Бог Отец






















Христианство
Christian cross.svg
Библия


  • Ветхий Завет

  • Новый Завет

  • Евангелие

  • Десять заповедей

  • Нагорная проповедь

  • Апокрифы


Троица


  • Бог Отец

  • Иисус Христос

  • Святой Дух


История христианства


  • Апостолы

  • Хронология христианства

  • Раннее христианство

  • Гностическое христианство

  • Вселенские соборы

  • Великий раскол

  • Крестовые походы

  • Реформация

  • Народное христианство


Христианское богословие


  • Сотворение мира

  • Грехопадение

  • Грех

  • Ипостасный союз

  • Искупительная жертва

  • Христология

  • Спасение

  • Благодать

  • Церковь

  • Добродетели

  • Эсхатология


Христианское богослужение


  • Евхаристия

  • Духовенство

  • Типикон


Направления в христианстве


  • Православие

  • Католицизм

  • Протестантизм

  • Древние восточные церкви

  • Антитринитаризм

  • Численность христиан

  • Христианство по странам


Критика христианства


  • Критика Библии

  • Возможные источники текста Библии


Портал:Христианство

Бог Оте́ц (греч. Ο Θεός Πατήρ, лат. Deus Pater) — в христианском тринитарном богословии Бог Отец — первая, начальная и причинная ипостась Святой Троицы.



Христианство верит, что Он — Творец мира и человека: «Отец — есть предначинательная причина всего существующего»[1]. Догмат о Боге Отце закреплён в Никео-Цареградском Символе веры: .mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}






«
Ве́рую во Еди́ного Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.
»

При этом во всём творении и последующем промышлении об ангелах, о людях, о животных, о растениях, о материальных вещах и стихиях, в равной степени всегда участвуют все три Ипостаси Троицы:







«

Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его — все воинство их.
(Пс. 32:6)


»

Ириней Лионский называет Превечное Слово (Бог Сын) и Дух двумя руками Отца[2].


Бог Сын назвал всех людей Своими братьями:







«

Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
(Мф. 25:40)


»






«

отцом себе не называйте никого на земле, и́бо один у вас Отец, Который на небесах.
(Мф. 23:9)


»






«

Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы.
(Пс. 81:6)


»

Много писавший о догмате троичности Григорий Богослов даёт следующие характеристики Бога Отца:





  • …будем представлять и называть Отца безначальным и началом — началом как Причину, как Источника, как присносущный Свет…

  • …Отец безначален, потому что ни от кого иного, даже от Себя самого не заимствовал своё бытие.

  • …Дух исходит от Отца: не любопытствуй знать, как исходит.




Греческие богословы считали божественное Лицо Бога Отца началом единства Троицы[3], давшим другим ипостасям их происхождение: «к Единому возводятся Те, Которые происходят от Него, будучи Тремя по вере…»[4]. Поэтому Троица мыслится как Божье Царство — Монархия — Единоначалие Отца — абсолютное Всемогущество в смиренном самопожертвовании.


Согласно христианскому вероучению, Бог Отец познаётся только через Сына Божьего:







«

никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть
(Мф. 11:27)


»

В самом высшем христианском таинстве Евхари́стии — центре жизни православного христианина, почти все молитвы обращены только к Лицу Бога Отца[5].


По причине того, что Бог Отец не являлся людям в видимом образе, Стоглавый собор в 1551 году запретил особые изображения Бога Отца: Сопрестолие, Отечество (икона), Ветхий денми, Распятие в лоне Отчем, Саваоф, Шестоднев, Всевидящее Око, Отче наш, Премудрость Божия и другие. В качестве канонического изображения данный собор утвердил икону «Троица» Андрея Рублева[6].


В некоторых православных храмах присутствуют изображения Бога Отца в виде седовласого Старца, вверху иконостаса в чине праотцов, в куполе храма, на иконах[7].


Согласно «Лекциям по философии религии» Гегеля, Бог Отец — первое определение абсолютной идеи. Это чистая идеальность и чистое единство с самим собой, абстрактное мышление всеобщего предмета, диалектически вызывающее абсолютное разделение, а далее триединство[8].



См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Саваоф

  • Ветхий денми

  • Яхве

  • Ангел Иеговы

  • Ангел Господень (богословие)

  • Великий Архитектор Вселенной

  • Бог



Примечания |





  1. Василий Великий. PG 32, 136.


  2. Bishop Kallistos Ware. The Orthodox Way. — London-Oxford, 1979. — P. 44


  3. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви (Глава III. Бог-Троица)


  4. Григорий Богослов. PG, t. 36, col. 148 D-149 А.


  5. Пневматологическое измерение Евхаристии


  6. Созерцая «Троицу». Икона Андрея Рублева. Самое известное и таинственное изображение Бога в истории иконописи


  7. Об изображении Бога Отца в Православной Церкви


  8. см. особенно Гегель Г. В. Ф. Философия религии. В 2 т. Т.2. — С.223-232, то же кратко в «Феноменологии духа»











Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск