Мартину, Богуслав
Богуслав Мартину Bohuslav Martinů | |
---|---|
Основная информация | |
Дата рождения | 8 декабря 1890(1890-12-08) |
Место рождения |
|
Дата смерти | 28 августа 1959(1959-08-28) (68 лет) |
Место смерти |
|
Похоронен |
|
Страна | Австро-Венгрия→ Чехословакия |
Профессии | композитор, музыкант, либреттист |
Инструменты | скрипка |
Жанры | опера, симфония, классическая музыка и балет[d] |
Награды | стипендия Гуггенхайма Римская премия[d] |
martinu.cz | |
Аудио, фото, видео на Викискладе |
Бо́гуслав Ма́ртину (чеш. Bohuslav Martinů; 8 декабря 1890, Поличка, Богемия, на тот момент Австро-Венгрия — 28 августа 1959, Лизталь, Швейцария) — чешский композитор XX века. В своем творчестве Мартину прошёл путь от импрессионизма через неоклассицизм и влияние джаза к собственному музыкальному стилю.
Наиболее значительный (наряду с Л. Яначеком) чешский композитор двадцатого века.
Содержание
1 Биография
2 Избранные произведения
2.1 Оперы
2.2 Балеты
2.3 Вокально-симфонические произведения
2.4 Симфонические произведения
2.5 Произведения для инструментов с оркестром
2.6 Камерно-инструментальная музыка
2.7 Фортепианная музыка
3 Исполнения
4 Примечания
5 Литература
6 Ссылки
Биография |
Начальную музыкальную подготовку будущий композитор получил в небольшом провинциальном чешском городке Поличка у пана Черновского. Учился в Пражской консерватории, в том числе у Й. Сука, откуда был исключён по причине не регулярного посещения занятий. В 1913 —1923 годах выступал как скрипач. Его первым значительным произведением стала кантата «Чешская рапсодия» для хора и оркестра (1918), которую исполнили в присутствии первого президента Чехословакии. Когда он впервые услышал музыку Клода Дебюсси, он был поражён и сказал, что это направление, в котором он хочет сочинять, поэтому он искал возможность поехать в Париж. Получил государственную стипендию для совершенствования композиторского мастерства и в 1923—1940 обосновался в Париже, где учился композиции у А. Русселя, был близок к А. Онеггеру, А. Н. Черепнину. В 1931 году женился на Шарлотте Кюннехен (фр. Charlotte Quennehen, 1894–1978).
Испытал влияние творчества И. Ф. Стравинского, композиторов группы «Шестёрки» (особенно А. Онеггера), увлёкся джазом. Входил в содружество музыкантов, получившее название «Эколь де Пари» (фр. Ecole de Paris), которое не было школой в собственном смысле, а представляло собой интернациональное содружество близких друзей-музыкантов (русский А. Н. Черепнин, румын М. Михаловичи (фр. Marcel Mihalovici), поляк А. Тансман, венгр Т. Харшаньи)[2]. К этой школе некоторые исследователи относят ещё ряд других музыкантов. В произведениях 1930-х гг. сказалась связь с неоклассицизмом.
Летом 1938 года в последний раз посетил Чехию, а вскоре после её оккупации нацистами создал «Полевую мессу», посвященную армии свободной Чехословакии. В 1940 году покинул Париж и вместе с женой-француженкой весной 1941 года поселился в Нью-Йорке. Затем до 1953 года жил в США, откуда переехал в Рим, с 1955 года жил в Швейцарии. Под впечатлением от фресок базилики святого Франциска в Ареццо создал симфоническую поэму-триптих «Фрески Пьеро дела Франческа» (1955). В последние годы своей жизни музыкант особенно часто прибегал к народным темам. Умер 28 августа 1959 году в местечке Лизталь в Швейцарии. Могила композитора находится на кладбище в Поличке.
Творческое наследие насчитывает около 400 музыкальных произведений. Автор 6 симфоний, 15 опер (в том числе 2 радиоопер и оперы-балета), 14 балетов, множества концертов для самых различных составов и камерной музыки, писал для театра и кино. Писал музыку для терменвокса.
Избранные произведения |
Оперы |
Солдат и танцовщица, комическая опера, по мотивам комедии Плавта
Легенды о Марии, опера, 1933—1934
Жюльетта (Ключ к сновидениям), опера, 1936—1937
Женитьба, опера, 1952
Мирандолина, комическая опера, 1959, по пьесе Гольдони «Трактирщица»
Греческие пассионы(Страсти по-гречески или Христа распинают вновь), опера, 1954—1958, либретто Н. Казандзакиса по его одноименному роману
Ариадна, опера, 1958
Балеты |
Шпаличек, балет, 1931—1932
Вокально-симфонические произведения |
- «Чешская рапсодия» для баритона соло, смешанного хора, большого оркестра и органа на текст Богуслава Мартину с использованием 23–го псалма по Йиржи Стрейцу , стихотворения Ярослава Врхлицкого («Чехия») и святовацлавского хорала, 1918
Букет, кантата 1937
Полевая месса, 1939
Гильгамеш, оратория, 1954—1955
Очищение источников, кантата, 1955
Пророчества Исайи, кантата, не закончена, 1959
Симфонические произведения |
Half—Time, 1924
Кончерто-гроссо, 1937
Первая симфония, 1942
Вторая симфония, 1943
Третья симфония, 1944
Четвёртая симфония, 1945
Пятая симфония, 1946
Шестая симфония (Симфоническая фантазия)
Фрески Пьеро делла Франческа, 1955
Произведения для инструментов с оркестром |
Концерт для виолончели, 1930
- Двойной концерт для двух струнных оркестров, фортепьяно и литавр
Первый скрипичный концерт, 1932—1934, H. 232bis
Второй скрипичный концерт, 1943, H. 293
Концерт-рапсодия для альта с оркестром, 1952, H. 337
Четвёртый фортепьянный концерт , 1956
Пятый фортепьянный концерт , 1957
Камерно-инструментальная музыка |
Первый струнный квартет, 1920—1921
Второй струнный квартет, 1925
Четвёртый струнный квартет, 1937
Шестой струнный квартет, 1946
Фортепианная музыка |
Марионетки I—III, 1912—1924
Исполнения |
Все симфонии Богуслава Мартину записали дирижёры Владимир Валек, Вацлав Нойман, Брайден Томсон, Артур Фаген, Неэме Ярви. Среди видных дирижёров, записавших музыку Мартину, — Карел Анчерл, Иржи Белоглавек, Рафаэль Кубелик, Чарльз Маккеррас, Нэвилл Марринер, Кристофер Хогвуд.
Среди скрипачей, записавших произведения Мартину — Йозеф Сук.
Примечания |
↑ Мартину Богуслав // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135"></a>
↑ Корабельникова Л. Александр Черепнин: Долгое странствие. — М: Языки русской культуры, 1999. — С. 100-101.
Литература |
Акопян Л. О. Музыка XX века. Энциклопедический словарь. — М., Практика, 2010
Гаврилова Н. Богуслав Мартину. Москва, Музыка, 1976
Мигуле Я. Богуслав Мартину. — М.: Музыка, 1981.
- Šafránek M., Linhartová B. Bohuslav Martinů, the man and his music. New York: A.A. Knopf, 1944
- Nejen evropský časoprostor Bohuslava Martinů. Praha: Národní knihovna v Praze, 1990 (к 100-летию композитора)
- Erismann G. Martinu, un musicien à l'éveil des sources. Arles: Actes Sud, 1990
- Bohuslav Martinů, his pupils, friends and contemporaries. Brno: Masarykova univerzita, 1993
- Halbreich H. Bohuslav Martinu: Werkverzeichnis und Biografie. Mainz: Schott, 2007
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Мартину, Богуслав на Викискладе |
Произведения Мартину на сайте Classical Connect Бесплатная библиотека классической музыки на Classical Connect
Сайт Фонда Мартину в Праге (чеш., англ.)
- Catalogue of Martinů Works
- Биография (фр., англ.)
- Bohuslav Martinu Centre in Policka
- Андрей Капланов. Богуслав Мартину. Оратория "Гильгамеш"
Это заготовка статьи о композиторе. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |