсутствием оконных наличников, присутствуют элементы архитектуры, присущие памятникам нарышкинского круга. |
Церкви нарышкинского круга |
Название |
Местонахождение |
Датировка |
Зодчий |
Донатор |
Фотография |
Комментарий |
---|---|---|---|---|---|---|
Церковь Петра и Павла в Петровско-Разумовском |
Москва |
освящена в 1691 |
(?) |
А. Л. Нарышкина, Л. К. Нарышкин |
![]() |
не сохранилась |
церковь Знамения на Шереметьевом дворе |
Москва |
1689—1691 |
(?) |
Л. К. Нарышкин |
![]() |
Построена, вероятно, как и все церкви этой группы, в знак восшествия на престол Петра I |
Церковь Покрова в Филях |
Москва |
1690—1693 |
(?) |
Л. К. Нарышкин |
![]() |
Классический, наиболее зрелый образец церкви типа «восьмерик на четверике» |
Храм Троицы в Троице-Лыкове |
Москва |
1690—1695 |
(?) |
М. К. Нарышкин |
Существует два варианта датировки 1690-95 и 1698—1703. Обильные украшения, особенности профилировки деталей позволяют говорить о более поздней датировке здания. |
Башнеобразные бухвостовские церкви |
Название |
Местонахождение |
Датировка |
Зодчий |
Донатор |
Фотография |
Комментарий |
---|---|---|---|---|---|---|
Спасская церковь в селе Уборы |
Московская область |
1693—1697, освящена в 1700 |
Я. Г. Бухвостов |
П. В. Шереметьев |
![]() |
Строилось по образцу Успенской церкви в Петровском-Дальнем, но в процессе строительства (в 1694 г.) была торжественно освящена церковь в Филях, поэтому заказчик потребовал изменения композиции — возведения четверика в духе филёвской церкви). |
Надвратная церковь Ново-Иерусалимского монастыря |
Московская область |
1694—1697 |
Ф. И. Попуга, Е. Михайлов, Л. Михайлов по замыслу Я. Г. Бухвостова |
цари Иван и Петр Алексеевичи |
![]() |
С 1693 г. Я. Г. Бухвостов был занят на строительстве собора в Рязани (до 1699), поэтому передал подряд своим помощникам. Для церкви характерен высокий четверик с большими окнами, придающий церкви башнеобразный облик. |
Вариация: эллипс вместо четверика |
Название |
Местонахождение |
Датировка |
Зодчий |
Донатор |
Фотография |
Комментарий |
---|---|---|---|---|---|---|
Собор Высоко-Петровского монастыря |
Москва |
нач. XVI в., кон. 1680-х гг. |
Алевиз Новый |
(?) |
В 1680-х гг. перестроена — пробиты большие окна в восьмерике и экседрах, фасад украшен росписью, в настоящее время возвращён первоначальный облик. В перестроенном виде послужила прообразом церкви в Перове |
|
Церковь Знамения в Перове |
Москва |
1699-1708 |
(?) |
П. А. Голицын |
![]() |
Резьба на фасадах здания близка церкви в Дубровицах |
Церковь Знамения в Дубровицах |
Московская область |
1690—1705 |
(?) |
Б. А. Голицын |
![]() |
В строительстве и оформлении церкви принимали участие итальянские мастера |
См. также |
- Основные типы деревянных храмов
- Четверик (сооружение)
Литература |
Вагнер Г. К. Искусство мыслить в камне. — Москва, 1990.
Иоаннесян О. М. Храмы-ротонды в Древней Руси // Иерусалим в русской духовной культуре. — Москва, 1994. — С. 100—148.
Ссылки |
- Перцов В. П. Необычная история храма в Петровском//Наше Наследие № 29 (2009) — Статья об исследовании первого храма типа «восьмерик на четверике» церкви Успения в Петровском
- Лебедева Е. История церкви Петра и Павла в Петровско-Разумовском
9G6O7L9