Воплощение






















Христианство
Christian cross.svg
Библия


  • Ветхий Завет

  • Новый Завет

  • Евангелие

  • Десять заповедей

  • Нагорная проповедь

  • Апокрифы


Троица


  • Бог Отец

  • Иисус Христос

  • Святой Дух


История христианства


  • Апостолы

  • Хронология христианства

  • Раннее христианство

  • Гностическое христианство

  • Вселенские соборы

  • Великий раскол

  • Крестовые походы

  • Реформация

  • Народное христианство


Христианское богословие


  • Сотворение мира

  • Грехопадение

  • Грех

  • Ипостасный союз

  • Искупительная жертва

  • Христология

  • Спасение

  • Благодать

  • Церковь

  • Добродетели

  • Эсхатология


Христианское богослужение


  • Евхаристия

  • Духовенство

  • Типикон


Направления в христианстве


  • Православие

  • Католицизм

  • Протестантизм

  • Древние восточные церкви

  • Антитринитаризм

  • Численность христиан

  • Христианство по странам


Критика христианства


  • Критика Библии

  • Возможные источники текста Библии


Портал:Христианство



Спас из Звенигородского чина, рубеж XIV—XV веков


Воплоще́ние — один из центральных догматов веры в христианстве, акт непостижимого соединения вечного Бога с сотворённой Богом же человеческой природой. Согласно христианскому богословию воплощение Бога было необходимо людям (а не Богу), благодаря которому они имеют возможность соединения с Богом для наследования вечного Царства Небесного.




Содержание






  • 1 Догмат


  • 2 Альтернативные мнения в христианстве


  • 3 Идея воплощения в других религиях и культуре


  • 4 Источники


  • 5 См. также


  • 6 Литература





Догмат |


Согласно христианскому богословию Бог изначально сотворил человека способным к личному соединению с Богом для вечной любви. И даже после грехопадения прародителей Адама и Евы, в каждом человеке оставалась заложенная Творцом жажда Бога[1]. В Пресвятой Богородице был реализован замысел Бога о человеке, непостижимый даже для высших ангелов[2]. Через архангела Гавриила Дева Мария дала согласие стать пречистой Матерью Бога. И тотчас Дух Святой сошёл на Неё, — Она бесстрастно (без мужчины) зачала и через естественные для людей 9 месяцев безболезненно родила Богомладенца Иисуса Христа.


По определению IV Вселенского Собора (451 г.), во Христе Бог-Сын (Второе Лицо Святой Троицы) соединился с человеческой природой «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», то есть во Христе признаются две природы (божественная и человеческая), но одна Личность (Бог-Сын). При этом ни природа Бога, ни природа человеческая не претерпели никакого изменения, но остались по-прежнему полноценными[3].


Именно Христос взял на Себя грехи всех людей, ради которых претерпел жесточайшие страдания, невинную смерть на Кресте и последовавшее за ней сошествие в ад, а затем воскрес Своей человеческой плотью, обожил Её и вознёс Её превыше Небес. И этой Божественной Плоти приобщаются христиане под видом освящённого хлеба и вина, чтобы и самим стать божественною плотью Христа для вечной жизни в Боге. Иначе говоря, Бог воплотился в человеке, чтобы люди могли воплощаться (раскрывать свои способности, реализовываться) в Боге[4].


Православное богословие считает уникальным и неповторимым воплощение Бога в человеческой природе. Во Христе всесовершенный Бог соединился с нашей обычной, полноценной (но обезличенной) человеческой природой (состоящей из человеческого духа, души и тела и имеющей человеческий разум, волю, и чувства-желания), но Личность во Христе только Божественная (Бог-Слово[5]). Если бы во Христе была бы ещё и человеческая личность, то Он был бы одним из многих святых человеком (пусть даже самым святым), но уже не Богочеловеком. В таком случае, если бы благодать Божия сошла на человека Иисуса из Назарета только во время Его крещения в Иордане от Иоанна (а не во время Его непорочного зачатия), то Бог спас только одного бы Иисуса (всё остальное же человечество продолжало бы вечно мучиться в аду[6]). В таинстве Евхаристии христиане возвышенными своими человеческими личностями соединяются именно с божественной Личностью (со вторым Лицом Святой Троицы = Богом-Сыном), через воспринятую Ею, спасённую, восстановленную в первозданное состояние, преображённую и обоженную (но обезличенную) человеческую природу. Это необходимо для полнейшего соединения со Христом Богом: «Мы имеем ум Христов» (1Кор. 2:16), «потому что мы члены тела Его (Церкви), от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:30)[7].


Воплощение Божие происходит на каждой Божественной Литургии (которая может совершаться в каждом православном храме каждый день, кроме некоторых великопостных). Однако считается, что Христос только один раз сошёл на землю (воплотился), и христиане, вкушающие Святые Дары, вне времени и пространства участвуют вместе со Иисусом Христом и апостолами именно в той самой, первой Тайной Вечери в Сионской горнице. По смыслу, Святой Дух сходит на предложенные евхаристические хлеб и вино, не нарушая их физическую природу, но соединяясь с ними как соединились во Христе Божественная и человеческая природы, так же, как и около 2000 лет назад Он же сошёл на Деву Марию, после чего Богородица нескверно зачала Иисуса Христа. Как во Христе две природы: нетварная — Божественная и сотворённая — человеческая, а личность только Божественная, так и в Святых Дарах две природы: нетварная — Божественная и сотворённая — хлеб и вино, посредством которых верующий соединяется уже с самой Божественной Личностью, отождествляющей Себя со Святыми Дарами: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.» (Ин. 6:35)[8][9].


Христианство строго различает произошедшее единственное в истории воплощение Бога и случающиеся иногда вселения демонов в некоторых людей. В последнем случае личности нечистых духов не замещают собою личностей страждущих от них людей и могут быть изгнаны из одержимых ими людей. Даже в Гадаринском бесноватом, имевшем в себе целый легион демонов, дарованная Богом человеческая свобода не полностью была подавлена ими: "увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему (Мк. 5:6).


Акт воплощения не следует отождествлять и с таким явлением, как олицетворение или персонификация.


По христианскому учению воплотиться может только Бог. Так, учение Оригена о предсуществовании человеческих душ, а также об их переселении и перевоплощении в другие тела, было отвергнуто Церковью на Пятом Вселенском Соборе.



Альтернативные мнения в христианстве |


Идея воплощения в унитарианстве существенно отличается от веры в Троицу. А именно, для унитариан концепция воплощения, «И Слово стало плотию», ограничена, в смысле «слова» в псалмах.(32:6) «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их:» Следовательно, «воплощение Слова» не воплощённое лицо Троицы, а воплощение разума Бога. Например, см.: Социниане и Христадельфиане[10].



Идея воплощения в других религиях и культуре |


Учение о воплощении и перевоплощении (реинкарнация) со специфическими особенностями, встречается и в некоторых других религиях, например в индуизме, буддизме, языческой мифологии, каббалистике, магии и др.


Воплощением также называется реализация человеком какого-либо своего замысла (проекта, плана, идеи, сценария, мечты, желания или опасения, фантазии) и др. Тот, которому удалось осуществить свою задумку, справедливо и обоснованно называет её своим «детищем» (будто он его непосредственно родил) и даже частью и продолжением своей личности. Здесь прослеживается прямая аналогия с христианским воплощением Бога во Христе.



Источники |





  1. Протоиерей Валерий Захаров. Проповедь на Рождество Христово. 2001 г


  2. Благовещение Пресвятой Богородицы | Михаил Пселл


  3. Догматическое богословие Олег Давыденков читать, скачать - протоиерей Олег Давыденков


  4. http://kurilovka.orthodoxy.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=109&Itemid=37 (недоступная ссылка)


  5. http://tv.radonezh.ru/audioarhiv01/osipov/text/


  6. Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 17 августа 2009. Архивировано 5 ноября 2010 года.


  7. Евхаристия и освобождение :: Киевская Русь


  8. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений :: Киевская Русь


  9. Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 20 августа 2009. Архивировано 20 февраля 2009 года.


  10. Hayward, Alan Существовал ли Иисус до своего рождения? 1978




См. также |



  • Спасение (христианство)

  • Христология

  • Аватара



Литература |



  • Васильев П. П. Воплощение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  • Воплощение // Православная богословская энциклопедия. Том 3. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1902 г.




Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Гороховецкий артиллерийский полигон

Центральная группа войск