На дне

































На дне
Титульный лист первого издания пьесы (1903)
Титульный лист первого издания пьесы (1903)
Жанр
драма
Автор
Максим Горький
Язык оригинала
русский
Дата написания
1901—1902
Дата первой публикации
1903

Электронная версия

Логотип Викитеки Текст произведения в Викитеке

Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике

«На дне» — пьеса Максима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года. В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Пьеса была разрешена только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 года режиссёром Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин), и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962 года) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз[1].


Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена. Тем не менее, петербургские актёры приняли участие в двух чтениях пьесы «в лицах» в 1903 году — в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании.


До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей.




Содержание






  • 1 Название


  • 2 Персонажи


  • 3 Сюжет


  • 4 Постановки в театрах


    • 4.1 Первые постановки


    • 4.2 Постановки в советское время


    • 4.3 Постановки за рубежом


    • 4.4 Прочие постановки




  • 5 Экранизации


  • 6 Примечания


  • 7 Ссылки





Название |


Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»[1]. Окончательный вариант предложил Леонид Андреев[2].



Персонажи |




Постановка 1902 г., действие I.
Сатин — К. С. Станиславский,
Лука — И. М. Москвин,
Барон — В. И. Качалов,
Настя — О. Л. Книппер,
Васька Пепел — Л. М. Леонидов



  • Михаил Иванович Костылёв — 54 года, содержатель ночлежки

  • Василиса Карповна — его жена, 26 лет

  • Наташа — её сестра, 20 лет

  • Абрам Медведев — их (Наташи и Василисы) дядя, полицейский, 50 лет

  • Васька Пепел — вор, 28 лет
    Родился в тюрьме. Мечтает жениться на Наташе, уйти из-под власти Василисы (жены хозяина ночлежки), которая подбивает его на убийство мужа.


  • Клещ, Андрей Митрич — слесарь, 40 лет
    Попал в ночлежку, потеряв работу. Единственный из обитателей ночлежки, кто не смирился со своей участью. Он отделяет себя от остальных: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… люди! Я — рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди… умрёт жена…»


  • Анна — его жена, 30 лет

  • Настя — девица, 24 года
    Мечтает о большой, чистой любви.


  • Квашня — торговка пельменями, под 40 лет

  • Бубнов — картузник, шулер. 45 лет
    Ушёл из дома в ночлежку «от греха подальше», после того как жена нашла другого. Признаётся, что ленив и пьяница.


  • Барон — 33 года, разорившийся дворянин.

  • Сатин — шулер, под 40 лет, в молодости был телеграфистом. Попал на «дно», после того как четыре года и семь месяцев отсидел в тюрьме за убийство (вступился за честь сестры).

  • Актёр — также под 40 лет, некогда играл на сцене под псевдонимом Сверчков-Заволжский, а теперь спился. Живёт воспоминаниями о прекрасном. От всех обитателей ночлежки его отличает тонкая душевная организация. Признается, что потерял своё имя.

  • Лука — странник, 60 лет
    О себе Лука практически ничего не сообщает. Говорит лишь: «Мяли много, оттого и мягок…»


  • Алёшка — сапожник, 20 лет

  • Кривой Зоб, Татарин — крючники

  • несколько босяков без имён и речей



Сюжет |






Действие пьесы происходит в ночлежном доме, который принадлежит Михаилу Ивановичу Костылёву. Населяют его опустившиеся люди, с самого дна социума: бедняки, воры, проститутки, чернорабочие. Некоторые отчаянно пытаются выбраться, другие опускают руки. Отношения между ними сложные, постоянно вспыхивают склоки, ссоры. Василиса, супруга Костылёва, влюблённая в вора Ваську Пепла, подговаривает его убить своего мужа. Васька Пепел влюблён в младшую сестру Василисы — Наталью. Другие постояльцы «дна»: Сатин (картёжник и шулер) и Актёр (бывший театральный актёр), Барон (дворянин, промотавший всё состояние) — совершенно опустившиеся и надломленные люди. Рабочий Клещ ждёт смерти своей больной жены, чтобы развязать себе руки.


В середине действия в ночлежке появляется странник Лука. Он жалеет и успокаивает постояльцев, обещает им примирение с действительностью. Лука предлагает Ваське и Наталье уйти и искать своё будущее. Василиса, ревнуя, постоянно избивает свою сестру. Назревавший конфликт заканчивается дракой постояльцев, во время которой Пепел случайно убивает Костылёва. Его арестовывают. В самый напряжённый момент после драки Лука исчезает, оставив тех, кто ему поверил, без надежды. Жена Клеща умирает, но тот остаётся без денег и без надежд. Актёр, услышав об уходе Луки, кончает жизнь самоубийством. Узнав от Барона о том, что Актёр удавился, Сатин говорит: «Эх… испортил песню… дурак!»



Постановки в театрах |




Афиша первой постановки



Первые постановки |


18 декабря 1902 года — Московский художественный театр, режиссёры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, худ. Симов; в ролях: Костылёв — Бурджалов, Василиса — Муратова, Наташа — Андреева, Медведев — Грибунин, Пепел — Харламов, Клещ — Загаров, Анна — Савицкая, Настя — Книппер, Квашня — Самарова, Бубнов — Лужский, Сатин — Станиславский, Актёр — Громов, Барон — Качалов, Лука — Москвин, Алешка — Адашев, Кривой Зоб — Баранов, Татарин — Вишневский).


Среди последующих дореволюционных и советских исполнителей во МХАТе (в хронологическом порядке): Хмелёв, Раевский (Костылёв), Шевченко (Василиса), Александров, Калужский, Баталов, Грибов, Готовцев (Медведев), Леонидов, Судаков, Добронравов, Яров (Пепел), Гиацинтова, Тарасова, Попова (Настя), Истрин, Тарханов, Топорков, В. Вербицкий (Бубнов), Судьбинин, Массалитинов, Подгорный, Болеславский, Ершов, Прудкин (Сатин), Гейрот, Ершов; В. Вербицкий, Массальский (Барон), Артём, Шахалов, Орлов, Синицын, Судаков, В. Попов (актёр), Тарханов, Шишков, Грибов (Лука).


Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена, но с участием петербургских актёров прошло два чтения пьесы «в лицах»: в 1903 году — в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании (Василиса — Стрепетова, Наташа — Музиль-Бороздина, Пепел — Аполлонский, Настя — Потоцкая, Бубнов — Санин, Сатин — Дальский, Барон — Далматов, Лука — Давыдов).


До 1905 года постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и с согласия местных властей. Тем не менее, прошли постановки в 1903 году: Вятский городский театр; киевские театры Соловцова (реж. Ивановский, Сатин — Неделин, Лука — Борисовский) и Бородая (реж. Соколовский, Пепел — Муромцев, Барон — Людвигов); нижегородский театр (антреприза Басманова), петербургские театры: Василеостровский театр, театр Некрасовой-Колчицкой, Новый театр Неметти (Актёр — Орленев); театр Ростова-на-Дону (Пепел — Орлов-Чужбинин); труппа под руководством Красова в Тифлисе (на спектакле присутствовал Горький), Товарищество Новой драмы в Херсоне (режиссёр и исполнитель роли Актёра — Мейерхольд).


В последующие годы пьесу ставили многие провинциальные и столичные театры, среди них: екатеринодарский и харьковский театры (1910, режиссёр Синельников), Общедоступный театр, Петроград (1912, режиссёр Гайдебуров).



Постановки в советское время |



  • Театр Союза драматических актёров, Петроград (1917)

  • Московский Военный театр (1918)

  • Народный театр драмы в Петрозаводске (1918)

  • Московский Дмитровский театр (1919)

  • 14 октября 1919 года, к 50-летию М. Горького — театр Госдрамы, впоследствии ленинградский театр драмы им. Пушкина (реж. Евт. Карпов, художник Бобышов, на спектакле присутствовал Горький, вступительное слово произнёс М. И. Калинин).

  • Харьковский театр русской драмы (1936, режиссёр Синельников)

  • Московский драматический театр (1939)

  • Ленинградский Новый театр (премьера в Хабаровске, 1941)


  • Ленинградский театр драмы им. Пушкина (1956, режиссёр Вивьен, Эренберг; Сатин — Н. Симонов, Лука — Скоробогатов).



Постановки за рубежом |


Пьеса многократно ставилась за рубежом: Берлин (1903, под назв. «Ночлежка»), Финский национальный театр, Гельсингфорс, Краковский театр, Париж (1905, 1922 — исполнитель роли Барона Ж. Питоев), Токио (1924, 1925), Нью-Йорк (1956), Лондон (1961), Тунисская труппа (1962) и мн. др.



Прочие постановки |




  • 1996 — Театр на Юго-Западе (Москва)


  • 1998 — Театр Российской Армии (Москва)


  • 1998 — Театр Тоуэн (Токио)


  • 1999 — МХАТ им. Горького


  • 2000 — Новосибирский городской драматический театр


  • 2000 — Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского


  • 2000 — Театр «Комедія» (Нижний Новгород)


  • 2004 — Небольшой драматический театр Льва Эренбурга (Санкт-Петербург)


  • 2004 — Театр Тоуэн (Токио)


  • 2005 — Театр Дождей (Санкт-Петербург)


  • 2005 — Театр на Покровке (Москва)


  • 2006 — Театр «Одиссей» (Лос-Анджелес)


  • 2006 — Ведогонь-театр (Зеленоград)


  • 2011 — Театр на Подоле (Киев)


  • 2012 — Московский драматический театр имени Рубена Симонова

  • 2012 — Центр исполнительских искусств, Университет Пунe, Пунe (Индия)


  • 2013 — Пермский театр У Моста (Пермь)


  • 2014 — Национальный молодёжный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима

  • 2015 — Могилёвский областной театр кукол (Республика Беларусь) [1]


  • 2016 — Театр ТеНер (Москва)

  • 2016 — Культурный центр «Хитровка»


  • 2017 — Нижегородского театр драмы имени М. Горького [2]


  • 2018 — Московский драматический театр «Модерн» [3]



Экранизации |



  • 1910-е годы — Венгрия.[уточнить]

  • 1921 год — Япония — «Rojo no Reikon» («Духи на дороге», реж. Минору Мурата).

  • 1936 год — Франция — «Les bas-fonds» (реж. Жан Ренуар; в ролях — Луи Жуве, Жан Габен), сценарий написали Евгений Замятин и Жак Компанеец[fr].

  • 1947 год — Китай — «Yè Diǎn» («Ночлежка», реж. Хуан Цзолинь[en], с участием Чжоу Сюань).

  • 1952 год — СССР — фильм-спектакль «На дне» в постановке МХАТ им. Горького (режиссёры: Андрей Фролов, Василий Орлов, Иосиф Раевский; Мосфильм).

  • 1956 год — Япония — «Donzoko» («Самое дно», реж. Акира Куросава), с заменой реалий царской России на реалии феодальной Японии.

  • 1972 год — СССР — экранизация спектакля «На дне» в постановке Московского театра «Современник» (режиссёры: Галина Волчек, Леонид Пчёлкин; производство ТО «Экран»).

  • 1987 год — СССР — «Без солнца» (реж. Юлий Карасик).

  • 1987 год — СССР — «На дне» (реж. Армен Петросян), студия т/ф «Ереван».

  • 2014 год — Россия — «На дне» (реж. Владимир Котт), в современной адаптации.



Примечания |





  1. 12 Театральная энциклопедия. Автор статьи A. Шн.


  2. Иван Бунин. Заметки (о современниках).




Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}



















  • История создания пьесы «На дне». Собрание сочинений в 30 томах. ГИХЛ, 1949—1956

  • «На дне» в библиотеке Максима Мошкова

  • Аудиокнига «На дне»

  • Влас Михайлович Дорошевич. «„На дне“ Максима Горького»

  • Державин К., Драматургия М. Горького на русской сцене, в сборнике: Горький и театр. Л., 1933; «На дне» М. Горького. Материалы и исследования, М., 1947;


  • Юзовский И. И.. Режиссёрские тетради К. С. Станиславского, «На дне» М. Горького, в книге: Ежегодник МХАТ. 1945 г., т. 1, М., 1948;

  • Станиславский К. С. Режиссёрский экземпляр «На дне» М. Горького, в книге: Ежегодник МХАТ. 1945 г.,

  • Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве, собрание сочинений, т. 1, М., 1954;

  • Станиславский К. С. Материалы, письма, исследования, М., 1955










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск