Формула-1 в сезоне 2009
60-й Чемпионат мира Формулы-1 | |
---|---|
◄ 2008 Сезон 2009 2010 ► | |
Чемпион мира | |
Дженсон Баттон (Brawn) | |
Кубок конструкторов | |
Brawn-Mercedes | |
Портал:Формула-1 |
Сезон 2009 года Формулы-1 — 60-й сезон чемпионата мира FIA в классе Формула-1, в котором приняло участие 10 команд и 25 пилотов.
Сезон состоял из 17 этапов, начался с Гран-при Австралии 29 марта 2009 и завершился 1 ноября 2009 на Гран-при Абу-Даби, который впервые был включён в расписание чемпионата и проходил на новой трассе Яс Марина. Гран-при Франции и Канады, которые проходили в предыдущем году, не были включены в календарь этого сезона.
Первую победу в карьере одержал Марк Уэббер в Германии. После этого на протяжении следующих двух сезонов никто не смог одержать первую победу — все победы доставались гонщикам, побеждавшим когда-то ранее.
Некоторые изменения регламента были направлены FIA на уменьшение стоимости участия из-за мирового финансового кризиса и на улучшение зрелищности на трассе. Новые правила включают в себя изменения шин, аэродинамики и рекуперативного торможения (KERS). Это одни из самых больших перемен в регламенте Формулы-1 за несколько десятилетий.[1] FIA также хотела изменить систему определения чемпиона мира, чтобы чемпионом становился тот гонщик, который одержал наибольшее количество побед. Однако это решение было отменено после протеста ассоциации команд Формулы-1.
Содержание
1 Презентации новых болидов
2 Команды и пилоты
3 Зимние тесты 2008/2009
4 Календарь
5 Важные события
5.1 Проблема диффузоров
5.2 Инцидент Трулли-Хэмилтон в Австралии
5.3 Ограничение бюджетов
6 Изменения
6.1 Переходы пилотов
6.2 Изменения в командах
6.3 Изменения регламента
6.4 Новые соглашения о партнёрстве
6.5 Изменения в телетрансляциях
7 Результаты
7.1 Гран-при
7.2 Результаты в отдельных Гран-при
7.3 Кубок конструкторов
8 Статистика
8.1 Пилоты
8.2 Конструкторы
9 Примечания
10 Ссылки
Презентации новых болидов |
Конструктор | Шасси | Дата презентации | Место презентации | |
---|---|---|---|---|
Ferrari | F60[2] | 12 января[3] | Муджелло | |
Toyota | TF109 | 15 января[4] | Интернет[5] | |
McLaren-Mercedes | MP4-24 | 16 января | Уокинг | |
Renault | R29 | 19 января | Портиман | |
Williams-Toyota | FW31 | 19 января | Портиман | |
BMW Sauber | F1.09 | 20 января[4] | Валенсия | |
Red Bull-Renault | RB5 | 9 февраля[6] | Херес | |
Force India-Mercedes | VJM02 | 1 марта[7] | Херес | |
Toro Rosso-Ferrari | STR4 | 9 марта[8] | Барселона | |
Brawn-Mercedes | BGP 001 | 9 марта[9] | Барселона |
Команды и пилоты |
Команда | Конструктор | Шасси | Двигатель | Шины | №[10] | Пилот | Этапы | Тест-пилот(ы) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Vodafone McLaren Mercedes | McLaren | MP4-24 | Mercedes FO 108W | B | 1 | Льюис Хэмилтон[11] | 1-17 | Педро де ла Роса[12] Гэри Паффетт |
2 | Хейкки Ковалайнен[13] | 1-17 | ||||||
Ferrari Marlboro | Ferrari | F60 | Ferrari 056 | B | 3 | Фелипе Масса[14] | 1-10 | Лука Бадоер[15] Марк Жене[15] |
Лука Бадоер[16] | 11-12 | |||||||
Джанкарло Физикелла | 13-17 | |||||||
4 | Кими Райкконен[17] | 1-17 | ||||||
BMW Sauber F1 Team | BMW Sauber | F1.09 | BMW P86/9 | B | 5 | Роберт Кубица[18] | 1-17 | Кристиан Клин[18] |
6 | Ник Хайдфельд[18] | 1-17 | ||||||
ING Renault F1 Team | Renault | R29 | Renault RS27 | B | 7 | Фернандо Алонсо[19] | 1-17 | Ромен Грожан[20] Лукас Ди Грасси[21] |
8 | Нельсиньо Пике[22] | 1-10 | ||||||
Ромен Грожан[21] | 11-17 | |||||||
Panasonic Toyota Racing | Toyota | TF109 | Toyota RVX-09 | B | 9 | Ярно Трулли[23] | 1-17 | Камуи Кобаяси[24] |
10 | Тимо Глок[25] | 1-15 | ||||||
Камуи Кобаяси[26] | 16-17 | |||||||
Scuderia Toro Rosso | Toro Rosso | STR4 | Ferrari 056 | B | 11 | Себастьен Бурде[27] | 1-9 | Брендон Хартли Хайме Альгерсуари[28] Дэвид Култхард |
Хайме Альгерсуари[29] | 10-17 | |||||||
12 | Себастьен Буэми[30] | 1-17 | ||||||
Red Bull Racing | Red Bull | RB5 | Renault RS27 | B | 14 | Марк Уэббер[31] | 1-17 | |
15 | Себастьян Феттель[32] | 1-17 | ||||||
AT&T Williams | Williams | FW31 | Toyota RVX-09[33] | B | 16 | Нико Росберг[34] | 1-17 | Нико Хюлькенберг[34] |
17 | Кадзуки Накадзима[34] | 1-17 | ||||||
Force India F1 Team | Force India | VJM02 | Mercedes FO 108W[35] | B | 20 | Адриан Сутиль[36] | 1-17 | Витантонио Льюцци[36] |
21 | Джанкарло Физикелла[36] | 1-12 | ||||||
Витантонио Лиуцци[36] | 13-17 | |||||||
Brawn GP F1 Team[9] | Brawn | BGP 001 | Mercedes FO 108W[9] | B | 22 | Дженсон Баттон[9] | 1-17 | Энтони Дэвидсон[37] Александр Вурц[9] |
23 | Рубенс Баррикелло[9] | 1-17 |
Зимние тесты 2008/2009 |
На 2009 год FIA запретила тестовые сессии во время сезона с марта по декабрь в рамках программы сокращения расходов, поэтому все тесты прошли в межсезонье 2008/2009 года.
Дата | Место | Команды участники | Пилот | Лучшее время |
---|---|---|---|---|
17-19 ноября | Барселона | Ferrari, McLaren, BMW Sauber, Renault, Toro Rosso, Williams, Honda, Force India | Феттель | 1’19"295 |
9-11 декабря | Херес | Toro Rosso, McLaren, Renault,Ferrari, BMW Sauber, Williams | Буэми | 1’17"258 |
15-17 декабря | Херес | BMW Sauber, Red Bull, Williams | Феттель | 1’16"617 |
15-17 декабря | Алгарве | McLaren, Ferrari | де ла Роса | 1’28"993 |
19-22 января | Алгарве | McLaren, Renault, Toyota, Toro Rosso, Williams | Буэми | 1’27"987 |
19-22 января | Муджелло | Ferrari | Масса | 1’23"981 |
10-13 февраля | Херес | McLaren, Williams, Renault, Red Bull, Toro Rosso | Бурде | 1’17"472 |
10-13 февраля | Сахир | Ferrari, BMW Sauber, Toyota | Райкконен | 1’33"325 |
16-19 февраля | Сахир | Ferrari, BMW Sauber, Toyota | Райкконен | 1’32"102 |
1-5 марта | Херес | McLaren, Ferrari, BMW Sauber, Renault, Toyota, Red Bull, Williams, Force India | Феттель | 1’19"055 |
9-12 марта | Барселона | McLaren, Ferrari, BMW Sauber, Renault, Toyota, Toro Rosso, Red Bull, Williams, Force India, Brawn GP | Баррикелло | 1’18"926 |
15-19 марта | Херес | McLaren, Renault, Williams, Brawn GP | Накадзима | 1’17"494 |
Календарь |
26 июня 2008 FIA анонсировала предварительный календарь на сезон 2009 года.[38][39]
7 октября предварительный календарь был обновлён, из чемпионата исключён Гран-при Канады, Гран-при Турции перемещён с августа на июнь, сохранён летний перерыв, Гран-при Италии и Бельгия переставлены местами, количество этапов — 17. Гран-при Франции не будет проведён по финансовым причинам Французской Автомобильной Федерации.[40][41]
5 ноября FIA обнародовала новый вариант календаря чемпионата 2009 года[42]:
Этап | Официальное название | Гран-при | Трасса | Место | Дата | Время[43] | Круги | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Местное | UTC | |||||||
1 | ING Australian Grand Prix | ГП Австралии | Альберт Парк | Мельбурн, Виктория | 29 марта | 17:00 | 06:00 | 58 |
2 | Petronas Malaysian Grand Prix | ГП Малайзии | Международная трасса Сепанга | Куала-Лумпур | 5 апреля | 17:00 | 09:00 | 31[44] |
3 | Chinese Grand Prix | ГП Китая | Международная трасса Шанхая | Шанхай | 19 апреля | 15:00 | 07:00 | 56 |
4 | Gulf Air Bahrain Grand Prix | ГП Бахрейна | Международная трасса Бахрейна | Манама | 26 апреля | 15:00 | 12:00 | 57 |
5 | Gran Premio de España Telefónica | ГП Испании | Каталунья | Барселона | 10 мая | 14:00 | 12:00 | 66 |
6 | Grand Prix de Monaco | ГП Монако | Монте-Карло | Монако | 24 мая | 14:00 | 12:00 | 78 |
7 | ING Turkish Grand Prix | ГП Турции | Истанбул Парк | Стамбул | 7 июня | 15:00 | 12:00 | 58 |
8 | Santander British Grand Prix | ГП Великобритании | Сильверстоун | Сильверстоун | 21 июня | 13:00 | 12:00 | 60 |
9 | Großer Preis Santander von Deutschland | ГП Германии | Нюрбургринг | Нюрбург | 12 июля | 14:00 | 12:00 | 60 |
10 | ING Magyar Nagydíj | ГП Венгрии | Хунгароринг | Будапешт | 26 июля | 14:00 | 13:00 | 70 |
11 | Telefónica Grand Prix of Europe | ГП Европы | Валенсия | Валенсия | 23 августа | 14:00 | 12:00 | 57 |
12 | ING Belgian Grand Prix | ГП Бельгии | Спа-Франкоршам | Спа | 30 августа | 14:00 | 12:00 | 44 |
13 | Gran Premio Santander d’Italia | ГП Италии | Монца | Монца | 13 сентября | 14:00 | 12:00 | 53 |
14 | SingTel Singapore Grand Prix† | ГП Сингапура | Марина Бей | Сингапур | 27 сентября | 20:00 | 12:00 | 61 |
15 | Fuji Television Japanese Grand Prix | ГП Японии | Судзука | Судзука | 4 октября | 14:00 | 05:00 | 53 |
16 | Grande Prêmio do Brasil | ГП Бразилии | Автодром Жозе Карлуша Паче | Сан-Паулу | 18 октября | 14:00 | 16:00 | 71 |
17 | Etihad Airways Abu Dhabi Grand Prix‡ | ГП Абу-Даби | Яс Марина‡ | Остров Яс | 1 ноября | 17:00 | 13:00[45] | 55 |
† Ночная гонка
‡ Новая трасса
Важные события |
Проблема диффузоров |
Сезон начался с разбирательств вокруг соответствия техническому регламенту спорных диффузоров команд Brawn GP, Williams и Toyota. Техническая инспекция перед первым этапом сезона на Гран-при Австралии признала конструкции легальными, после чего командами Ferrari, Renault и Red Bull был подан протест, который стюардами был отклонён. На втором этапе в Малайзии протест был подан командой BMW Sauber, он также был отклонён стюардами. Окончательно вопрос легальности спорных диффузоров был решён 14 апреля на заседании Апелляционного суда Международной автомобильной федерации в Париже, где они были легализованы[46].
По мнению босса команды Red Bull Кристиана Хорнера, конструкция двойного диффузора создает виртуальный граунд-эффект (который был запрещён в Формуле-1 в 1983 году в целях безопасности), что может привести к значительному росту скоростей, против чего ФИА пытается бороться.[47]
Инцидент Трулли-Хэмилтон в Австралии |
Во время Гран-при Австралии в конце гонки за машиной безопасности Льюис Хэмилтон обогнал выехавшего на траву Ярно Трулли, а затем пропустил его по команде из боксов, что потом отрицал на разборе у стюардов вместе со спортивным директором McLaren Дейвом Райаном. Позднее стюарды собрались по данному инциденту второй раз в Малайзии. Прослушав радиообмен и интервью Хэмилтона после гонки, стюарды дисквалифицировали Хэмилтона из австралийского протокола за введение в заблуждение, а руководство McLaren уволило Дейва Райана, проработавшего в команде с 1974 года. ФИА детально рассмотрела ситуацию на заседании Всемирного Совета по автоспорту 29 апреля[48] и наказала команду условно: штраф в виде дисквалификации на три гонки будет применён в случае появления новых свидетельств или очередного нарушения в течение 12 месяцев.[49]
Ограничение бюджетов |
29 апреля 2009 года во время экстренного заседания Всемирного Совета по автоспорту Международной автомобильной федерации был утверждён спортивный и технический регламент на сезон 2010 года, который предусматривает добровольное ограничение бюджетов. Команды, которые согласятся пойти на ограничение в 40 млн фунтов стерлингов в год, получат бо́льшую техническую свободу. В ответ на эти изменения Ferrari заявила о том, что уйдёт из Формулы-1, если в чемпионате будут участвовать машины, построенные по двум разным регламентам[50]; об уходе в случае отказа FIA пойти на уступки также заявляли BMW, Toyota, Renault и Дитрих Матешиц, владелец команд Red Bull и Toro Rosso.[51]
Изменения |
Переходы пилотов |
Смена команды
Себастьян Феттель: Scuderia Toro Rosso → Red Bull Racing
Энтони Дэвидсон: Super Aguri/Honda → Brawn GP (тест-пилот)
Появление в Формуле-1
Себастьен Буэми: Trust Team Arden (GP2) → Scuderia Toro Rosso
Уход из Формулы-1
Дэвид Култхард: Red Bull Racing → консультант и тест-пилот, а также комментатор BBC.
Такума Сато: Super Aguri → IndyCar
Изменения по ходу сезона
Себастьен Бурде был уволен из Scuderia Toro Rosso после Гран-при Германии. Его заменил гонщик Мировой серии Рено Хайме Альгерсуари, который также перед этим был запасным пилотом Red Bull и Toro Rosso.
Фелипе Масса получил травму на квалификации Гран-при Венгрии. Его должен был заменять семикратный чемпион мира и консультант Ferrari Михаэль Шумахер.[52] Но впоследствии из-за продолжившихся проблем с шеей после падения с мотоцикла ему пришлось отказаться от возвращения в Формулу-1.[53] В итоге до конца сезона Массу заменил Лука Бадоер.[16], которого, в свою очередь, после крайне неудачных ГП Европы и ГП Бельгии сменил Джанкарло Физикелла до конца сезона 2009 года.
Нельсиньо Пике лишился места в команде Renault во время четырёхнедельного перерыва между Гран-при Венгрии и Гран-при Европы. 18 августа 2009 года, после апелляции по дисквалификации Renault на Гран-при Европы, пилотом, заменившим Пике, стал француз Ромен Грожан.[21]
- Так как Джанкарло Физикелла перешёл в Ferrari, то с Гран-при Италии в команде Force India выступает Витантонио Лиуцци.
- Камуи Кобаяси заменил на двух последних Гран-при Тимо Глока, который получил травму на Гран-при Японии.
Изменения в командах |
Force India сменила поставщика двигателей с Ferrari на Mercedes на 5 лет.
Герхард Бергер продал 50 % акций Scuderia Toro Rosso команде Red Bull, после чего компания-производитель напитков стала 100 % владельцем команды.[54]
- 21 сентября 2009 года решением Всемирного совета по автоспорту руководитель команды Renault Флавио Бриаторе был пожизненно дисквалифицирован за подстройку аварии Нельсиньо Пике. Его заменил технический директор команды Боб Белл.
Honda Motor Company Ltd. 5 декабря 2008 объявила об уходе из Формулы-1 из-за финансового кризиса.[55][56] Команда искала инвесторов и технологических партнеров, которые позволили бы продолжить участие в чемпионате[57]. Ник Фрай заявлял, что 30 различных групп всерьёз задумывались о покупке команды. В конечном итоге команду выкупили её менеджеры во главе с Россом Брауном. В 2009 году она вышла на старт под названием Brawn GP[58]
Изменения регламента |
В сезоне 2009 года произошли радикальные изменения технического регламента, которые направлены на улучшение зрелищности гонок, увеличение числа обгонов и сокращение материальных затрат.
- Правило определения чемпиона
17 марта 2009 Всемирный Совет по автоспорту Международной автомобильной федерации (FIA) принял решение изменить систему определения победителя чемпионата мира. В сезоне 2009 чемпионом станет пилот, выигравший наибольшее число гонок, а при равном количестве побед чемпион будет определён по количеству очков. Для определения других мест, а также победителя в Кубке конструкторов, число побед не будет иметь значения — они будут, как и прежде, определены по количеству набранных очков.[59][60]
20 марта 2009 Ассоциация команд Формулы-1 (FOTA) выступила с заявлением, что изменения в системе определения чемпиона незаконны и должны быть одобрены командами согласно статье 199 Международного Спортивного Кодекса FIA[61]. В ответ на это FIA сообщила, что если команды по какой-либо причине не согласны с нововведением, то оно будет отложено на сезон, до 2010 года.[62]
24 марта ФИА окончательно подтвердила, что правило определения чемпиона в сезоне 2009 останется таким же, как и прежде, а не по числу побед.[63]
- Машина безопасности
Во время выезда машины безопасности пит-лейн закрываться не будет, но для каждого гонщика вводится ограничение на минимальное время прохождения круга. Если гонщик доедет до боксов раньше определённого времени, то он будет оштрафован.
- Скорость на пит-лейн
Лимит скорости на пит-лейн во время квалификации и гонки увеличен с 80 до 100 км/ч.
- Топливо
После окончания квалификации FIA будет публиковать вес каждой машины, чтобы телезрители могли узнать количество топлива в баках.
- Стюарды
Публикация видеоматериалов, по которым стюарды принимали решение по рассматриваемому инциденту. Стюарды также будут обязаны давать краткий комментарий к своему решению.
- Тесты
Снят введенный первоначально полный запрет на тесты по ходу сезона. Командам разрешено провести 8 однодневных аэродинамических тестов на одобренных FIA прямых или участках с постоянным радиусом в интервале с 1 января 2009 года до окончания чемпионата. Разрешено провести три тестовые сессии с момента окончания чемпионата до 31 декабря, в которых смогут принять участие лишь молодые пилоты — те, кто участвовал не более чем в двух Гран-при за последние 24 месяца и не тестировал машины Формулы-1 в течение более 4 дней.[60]
- Аэродинамика
- Сокращение высоты (со 150 мм до 75 мм) и увеличение ширины переднего антикрыла (со 1400 мм до 1800 мм)[64]
- Управляемый гонщиком элемент переднего антикрыла, угол атаки которого может изменяться на шесть градусов. Гонщику разрешается изменять угол атаки этого элемента дважды на одном круге.[64]
- Увеличение высоты (на 150 мм) и уменьшение ширины заднего антикрыла (со 1000 мм до 750 мм)[64]
- Запрет дополнительных аэродинамических элементов (различных крылышек на кузове)[64]
- Изменение размеров и расположения диффузора[64]
- Шины
- Использование сликов вместо псевдосликов (шин с канавками).[64]
- Маркировка более мягких шин зеленой полоской на боковине.
- Покрышки для дождя переименованы в промежуточные, покрышки для экстремального дождя переименованы в дождевые.
- Мотор
- Использование систем рекуперации кинетической энергии (KERS)[65]
- Ресурс мотора не ограничен, но за сезон каждому пилоту разрешается использовать не более 8 моторов во время Гран-при и ещё 4 мотора на тестах. В первой гонке с использованием каждого дополнительного мотора пилот получает штраф 10 позиций на старте.[66]
- Максимальное число оборотов уменьшено с 19000 до 18000 оборотов в минуту.[64]
Новые соглашения о партнёрстве |
Корейская фирма электроники LG подписала соглашение с FOM для отображения их логотипа во время лайв-тайминга.[67]
Изменения в телетрансляциях |
Россия: Рен ТВ → Спорт[68]
Великобритания: ITV → BBC
Швеция: TV6 → Viasat Motor
Греция: Alpha TV → ANT1
Дания: TV2 → TV3 Puls
Болгария: bTV → TV7
Латвия: LNT → TV3, Viasat Sport Baltic
Украина: Мегаспорт → К1
Белоруссия: → БТ
Результаты |
Гран-при |
# | Гран-при | Поул | Быстрый круг | Победитель гран-при | Отчёт | |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Австралия | Дженсон Баттон | Нико Росберг | Дженсон Баттон | Brawn-Mercedes | Отчёт |
2 | Малайзия | Дженсон Баттон | Дженсон Баттон | Дженсон Баттон | Brawn-Mercedes | Отчёт |
3 | Китай | Себастьян Феттель | Рубенс Баррикелло | Себастьян Феттель | Red Bull-Renault | Отчет |
4 | Бахрейн | Ярно Трулли | Ярно Трулли | Дженсон Баттон | Brawn-Mercedes | Отчёт |
5 | Испания | Дженсон Баттон | Рубенс Баррикелло | Дженсон Баттон | Brawn-Mercedes | Отчёт |
6 | Монако | Дженсон Баттон | Фелипе Масса | Дженсон Баттон | Brawn-Mercedes | Отчёт |
7 | Турция | Себастьян Феттель | Дженсон Баттон | Дженсон Баттон | Brawn-Mercedes | Отчёт |
8 | Великобритания | Себастьян Феттель | Себастьян Феттель | Себастьян Феттель | Red Bull-Renault | Отчёт |
9 | Германия | Марк Уэббер | Фернандо Алонсо | Марк Уэббер | Red Bull-Renault | Отчёт |
10 | Венгрия | Фернандо Алонсо | Марк Уэббер | Льюис Хэмилтон | McLaren-Mercedes | Отчёт |
11 | Европа | Льюис Хэмилтон | Тимо Глок | Рубенс Баррикелло | Brawn-Mercedes | Отчёт |
12 | Бельгия | Джанкарло Физикелла | Себастьян Феттель | Кими Райкконен | Ferrari | Отчёт |
13 | Италия | Льюис Хэмилтон | Адриан Сутиль | Рубенс Баррикелло | Brawn-Mercedes | Отчёт |
14 | Сингапур | Льюис Хэмилтон | Фернандо Алонсо | Льюис Хэмилтон | McLaren-Mercedes | Отчёт |
15 | Япония | Себастьян Феттель | Марк Уэббер | Себастьян Феттель | Red Bull-Renault | Отчёт |
16 | Бразилия | Рубенс Баррикелло | Марк Уэббер | Марк Уэббер | Red Bull-Renault | Отчёт |
17 | Абу-Даби | Льюис Хэмилтон | Себастьян Феттель | Себастьян Феттель | Red Bull-Renault | Отчёт |
Результаты в отдельных Гран-при |
Легенда к таблице | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
|
Место | Пилот | № | Команда | Очки | АВС | МАЗ | КИТ | БАХ | ИСП | МОН | ТУЦ | ВЕЛ | ГЕР | ВЕН | ЕВР | БЕЛ | ИТА | СИН | ЯПО | БРА | АБУ |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Дженсон Баттон | 22 | Brawn | 95 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | 5 | 7 | 7 | Сход | 2 | 5 | 8 | 5 | 3 |
2 | Себастьян Феттель | 15 | Red Bull | 84 | 13 | 15 | 1 | 2 | 4 | Сход | 3 | 1 | 2 | Сход | Сход | 3 | 8 | 4 | 1 | 4 | 1 |
3 | Рубенс Баррикелло | 23 | Brawn | 77 | 2 | 5 | 4 | 5 | 2 | 2 | Сход | 3 | 6 | 10 | 1 | 7 | 1 | 6 | 7 | 8 | 4 |
4 | Марк Уэббер | 14 | Red Bull | 69.5 | 12 | 6 | 2 | 11 | 3 | 5 | 2 | 2 | 1 | 3 | 9 | 9 | Сход | Сход | 17 | 1 | 2 |
5 | Льюис Хэмилтон | 1 | McLaren | 49 | ДСК | 7 | 6 | 4 | 9 | 12 | 13 | 16 | 18 | 1 | 2 | Сход | 12 | 1 | 3 | 3 | Сход |
6 | Кими Райкконен | 4 | Ferrari | 48 | 15 | 14 | 10 | 6 | Сход | 3 | 9 | 8 | Сход | 2 | 3 | 1 | 3 | 10 | 4 | 6 | 12 |
7 | Нико Росберг | 16 | Williams | 34.5 | 6 | 8 | 15 | 9 | 8 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 8 | 16 | 11 | 5 | Сход | 9 |
8 | Ярно Трулли | 9 | Toyota | 32.5 | 3 | 4 | Сход | 3 | Сход | 13 | 4 | 7 | 17 | 8 | 13 | Сход | 14 | 12 | 2 | Сход | 7 |
9 | Фернандо Алонсо | 7 | Renault | 26 | 5 | 11 | 9 | 8 | 5 | 7 | 10 | 14 | 7 | Сход | 6 | Сход | 5 | 3 | 10 | Сход | 14 |
10 | Тимо Глок | 10 | Toyota | 24 | 4 | 3 | 7 | 7 | 10 | 10 | 8 | 9 | 9 | 6 | 14 | 10 | 11 | 2 | НС | Т | Т |
11 | Фелипе Масса | 3 | Ferrari | 22 | Сход | 9 | Сход | 14 | 6 | 4 | 6 | 4 | 3 | НС | Т | Т | Т | Т | Т | Т | Т |
12 | Хейкки Ковалайнен | 2 | McLaren | 22 | Сход | Сход | 5 | 12 | Сход | Сход | 14 | Сход | 8 | 5 | 4 | 6 | 6 | 7 | 11 | 12 | 11 |
13 | Ник Хайдфельд | 6 | BMW Sauber | 19 | 10 | 2 | 12 | 19 | 7 | 11 | 11 | 15 | 10 | 11 | 11 | 5 | 7 | Сход | 6 | Сход | 5 |
14 | Роберт Кубица | 5 | BMW Sauber | 17 | 14 | Сход | 13 | 18 | 11 | Сход | 7 | 13 | 14 | 13 | 8 | 4 | Сход | 8 | 9 | 2 | 10 |
15 | Джанкарло Физикелла | 21 | Force India | 8 | 11 | 18 | 14 | 15 | 14 | 9 | Сход | 10 | 11 | 14 | 12 | 2 | |||||
3 | Ferrari | 9 | 13 | 12 | 10 | 16 | |||||||||||||||
16 | Себастьен Буэми | 12 | Toro Rosso | 6 | 7 | 16 | 8 | 17 | Сход | Сход | 15 | 18 | 16 | 16 | Сход | 12 | 13 | Сход | Сход | 7 | 8 |
17 | Адриан Сутиль | 20 | Force India | 5 | 9 | 17 | 17 | 16 | Сход | 14 | 17 | 17 | 15 | Сход | 10 | 11 | 4 | Сход | 13 | Сход | 17 |
18 | Камуи Кобаяси | 10 | Toyota | 3 | 9 | 6 | |||||||||||||||
19 | Себастьен Бурде | 11 | Toro Rosso | 2 | 8 | 10 | 11 | 13 | Сход | 8 | 18 | Сход | Сход | ||||||||
20 | Кадзуки Накадзима | 17 | Williams | 0 | Сход | 12 | Сход | Сход | 13 | 15 | 12 | 11 | 12 | 9 | 18 | 13 | 10 | 9 | 15 | Сход | 13 |
21 | Нельсиньо Пике | 8 | Renault | 0 | Сход | 13 | 16 | 10 | 12 | Сход | 16 | 12 | 13 | 12 | |||||||
22 | Витантонио Льюцци | 21 | Force India | 0 | Сход | 14 | 14 | 11 | 15 | ||||||||||||
23 | Ромен Грожан | 8 | Renault | 0 | 15 | Сход | 15 | Сход | 16 | 13 | 18 | ||||||||||
24 | Хайме Альгерсуари | 11 | Toro Rosso | 0 | 15 | 16 | Сход | Сход | Сход | Сход | 14 | Сход | |||||||||
25 | Лука Бадоер | 3 | Ferrari | 0 | 17 | 14 | |||||||||||||||
Место | Пилот | № | Команда | Очки | АВС | МАЗ | КИТ | БАХ | ИСП | МОН | ТУЦ | ВЕЛ | ГЕР | ВЕН | ЕВР | БЕЛ | ИТА | СИН | ЯПО | БРА | АБУ |
Кубок конструкторов |
В таблице перечислены результаты всех Гран-при сезона.
Строками таблицы являются пилоты или конструкторы, упорядоченные по их положению в чемпионате мира, а столбцами — этапы чемпионата.
В каждой клетке указан результат гонщика. Дополнительно он обозначен цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример | Описание |
---|---|
1 | Победитель |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
НКЛ | Финишировал, но не классифицирован |
15 | Участвовал вне зачёта, либо по отдельной классификации |
18 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
НКВ | Не квалифицирован |
НПКВ | Не предквалифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
ИСК | Исключён из протокола |
тест | Тестер по пятницам |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке |
Т | Травмирован или болен |
ОТК | Отказ от участия |
НТР | Прибыл на Гран-при, но не участвовал даже в тренировках |
НПР | Был заявлен в числе участников Гран-при, но не прибыл к началу соревнований |
О | Гонка отменена |
Не участвовал | |
Поул-позиция | |
Быстрый круг |
Место | Конструктор | № | АВС | МАЗ | КИТ | БАХ | ИСП | МОН | ТУЦ | ВЕЛ | ГЕР | ВЕН | ЕВР | БЕЛ | ИТА | СИН | ЯПО | БРА | АБУ | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Brawn-Mercedes | 22 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | 5 | 7 | 7 | Сход | 2 | 5 | 8 | 5 | 3 | 172 |
23 | 2 | 5 | 4 | 5 | 2 | 2 | Сход | 3 | 6 | 10 | 1 | 7 | 1 | 6 | 7 | 8 | 4 | |||
2 | Red Bull-Renault | 14 | 12 | 6 | 2 | 11 | 3 | 5 | 2 | 2 | 1 | 3 | 9 | 9 | Сход | Сход | 17 | 1 | 2 | 153.5 |
15 | 13 | 15 | 1 | 2 | 4 | Сход | 3 | 1 | 2 | Сход | Сход | 3 | 8 | 4 | 1 | 4 | 1 | |||
3 | McLaren-Mercedes | 1 | ДСК | 7 | 6 | 4 | 9 | 12 | 13 | 16 | 18 | 1 | 2 | Сход | 12 | 1 | 3 | 3 | Сход | 71 |
2 | Сход | Сход | 5 | 12 | Сход | Сход | 14 | Сход | 8 | 5 | 4 | 6 | 6 | 7 | 11 | 12 | 11 | |||
4 | Ferrari | 3 | Сход | 9 | Сход | 14 | 6 | 4 | 6 | 4 | 3 | НС | 17 | 14 | 9 | 13 | 12 | 10 | 16 | 70 |
4 | 15 | 14 | 10 | 6 | Сход | 3 | 9 | 8 | Сход | 2 | 3 | 1 | 3 | 10 | 4 | 6 | 12 | |||
5 | Toyota | 9 | 3 | 4 | Сход | 3 | Сход | 13 | 4 | 7 | 17 | 8 | 13 | Сход | 14 | 12 | 2 | Сход | 7 | 59.5 |
10 | 4 | 3 | 7 | 7 | 10 | 10 | 8 | 9 | 9 | 6 | 14 | 10 | 11 | 2 | НС | 9 | 6 | |||
6 | BMW Sauber | 5 | 14 | Сход | 13 | 18 | 11 | Сход | 7 | 13 | 14 | 13 | 8 | 4 | Сход | 8 | 9 | 2 | 10 | 36 |
6 | 10 | 2 | 12 | 19 | 7 | 11 | 11 | 15 | 10 | 11 | 11 | 5 | 7 | Сход | 6 | Сход | 5 | |||
7 | Williams-Toyota | 16 | 6 | 8 | 15 | 9 | 8 | 6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 8 | 16 | 11 | 5 | Сход | 9 | 34.5 |
17 | Сход | 12 | Сход | Сход | 13 | 15 | 12 | 11 | 12 | 9 | 18 | 13 | 10 | 9 | 15 | Сход | 13 | |||
8 | Renault | 7 | 5 | 11 | 9 | 8 | 5 | 7 | 10 | 14 | 7 | Сход | 6 | Сход | 5 | 3 | 10 | Сход | 14 | 26 |
8 | Сход | 13 | 16 | 10 | 12 | Сход | 16 | 12 | 13 | 12 | 15 | Сход | 15 | Сход | 16 | 13 | 18 | |||
9 | Force India-Mercedes | 20 | 9 | 17 | 17 | 16 | Сход | 14 | 17 | 17 | 15 | Сход | 10 | 11 | 4 | Сход | 13 | Сход | 17 | 13 |
21 | 11 | 18 | 14 | 15 | 14 | 9 | Сход | 10 | 11 | 14 | 12 | 2 | Сход | 14 | 14 | 11 | 15 | |||
10 | Toro Rosso-Ferrari | 11 | 8 | 10 | 11 | 13 | Сход | 8 | 18 | Сход | Сход | 15 | 16 | Сход | Сход | Сход | Сход | 14 | Сход | 8 |
12 | 7 | 16 | 8 | 17 | Сход | Сход | 15 | 18 | 16 | 16 | Сход | 12 | 13 | Сход | Сход | 7 | 8 | |||
Место | Конструктор | № | АВС | МАЗ | КИТ | БАХ | ИСП | МОН | ТУЦ | ВЕЛ | ГЕР | ВЕН | ЕВР | БЕЛ | ИТА | СИН | ЯПО | БРА | АБУ | Очки |
Статистика |
Пилоты |
Место | Пилот | Конструктор(ы) | Старты | Победы | Подиумы | Поулы | Б. круги | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Дженсон Баттон | Brawn-Mercedes | 17 | 6 | 9 | 4 | 2 | 95 |
2 | Себастьян Феттель | Red Bull-Renault | 17 | 4 | 8 | 4 | 3 | 84 |
3 | Рубенс Баррикелло | Brawn-Mercedes | 17 | 2 | 6 | 1 | 2 | 77 |
4 | Марк Уэббер | Red Bull-Renault | 17 | 2 | 8 | 1 | 3 | 69.5 |
5 | Льюис Хэмилтон | McLaren-Mercedes | 17 | 2 | 5 | 4 | 0 | 49 |
6 | Кими Райкконен | Ferrari | 17 | 1 | 5 | 0 | 0 | 48 |
7 | Нико Росберг | Williams-Toyota | 17 | 0 | 0 | 0 | 1 | 34.5 |
8 | Ярно Трулли | Toyota | 17 | 0 | 3 | 1 | 1 | 32.5 |
9 | Фернандо Алонсо | Renault | 17 | 0 | 1 | 1 | 1 | 26 |
10 | Тимо Глок | Toyota | 14 | 0 | 2 | 0 | 1 | 24 |
11 | Фелипе Масса | Ferrari | 9 | 0 | 1 | 0 | 1 | 22 |
12 | Хейкки Ковалайнен | McLaren-Mercedes | 17 | 0 | 0 | 0 | 0 | 22 |
13 | Ник Хайдфельд | BMW Sauber | 17 | 0 | 1 | 0 | 0 | 19 |
14 | Роберт Кубица | BMW Sauber | 17 | 0 | 1 | 0 | 0 | 17 |
15 | Джанкарло Физикелла | Force India-Mercedes | 17 | 0 | 1 | 1 | 0 | 8 |
16 | Адриан Сутиль | Force India-Mercedes | 17 | 0 | 0 | 0 | 1 | 5 |
17 | Себастьен Буэми | Toro Rosso-Ferrari | 17 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 |
18 | Камуи Кобаяси | Toyota | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
19 | Себастьен Бурде | Toro Rosso-Ferrari | 9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
20 | Кадзуки Накадзима | Williams-Toyota | 17 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
21 | Нельсиньо Пике | Renault | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
22 | Хайме Альгерсуари | Toro Rosso-Ferrari | 8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
23 | Ромен Грожан | Renault | 7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
24 | Витантонио Льюцци | Force India-Mercedes | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
25 | Лука Бадоер | Ferrari | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Конструкторы |
Место | Конструктор | Шасси | Мотор | Старты | Победы | Подиумы | Поулы | Б. круги | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Brawn | BGP 001 | Mercedes | 34 | 8 | 15 | 5 | 4 | 172 |
2 | Red Bull | RB5 | Renault | 34 | 6 | 16 | 5 | 6 | 153.5 |
3 | McLaren | MP4-24 | Mercedes | 34 | 2 | 5 | 4 | 0 | 71 |
4 | Ferrari | F60 | Ferrari | 33 | 1 | 6 | 0 | 1 | 70 |
5 | Toyota | TF109 | Toyota | 33 | 0 | 5 | 1 | 2 | 59.5 |
6 | BMW Sauber | F1.09 | BMW | 34 | 0 | 2 | 0 | 0 | 36 |
7 | Williams | FW31 | Toyota | 34 | 0 | 0 | 0 | 1 | 34.5 |
8 | Renault | R29 | Renault | 34 | 0 | 1 | 1 | 2 | 26 |
9 | Force India | VJM02 | Mercedes | 34 | 0 | 1 | 1 | 1 | 13 |
10 | Toro Rosso | STR4 | Ferrari | 34 | 0 | 0 | 0 | 0 | 8 |
Примечания |
↑ Newey: Biggest rule changes since 1983 (неопр.). planet-F1.com (9 февраля 2009). Архивировано 23 февраля 2012 года.
↑ Ferrari представила новую машину
↑ Дата презентации Ferrari
↑ 12 Даты презентаций BMW Sauber и Toyota
↑ Презентации новых машин: Toyota TF109
↑ Red Bull представила новую машину
↑ Дата презентации Force India
↑ Новую Toro Rosso STR4 покажут 9 марта
↑ 123456 Официально: На смену Honda Racing идет Brawn GP
↑ F1 World Championship — Entries
↑ McLaren продлил контракт с Хэмилтоном
↑ Де ла Роса мечтает о новых стартах
↑ Ковалайнен готов выступать за McLaren до конца карьеры
↑ Massa, formula1.com (10 сентября 2006). Проверено 20 октября 2006.
↑ 12 В Ferrari продлили контракт с Жене и Бадоером
↑ 12 Бадоер заменит Массу в Валенсии, championat.ru. Проверено 11 августа 2009.
↑ Raikkonen, formula1.com (10 сентября 2006). Проверено 20 октября 2006.
↑ 123 BMW Sauber’09: Кубица и Хайдфельд
↑ Renault’09: Алонсо и Пике
↑ Грожан — тест- и запасной пилот Renault
↑ 123 Лось, Андрей. Роман Грожан заменит в Renault Нельсона Пике, f1news.ru (18 августа 2009). Проверено 18 августа 2009.
↑ Нельсиньо Пике подтверждает уход из Renault, f1news.ru (03-08-2009). Проверено 3 августа 2009.
↑ Trulli, BBCsport (28 июля 2006). Проверено 20 октября 2006.
↑ http://www.f1news.ru/news/gp2-47878.html Кобаяси продлил контракт тест-пилота Toyota
↑ Тимо Глок окончательно освоился за рулем Toyota
↑ Глок пропустит Гран-при Бразилии, sports.ru (11-10-2009). Проверено 11 октября 2009.
↑ Бурде подписал контракт с «Торо Россо» — Авто/мото — Sports.ru
↑ Хайме Альгерсуари - запасной пилот двух команд Red Bull, f1news.ru (01-07-2009). Проверено 1 июля 2009.
↑ Альгерсуари официально стал боевым гонщиком «Торо Россо», sports.ru (20-07-2009). Проверено 20 июля 2009.
↑ Scuderia Toro Rosso подтверждает контракт с Буэми
↑ >http://www.f1news.ru/news/f1-44525.html
↑ Vettel, formula1.com (17 июля 2008). Проверено 17 июля 2008.
↑ Toyota engines for Williams in 2007, formula1.com (27 июля 2006). Проверено 20 октября 2006.
↑ 123 В Williams подтвердили состав на 2009-й
↑ Force India расстается с моторами Ferrari
↑ 1234 Официально: Физикелла и Сутил остаются в Force India
↑ Энтони Дэвидсон — третий пилот Brawn GP
↑ Formula 1™ — The Official F1™ Website
↑ FIA анонсировала календарь на сезон 2009 года
↑ Formula 1™ — The Official F1™ Website
↑ Канадская трасса исключена из календаря’09
↑ FIA меняет календарь-2009 и вводит один мотор на три гонки…
↑ 2009 FIA Formula One World Championship – Circuit and Lap Information (неопр.). FIA (27 января 2009). Проверено 17 марта 2009. Архивировано 23 февраля 2012 года.
↑ Изначально запланировано 56 кругов, но гонка остановлена из-за дождя, результаты взяты по 31 кругу.
↑ Изначально старт запланирован на 11:00 UTC, но был перенесен на 2 часа вперед
↑ FIA: В апелляции отказано…
↑ Кристиан Хорнер: В Барселоне у всех будет граунд-эффект
↑ Команда McLaren вызвана на заседание Всемирного Совета (англ.)
↑ McLaren наказали условно
↑ Ferrari предупреждает о возможном уходе
↑ В Red Bull поддержат бойкот FIA
↑ Шумахер готовится к возвращению в Формулу 1!, f1news.ru (29-07-2009). Проверено 29 июля 2009.
↑ Михаэль Шумахер не вернется в «Формулу-1» (11 августа 2009). Проверено 11 августа 2009.
↑ Berger: Toro Rosso will lose ground, autosport.com (26 ноября 2008).
↑ Global crisis ends Honda F1 dream? (неопр.). BBC Sport. Проверено 5 декабря 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
↑ Honda confirm immediate F1 pull out (неопр.). Autosport.com (5 декабря 2008). Проверено 5 декабря 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
↑ Brawn and Fry 'committed' to save team (неопр.). Autosport.com (5 декабря 2008). Проверено 5 декабря 2008. Архивировано 23 февраля 2012 года.
↑ Официально: На смену Honda Racing идет Brawn GP
↑ FIA меняет правило определения чемпиона
↑ 12 World Motor Sport Council — Decisions 17/03/2009 (англ.)
↑ FOTA Statement | Formula One Teams Association (англ.)
↑ FIA F1 World Championship (англ.)
↑ autosport.com
↑ 1234567 Formula 1™ — The Official F1™ Website
↑ Сезон 2009: Анализ поправок к регламенту…
↑ Пункт 28.4 спортивного регламента
↑ LG Electronics becomes an F1 partner, autosport.com (26 ноября 2008).
↑ Трансляции Формулы 1: FOM официально подтверждает…
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Формула-1 в сезоне 2009 на Викискладе |
- Календарь сезона на сайте Formula1.com
- Страница сезона 2009 на сайте FIA
- Сезон 2009 на F1-Times.ru