Реквием (Берлиоз)
Реквием Большая заупокойная месса | |
---|---|
Обложка первого издания (Париж, 1838) | |
Композитор | Гектор Берлиоз |
Форма | месса |
Сочинение | 5 |
Время и место сочинения | 1837 год |
Первое исполнение | 1837 год, Париж, Дом инвалидов |
Первая публикация | 1837 |
Посвящение | Адриену де Гаспарену |
Продолжительность | ок. 90 мин. |
Реквием (лат. Requiem), или Большая заупокойная месса (фр. Grande Messe des morts), opus 5 — заупокойная месса, написанная Гектором Берлиозом в 1837 году и впервые исполненная в парижском Доме инвалидов на погребении генерала Дамремона.
Содержание
1 История создания
2 Структура
3 Состав исполнителей
4 Музыка
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
История создания |
В 1837 году пэр Франции Адриен де Гаспарен учредил денежную премию для ежегодного присуждения молодому композитору, которому поручалось сочинить духовное музыкальное произведение[1]. Его выбор пал на Гектора Берлиоза. В марте 1837 года был подписан официальный министерский документ, по которому Берлиозу назначалась сумма в 14 000 франков и предоставлялось время около трёх месяцев[2]. Как раз в то время правительство специальным декретом установило ежегодное исполнение траурной мессы в память жертв Июльской революции 1830 года[3]. Было решено, что во время первого торжества должно прозвучать новое произведение. Исполнение должно было состояться в Доме инвалидов; предполагалось приурочить его к годовщине смерти маршала Мортье и других жертв террористического акта 1835 года[4][5].
Берлиоз с радостью взялся за работу: ему давно хотелось создать грандиозное произведение, которое он представлял себе в исполнении 500 или 600 музыкантов[4]. Работа шла быстро; Берлиозу пришлось даже использовать нечто вроде нотной скорописи, чтобы успевать записывать[2]. В итоге «Реквием» был завершён 29 июня 1837 года[2]. Берлиоз посвятил своё произведение де Гаспарену.
Уже начались репетиции, но внезапно церемонию отменили. Берлиоз был в ярости: другого случая исполнить столь масштабное произведение могло не предоставиться. Граф де Монталиве, сменивший Гаспарена на посту министра внутренних дел, предлагал Берлиозу денежную компенсацию, однако тот считал, что правительство нарушило заключённый с ним договор и требовал в первую очередь возможности исполнить готовое произведение. В письме к отцу он писал: «…я остался с самым крупным из когда-либо мной написанных музыкальных произведений, словно Робинзон со своей шлюпкой: отправить его в плавание невозможно — нужны большой собор и четыреста музыкантов…»[1].
В октябре того же года Берлиоз неожиданно узнаёт, что 5 декабря в Доме инвалидов состоится траурная церемония захоронения останков генерала Дамремона, павшего при взятии Константины[6]. Преодолев большие трудности, Берлиоз добился разрешения исполнить на церемонии своей «Реквием». 4 декабря была генеральная репетиция; на следующий день — публичное исполнение. В тот же день, 5 декабря, газета «Фигаро» писала с иронией: «Итак, предстоит услышать „Заупокойную мессу“, которая вот уже два года[7] стучит во все могилы знаменитостей, но ей упрямо отвечают: „Не туда попали“. Наконец месса нашла себе покойника или покойников <…>»[8][9].
В премьере были задействованы 420 музыкантов. Дирижировал Франсуа-Антуан Абенек, с которым Берлиоз был не в лучших отношениях: впоследствии он намекнёт в своих мемуарах, что Абенек хотел умышленно испортить исполнение[10]. Тем не менее премьера прошла удачно, и отзывы критики были благоприятными. Очень высоко ставил «Реквием» и сам композитор. В 1867 году он писал: «Если бы мне угрожало видеть гибель всех моих произведений, кроме одной партитуры, я просил бы пощады для „Мессы о мёртвых“»[4].
Структура |
«Реквием» написан на традиционный латинский текст, с небольшими изменениями, внесёнными самим композитором[11]. Произведение состоит из 10 частей:
- I. Requiem et Kyrie. Introït
- II. Dies iræ. Prose — Tuba mirum
- III. Quid sum miser
- IV. Rex tremendæ
- V. Quærens me
- VI. Lacrimosa
- VII. Offertoire. Chœur des âmes du Purgatoire
- VIII. Hostias
- IX. Sanctus
- X. Agnus Dei
Общая продолжительность звучания — около 90 минут[11].
Состав исполнителей |
Монументальное сочинение Берлиоза потребовало необычного по величине и составу оркестра. Прежде всего, в него входило огромное количество ударных: 8 литавр, 2 больших барабана, 4 тамтама, 10 пар тарелок[12]. Основной оркестр был дополнен ещё четырьмя закулисными. В них входили медные духовые: 4 корнета, 4 тромбона, 2 тубы в первом; по 4 трубы и тромбона во втором и третьем; в четвёртом к ним добавлены ещё 4 офиклеида. Исполнителей на струнных было 108 человек, из них 50 скрипок, 20 альтов, 20 виолончелей и 18 контрабасов[11]. Хор насчитывал 210 человек; кроме того, в одной из частей предполагалось соло тенора[12]. Очевидно, что подобное произведение было рассчитано скорее на концертное, чем на литургическое исполнение[13].
Музыка |
«Реквием» — типичное сочинение Берлиоза; беспокойный, драматический характер музыки отличает его от двух других наиболее известных реквиемов — Моцарта и Верди[14]. Даже те части, в которых предполагается скорбная и лирическая музыка, у Берлиоза исполнены, скорее, отчаяния, протеста и гнева[14]. В его «Реквиеме» почти нет распевных, задушевных мелодий, зато широко используются хроматизированные вокальные темы и речитатив на одной ноте[15].
«Реквием» — произведение со сложной драматургией: в нём нет единой линии развития, преобладают скачки и резкие смены эмоций. Для него характерны контрасты, сопоставление разных начал — повествовательного, драматического, лирического[14]. Берлиоз также демонстрирует здесь своё композиторское мастерство, применяя интересные полифонические и оркестровые приёмы. Он пользуется самыми разнообразными средствами музыкальной выразительности, исключительно свободно и самобытно трактуя тему траурной мессы[16].
Примечания |
↑ 12 Теодор-Валенси, 1969, с. 132.
↑ 123 Jacques Barzun, 1982, с. 160.
↑ Хохловкина, 1960, с. 233.
↑ 123 Хохловкина, 1960, с. 234.
↑ 8.554494-95 - BERLIOZ: Requiem, Op. 5 (англ.). Naxos. Проверено 14 декабря 2017.
↑ Теодор-Валенси, 1969, с. 137.
↑ В тексте указан именно такой срок.
↑ Теодор-Валенси, 1969, с. 138.
↑ J.-G. Prod'homme. Hector Berlioz (1803—1869). Sa vie et ses oeuvres. — Paris: Ch. Delagrave, 1904. — P. 170.
↑ Теодор-Валенси, 1969, с. 139.
↑ 123 Grande messe des morts, H 75 (неопр.). IMSLP. Проверено 8 ноября 2017.
↑ 12 А. Кенигсберг, 2007, с. 169.
↑ Julian Rushton, 2001, с. 40.
↑ 123 Хохловкина, 1960, с. 239.
↑ А. Кенигсберг, 2007, с. 170.
↑ Хохловкина, 1960, с. 247.
Литература |
- Кенигсберг А. Гектор Берлиоз. Реквием // 111 ораторий, кантат и вокальных циклов. — СПб: КультИнформПресс, 2007. — С. 167–170.
- Теодор-Валенси. Берлиоз. — М.: Молодая Гвардия, 1969. — С. 132–143.
- Хохловкина А.А. Берлиоз. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1960. — С. 233–247.
- Jacques Barzun. Berlioz and His Century: An Introduction to the Age of Romanticism. — 1982. — P. 159–165.
- Julian Rushton. The Music of Berlioz. — 2001. — 363 p.
Ссылки |
- Berlioz in Paris. Saint-Louis des Invalides (англ.). The Hector Berlioz Website. Проверено 5 ноября 2017.