Гигеренцер, Герд













































Герд Гигеренцер
нем. Gerd Gigerenzer
Gerd Gigerenzer-7212 (14010720919).jpg
Герд Гигеренцер (2014)
Дата рождения
3 сентября 1947(1947-09-03) (71 год)
Место рождения
Валлерсдорф
Страна
Германия Германия
Научная сфера
психология, когнитивная психология, эвристика
Место работы
Институт человеческого развития Общества Макса Планка[de], Берлин
Альма-матер
  • Мюнхенский университет

Учёное звание
Профессор
Научный руководитель
директор отдела «Адаптивное поведение и познание», директор Хардинг-центра по оценке рисков
Награды и премии

Премия Американской ассоциации содействия развитию науки за выдающиеся исследования по социопсихологии[d]

премия Немецкого научно-исследовательского общества в области коммуникаций[d] (2011)

German Psychology Award[d] (2011)

Fellow of the Cognitive Science Society[d]



Commons-logo.svg Герд Гигеренцер на Викискладе

Герд Гигеренцер (нем. Gerd Gigerenzer; род. 3 сентября 1947 (1947-09-03), Валлерсдорф) — немецкий психолог, директор отдела «Адаптивное поведение и познание»[1] и директор Хардинг-центра по оценке рисков[2] в Институт человеческого развития Общества Макса Планка[de] в Берлине.


Гигеренцер работает над ограниченной рациональностью, эвристикой и эффективными деревьями принятия решений, то есть вопросом о том, как принимать рациональные решения, когда время и информация ограничены, а будущее неопределенно. Он стал известен широкой публике своей книгой «Интуитивные решения» (нем. Bauchentscheidungen), которая была переведена и опубликована на 17 языках.


Герд Гигеренцер женат на Лоррейн Дастон.




Содержание






  • 1 Карьера


    • 1.1 Академическая карьера


    • 1.2 Интуитивные решения


    • 1.3 Возьмите лучшее (Take the Best)


    • 1.4 Полезное неполное знание (Nützliches Halbwissen)


    • 1.5 Нестатистический месяц




  • 2 Членство


  • 3 Награды


  • 4 Публикации


  • 5 Ссылки


  • 6 Примечания





Карьера |



Академическая карьера |


Гигерензер получил степень доктора философии в Мюнхенском университете в 1977 году и в том же году стал профессором психологии. С 1984 по 1990 год он был профессором психологии в Констанцском университете, с 1990 по 1992 год в Зальцбургском университете. С 1992 по 1995 год он был профессором психологии в Чикагском университете. С 1995 по 1997 год он был директором Института психологических исследований Макса Планка в Мюнхене, а затем перешел в Институт человеческого развития Общества Макса Планка в Берлине. Здесь он является директором отдела «Адаптивное поведение и познание», а с 2008 года он также работает в основанном им Хардинг-центре по оценке рисков в Берлине.



Интуитивные решения |


Гигеренцер критикует когнитивные (познавательные) модели, которые рассматривают случаи мнений и решений как результат сложных бессознательных алгоритмов, которые рассчитывают наиболее рациональное решение из совокупности имеющейся в распоряжении информации. Такой подход часто встречается в справочной и консультационной литературе, когда речь идет о рекомендации действовать более аналитически при принятии решений, перечислять преимущества и недостатки и продумывать их. Гигеренцер рассматривает это как пример отклонения от повседневных решений, которые он считает менее успешными. Вместо такой логической и рациональной модели принятия решений Гигеренцер подчеркивает важность интуиции — поэтому решения принимаются, прежде всего, интуитивно на основе эмпирических закономерностей, которым рациональные стратегии принятия решений подчиняются в качестве поздних вспомогательных средств. Согласно Гигеренцеру, интуитивные решения сами по себе являются рациональной стратегией, поскольку она относительно успешна. Интуитивное решение не следует путать со случайным вдохновением или наивностью: интуитивные решения особенно хороши, если они основаны на специальных знаниях: Гигеренцер описывает случай, когда искусствоведы были обеспокоены покупкой туловища в музее Гетти. Вначале научные проверки не признавали фальсификацию, позже произведение было признано подлогом.



Возьмите лучшее (Take the Best) |


В конце 1990-х годов исследовательская группа Гигеренцера провела со студентами из Нью-Йоркского университета эксперимент, в котором они должны путем случайного выбора предсказать победителя игр Национальной баскетбольной ассоциации (NBA) 1996/97. Сезон уже закончился, Гигеренцер обезличил команды и дал студентам только две подсказки для каждой игры: количество игр, которые две команды выиграли в сезоне и счет после первого тайма. Последующий анализ выявил интуитивный подход у большинства студентов. Они следовали эмпирическому правилу: если команда в течение всего сезона была значительно лучше чем другая, она будет также в этой партии победительницей; если баланс сезона обеих групп сравнивался (разница менее 15 побед), лидирующая команда в перерыве выиграет. Студенты были правы в 78 % игр. Это последовательное прослушивание критериев в определенном порядке называется Возьмите лучшее и следует так называемому дереву принятия решений: возьмите лучший критерий и решите — если нет большой разницы, возьмите второй критерий и так далее. Такой подход ранее обычно объяснялся как нерациональное поведение. Тем не менее, Гигеренцер взял свое исследование в качестве возможности переоценить стратегию принятия лучших результатов, поскольку она была успешной и требовала гораздо меньше когнитивных ресурсов, чем точные вычисления вероятностей. Исследовательская группа Гигеренцера сравнила лучшее с множественным регрессионным анализом, многоступенчатым статистическим процессом, который должен алгоритмически оптимально оценивать различные критерии при решении. При исследовании 20 проблем в экономике, психологии, здравоохранении или биологии показали, что многоступенчатый статистический процесс в среднем в 68 % случаев давал правильные предсказания, а наименее наивное Возьмите лучшее было право в 71 % случаев.



Полезное неполное знание (Nützliches Halbwissen) |


Как это ни парадоксально, показатель успеха стратегии Возьмите лучшее можно улучшить, пропуская информацию. Гигеренцер: «Хорошая интуиция должна игнорировать информацию». Парадокс объясняется тем, что не вся информация имеет отношение к предсказанию. Возьмите лучшее — это стратегия, которая позволяет определенным данным иметь решающее значение и игнорировать остальные. Согласно Гигеренцеру, этот подход противоречит широко распространенному, но ложному идеалу максималиста: «Больше информации всегда лучше. Больше времени всегда лучше. Больше вариантов всегда лучше. Больше вычислений всегда лучше. Эта схема находится глубоко внутри нас, но это неправильно! Что нас интересует как исследователей: когда больше лучше и когда меньше лучше?» (Гигеренцер)


Неточные знания также могут быть правильными. В ходе расследования он задал вопрос: «В каком городе больше жителей: Сан-Диего или Сан-Антонио?» — отдельно немецким, отдельно американским студентам.[3] Поразительный результат: немецкие студенты смогли правильно ответить на вопрос (Сан-Диего), потому что они никогда не слышали о другом городе, в отличие от своих коллег. Гигеренцер предполагает, что частично непроинформированные решения базируются на бессознательных эмпирических правилах, в данном случае: Известный город, вероятно, больше — и это часто приводит к успеху.[4]



Нестатистический месяц |


Вместе с экономистом Томасом К. Бауэром и статистиком Вальтером Кремером Гигеренцер начал в 2012 году акцию «Нестатистический месяц». По словам инициаторов, акция должна «помочь разумно обрабатывать данные и факты, правильно интерпретировать числовые образы реальности и более адекватно описывать все более сложный мир и окружающую среду».[5]



Членство |



  • Американская академия искусств и наук

  • Берлин-Бранденбургская академия наук

  • Сообщество когнитивных наук[en]

  • Леопольдина

  • Экспертный совет по вопросам потребителей[de]


  • Американское философское общество (2016)



Награды |



  • 1982—1983: научный сотрудник, Центр междисциплинарных исследований, Билефельд

  • 1987—1988 und 2002—2003: приглашенный научный сотрудник, Гарвардский университет

  • 1987: Премия Ассоциации американских издателей за лучшую книгу в области социальных и поведенческих наук

  • 1989—1990: научный сотрудник Центра перспективных исследований в области поведенческих наук, Стэнфорд, Калифорния

  • 1991—1992: научный сотрудник, Центр междисциплинарных исследований, Билефельд

  • 1992: Американская ассоциация содействия развитию науки Приз за исследования поведенческой науки

  • 1998: почетный профессор Свободного университета Берлина

  • 2004: научный сотрудник, школа бизнеса Дарден, Виргинский университет, Шарлотсвилл

  • 2005: почетный профессор Берлинского университета имени Гумбольдта

  • 2007: почетный доктор Базельского университета

  • 2008: научный сотрудник, Ассоциация психологических наук (APS) за выдающийся вклад в психологическую науку

  • 2009: почетный доктор Открытого университета (Нидерланды)

  • 2011: Премия немецкой психологии

  • 2011: почетный сотрудник, Институт управления рисками, Великобритания

  • 2011: Медаль Марсилия, Гейдельбергский университет



Публикации |




  • Messung und Modellbildung in der Psychologie. UTB/Reinhardt, München/Basel 1981, ISBN 978-3-497-00895-7


  • Rationality for Mortals. 2008

  • совместно с Кристофом Энгелем[de] Heuristics and the Law. 2006


  • Adaptive Thinking. 2000

  • совместно с П. M. Тoддом Simple Heuristics That Make Us Smart. 1999

  • совместно с Рейнхардом Зельтеном Bounded Rationality. 2001

  • совместно с Даниэлем Г. Гольдштейном Models of Ecological Rationality: The Recognition Heuristic. Psychological Review 2002, ISSN=0033-295X

  • совместно с П. M. Тoддом Simple heuristics that make us smart. Oxford University Press, New York 1999, ISBN 0-19-514381-7


  • Das Einmaleins der Skepsis. Über den richtigen Umgang mit Zahlen und Risiken. Berlin Verlag, Berlin 2002, ISBN 3-8270-0079-3


  • Bauchentscheidungen. Die Intelligenz des Unbewussten und die Macht der Intuition. Bertelsmann, München 2007, ISBN 978-3-570-00937-6
    • англ.: Gut Feelings Viking, New York 2007, ISBN 978-0-670-03863-3


  • совместно с Муир Грей Better Doctors, Better Patients, Better Decisions. Envisioning Health Care 2020. MIT Press, Cambridge Massachusetts 2011, ISBN 978-0-262-01603-2
    • нем.: совместно с Муир Грей Bessere Ärzte, bessere Patienten, bessere Medizin. Aufbruch in ein transparentes Gesundheitssystem. Medizinisch Wissenschaftliche Verlagsgesellschaft, Berlin 2013, ISBN 978-3-941468-82-5



  • Risiko. Wie man die richtigen Entscheidungen trifft. Bertelsmann Verlag, München 2013, ISBN 978-3-570-10103-2
    • англ.: Risk Savvy: How to Make Good Decisions. Penguin Books, London 2015, ISBN 978-0-14-312710-9


  • совместно с Томасом К. Бауэром, Вальтером Крэмером Warum dick nicht doof macht und Genmais nicht tötet. Über Risiken und Nebenwirkungen der Unstatistik. Campus Verlag, Frankfurt am Main/ New York City 2014, ISBN 978-3-593-50030-0



Ссылки |


  • Видео об исследованиях Герда Гигеренцера (англ.). Latest Thinking. Проверено 15 марта 2018.


Примечания |





  1. Gerd Gigerenzer | Max-Planck-Institut für Bildungsforschung


  2. https://www.harding-center.mpg.de/de/team Harding Zentrum für Risikomanagement Team


  3. Lilo Berg. Gerd Gigerenzer, Direktor am Max-Planck-Institut für Bildungsforschung, über die Kunst, schnell gute Entscheidungen zu treffen: "Auch Halbwissen kann zum Erfolg führen" (нем.). Berliner Zeitung (27. August 2005). Проверено 18 марта 2018.


  4. Anja Dieckmann, Gerd Gigerenzer. Macht Halbwissen klug? (нем.). Berliner Ärzte (07/2005). Проверено 18 марта 2018.


  5. Gerd Gigerenzer, Thomas Bauer, Walter Krämer. Unstatistik des Monats (нем.). RWI Essen. Проверено 15 марта 2018.









Popular posts from this blog

Михайлов, Христо

Центральная группа войск

Троллейбус