Социальная психология
Социа́льная психоло́гия — раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп[1].
Другие определения:
- наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей (определение В. Г. Крысько);
- наука, которая изучает как люди думают, влияют и относятся друг к другу[2].
Содержание
1 История социальной психологии
2 Разделы социальной психологии
3 Предмет социальной психологии
4 Групповые феномены
5 Определения
6 Основные результаты
7 Методы социально-психологического исследования
7.1 Методы исследования
7.2 Методы социально-психологического воздействия
8 См. также
9 Примечания
10 Литература
10.1 Научные статьи
История социальной психологии |
История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические[4]. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с 1908 г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке[5].
Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт[3]:8. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей)[3]:17.
В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903)[3]:11. Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов»[3]:11. Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии[3]:11. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее)[3]:11.
В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода[6]:
- I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
- II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50 — 60-е годы XIX века — 20-е годы XX века).
- III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.
Разделы социальной психологии |
Социальная психология по Г. М. Андреевой включает в себя 3 основных раздела:
- социальная психология групп;
- социальная психология общения;
- социальная психология личности.
Предмет социальной психологии |
Социальная психология по Б. Д. Парыгину, изучает:
- социальную психологию личности;
- социальную психологию общностей и общения;
общественные отношения;- формы духовной деятельности.
Исследования, которыми занимается социальная психология:[3]:19
- социальное восприятие (Андреева Г. М. и другие);
- психологический климат коллектива (Парыгин Б. Д. и другие);
- стиль руководства (Журавлёв А. Л. и другие);
- восприятие и понимание людьми друг друга (Бодалёв А. А. и другие);
- эффективная групповая деятельность (Обозов Н. Н. и другие)
В социальной психологии в настоящее время рассматриваются и изучаются:[3]:31—33
- понимание и восприятие людьми друга друга;
межличностные (интерперсональные) отношения (классификации человеческих отношений, а также специфика и факторы, от которых они зависят);
социальные установки (изучаются разновидности этих установок, устойчивость, структура, изменчивость и закономерности возникновения и изменения их под влиянием средств массовой информации, а также их влияние на социальное поведение);- явления, которые характеризуют взаимодействие и общение людей;
поведение людей в социуме;- имеющие отношение к малым социальным группам феномены;
- имеющие отношение к большим социальным группам явления психики (массовидные явления, например общественное мнение, массовое сознание, слухи, мода, религия и тому подобное);
- вопросы взаимовлияния и взаимодействия личности и группы;
- межгрупповые взаимоотношения;
лидерство (изучается отличия лидера от руководителя, изучаются различные стили лидерства, создаются научные модели, теории лидерства).
Групповые феномены |
В результате многочисленных экспериментов[2][страница не указана 398 дней] на сегодняшний день выявлен ряд изменений, присущих поведению человека вследствие его нахождения в группе, например: конформность, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное давление, диффузия ответственности или так называемый эффект свидетеля, групповая поляризация, эмоциональное заражение, социальная леность, ослабленное самосознание и так далее.
В начале XX века психолог Норманн Триплет, прогуливавшийся в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди, и значительно снижают скорость, если никого нет. Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии «зрителей». Так родился вывод о том, что с механической работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.
Определения |
Групповая динамика условное название социально-психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп, факторам, влияющим на их сплочённость и эффективность.
Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.
Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.
Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента.
Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.
Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.
Социальное познание — процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.
Социальная роль — зафиксированное определённое положение того или иного индивида в системе общественных отношений, общепринятый образец поведения, ожидаемый от индивидов, занимаемых определённое положение. Всегда имеет социальную оценку, может быть одобряема или не одобряема в обществе.
Основные результаты |
В начале XXI века британский учёный Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности[7].
Методы социально-психологического исследования |
Все методы исследований в социальной психологии Андреева Г. М. разделила на две основные группы: методы исследования и методы воздействия. Также все методы делятся на теоретическую и эмпирическую группы[3]:44.
Теоретические методы используются при разработке и доказательстве научных теорий. К таким методам относятся: 1) критический метод, 2) конструктивный метод, 3) обзорно-аналитический метод[3]:44.
Методы исследования |
Эта группа содержит методы сбора информации и методы её обработки.
К эмпирическим методам исследования относятся:[3]:45
- наблюдение;
- изучение документов (в том числе контент-анализ);
- опросы (анкеты, интервью);
- математические (методы математической статистики и методы математического моделирования);
- эксперимент (лабораторный и естественный).
К методам наблюдения относятся:[3]:45
- скрытое наблюдение;
- открытое наблюдение;
- стандартизированное наблюдение;
- стороннее наблюдение (стороннее или внешнее наблюдение);
- включённое наблюдение;
- свободное наблюдение.
Методы обработки данных:
статистические методы (корреляционный анализ, факторный анализ и другие);- приёмы логической и теоретической обработки (построения объяснений, типологий и так далее).
Методы социально-психологического воздействия |
Относятся к «психологии воздействия».
При проведении исследований составляется программа социально-психологического исследования. В которой чётко обозначаются: цель исследования, решаемые задачи, выбранный объект исследования, сформулирована проблематика, которая исследуется, уточняются используемые понятия, а также весь набор используемых методов.
Методы социально-психологического воздействия — прежде всего методы, используемые в средствах массовой коммуникации, индивидуальной и групповой психотерапии, в процессе проведения и организации публичных выступлений, пропаганде, рекламе, промышленности (для организации оптимальной работы и брейнсторминга) и агитации[3]:49. В социальной психологии перечисленные феномены классифицируются и им даётся научное объяснение.
См. также |
- Психология толпы
- Политическая психология
- Гендерная психология
- Этнопсихология
- Психогеография
- Ролевая теория
- Социальная фасилитация
- Социальная психология (журнал)
- Шехтер, Стэнли
- Нисбет, Ричард
Примечания |
↑ Андреева Г. Учебник для фак. психологии ун-тов. — Аспект-пресс, 1996.
↑ 12 Майерс Д. Социальная психология. — Питер, 2007.
↑ 1234567891011121314 Немов Р. С., Алтунина И. Р. Социальная психология: Учебное пособие. — СПб.: «Питер», 2010. — 432 с. — ISBN 978-5-91180-738-2.
↑ Андреева Г. М. Социальная психология — М.: Аспект Пресс. — 2001. — С. 25—26.
↑ Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России Архивировано 6 сентября 2014 года.
↑ Горбунова, М. Ю. Социальная психология. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 223 с. — (Краткий курс лекций для вузов) — ISBN 5-305-00171-4.
↑ Herrmann et al., 2008.
Литература |
- Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб.: СПбГУП, 2010. — 533 с. — ISBN 978-5-7621-0543-9.
- Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. — 352 с.
- Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л.: ЛГУ, 1965. — 208 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008. — 363 с. — ISBN 978-5-7567-0274-3.
- Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 794 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-88782-430-7.
- Социальная психология / Под ред. С. Московичи. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 592 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-94723-126-3.
- Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб., 2004.
- Битянова Н. Р. Социальная психология. — М., 2001.
- Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьёвой. — М., 1997.
- Жуков Ю. М., Гржегоржевская И. А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. — М., 1977.
- Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2002.
- Социальная психология. Практикум / Под ред. Т. В. Фоломеевой. — М., 2006.
Научные статьи |
- .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
Горшков Е. А. Социальная психология США: «Европейские корни» // Перспективы науки и образования : журнал. — 2014. — № 4 (10). — С. 69—73. Архивировано 19 января 2018 года. - Herrmann B. et al. Antisocial Punishment Across Societies (англ.) // Science 7 : Research paper. — 2008. — Vol. 319, no. 5868. — P. 136—1367. — ISSN 0036-8075. — DOI:10.1126/science.1153808. Архивировано 19 января 2018 года.
- Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России // Вестник МГУ : журнал. — 1997. — № 4. — С. 6—17. Архивировано 19 января 2018 года.