Удмурты



















































Удмурты
Современное самоназвание

Удмурт (южный диалект)


Удморт (северный диалект)

Численность и ареал

Всего: 570 000


Россия Россия:
552299 (2010 г.)[1], 636906 (2002 г.)[2][3]




    • Удмуртия Удмуртия:
      410584 (2010 г.)[1], 460584 (2002 г.)[2]


    • Татарстан Татарстан:
      23454 (2010 г.)[1], 24207 (2002 г.)[2]


    • Башкортостан Башкортостан:
      21477 (2010 г.)[1], 22625 (2002 г.)[2]


    • Пермский край Пермский край:
      20819 (2010 г.)[1], 26272 (2002 г.)[2]


    • Свердловская область Свердловская область:
      13789 (2010 г.)[1], 17903 (2002 г.)[2]


    • Кировская область Кировская область:
      13639 (2010 г.)[1], 17952 (2002 г.)[2]


    • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Ханты-Мансийский автономный округ — Югра:
      3670 (2002 г.)[2]


Казахстан Казахстан:
5824 (перепись 2009 г.)[4][5]


Украина Украина:
4712 (перепись 2001)[6]

Археологическая культура
Чумойтлинская культура
Язык
удмуртский, русский
Религия
православие, в сельской местности с элементами народной религии
Расовый тип
сублапоноидный тип (уральская раса с европеоидным влиянием);
прикамский вариант европеоидной расы[7][8]
Входит в
финно-угорские народы
Родственные народы
коми-зыряне, коми-пермяки
Этнические группы
бесермяне
Происхождение
пермяне



Зыряне и вотяки в традиционной одежде. 1862 г.




Удмурты в национальных костюмах, фото 1900 года.


Удму́рты (удм. удмурт, удморт[9], мн.ч. удмуртъёс; устаревшее русское название — вотяки́) — финно-угорский народ, в основном проживающий в Удмуртской Республике и соседних регионах России.


Говорят на удмуртском и русском языках. 58,7 % удмуртов назвали родным удмуртский язык, который относится к финно-угорской группе уральской семьи. Внутри своей языковой группы удмуртский язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу. По переписи 2010 года, в России проживало около 552 тысяч удмуртов, в том числе в самой Удмуртии 410 тысяч. Основная религия — православие, в сельской местности включающее остатки дохристианских верований.




Содержание






  • 1 Антропология и генетика


  • 2 Этническая история


  • 3 Основные занятия


  • 4 Антропонимика


  • 5 Уровень образования


  • 6 Материальная культура


    • 6.1 Жилище


    • 6.2 Одежда


    • 6.3 Кухня




  • 7 Духовная культура


    • 7.1 Фольклор


    • 7.2 Праздники




  • 8 Примечания


  • 9 Литература


  • 10 Ссылки





Антропология и генетика |


Исследования краниологических параметров черепов из удмуртских захоронений XVII—XIX веков свидетельствуют об их принадлежности к локальному прикамскому варианту европеоидной расы. Наиболее близкими к их антропологическому комплексу являются коми-пермяки. Из средневековых материалов ближайшую к «общеудмуртской» характеристике имеют серии из могильников юго-западных районов Удмуртии и северо-западного Татарстана, где находилась предполагаемая прародина удмуртов.[8]


На общеудмуртском фоне выделяется среднечепецкая группа, облик которой сближается с карелами, ижорой и коми-зырянами — то есть восточнобалтийским типом, который в древности имел широкое распространение на территории Европы. Предполагается, что причиной этого было растворение в северных удмуртах остатков населения чепецкой культуры.[8]


Было проведено исследование гаплогрупп Y-хромосомы 53 удмуртов из Ижевска и Якшур-Бодьинского района Удмуртии. Получены следующие результаты[10]:
























Гаплогруппа
Число индивидов
%

N
33
62.3

R1b1b2
11
20.8

R1a1a
9
17


Этническая история |





Ареал расселения удмуртов в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.



Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён — носителей R- и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры).


В современном удмуртском языке самоназвание удмуртов членится на два компонента — уд- (с неясной семантикой) и -мурт «человек, мужчина» (иранское заимствование). Этимология первого компонента не вполне ясна. По мнению С. К. Белых и В. В. Напольских, этноним удмурт восходит к иранскому *anta-marta «житель окраины, пограничья; сосед» — относительно степного ираноязычного мира, аналогично одному из названий древних славян — анты «жители окраины»[11].


Прежнее русское название — вотяки́ (отяки, воть) — восходит к тому же корню уд-, что и самоназвание удмурт (но через марийское посредство о́до «удмурт»)[11].


Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н. э. находились под властью Булгарии, а позже — Золотой Орды и Казанского ханства. Северо-удмуртские земли вошли в состав России с окончательным присоединением Вятской земли в 1489 году. Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты — 1557 или 1558 год — приняты в местной историографии условно).


Возникновение государственности удмуртов связано с образованием в 1920 году Вотской автономной области (с 1932 года — Удмуртская АО, с 1934 — Удмуртская АССР, с 1991 — Удмуртская Республика).



Основные занятия |


Традиционные занятия удмуртов — пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель — 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.


Развиты были ремёсла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.


Основная социальная ячейка — соседская община (бускель). Это — несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.



Антропонимика |




Уровень образования |


Перепись 2010 года показала, что уровень образования российских удмуртов намного ниже, чем в целом у населения РФ. По переписи 2010 года, среди удмуртов лишь 11,1 % имели высшее или послевузовское образование (23 526 человек из 211472 лиц удмуртской национальности в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования)[12]. При этом среди жителей России всех национальностей доля лиц с высшим образованием в 2010 году составила 23,4 % (среди лиц в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования)[13].



Материальная культура |




Вотячка. Конец XVIII века.





Фёдор Солнцев. Вотячка. 1838 год



Жилище |


Типичное поселение — деревня (удм. гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище — наземная бревенчатая постройка, изба (корка́), с холодными сенями. Крыша — двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом. В качестве летней кухни и для семейных обрядов нередко использовалась упрощённая срубная постройка архаичного типа с очагом — куала.


В домах находилась глинобитная печь (гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам — скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлевы, навесы, кладовые.



Одежда |


Северо-удмуртский женский костюм включал рубаху (дэре́м), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэре́м), опояску. На рубашку под камзол прикрепляется красный матерчатый нагрудник, обшитый позументом и бархатом. Одежда — белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая — цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэсте́м), или камзол, шерстяной кафтан. Обувь — узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти (кут).


На голове носили налобные повязки (йыркерттэт), полотенце (чалма, весяк кышет), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом (айшон). Девичьи уборы — укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер, бусы, у южных — монеты. Украшения — цепочки (жильы), серьги (пель угы), перстни (зундэс), браслеты (поскес), ожерелье (весь).


Мужской костюм — косоворотка, синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви — онучи, лапти, сапоги, валенки.


Верхняя одежда без половых различий — шубы.


О развитии декоративно-прикладного искусства у удмуртов средневековья ничего не известно. В XIX веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шёлковыми и хлопчатобумажными, мишурой. Орнамент — геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, чёрный, фон — белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В XIX веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.



Кухня |


В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы (шыд) — разные: с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой. Молочные продукты — ряженка, простокваша, творог. Мясо — вяленое, печёное, но чаще отварное, а также студень (куалекьясь) и кровяные колбасы (виртырем). Типичны пельмени (слово заимствовано русскими из языка коми — ближайших родственников удмуртов), лепёшки зыретэн табань (с яичной подливкой) и перепечи — открытые ватрушки с загнутыми вверх краями из пресного ржаного теста с несладкой начинкой, блины (мильым). Хлеб (нянь). Из напитков популярны свекольный квас (сюкась), морсы, пиво (сур), медовуха (мусур), самогон (кумышка).



Духовная культура |




Фольклор |


Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки.
Главное место занимает лирическое песенное творчество. Эпический жанр развит слабо, представлен разрозненными преданиями о Дондинских богатырях, предпринимались попытки объединить эти предания в цикл наподобие Калевипоэга.


Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы — самые простые — хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером.


Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка, скрипка, гармонь, гитара.


Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна антагонистичная космогония (борьба доброго и злого начал), трёхчленное деление мира (верхний, средний и нижний), культ наделённого личностью Неба в качестве Творца. Верховное божество — Инмар (также одним из главных богов считался Кылдысин). Злой дух, соперник Инмара — Шайтан. Божество домашнего очага, хранитель рода — воршуд.[14] Многочисленны низшие духи: вумурт, вукузё — водяной, гидмурт — дух хлева, нюлэсмурт — дух леса, тӧлпери — дух ветра, нюлэсмурт, тэлькузё — леший, ягпери — дух бора, лудмурт — дух луга и поля, кутӥсь — злой дух, насылающий болезнь, и др. Весьма значительным является влияние народного христианства и ислама (религиозный календарь, мифологические сюжеты).


Развитым был языческий клир — жрец (вӧсясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен тӧро — уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.


Изображения народных божеств неизвестны, хотя этнографы XIX века упоминают наличие удмуртских «идолов» (из дерева или даже серебра).


Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное значение (берёза, ель, сосна, рябина, ольха).



Праздники |


Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является юлианский календарь с кругом православных праздников. Основные праздники — Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день, Покров.



  • Ымусьтон — Рождество

  • Вожодыр («время святочной нечисти») — Святки.

  • Гырыны потон («выход плуга») или акашка́ — Пасха, начало весенней страды.


  • Гербер — Петров день.

  • Выль ӝук («новая каша») — Ильин день, приготовление каши и хлеба из нового урожая.

  • Сӥзьыл юон («осенний пир») — окончание уборки урожая.

  • Выль шуд, сӥль сиён — начало забоя скота.


Праздновались и вскрытие рек (йӧ келян) и появление первых проталин (гуждор шыд).



Примечания |





  1. 1234567 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года


  2. 12345678 Всероссийская перепись населения 2002 года


  3. По переписи 1989 г. в РСФСР было 714 833 удмуртов с бесермянами ([1])


  4. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. Архивировано 10 августа 2013 года. (Национальный состав населения Архивировано 23 июля 2011 года..rar)


  5. По переписи 1989 г. в Казахстане было 15 855 удмуртов (см. Демоскоп)


  6. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.


  7. Напольских В. В. Введение в историческую уралистику. Ижевск: УдмИИЯЛ, 1997. С. 48-54.


  8. 123 Широбоков И. Г. Материалы к антропологии пермских народов XVII-XIX вв. (краниологические данные) // Ежегодник финно-угорских исследований. Вып. 3. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2014. С. 80-98.


  9. Максимов С. А. Самоназвания удмуртов и бесермян, их варианты, названия соседних народов в языке удмуртов и бесермян // Linguistica Uralica. XLIV. 2008. № 2.


  10. Трофимова Н. В., Литвинов С. С., Хусаинова Р. И. и др. Генетическая характеристика популяций Волго-Уральского региона по данным об изменчивости Y-хромосомы // Генетика. 2015. Т. 51. № 1. С. 122.


  11. 12 Белых С. К., Напольских В. В. Этноним удмурт: исчерпаны ли альтернативы? // Linguistica Uralica. T. 30, № 4. Tallinn, 1994; Сахарных Д. М. Названия удмуртов: происхождение и семантика. — Ижевск: Портал «Удмуртология», 2008.


  12. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-13.pdf


  13. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol3/pub-03-01.pdf


  14. Чураков В. С. Удмуртские традиционные верования в свете некоторых лексических реконструкций. — Ижевск: Журнал «Иднакар: методы историко-культурной реконструкции», 2007. — № 1. — С. 51-64. Архивировано 4 января 2012 года.




Литература |



  • Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск: УдмИИЯЛ, 1993.


  • Пименов В. В. Удмурты: Этносоциологические очерки. — Ижевск, 1976. (Соавт.: Л. С. Христолюбова)


  • Пименов В. В. Удмурты: Опыт компонентного анализа этноса. — Л., 1977.

  • Народы России: Энциклопедия / Под ред. В. А. Тишкова. М., 1994.

  • Народы России: Живописный альбом. Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 141

  • Статья «Удмурты» // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн, Информация. Картография, 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8

  • Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов: учебное пособие по краеведению. — Ижевск: Удмуртия, 1997. — 245 с.



Ссылки |



  • Вотяки // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1892. — Т. VII. — С. 324—328.

  • Вотяки // Энциклопедический лексикон: В 17 тт. — СПб.: Тип. А. Плюшара, 1838. — Т. XII: ВОО—ВЯЗ. — С. 116—117.

  • Удмуртология: удмуртский научно-культурный информационный портал

  • Удмуртская литература. Прошлое, будущее, настоящее

  • ИНВОЖО — литературный журнал

  • Yumshan Promo — удмуртская творческая лаборатория

  • Фотокаталог Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

  • Удмурты в Прикамье

  • Удмуртские песни










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск