Альбрехтсбергер, Иоганн Георг










































Иоганн Георг Альбрехтсбергер
Johann Georg Albrechtsberger
Johann Georg Albrechtsberger.jpg
Портрет работы Леопольда Купельвизера
Основная информация
Дата рождения
3 февраля 1736(1736-02-03)[1][2][…]
Место рождения
  • Клостернойбург, Нижняя Австрия, Австрия[4][2]

Дата смерти
7 марта 1809(1809-03-07)[1][2][…](73 года)
Место смерти
  • Вена, Австрийская империя[4][2]

Страна
  • Flag of the Habsburg Monarchy.svg Австрия

Профессии
композитор, музыковед, музыкант, педагог, теоретик музыки, музыкальный педагог, органист
Инструменты
орган[d][2]
Commons-logo.svg Аудио, фото, видео на Викискладе

Иога́нн Гео́рг А́льбрехтсбергер (нем. Johann Georg Albrechtsberger; 3 февраля 1736, Клостернойбург — 7 марта 1809, Вена) — австрийский композитор, органист, музыковед и музыкальный педагог.



Биография |


Иоганн Георг Альбрехтсбергер родился 3 февраля 1736 года в Клостернойбурге. С 1749 года пел в хоре знаменитого Мелькского монастыря.


В 1753 году отправился в Вену для изучения философии у иезуитов; здесь подружился с Михаэлем Гайдном, через которого познакомился и с Йозефом Гайдном. В 1755—1757 гг. органист в Раабе, затем в городке Мариа-Таферль, с 1759 г. непосредственно в Мельке, в 1766—1768 гг. вновь в Раабе. В дальнейшем работал в Вене, в 1770 г. органист Собора Святого Стефана, в 1771 г. регент монастыря кармелиток в Дёблинге, с 1772 г. второй органист венского императорского двора. Альбрехтсбергер сочинял также музыку для частного музицирования при дворе (император Иосиф II играл на виолончели). В 1793 г. Альбрехтсбергер сменил Леопольда Гофмана на посту капельмейстера Собора Святого Стефана и занимал этот пост до конца своих дней.


Среди учеников Альбрехтсбергера в разное время были такие выдающиеся музыканты, как Иоганн Непомук Гуммель, Карл Черни, Игнац Мошелес, а также Венцель Галенберг, Фердинанд Рис, братья Пиксис, Франц Ксавер Гебель[5] и многие другие; у него учился и Людвиг ван Бетховен (прежде всего, контрапункту), про которого Альбрехтсбергер однажды в сердцах заметил, что тот не может сделать ничего как следует (нем. [Er wird] … nie was Ordentliches machen).


Обширное композиторское наследие Альбрехтсбергера почти поровну разделяется на церковные и светские сочинения. По мнению музыковеда Ю. Бочарова, «искусство Альбрехтсбергера демонстрирует уникальный пример органичного синтеза стиля венского классицизма со многими традициями музыкального барокко»[6].


В 1765 году Альбрехтсбергер написал семь концертов для варгана, мандоры и струнных инструментов. Три из этих концертов были найдены в Будапеште и впоследствии получили широкую известность. Альбрехтсбергер, трактуя мелодии и ритмику австрийской народной музыки в современной ему светской манере, создал выдающиеся и необычные по звучанию музыкальные произведения.


В педагогическом наследии Альбрехтсбергера основное место занимает учебник «Фундаментальное руководство по композиции...» (нем. Gründliche Anweisung zur Composition mit deutlichen und ausführlichen Exempeln, zum Selbstunterrichte, erläutert; und mit einem Anhange: Von der Beschaffenheit und Anwendung aller jetzt üblichen musikalischen Instrumente; Лейпциг, 1790). Альбрехтсбергер наравне с Ауманом был одним из любимых композиторов Антона Брукнера. Полное собрание трудов Альбрехтсбергера по гармонии и композиции было выпущено в 1837 году[7].


Изображён на австрийской почтовой марке 1986 года.



Источники |





  1. 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>



  2. 12345 Roux P. d. Nouveau Dictionnaire des œuvres de tous les temps et tous les pays — 2 — Éditions Robert Laffont, 1994. — Vol. 1. — P. 46. — ISBN 978-2-221-06888-5
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q28924058"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q2696397"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q3372503"></a>



  3. 12 Encyclopædia Britannica
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q5375741"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1417"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2450"></a>



  4. 12 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118501704 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>



  5. Финдейзен Н. Ф. Гебель, Франц Ксаверий // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.


  6. Ю. С. Бочаров. Двухчастная соната: век восемнадцатый // «Старинная музыка», 2003, № 2-3.


  7. Albrechtsberger J.G. Sämmtliche Schriften über Generalbaß, Harmonie-Lehre und Tonsetzkunst. 3 Bände. 2. sorgfältig revidierte Auflage. Wien: Haslinger, 1837.










Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск