Социальная психология




Социа́льная психоло́гия — раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп[1].


Другие определения:



  • наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей (определение В. Г. Крысько);

  • наука, которая изучает как люди думают, влияют и относятся друг к другу[2].




Содержание






  • 1 История социальной психологии


  • 2 Разделы социальной психологии


  • 3 Предмет социальной психологии


  • 4 Групповые феномены


  • 5 Определения


  • 6 Основные результаты


  • 7 Методы социально-психологического исследования


    • 7.1 Методы исследования


    • 7.2 Методы социально-психологического воздействия




  • 8 См. также


  • 9 Примечания


  • 10 Литература


    • 10.1 Научные статьи







История социальной психологии |




Основная проблематика, изучаемая европейскими социальными психологами конца XIX — начала XX века — психология масс и толпы[3]:12.


История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические[4]. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с 1908 г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке[5].


Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт[3]:8. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей)[3]:17.


В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903)[3]:11. Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов»[3]:11. Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии[3]:11. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее)[3]:11.


В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода[6]:



  1. I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).

  2. II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50 — 60-е годы XIX века — 20-е годы XX века).

  3. III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.



Разделы социальной психологии |


Социальная психология по Г. М. Андреевой включает в себя 3 основных раздела:



  • социальная психология групп;

  • социальная психология общения;

  • социальная психология личности.



Предмет социальной психологии |


Социальная психология по Б. Д. Парыгину, изучает:



  • социальную психологию личности;

  • социальную психологию общностей и общения;


  • общественные отношения;

  • формы духовной деятельности.


Исследования, которыми занимается социальная психология:[3]:19



  • социальное восприятие (Андреева Г. М. и другие);

  • психологический климат коллектива (Парыгин Б. Д. и другие);

  • стиль руководства (Журавлёв А. Л. и другие);

  • восприятие и понимание людьми друг друга (Бодалёв А. А. и другие);

  • эффективная групповая деятельность (Обозов Н. Н. и другие)


В социальной психологии в настоящее время рассматриваются и изучаются:[3]:31—33



  • понимание и восприятие людьми друга друга;


  • межличностные (интерперсональные) отношения (классификации человеческих отношений, а также специфика и факторы, от которых они зависят);


  • социальные установки (изучаются разновидности этих установок, устойчивость, структура, изменчивость и закономерности возникновения и изменения их под влиянием средств массовой информации, а также их влияние на социальное поведение);

  • явления, которые характеризуют взаимодействие и общение людей;


  • поведение людей в социуме;

  • имеющие отношение к малым социальным группам феномены;

  • имеющие отношение к большим социальным группам явления психики (массовидные явления, например общественное мнение, массовое сознание, слухи, мода, религия и тому подобное);

  • вопросы взаимовлияния и взаимодействия личности и группы;

  • межгрупповые взаимоотношения;


  • лидерство (изучается отличия лидера от руководителя, изучаются различные стили лидерства, создаются научные модели, теории лидерства).



Групповые феномены |


В результате многочисленных экспериментов[2][страница не указана 398 дней] на сегодняшний день выявлен ряд изменений, присущих поведению человека вследствие его нахождения в группе, например: конформность, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное давление, диффузия ответственности или так называемый эффект свидетеля, групповая поляризация, эмоциональное заражение, социальная леность, ослабленное самосознание и так далее.


В начале XX века психолог Норманн Триплет, прогуливавшийся в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди, и значительно снижают скорость, если никого нет. Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии «зрителей». Так родился вывод о том, что с механической работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.



Определения |




  • Групповая динамика условное название социально-психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп, факторам, влияющим на их сплочённость и эффективность.


  • Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.


  • Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.


  • Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента.


  • Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.


  • Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.


  • Социальное познание — процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.


  • Социальная роль — зафиксированное определённое положение того или иного индивида в системе общественных отношений, общепринятый образец поведения, ожидаемый от индивидов, занимаемых определённое положение. Всегда имеет социальную оценку, может быть одобряема или не одобряема в обществе.



Основные результаты |



В начале XXI века британский учёный Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности[7].



Методы социально-психологического исследования |


Все методы исследований в социальной психологии Андреева Г. М. разделила на две основные группы: методы исследования и методы воздействия. Также все методы делятся на теоретическую и эмпирическую группы[3]:44.


Теоретические методы используются при разработке и доказательстве научных теорий. К таким методам относятся: 1) критический метод, 2) конструктивный метод, 3) обзорно-аналитический метод[3]:44.



Методы исследования |


Эта группа содержит методы сбора информации и методы её обработки.


К эмпирическим методам исследования относятся:[3]:45



  • наблюдение;

  • изучение документов (в том числе контент-анализ);

  • опросы (анкеты, интервью);

  • математические (методы математической статистики и методы математического моделирования);

  • эксперимент (лабораторный и естественный).


К методам наблюдения относятся:[3]:45



  • скрытое наблюдение;

  • открытое наблюдение;

  • стандартизированное наблюдение;

  • стороннее наблюдение (стороннее или внешнее наблюдение);

  • включённое наблюдение;

  • свободное наблюдение.


Методы обработки данных:




  • статистические методы (корреляционный анализ, факторный анализ и другие);

  • приёмы логической и теоретической обработки (построения объяснений, типологий и так далее).



Методы социально-психологического воздействия |


Относятся к «психологии воздействия».


При проведении исследований составляется программа социально-психологического исследования. В которой чётко обозначаются: цель исследования, решаемые задачи, выбранный объект исследования, сформулирована проблематика, которая исследуется, уточняются используемые понятия, а также весь набор используемых методов.


Методы социально-психологического воздействия — прежде всего методы, используемые в средствах массовой коммуникации, индивидуальной и групповой психотерапии, в процессе проведения и организации публичных выступлений, пропаганде, рекламе, промышленности (для организации оптимальной работы и брейнсторминга) и агитации[3]:49. В социальной психологии перечисленные феномены классифицируются и им даётся научное объяснение.



См. также |



  • Психология толпы

  • Политическая психология

  • Гендерная психология

  • Этнопсихология

  • Психогеография

  • Ролевая теория

  • Социальная фасилитация

  • Социальная психология (журнал)

  • Шехтер, Стэнли

  • Нисбет, Ричард



Примечания |





  1. Андреева Г. Учебник для фак. психологии ун-тов. — Аспект-пресс, 1996.


  2. 12 Майерс Д. Социальная психология. — Питер, 2007.


  3. 1234567891011121314 Немов Р. С., Алтунина И. Р. Социальная психология: Учебное пособие. — СПб.: «Питер», 2010. — 432 с. — ISBN 978-5-91180-738-2.


  4. Андреева Г. М. Социальная психология — М.: Аспект Пресс. — 2001. — С. 25—26.


  5. Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России Архивировано 6 сентября 2014 года.


  6. Горбунова, М. Ю. Социальная психология. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 223 с. — (Краткий курс лекций для вузов) — ISBN 5-305-00171-4.


  7. Herrmann et al., 2008.




Литература |



  • Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб.: СПбГУП, 2010. — 533 с. — ISBN 978-5-7621-0543-9.

  • Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. — 352 с.

  • Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л.: ЛГУ, 1965. — 208 с.

  • Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008. — 363 с. — ISBN 978-5-7567-0274-3.

  • Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 794 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-88782-430-7.

  • Социальная психология / Под ред. С. Московичи. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 592 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-94723-126-3.

  • Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб., 2004.

  • Битянова Н. Р. Социальная психология. — М., 2001.

  • Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьёвой. — М., 1997.

  • Жуков Ю. М., Гржегоржевская И. А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. — М., 1977.

  • Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2002.

  • Социальная психология. Практикум / Под ред. Т. В. Фоломеевой. — М., 2006.



Научные статьи |



  • .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
    Горшков Е. А.
    Социальная психология США: «Европейские корни» // Перспективы науки и образования : журнал. — 2014. — № 4 (10). — С. 69—73. Архивировано 19 января 2018 года.

  • Herrmann B. et al. Antisocial Punishment Across Societies (англ.) // Science 7 : Research paper. — 2008. — Vol. 319, no. 5868. — P. 136—1367. — ISSN 0036-8075. — DOI:10.1126/science.1153808. Архивировано 19 января 2018 года.

  • Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России // Вестник МГУ : журнал. — 1997. — № 4. — С. 6—17. Архивировано 19 января 2018 года.











Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус